Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


В Смольном раскрыли детали испытаний беспилотников в Петербурге


4 августа 2025 года Виктория Грушевская, Деловой Петербург


На сегодняшний день резидентами НПЦ БАС в "Технопарке Санкт-Петербурга" являются 68 компаний, сообщили "Деловому Петербургу" в комитете по промышленной политике, инновациям и торговле (КППИиТ). По сравнению с мартом 2025 года, когда резидентами были 58 организаций, их количество увеличилось на 14,7%.

"Петербург — это один из основных центров в России, где активно развиваются беспилотные технологии, в том числе благодаря исторически сложившемуся взаимодействию науки и производства. В городе более 20 ведущих разработчиков и производителей беспилотных летательных аппаратов и комплектующих для беспилотных авиационных систем. <...> Резидентами НПЦ БАС на сегодняшний день являются 68 компаний, 30 из которых — непосредственно разработчики", — уточнил глава КППИиТ Александр Ситов.

Также руководитель профильного ведомства рассказал, как сейчас проводятся испытания БПЛА в Петербурге и подчеркнул, что появление нового класса воздушного пространства Н для беспилотников, о котором ранее писал "Деловой Петербург", стало "важным и долгожданным шагом для всех разработчиков БПЛА".

"В данный момент испытания БПЛА проводятся в закрытых или ограниченных зонах (таких, как аэродромы двойного назначения), в сотрудничестве с допущенными организациями, имеющими разрешения Росавиации, либо с применением наземных средств координации в рамках временно согласуемых воздушных участков", — перечислил врио председателя комитета по промышленной политике, инновациям и торговле.

По словам Александра Ситова, внедрение нового класса воздушного пространства не только создаст возможности "для системных и юридически безопасных испытаний и эксплуатации дронов в регулируемой среде", но и позволит снизить бюрократическую нагрузку при организации лётных испытаний.

В частости, нововведения помогут ускорить цикл разработки от прототипа до лётной обкатки за счёт сокращения сроков, необходимых для рассмотрения выдачи разрешений на полёты, а также обеспечит безопасность и электронную координацию в режиме реального времени, добавил глава КППИиТ.

Как подчеркнул Александр Ситов, сейчас в периметре "Технопарка Санкт-Петербурга" создана вся необходимая инфраструктура для работы над проектами в области БПЛА и развития этой отрасли. Для этого у профильных компаний есть современное оборудование и собственные инжиниринговые центры, в том числе — по радиоэлектронике и прототипированию, — а также структурные подразделения, которые помогают резидентам НПЦ БАС проходить сертификацию и получать меры государственной поддержки.

Помимо научно-производственного центра испытаний и компетенций в области развития беспилотных авиационных систем, созданного на базе "Технопарка Санкт-Петербурга", в городе планируется запустить ещё один проект в сфере развития беспилотной авиации.

Новый НПЦ БАС появится на площадке "Новоорловская" в особой экономической зоне "Санкт-Петербург". Там будут расположены объекты лабораторно-исследовательского комплекса, а резиденты смогут не только разрабатывать, но и производить беспилотники, отметил Александр Ситов.

Как получить разрешение на ИВП в Петербурге

Согласно версии административного регламента комитета по транспорту Петербурга о выдаче разрешений на использование воздушного пространства (ИВП) в зоне ограничения полётов над городом, опубликованной в приложении к распоряжению "О внесении изменений в распоряжение Комитета по транспорту от 28.11.2016 № 123-р" на сайте Смольного, использование воздушного пространства в зоне ограничения полётов над Петербургом должно осуществляться в соответствии с рекомендациями Росавиации и установленными в соответствии с ними маршрутам. При этом срок ИВП над Петербургом не может превышать:

  • 3 месяцев, если речь идёт о производстве салютов и фейерверков, запуске воздушных шаров, шаров-пилотов, шаров-зондов и подобных материальных объектов;
  • 6 месяцев в целях обеспечения потребностей граждан, юридических лиц и ИП, не связанных с осуществлением коммерческих воздушных перевозок, а также проведения опытно-конструкторских, экспериментальных, научно-исследовательских работ, испытаний авиационной и другой техники;
  • 12 месяцев для запуска лазеров и подобных объектов, обеспечения потребностей граждан, юрлиц и ИП, связанных с предоставлением услуг по осуществлению воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов, почты.

Аналогичный срок — в течение года, — установлен и для ИВП в целях решения задач в области обороны и обеспечения безопасности РФ, объектов государственной охраны, внутренних дел, в областях таможенного дела, космической деятельности, гражданской обороны, защиты населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера, а также обеспечения безопасности людей на водных объектах и пожарной безопасности.

Как правило, решение о выдаче разрешения на ИВП (как и об отказе) в Петербурге принимается в течение 16 рабочих дней с момента, как в ведомство поступило заявление и пакет документов, однако в отдельных случаях (они перечислены в пункте пункте 2.10.1 административного регламента), предоставление государственной услуги может быть приостановлено на срок до 30 рабочих дней.

Помимо заявления, образец которого можно найти в приложении № 1 или приложении № 2 к вышеуказанному регламенту о выдаче разрешений на ИВП (в зависимости от вида объекта), разным категориям заявителям потребуется приложить к нему разный пакет документов. Физлицам и индивидуальным предпринимателям:

  • документ, удостоверяющий личность;
  • свидетельство о перемене имени (если такое имеется);
  • свидетельство о заключении (расторжении) брака;

При этом в случае, если один из вышеуказанных документов был выдан компетентными органами иностранного государства, нужно предоставить и их нотариально удостоверенный перевод на русский язык. То же самое нужно сделать в случае смены имени, если прежнее фигурирует в других документах.

Юридическим лицами для получения разрешения на ИВП над Петербургом потребуется:

  • документ, подтверждающий полномочия лица, уполномоченного действовать в интересах юридического лица без доверенности;
  • учредительные документы юридического лица, указанные в ст. 52 ГК РФ;
  • документ, удостоверяющий личность лица, уполномоченного действовать в интересах юридического лица без доверенности;

Если заявитель намерен получить разрешение, чтобы использовать сверхлёгкие и лёгкие воздушные суда (включая дирижабли с аэростатами и не считая беспилотных воздушных судов) для полётов в целях гражданской авиации или выполнения коммерческих воздушных перевозок в соответствии со свидетельством эксплуатанта авиации общего назначения, ему нужно приложить:

  • договоры обязательного страхования ответственности владельца воздушного судна перед третьими лицами за вред, причинённый жизни или здоровью либо имуществу третьих лиц при эксплуатации воздушного судна (для заявителей, не имеющих свидетельства эксплуатанта авиации общего назначения или сертификата на выполнение коммерческих воздушных перевозок);
  • договор обязательного страхования жизни и здоровья членов экипажа пилотируемого воздушного судна при исполнении ими служебных обязанностей (для заявителей, не имеющих свидетельство эксплуатанта авиации общего назначения или сертификат на выполнение коммерческих воздушных перевозок);
  • правоустанавливающий документ на воздушное судно (договор купли-продажи воздушного судна, свидетельство о регистрации права на воздушное судно, договор аренды, лизинга, фрахтования);
  • документ, подтверждающий право использования заявителем посадочных площадок в случае отсутствия сведений в ЕГРН об объекте недвижимости;
  • документ, подтверждающий трудовые или иные правовые отношения между заявителем и командиром воздушного судна (за исключением случаев если заявителем является командир воздушного судна);
  • проект порядка выполнения полетов дирижаблями и (или) аэростатами;
  • документ, подтверждающий полномочия представителя, в случае если заявление направлено представителем.

В случае, если воздушное судно находится в долевой собственности, заявителю также потребуется документ, подтверждающий согласие всех владельцев на его использование заявителем. Данные правила актуальны и для тех, у кого нет свидетельства эксплуатанта авиации общего назначения или сертификата на выполнение коммерческих воздушных перевозок.

Для заявителей, относящихся к государственной авиации, для получения разрешения понадобятся следующие документы:

  • документ, подтверждающий годность заявленного воздушного судна к эксплуатации (выписка из формуляра воздушного судна с записью о годности к эксплуатации, акт технической оценки годности воздушного судна);
  • приказ о допуске командиров воздушных судов к полётам;
  • свидетельство о государственной регистрации государственного воздушного судна;
  • документ, подтверждающий право использования заявителем посадочных площадок в случае отсутствия сведений в ЕГРН;
  • проект порядка выполнения полетов;

Похожий перечень документов потребуется тем, кто относится к экспериментальной авиации:

  • документ, подтверждающий годность заявленного воздушного судна к эксплуатации;
  • договоры обязательного страхования ответственности владельца воздушного судна перед третьими лицами за вред, причинённый жизни или здоровью либо имуществу третьих лиц при эксплуатации воздушного судна;
  • договоры страхования жизни и здоровья членов экипажа пилотируемого воздушного судна при исполнении ими служебных обязанностей в соответствии с Воздушным кодексом РФ или копии полисов (сертификатов) к данным договорам;
  • документ, подтверждающий право использования заявителем посадочных площадок в случае отсутствия сведений в ЕГРН;
  • документ, подтверждающий трудовые или иные правовые отношения между заявителем и командиром воздушного судна (за исключением случаев если заявителем является командир воздушного судна);
  • правоустанавливающий документ на воздушное судно или документ, подтверждающий согласие всех участников собственности на пользование заявителем воздушным судном;

Между тем для легального запуска воздушных шаров, шаров-пилотов, шаров-зондов, лазеров и подобных материальных объектов, а также производства салютов, фейерверков на высоту от 50 метров и выше, заявителям, осуществляющим деятельность по ИВП в зоне ограничения полётов над Петербургом, понадобятся:

  • учредительные документы юридического лица;
  • документ, удостоверяющий личность заявителя или представителя в соответствии с действующим законодательством, если заявителем является индивидуальный предприниматель или физическое лицо;
  • карта местности с обозначением планируемого места использования воздушного пространства и указанием высоты и времени использования воздушного пространства;
  • техническая документация на материальный объект.

В случае смены фамилии, имени или отчества (если прежнее ФИО фигурирует в вышеуказанных документах), необходимо, как упоминалось выше, дополнительно предоставить свидетельство о перемене имени, а также (если имеется) выданное за рубежом свидетельство о заключении или расторжении брака с его нотариально удостоверенным переводом на русский язык.

Напомним, что до конца текущего года в Петербурге запрещено использовать беспилотные воздушные суда. При этом запрет не касается беспилотников, которые применяются органами власти или подведомственными организациями. В том числе — в целях выполнения гособоронзаказа и для обеспечения работы объектов топливно-энергетического комплекса.

Также использование БПЛА допускается при проведении спортивных мероприятий, кинопроизводстве или в интересах СМИ, но только при наличии подтверждающих документов.




комментарии (0):













Материалы рубрики


Lenta.ru
Россия наращивает производство дронов. Как их используют на благо россиян?

РБК
Кто и как финансирует производство гражданских беспилотников
Роман Гусаров, AVIA.RU
Эксперт
Как регулировать перебронирование без вреда для пассажиров и авиакомпаний?
Валерия Чуб
Известия
Первых дело: как прошла премьера героической комедии «Есть только МиГ»
Анастасия Костина
Известия
Пункт допуска: Россия и Индия приблизились к безвизу для туристических групп
Ирина Мишина
Свободная Пресса
Второе рождение Бе-200: «Всемирный пожарный» получит российские двигатели
Андрей Коршунов
Известия
Полный в полет: геостационарный спутник поможет дронам освоить дальние маршруты
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пролет навигатора: авиакомпании лишатся льгот на 2 млрд рублей в год



Анастасия Николаева
Интерфакс
Дроны в помощь: как Росреестр проконтролирует владельцев земельных участков?
Анастасия Костина
Известия
Атмосфера открытости: в Японии и Южной Корее ждут прямых рейсов с Россией
Наталия Ячменникова
Российская газета
Бакалавр по дронам. В 2026 году МГТУ ГА выпустит первых специалистов по эксплуатации беспилотников с высшим образованием
Андрей Коршунов
Известия
Крутой оборот: «ремонтные чемоданчики» быстрее вернут в строй поврежденные самолеты
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Суд подтвердил законность роста тарифов на парковку в аэропорту Пулково

РБК
Как промышленный дизайн делает дроны более быстрыми
Денис Гриценко
Известия
Огонь с батареей: в РФ впервые испытали дрон для тушения пожаров с автономным питанием
Максим Карабицкий, Павел Вихров
Известия
Поддержка воздуха: почти в 60 регионах РФ снимут ограничения на крупные дроны
Даниил Сечкин
Известия
Остров приближения: Россия и Япония обсуждают возобновление прямых авиарейсов
Денис Гриценко
Известия
Гулять под зондом: космический мусор может в любой момент упасть в любой точке Земли
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Само название устраняет барьеры: ОАК заинтересовалась авиатакси
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
От носков до туров на Кубу: зачем Wildberries купил туроператора Fun&Sun
Андрей Коршунов
Известия
В высшей станции: технологии «Венеры-9» используют для будущих межпланетных миссий
Арсений Замостьянов
Известия
Экспедиция в преисподнюю: как советская техника добралась до Венеры
Денис Гриценко, Андрей Коршунов
Известия
Вселенские масштабы: природоподобные технологии помогут освоить космос
Денис Кузнецов
Известия
Горячая путевка: Wildberries & Russ купила крупного туроператора Fun&Sun

РИА Новости
Беспилотное будущее России: производство БАС на Дальнем Востоке
Татьяна Тюменева ("Российская газета", Санкт-Петербург)
Российская газета
Авиаэксперт Гусаров: Неубранная стойка шасси - это не критичная ситуация, но она предполагает возвращение в пункт вылета

Деловой Петербург
Без россиян "пришёл конец": аэропорту финской Лаппенранты грозит закрытие
Тимур Латыпов
«БИЗНЕС Online»
«Надо зубы вышестоящим показывать»: в 2025 году КАЗ поднимет только один Ту-214
Татьяна Ларионова, обозреватель «ТР»
Транспорт России
Летали и будем летать!
Дмитрий Бевза
Российская газета
Как не устроить пожар в самолете: 7 правил перевозки внешних аккумуляторов
Алла Скрипова
74.RU
Отменили авиарейс из-за угрозы БПЛА. На что рассчитывать пассажиру
Екатерина Забродина, Антон Конев, Иван Краснов
RTVI
Маршрут построен: как Путин будет добираться до Венгрии
Герман Костринский
РБК
Авиакомпании обяжут отчитываться о выбросах CO2 на международных рейсах
Анастасия Николаева
Интерфакс
Подробно и в деталях: что Путин рассказал Алиеву о катастрофе с самолетом AZAL?
Владимир Гаврилов, Денис Кузнецов
Известия
«Не бывает старых самолетов, есть неисправные воздушные суда»
Антон Белый, Юлия Леонова
Известия
Корпусный подход: российская 3D-ткань сделает БПЛА более ударопрочными
Валентина Лезина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Риски высоки»: Авиаэкспертов удивило заявление Минтранса об аэротакси в городах
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
«Бюджетных вложений хватит только на поддержку штанов»: Россия сокращает расходы на развитие авиапромышленности
Владимир Гаврилов
Известия
Летают тут: владельцы авиатакси захотели сами выдавать себе сертификаты на перевозку
Кирилл Фенин, Анастасия Костина
Известия
Встречный двигатель: РФ рассчитывает на скорое проведение консультаций с США
Артем Мостыканов, Мария Федорова
РБК
Как в России готовят специалистов гражданской беспилотной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Алюминиевые образцы: ученые создадут из лома высокопрочные детали для самолетов

93.ru
На Кубани планируют возродить малую авиацию
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
Альтернатива Турции и ОАЭ: туроператоры ожидают всплеск спроса на отдых в Китае
Любовь Капустина
Российская газета
"Ангара" может прекратить полеты: кто может заменить компанию и скажется ли это на перевозках?
Наталия Ячменникова
Российская газета
С дроном на "ты". Университет гражданской авиации получил сертификаты летной годности на тяжелый беспилотник
Елена Сухорукова, Дарья Молоткова
РБК
У крупнейшего оператора duty free в Шереметьево сменился собственник
Иван Сало
РБК
МС-21: что это за самолет, его характеристики и роль в российской авиации
Валентина Аверьянова
Известия
На взлет: в России вводят новый авиационный сбор для пассажиров
Татьяна Копылова
Деловой Петербург
"Это очень критично": поможет ли новая станция метро аэропорту Пулково

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer