Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Летают тут: владельцы авиатакси захотели сами выдавать себе сертификаты на перевозку


25 сентября 2025 года Владимир Гаврилов, Известия


Владельцы авиатакси захотели сами выдавать себе сертификаты на эксплуатацию самолетов и перевозки. С предложением позволить бизнесу самостоятельно сертифицировать и поддерживать летную годность легких воздушных судов, в том числе исторических и спортивных, а также создавать авиакомпании с одним воздушным судном и пилотом в Минтранс обратилась профильная ассоциация. Сейчас перевозки без сертификата Росавиации уголовно наказуемы, однако недостаток контроля породил рынок нелегальных услуг, и количество катастроф с малыми воздушным судами за год выросло вдвое. Инициативу саморегулирования в отрасли уже поддержали в Госдуме. В Минтрансе разделяют стремление отрасли к развитию малой авиации, но отмечают, что оно не должно идти в ущерб безопасности пассажиров и экипажей. А аварийность говорит о необходимости поддержания системы госрегулирования и контроля, а не ее ослабления, добавили в ведомстве.

Почему растет аварийность в малой авиации

Малая авиация хочет взять на себя ряд функций по регулированию отрасли, которые сейчас выполняет Росавиация, а также создавать небольшие авиакомпании с одним воздушным судном и пилотом. С таким предложением в Минтранс обратились депутаты Госдумы и Ассоциация малых авиационных предприятий (МалАП), узнали «Известия». Вопрос пробелов в госрегулировании в отрасли, из-за которых возник нелегальный рынок этих услуг, обсудили на заседании экспертного совета по развитию малой авиации в нижней палате парламента 15 сентября.

— Саморегулируемая организация в области авиатакси и спортивной авиации может взять обязанность самостоятельно сертифицировать и поддерживать летную годность легких воздушных судов, в том числе исторических и спортивных, осуществлять допуск своих членов к коммерческой деятельности, — рассказал «Известиям» председатель правления МалАП Сергей Детенышев. — Это в разы сократит стоимость услуг и вдохнет жизнь в отрасль, которая сейчас замерла.

По его словам, главным барьером стала невозможность выполнения авиаторами избыточных требований ряда федеральных авиационных правил (ФАП), утвержденных Минтрансом. Авиаторы не могут получить сертификат коммерческого эксплуатанта, дающий право возить пассажиров и грузы. Для его получения требуются не один десяток миллионов рублей, разработка большого объема документации, наем семи директоров и штата сотрудников из 30 и более человек, добавил эксперт.

Зампред комитета Госдумы по развитию гражданского общества, депутат Олег Леонов считает, что заведомо невыполнимые требования для субъектов малой авиации формируют черный рынок услуг. По данным МалАП, это влияет на безопасность.

Как сказали «Известиям» в пресс-службе Минтранса, в 2024 году количество катастроф с воздушным судами авиации общего назначения (АОН, спортивные и некоммерческие полеты) выросло вдвое по сравнению с 2023-м — до 12 случаев, в которых погибли 27 человек. Число аварий увеличилось на 57% (до 11 случаев), а серьезных авиационных инцидентов — на 83% (до 11).

По данным ассоциации, в авиации общего назначения нередко совершаются полеты «для удовольствия», которые часто носят экстремальный характер и нарушают существующие правила. Поскольку авиавластям сложно контролировать такие полеты, это вынуждает Генпрокуратуру применять к нарушителям меры уголовного преследования, отметил Сергей Детенышев.

Показательным стало уголовное дело, которое Генпрокуратура возбудила в отношении летчицы пилотажной группы «Барсы» на основании жалобы пассажирки, которая испугалась в рекреационном полете. Этот случай обсудили на экспертном заседании в Госдуме.

— Прецедент с вынесением обвинительного приговора лишь на основании испуга потребителя услуги без ущерба и пострадавших представляется опасным для всей отрасли гражданской авиации, — сказал Олег Леонов. — Главная причина такого подхода, на которую указала нам Генпрокуратура, — несовершенство государственного регулирования коммерческой эксплуатации легких воздушных судов.

По словам депутата, регулирование рынка малой авиации требует кардинальной переработки.

— Изменения ФАП обещал нам Минтранс еще пять лет назад в рамках дорожной карты по исполнению поручения президента относительно развития малой авиации. Был обещан и режим для эксплуатанта с одним самолетом и пилотом, но никаких реальных упрощений министерство в ФАПы так и не внесло, — отметил он.

В Госдуме подготовлен и проходит согласование с правительством межфракционный законопроект о саморегулировании авиатакси, который позволяет вывести отрасль из-под действия ФАПов, содержащих запретительные требования.

— Саморегулирование позволяет решить задачу по развитию национального рынка авиатакси без внесения изменений в ФАПы, без бюджетного финансирования, с должным уровнем безопасности, ответственности и самонадзора и никак не противоречит стандартам и правилам ИКАО (Международная организация гражданской авиации. — Ред.), — считает Олег Леонов.

В Минтрансе сказали «Известиям», что полностью разделяют стремление отрасли к развитию так называемой малой авиации, понимают ее важность для транспортной доступности регионов и поддерживают инициативы, направленные на упрощение условий работы для авиапредприятий, в том числе с небольшим парком воздушных судов.

— Именно данные по аварийности объективно указывают на необходимость поддержания системы государственного регулирования и контроля, а не ее ослабления, — добавили в министерстве.

В ведомстве также отметили, что постоянно ведут работу по совершенствованию нормативной базы, в частности Федеральных авиационных правил (ФАП-10), в том числе с учетом успешного международного опыта, готовы с участием экспертного профессионального сообщества рассматривать новые предложения, направленные на благо пассажиров и отрасли. При этом ключевым приоритетом при анализе каких бы то ни было инициатив остается безопасность полетов — в этом вопросе компромиссов быть не может, сказали в пресс-службе Минтранса.

— Любые изменения в законодательстве или правилах должны прежде всего гарантировать сохранение высочайшего уровня безопасности. Именно этот принцип лежит в основе нашей позиции. Мы убеждены, что развитие отрасли не должно идти в ущерб безопасности пассажиров и экипажей, — подчеркнули в пресс-службе ведомства.

«Известия направили запросы в Росавиации и Генеральную прокуратуру.

Как сделать малую авиацию безопасной

— Авиатакси в терминологии ИКАО — это коммерческие воздушные перевозки пассажиров и грузов обычно на расстояния до 1 тыс. км на воздушных судах малой вместимости (до 19 мест), выполняемые на нерегулярной (чартерной) основе, — рассказал Сергей Детенышев. — Оно востребовано как в деревнях, так и в мегаполисах. Представьте, что из Москвы в часы пик можно улететь за город на самолете-амфибии с Северного или Южного речного вокзала.

По словам авиатора, самолет раза в три дешевле, чем вертолет, но авиатакси может работать и на вертолетах, если поблизости нет аэродрома.

В США есть два разных стандарта требований CFR14 — Part 121 для большой авиации и Part 135 для малой (в том числе в формате авиатакси). Последние делятся на уровни: Single Pilot (один пилот и самолет до девяти мест), Single Pilot in Command (объединение трех сингл-пилотов), Basic (по пять самолетов и пилотов) и Standard (без ограничений).

— По мере роста парка усложняются требования, — говорит Сергей Детенышев. — Это и есть дифференцированный подход, так как для разных масштабов реализованы разные модели регулирования.

В России же отдельного регулирования авиатакси нет, а требования к одному перевозчику, например на Cessna, по сути, такие же, как и к «Аэрофлоту», отмечает эксперт.

— В странах с развитой авиатранспортной системой давно применяется рискориентированный подход для дифференциации требований к различным сегментам рынка авиаперевозок, — рассказал «Известиям» основатель сервиса безопасности полетов RunAvia Андрей Патраков. — Наибольшие риски безопасности полетов у крупных авиакомпаний с парком более 100 авиалайнеров, поэтому требования к ним наиболее жесткие.

Самые мягкие требования к двухместным самолетам в формате «один пилот и один пассажир». Практика авиатакси в США особенно популярна в небольших и удаленных населенных пунктах, где нет альтернативы авиатранспорту, например на Аляске, отметил эксперт.

По словам Андрея Патракова, зачастую контроль за безопасностью в сегменте малой авиации осуществляют не только госорганы, но и частные саморегулируемые организации. Например, в Германии ассоциация легкой авиации DULV имеет полномочия сертификации легких самолетов, и ее сертификаты признаются во многих странах.

Но у дифференцированного подхода к авиатакси есть и противники, в особенности среди средних авиапредприятий, уже сертифицированных в Росавиации и работающих на рынке.

— Человеческая жизнь бесценна вне зависимости от того, один человек находится в воздушном судне или триста, — сказал «Известиям» глава авиационного альянса «Аэрохимфлот» Клим Галиуллин. — Сертификация эксплуатантов — это не прихоть государства, а система, которая должна гарантировать пассажиру доставку его живым и здоровым.

По словам участника рынка, федеральные авиационные правила, регламентирующие выполнение коммерческих воздушных перевозок, переизданы в 2022 году и в значительной мере упрощены для эксплуатантов. В целом сравнивать нашу систему с иностранными в принципе некорректно, поскольку они абсолютно разные.

Самая главная цель сертификации Росавиации — дать гарантии пассажиру в том, что его полет пройдет безопасно, приводит пресс-служба Минтранса слова директора авиационно-технического центра «Вираж» (имеет сертификат эксплуатанта для авиаработ) Константина Малиевского.

— В нашей профессиональной среде считается, что при сертификации эксплуатантов и так уже всё максимально упрощено и дальше начнется деградация. Небольшой штат сотрудников не сможет выполнить необходимый спектр задач по обеспечению безопасных и регулярных полетов, — считает он.

Во многих странах полетов малых самолетов в сотни раз больше, а их аварийность меньше, рассказал «Известиям» руководитель Авиационного учебного центра «Гагарин» Сергей Бондарь. По его словам, на безопасность влияют не только сертификат и количество бортов, а уровень подготовки пилотов.

Росавиации надо усилить контроль за их подготовкой и техническим состоянием таких самолетов, но одновременно упростить доступ на рынок небольшим авиапредприятиям, считает эксперт.

В своем развитии малая авиация может стать стратегически важной частью транспортной системы на Крайнем Севере, в Сибири, на Дальнем Востоке, полагает Сергей Бондарь. Кроме того, при снятии административных барьеров частные конструкторские бюро совместно с ОАК могут разработать и запустить в серию линейку современных легких самолетов на замену иностранным аналогам, резюмировал он.




комментарии (0):













Материалы рубрики


Известия
Что такое субсидированные авиабилеты и как их купить в 2026 году
Тимур Латыпов, Александр Гавриленко
БИЗНЕС Online
«Увы, не хотят запускать в большую серию»: КАЗ поднял в небо первый новый Ту-214

Деловой Петербург
Не летайте в Финляндию: японцы атаковали Finnair из-за расистского скандала
Наталия Ячменникова
Российская газета
Двигатель для нового пассажирского сверхзвукового самолета сложнее тех, что стоят на истребителях
Ангелина Кречетова
Forbes
Авиакомпании попросили продлить особый режим эксплуатации иностранных самолетов
Герман Костринский, Ольга Копытина при участии Сергей Хитров
РБК
Инвесторы согласились подождать выплат по облигациям Домодедово еще год
Ольга Самофалова
РИА Новости
Амбиции России завели ее на самый верх
Светлана Петрова
Эксперт
Поставки полностью импортозамещенных самолетов в авиакомпании планируются в 2026 году




Lenta.ru
Россия наращивает производство дронов. Как их используют на благо россиян?

РБК
Кто и как финансирует производство гражданских беспилотников
Роман Гусаров, AVIA.RU
Эксперт
Как регулировать перебронирование без вреда для пассажиров и авиакомпаний?
Валерия Чуб
Известия
Первых дело: как прошла премьера героической комедии «Есть только МиГ»
Анастасия Костина
Известия
Пункт допуска: Россия и Индия приблизились к безвизу для туристических групп
Ирина Мишина
Свободная Пресса
Второе рождение Бе-200: «Всемирный пожарный» получит российские двигатели
Андрей Коршунов
Известия
Полный в полет: геостационарный спутник поможет дронам освоить дальние маршруты
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пролет навигатора: авиакомпании лишатся льгот на 2 млрд рублей в год
Анастасия Николаева
Интерфакс
Дроны в помощь: как Росреестр проконтролирует владельцев земельных участков?
Анастасия Костина
Известия
Атмосфера открытости: в Японии и Южной Корее ждут прямых рейсов с Россией
Наталия Ячменникова
Российская газета
Бакалавр по дронам. В 2026 году МГТУ ГА выпустит первых специалистов по эксплуатации беспилотников с высшим образованием
Андрей Коршунов
Известия
Крутой оборот: «ремонтные чемоданчики» быстрее вернут в строй поврежденные самолеты
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Суд подтвердил законность роста тарифов на парковку в аэропорту Пулково

РБК
Как промышленный дизайн делает дроны более быстрыми
Денис Гриценко
Известия
Огонь с батареей: в РФ впервые испытали дрон для тушения пожаров с автономным питанием
Максим Карабицкий, Павел Вихров
Известия
Поддержка воздуха: почти в 60 регионах РФ снимут ограничения на крупные дроны
Даниил Сечкин
Известия
Остров приближения: Россия и Япония обсуждают возобновление прямых авиарейсов
Денис Гриценко
Известия
Гулять под зондом: космический мусор может в любой момент упасть в любой точке Земли
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Само название устраняет барьеры: ОАК заинтересовалась авиатакси
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
От носков до туров на Кубу: зачем Wildberries купил туроператора Fun&Sun
Андрей Коршунов
Известия
В высшей станции: технологии «Венеры-9» используют для будущих межпланетных миссий
Арсений Замостьянов
Известия
Экспедиция в преисподнюю: как советская техника добралась до Венеры
Денис Гриценко, Андрей Коршунов
Известия
Вселенские масштабы: природоподобные технологии помогут освоить космос
Денис Кузнецов
Известия
Горячая путевка: Wildberries & Russ купила крупного туроператора Fun&Sun

РИА Новости
Беспилотное будущее России: производство БАС на Дальнем Востоке
Татьяна Тюменева ("Российская газета", Санкт-Петербург)
Российская газета
Авиаэксперт Гусаров: Неубранная стойка шасси - это не критичная ситуация, но она предполагает возвращение в пункт вылета

Деловой Петербург
Без россиян "пришёл конец": аэропорту финской Лаппенранты грозит закрытие
Тимур Латыпов
«БИЗНЕС Online»
«Надо зубы вышестоящим показывать»: в 2025 году КАЗ поднимет только один Ту-214
Татьяна Ларионова, обозреватель «ТР»
Транспорт России
Летали и будем летать!
Дмитрий Бевза
Российская газета
Как не устроить пожар в самолете: 7 правил перевозки внешних аккумуляторов
Алла Скрипова
74.RU
Отменили авиарейс из-за угрозы БПЛА. На что рассчитывать пассажиру
Екатерина Забродина, Антон Конев, Иван Краснов
RTVI
Маршрут построен: как Путин будет добираться до Венгрии
Герман Костринский
РБК
Авиакомпании обяжут отчитываться о выбросах CO2 на международных рейсах
Анастасия Николаева
Интерфакс
Подробно и в деталях: что Путин рассказал Алиеву о катастрофе с самолетом AZAL?
Владимир Гаврилов, Денис Кузнецов
Известия
«Не бывает старых самолетов, есть неисправные воздушные суда»
Антон Белый, Юлия Леонова
Известия
Корпусный подход: российская 3D-ткань сделает БПЛА более ударопрочными
Валентина Лезина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Риски высоки»: Авиаэкспертов удивило заявление Минтранса об аэротакси в городах
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
«Бюджетных вложений хватит только на поддержку штанов»: Россия сокращает расходы на развитие авиапромышленности
Владимир Гаврилов
Известия
Летают тут: владельцы авиатакси захотели сами выдавать себе сертификаты на перевозку
Кирилл Фенин, Анастасия Костина
Известия
Встречный двигатель: РФ рассчитывает на скорое проведение консультаций с США
Артем Мостыканов, Мария Федорова
РБК
Как в России готовят специалистов гражданской беспилотной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Алюминиевые образцы: ученые создадут из лома высокопрочные детали для самолетов

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer