Почему выбрали Кубань для малой авиации
По словам Романа Гусарова, Краснодарский край идеально подходит для развития малой авиации благодаря географии, климату и туристическому потенциалу.
«Кубань — регион, который сам напрашивается стать Меккой малой авиации в России. Здесь есть свободное воздушное пространство, где можно летать, не пересекаясь с магистральными рейсами. Плюс климат: много солнечных дней, что важно для полетов. И, конечно, туристическая составляющая», — отметил эксперт.
По его словам, выбор Псебая, Тамани, Агоя и Приморско-Ахтарска не случаен. Эти точки определены с учетом существующей наземной инфраструктуры и потенциала территорий. В отличие от Подмосковья, где плотная застройка и население в 20 миллионов жителей создают сложности для полетов, на Кубани есть свободные территории, над которыми можно безопасно летать.
Проблемы и вызовы
Основным препятствием для реализации проекта Гусаров называет поиск инвесторов.
«Государство вряд ли будет финансировать такие аэродромы. Это, скорее всего, инвестпроект, где средства придётся привлекать через торги или конкурсы», — пояснил он.
По его словам, даже существующие аэродромы малой авиации в России находятся в управлении частных компаний и должны быть коммерчески эффективными, чтобы не зависеть от бюджета. Еще одна сложность — привлечение владельцев самолетов и вертолетов.
«Построить аэродром — это полдела. Нужно, чтобы туда прилетали пилоты-любители или компании, занимающиеся, например, авиационным туризмом. Без этого аэродром останется пустым», — подчеркнул Гусаров.
Ситуацию осложняют санкции, из-за которых доступ к западным самолетам ограничен, а отечественных воздушных судов для малой авиации пока недостаточно.
«Есть бюджетные гидросамолеты, но их мало. Без комплексного развития, включая производство техники, проект может затянуться», — добавил он.
Также Гусаров отметил важность поддержки региональных властей.
«Если муниципалитеты не подведут к аэродромам электричество, воду, канализацию и дороги, инвесторы просто не придут. Все должно быть согласовано», — сказал эксперт.
Что случилось с малой авиацией советской Кубани
Гусаров объяснил, почему малая авиация, процветавшая в СССР, практически исчезла в постсоветский период.
«В советское время авиация была государственной, и „Аэрофлот“ обеспечивал транспортную доступность даже убыточных направлений. Экономика была вторична, убытки покрывало государство. Но после распада СССР рынок потребовал эффективности, и убыточные аэродромы закрылись», — рассказал он.
Сейчас малая авиация сохраняется только там, где без нее невозможно обойтись, например, в труднодоступных регионах с вечной мерзлотой или болотами.
«На Кубани, где есть хорошие дороги и инфраструктура, малая авиация не была жизненно необходима, поэтому ее и не развивали», — пояснил Гусаров.
Однако сейчас интерес к ней возрождается благодаря туристическому потенциалу региона и желанию властей развивать новые направления.
Примеры для подражания
Гусаров считает, что Краснодарский край может стать пионером в развитии малой авиации в России.
«У нас нет регионов, где этот сегмент сильно развит. Кубань может создать новую модель, которую потом возьмут за образец. Здесь есть все: дороги, топливо, электроэнергия, свободное небо и туристический спрос», — отметил он.
По словам эксперта, успех проекта будет зависеть от комплексного подхода: строительства инфраструктуры, привлечения инвесторов и создания условий для пилотов и туристических компаний.
«Если все сложится, малая авиация на Кубани может стать не только способом перевозки, но и важной частью туризма», — заключил Гусаров.
Напомним, открытие нового аэропорта Краснодара перенесли на 2027 год. Старый остается закрытым. Сейчас в крае действуют только две воздушных гавани — в Сочи и Геленджике.