Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Полет смысла: как будут развиваться российские гражданские дроны


6 августа 2025 года Сергей Прудников, Известия


Сверхмалые космические спутники, «рои» на искусственном интеллекте и дроны вертолетного типа — такие новинки будут показаны на форуме «Беспилотные системы» в инновационном центре «Сколково». Компании из 30 стран с 7 по 17 августа представят в Москве свои новейшие решения. Мощный импульс развития беспилотным технологиям дала СВО, но и гражданские направления их применения имеют очень широкие перспективы. Специальный корреспондент «Известий» одним из первых ознакомился с передовыми разработками российских инженеров.

Мировой океан на ладони

«Спутникс» — компания, которая 10 лет назад создала первый в России частный космический спутник. На сегодняшний день число аппаратов, сконструированных ее сотрудниками, перевалило за сотню, 80 из них находится на космической орбите. До конца 2025-го будет выведено еще 25. Началось всё с небольшого стартапа на базе «Сколково», теперь же «Спутникс» — самая крупная организация, работающая в инновационном центре.

Как рассказал «Известиям» ее коммерческий директор Анатолий Копик, специфика «Спутникса» — малые и сверхмалые космические аппараты.

— Их проектирование и производство — крайне сложная задача, — объяснил он. — В небольшую коробку нужно упаковать весь конструктив, сверхмощную аппаратуру. Вес наших моделей составляет от 2–3 до нескольких десятков килограммов, максимальный — 200 кг. Себестоимость производства 1 кг техники — $5–10 тыс. Преимущества такой компактности — снижение стоимости запуска, большое число единовременных пусков. Вывод на орбиту происходит с помощью ракет семейства «Союз» и «Ангара». Время работы в космосе — 3–5 лет.

В «Спутниксе» разработано несколько видов унифицированных платформ, на базе которых достаточно быстро собираются аппараты различного назначения. Среди их задач — дистанционное зондирование земной поверхности, климатических изменений, лесов, сельскохозяйственных угодий, городской застройки. Интересная опция — морской мониторинг, когда на ЖК-экране отображается картина движения практически всех судов в Мировом океане. Разными цветами обозначены танкеры, сухогрузы, рыболовецкие судна, отмечено — кто и куда направляется, порт приписки, сигнал сообщают специальные маяки, имеющиеся на борту. Эта картина позволяет отслеживать и оценивать вылов рыбы в различных зонах, помогает выстраивать безопасные пути следования, выявлять нарушение территориальных вод. Примечательно, что до 2022 года для этих целей в России использовались иностранные спутники, теперь — наши.

Камеры на носителях установлены сверхмощные, способные с высоты 500–600 км сфотографировать в высоком разрешении любой объект. Сами спутники напоминают непримечательные с виду коробочки с торчащими антеннами и солнечными панелями по корпусу: сразу и не угадаешь, что перед вами чудо техники. Всё — от программного обеспечения до «железа» сколковские специалисты производят сами. Среди проектов последнего времени — «Святобор-1», созданный для отслеживания лесных пожаров, UTMN 2 — для мониторинга экологической обстановки в Тюменской области, «Нанозонд-1» — для изучения воздействия космической среды на материалы самих спутников.

Новые «кукурузники»

Другое направление, где беспилотные системы активно завоевывают пространство, — сельское хозяйство. В «Сколково» агродроны проектирует и изготавливает компания «Синтез».

— В своей лаборатории мы производим всё — раму, двигатели, аккумуляторы, камеры высокого разрешения, вычислители, процессоры, — рассказал «Известиям» генеральный директор «Синтеза» Алексей Тращеев. — Причем та же рама рассчитана на использование в течение нескольких лет в отличие от китайских аналогов. Линейка беспилотников называется «Дон-дрон». Есть обычные, имеющие четыре двигателя, две батареи и грузоподъемность 80 кг. И грузовые, включающие восемь двигателей, четыре батареи, способные нести 120 кг, они способны совершать перелеты на 20–30 км.

Задача агродронов — мониторинг полей, распыление пестицидов и удобрений, анализ состояния растений, в некоторых случаях — полив, засев, то есть то, что называется точным земледелием, объясняет Алексей Тращеев. Смысл такого подхода — оптимизация ресурсов, автоматизация рутинных процессов, как следствие — повышение урожайности.

Среди новшеств, которое предложили разработчики, — включение в процесс ИИ.

— Ключевая проблема с агродронами — неправильные посадки, как следствие — частый выход их из строя, — поясняет наш собеседник. — Поэтому мы решили максимально автоматизировать эту работу, свести на «нет» человеческий фактор. Сделать из обычного дрона — умный дрон. Который может, к примеру выявлять препятствия, самостоятельно безопасно приземляться. Функции оператора сводятся к зарядке аккумулятора и общем контроле за процессом. Также мы предлагаем использовать не один БПЛА, а три, которые объединены в систему и выполняют работу быстрее и эффективнее. Стоимость одного аппарата — 1,5–2 млн рублей, окупается он за год.

В Азии (Китае, Вьетнаме) без агродронов уже невозможно представить себе функционирование сельского хозяйства, там существуют даже дронопорты и транспортные коридоры для БПЛА. Любопытно, что в Советском Союзе роль таких аппаратов выполняли знаменитые «кукурузники» — самолеты, которые имелись в большинстве крупных хозяйств. Сегодня на их место пришли беспилотники, только уже со значительно более широким функционалом.

На двух винтах

Всем известны квадрокоптеры и беспилотники самолетного типа, но мало кто видел автономный вертолет. В небе их действительно мало. В России есть предприятия, которые уже создали и внедрили для использования такой агрегат, — например, национальный центр вертолетостроения в Томилино. Среди частных компаний, предлагающих свое решение, — сколковская компания «Омнитех». Разработка проекта идет несколько лет, сейчас она как раз на финальной стадии, в ближайшие восемь месяцев пройдут завершающие летные испытания, после чего будут поданы документы на сертификацию.

Как рассказала «Известиям» заместитель директора ООО «Омнитех» Светлана Торцева, в мире сегодня основной рынок БПЛА (75%) принадлежит беспилотникам мультироторного типа. На втором месте — самолетный тип. Третье занимают БПЛА вертолетной схемы.

— Наша модель называется В-120. Высота полета — 1,5 км, максимальная скорость — 100 км/ч, нижний порог температуры — 35 градусов мороза, но будем понижать ее еще больше, — поделился с «Известиями» гендиректор компании Алексей Урбанский. — Грузоподъемность — 50 кг. Топливо — бензин плюс масло. Дальность полета — 150 км. Основные цели использования — газоанализ на линиях магистральных трубопроводов. А также доставка грузов в труднодоступные точки. Экономия по сравнению с затратами на переброску на вертолете Ми-8 — минимум в два раза.

На 85% комплектующие беспилотного аппарата — собственного производства. В течение года компания поставила задачу выйти на показатель 95%. Импортозамещение для сколковских предприятий наряду с передовыми решениями является приоритетом.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Сергей Прудников
Известия
Полет смысла: как будут развиваться российские гражданские дроны
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
В Смольном раскрыли детали испытаний беспилотников в Петербурге
Николай Сергеев
Москвич
Критический фактор: почему авиаколлапс лета 2025 погубил российский средний класс
Елена Рузлева
Forbes
Разбор полетов: чем для акций «Аэрофлота» обернется атака хакеров и задержки рейсов
Антон Белый
Известия
Молодой по весу: в РФ разработали сверхлегкую ракету-носитель для запуска спутников
Герман Костринский, Екатерина Шокурова, Анна Балашова
РБК
Атака хакеров на «Аэрофлот»: сколько это может стоить компании
Елена Балаян, Валерия Мишина, Яна Штурма, Валерий Кодачигов
Известия
Игра на вылет: на что рассчитывать пассажирам отмененных рейсов «Аэрофлота»
Егор Малков
Деловой Петербург
Сломать систему: как сбой "Аэрофлота" отзовётся на вылетах из Петербурга



Петр Канаев
РБК
Андрей Иванов заявил о работе по предотвращению банкротства «Домодедово»
Мария Недюк, Юлия Леонова
Известия
В дроновом режиме: на интеллектуальные беспилотники выделили 262,5 млн рублей
Екатерина Тропова
АТОР
Российские аэропорты закрывали более 260 раз с начала мая
Наталья Башлыкова, Яна Штурма, Виктор Синеок
Известия
Команда на слёт: интерес туристов к Геленджику подскочил вдвое перед открытием аэропорта
Полина Собакина
Известия
Аэропорт Геленджика открылся: как это повлияет на рост турпотока
Максим Манаев, Тимофей Волков, Федор Горбунов
Известия
Бремя ремонта: крейсер «Адмирал Кузнецов» могут сдать на металлолом
София Прохорчук, Владимир Гаврилов
Известия
Воздушные рамки: какие компенсации положены за отмену 485 рейсов
Екатерина Шокурова
РБК
ГЛОНАСС разработает стандарты кибербезопасности для дронов

РБК
Глава «России»: «Каждый 2-й рейс на SSJ100 — между Москвой и Петербургом»
Герман Костринский
РБК
«Россия» начала сравнивать российский и французский двигатели для SSJ-100
Алёна Алёша
Деловой Петербург
Регистрация улыбкой: Петербург узаконит биометрию в аэропортах
София Прохорчук, Ирина Ионина, Самира Сабирова
Известия
Задача на вылет: авиакомпании готовят вывозные рейсы с Ближнего Востока
Анастасия Николаева
Интерфакс
Новый космический проект: какие приоритетные направления выбрала Россия?
Ольга Ларина
Деловой Петербург
Зона турбулентности. Забастовки в Финляндии обрушили авиаперевозки
Иван Сало
РБК
Что такое Crew Dragon: история, миссия, полеты, список кораблей
Любовь Можаева
MASHNEWS
И внутри будет отечественное. Минпромторг решил потратить 4 млрд на начинку самолетов
Сергей Андрейкин
Деловой Петербург
Пулково опередил зарубежные аэропорты по внедрению биометрии
Любовь Можаева
MASHNEWS
С овальным фюзеляжем. На самолеты нового поколения Минпромторг потратит еще 13 млрд
Мария Недюк
Известия
Что указано пером: птицы помогут создать автономные системы навигации для дронов
Кирилл Фенин
Известия
Полетное создание: РФ и Сербия работают над запуском новых авиарейсов
Петр Канаев, Герман Костринский
РБК
Правкомиссия отказала крупнейшему аэропорту Камчатки в повышении тарифов
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Отлетались? Программа производства новых самолетов опять попала под нож
Андрей Коршунов, Юлия Леонова
Известия
Общий взлет: в РФ создали первую универсальную станцию внешнего управления дронами
Анастасия Львова
Эксперт
Дронов становится всё больше
Екатерина Шокурова
РБК
Эксперты разработали концепцию «цифрового неба России»
Мария Фролова
Известия
Лишние пассажиры: в Минтрансе предложили ввести овербукинг на частых рейсах
Ксения Власова
ИрСити
«Это чудо — потомки оценят». Авиаэксперт объяснил, полетит ли МС-21 в 2026 году на самом деле
Наталия Ячменникова
Российская газета
Медсестра, буфетчица и кладовщица: Кем были первые стюардессы в мире и России
Владимир Гаврилов
Известия
Все в сад: основой беспилотной авиации станут агродроны
Тимур Алиев (Махачкала), Гульназира Ишбердина (Уфа), Олег Корякин (Казань), Юлия Потапова (Кемерово), Мария Соловьева (Элиста), Ирина Троценко (Дальний Восток)
Российская газета
Какие новые аэропорты были открыты в городах России за последние годы. А какие были модернизированы
Ева Акимова
РБК
Познакомьтесь с первой в мире женщиной — пилотом вертолета «Ансат». Санитарная авиация в России отмечает 100 лет с момента создания
Роман Крецул, Богдан Степовой
Известия
Будет полк: в ВМФ создают морские части беспилотных систем
Анастасия Львова
Эксперт
Отстающим помогут справиться с управлением
Анна Героева
Известия
Мы будем водить самолеты: как тренируют российских пилотов
Герман Костринский, Дарья Молоткова
РБК
Минпромторг закажет разработку перспективных самолетов
Екатерина Тропова
АТОР
Отмены и задержки рейсов повлияли на планы не менее 60 тысяч пассажиров
Андрей Коршунов
Известия
Стройный скан: в России создают самую точную 3D-модель Луны и Марса
Андрей Коршунов
Известия
Задать модуль: российские аппараты могут быть первыми на Северном полюсе Луны
Анастасия Николаева
Интерфакс
Полетное задание выполнено: частично импортозамещенный МС-21 поднялся в небо
Владимир Гаврилов Станислав Федоров
Известия
Вот Хургада: AlMasria Airlines сократила полетную программу из РФ на курорты Египта
Владимир Гаврилов
Известия
Билетное па: выплаты пассажирам за овербукинг хотят сделать обязательными
Андрей Коршунов
Известия
Спрей для дела: новые российские двигатели доставят на Луну наноспутники

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer