Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


«Бюджетных вложений хватит только на поддержку штанов»: Россия сокращает расходы на развитие авиапромышленности


29 сентября 2025 года Олег Дилимбетов, MASHNEWS


Согласно проекту федерального бюджета статьи расходов на авиационную промышленность, в том числе на развитие беспилотной отрасли, урежут на треть. Эксперты Mashnews говорят, что авиапром пострадает больше чем на 30% - вдвое, если не больше, из-за инфляции и роста текущих расходов. На этом фоне Россия просит ICAO снять хотя бы часть санкций, а предприятия – убрать административные барьеры.

Недоразвитие авиационной промышленности

В ближайшие три года финансирование авиационной промышленности значительно сократится, следует из ставших известным журналистами статей федерального бюджета на 2026 и последующие два года. По данным источника «Интерфакса», ранее планировавшиеся 65,1 млрд рублей по программе «Развитие авиационной промышленности» превратились в 43,4 млрд в 2026 году (снижение на 33%). 

В 2027 году предполагается выделить на 16% меньше, чем планировалось ранее, – 44,5 млрд рублей, а в 2028 – 72,8 млрд, что на 28% ниже ранних планов на тот же год. Такие планы для «одной из ключевых высокотехнологичных отраслей российской экономики» (так прямо сказано в программе).

Согласно тексту программы «Развитие авиационной промышленности», на начало 2022 года авиационная промышленность насчитывала 268 организаций и предприятий, общая численность работающих составляла 415,4 тыс. человек.

Первоначально бюджетные деньги выделялись на то, чтобы пересилить попытки Boeing  и Airbus не допустить выхода отечественных предприятий на мировой рынок. Затем первостепенной задачей стало восполнение выбывающего парка иностранных судов российских авиаперевозчиков.

В этих целях Объединенная авиастроительная корпорация (ОАК) старается поставить в серию самолеты импортозамещенные SJ-100, проводит испытания МС-21, разрабатывает под него российский двигатель ПД-8. УЗГА (Уральский завод гражданской авиации) пытается доделать самолеты ЛМС-901 «Байкал» и ТВРС-44 «Ладога».

Как отмечают эксперты, задачи, которые планировалось решать за счет госпрограммы еще в 2023 году, не решены и в 2025-м. Россия не научилась импортозамещать детали для Boeing  и Airbus. 

«Программа, ориентированная на тотальное импортозамещение всего и вся, требует гигантского количества выполняемых НИОКР на разработку разного рода компонентов. Это безумное финансирование, это огромные расходы», - говорит глава Ассоциации малых авиапредприятий Сергей Детенышев. 
Вероятно, поэтому Россия обратилась в ICAO (Международная организация гражданской авиации) с просьбой снять хотя бы часть санкций на обеспечение иностранных самолетов запчастями, аргументируя это вопросами безопасности.

«Мы говорим не о трети, это кратное падение доходов»

По словам экспертов, в первую очередь удар от сокращения бюджетного финансирования примут предприятия, входящие в ОАК. Некоторые ее небольшие фирмы могут и вовсе обанкротиться. «Я бы и про УЗГА не был уверен», - говорит Сергей Детенышев. 

«Если в этих условиях Минтранс не скорректируют свою позицию по запретительному регулированию, из-за чего отрасль, собственно и нуждается в бюджетном финансировании, остатки авиапрома, те же постоянно ремонтируемые Ан-2, просто исчезнут. Бюджетные деньги сейчас идут не на развитие, а на, чтобы предприятия ОАК не обанкротились. Бюджетных вложений хватает только на то, чтобы поддерживать штаны», - говорит глава Ассоциации малых авиапредприятий. 

У ОАК почти 20 дочерних компаний. Это как крупные компании – «Туполев» и «Яковлев», так и более скромные вроде АО «Авиастар-СП» или АО «ЭМЗ им. В.М. Мясищева». Сокращение госдотаций в целом для этих компаний может означать сокращение штата, переход определенных функций (вроде бухгалтерий и отделов закупок) в «головные офисы». 

Проблема в том, что сокращение госдотаций - это только полбеды.

«И мы говорим не о трети, это кратное падение доходов. Раза в два, если не в три сокращается реальный объем финансирования. Надо помнить про параллельный рост затрат – инфляционных и антисанкционных», - отмечает эксперт. 
Впрочем, на текущие проекты типа «Байкала» и серийного производства МС-21 сокращение не повлияет, потому что и с финансированием с ними все было непросто. 

«Сокращение финансирования авиапрома на следующий год и на последующие, конечно, не поспособствует появлению самолетов, особенно достижению, я бы сказал, несбыточного результата в тысячи самолетов к 2030 году. Но в этих планах далеко не все зависит от финансов», - говорит авиаконсультант, разработчик системы RunAvia Андрей Патраков. 

Однако есть и другое мнение – вложено достаточно, проекты пора отлучать от госдотаций, поскольку они достигли высокой степени готовности. 

«На сегодняшний день инвестиции сделаны, технологии освоены или разработаны и надо уже приступать к серийному производству и продажам. А серийное производство и продажи не нуждаются в господдержке, они уже должны финансироваться за счет продаж. Нет необходимости в тех объемах финансирования, которые были ранее», - полагает главный редактор портала Avia.ru Роман Гусаров. 

Как минимум больше не нужны средства на модернизацию производств, отсюда и сокращение – станки есть, площадки построены. 

Главная проблема российской авиапромышленности - в отсутствии компонентов для самолетов, говорит Андрей Патраков. Даже на госденьги нельзя купить то, чего в стране не существует, а без определенных компонентов самолет просто не может летать, поясняет эксперт. В первую очередь, речь об электронике. Сделать фюзеляж – не проблема, а вот с «начинкой», чипами, все очень сложно. Нет и собственных подшипников.

Патраков считает, что авиапромышленность должна сосредоточить финансы на производстве и разработке и сертификации компонентов. 

«Ряда компонентов недостает, чтобы начать выпускать самолеты серийно. И государственные деньги по-хорошему надо перенаправить на разработку недоработанных еще компонентов. Но если даже инженеру предложить зарплату в миллион долларов в месяц, он не сможет сделать то, что он не умеет делать», - сомневается эксперт. 

Чтобы научиться создавать технологии, которые ранее в России никогда не производили, нужно много времени, и в этом не помогут бюджетные миллиарды с ограниченными сроками. 

Роман Гусаров отмечает, что государство подвело авиапромышленность к порогу, когда пришло время переходить на самоокупаемость. 

«Государство финансировало создание новой индустрии. Потому что все те технологии и средства производства, которые в советское время использовали, безвозвратно устарели. Пришлось строить новые заводы, цеха, где-то их полностью переоборудовать, покупать новые цифровые станки, готовить новые кадры, которые умеют на этих станках работать… Когда мне раньше задавали вопрос, сколько нужно денег, я отвечал: нужны не деньги, а время… можно девушке дать миллион долларов, но она все равно родит через 9 месяцев», - говорит Гусаров. 

«Ребят, давайте откроем рынок малой авиации»

Кто ничего не потеряет – малая авиация, которой почти никогда не давали денег из бюджета, разве что субсидировали билеты на перелеты в дальних уголках страны. Однако и развития у нее нет. 

«Ребят, давайте откроем рынок малой авиации. Он будет инвестиционно-привлекательный: мы можем и разрабатывать, и производить самолеты в условиях санкций и отсутствия бюджетного финансирования. Но для этого надо сформировать рынок спроса так, чтобы он был доступен людям, чтобы не надо было из бюджета деньги вытаскивать, - говорит Детенышев. 

Малая авиация – самолеты вместимостью до 20 человек. Сейчас такие востребованы для перемещения между небольшими населенными пунктами в регионах с некомпактным проживанием, вроде Якутии. В основном, летают там на Як-ах и Ан-ах. Производить подобную технику в современном исполнении можно, но для этого слишком много барьеров - вроде дорогой сертификации, которую небольшая компания с тремя самолетам не может себе позволить.

Сергей Детенышев предлагает дать им свободу, чтобы они развивались сами, а не вкладывать миллиарды в «Байкал» или «Ладогу».




комментарии (0):













Материалы рубрики

Олег Дилимбетов
MASHNEWS
«Бюджетных вложений хватит только на поддержку штанов»: Россия сокращает расходы на развитие авиапромышленности
Владимир Гаврилов
Известия
Летают тут: владельцы авиатакси захотели сами выдавать себе сертификаты на перевозку
Кирилл Фенин, Анастасия Костина
Известия
Встречный двигатель: РФ рассчитывает на скорое проведение консультаций с США
Артем Мостыканов, Мария Федорова
РБК
Как в России готовят специалистов гражданской беспилотной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Алюминиевые образцы: ученые создадут из лома высокопрочные детали для самолетов

93.ru
На Кубани планируют возродить малую авиацию
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
Альтернатива Турции и ОАЭ: туроператоры ожидают всплеск спроса на отдых в Китае
Любовь Капустина
Российская газета
"Ангара" может прекратить полеты: кто может заменить компанию и скажется ли это на перевозках?



Наталия Ячменникова
Российская газета
С дроном на "ты". Университет гражданской авиации получил сертификаты летной годности на тяжелый беспилотник
Елена Сухорукова, Дарья Молоткова
РБК
У крупнейшего оператора duty free в Шереметьево сменился собственник
Иван Сало
РБК
МС-21: что это за самолет, его характеристики и роль в российской авиации
Валентина Аверьянова
Известия
На взлет: в России вводят новый авиационный сбор для пассажиров
Татьяна Копылова
Деловой Петербург
"Это очень критично": поможет ли новая станция метро аэропорту Пулково
Ирина Ионина
Известия
Летний под дых: кто компенсирует туристам расходы после транспортного коллапса
Ксения Ерохина
Деловой Петербург
Платят пассажиры: как новый сбор Минтранса повлияет на стоимость авиабилетов
Ярослав Солонин
Lenta.ru
«Я – последняя собака в космосе» 65 лет назад СССР запустил в космос Белку и Стрелку. Как это спасло жизнь Гагарину?
Валентина Аверьянова
Известия
Без барьеров: как авиация делает перелеты доступными для людей с РАС
Ольга Федорова
Московский Комсомолец
Над Аляской «закрыли небо»: что скрывается за мерами авиабезопасности саммита
Любовь Капустина
Российская газета
Это дорого, но эффективно: эксперты рассказали, как "мокрый" лизинг мог бы помочь авиаперевозчикам России
Сергей Прудников
Известия
Полет смысла: как будут развиваться российские гражданские дроны
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
В Смольном раскрыли детали испытаний беспилотников в Петербурге
Николай Сергеев
Москвич
Критический фактор: почему авиаколлапс лета 2025 погубил российский средний класс
Елена Рузлева
Forbes
Разбор полетов: чем для акций «Аэрофлота» обернется атака хакеров и задержки рейсов
Антон Белый
Известия
Молодой по весу: в РФ разработали сверхлегкую ракету-носитель для запуска спутников
Герман Костринский, Екатерина Шокурова, Анна Балашова
РБК
Атака хакеров на «Аэрофлот»: сколько это может стоить компании
Елена Балаян, Валерия Мишина, Яна Штурма, Валерий Кодачигов
Известия
Игра на вылет: на что рассчитывать пассажирам отмененных рейсов «Аэрофлота»
Егор Малков
Деловой Петербург
Сломать систему: как сбой "Аэрофлота" отзовётся на вылетах из Петербурга
Петр Канаев
РБК
Андрей Иванов заявил о работе по предотвращению банкротства «Домодедово»
Мария Недюк, Юлия Леонова
Известия
В дроновом режиме: на интеллектуальные беспилотники выделили 262,5 млн рублей
Екатерина Тропова
АТОР
Российские аэропорты закрывали более 260 раз с начала мая
Наталья Башлыкова, Яна Штурма, Виктор Синеок
Известия
Команда на слёт: интерес туристов к Геленджику подскочил вдвое перед открытием аэропорта
Полина Собакина
Известия
Аэропорт Геленджика открылся: как это повлияет на рост турпотока
Максим Манаев, Тимофей Волков, Федор Горбунов
Известия
Бремя ремонта: крейсер «Адмирал Кузнецов» могут сдать на металлолом
София Прохорчук, Владимир Гаврилов
Известия
Воздушные рамки: какие компенсации положены за отмену 485 рейсов
Екатерина Шокурова
РБК
ГЛОНАСС разработает стандарты кибербезопасности для дронов

РБК
Глава «России»: «Каждый 2-й рейс на SSJ100 — между Москвой и Петербургом»
Герман Костринский
РБК
«Россия» начала сравнивать российский и французский двигатели для SSJ-100
Алёна Алёша
Деловой Петербург
Регистрация улыбкой: Петербург узаконит биометрию в аэропортах
София Прохорчук, Ирина Ионина, Самира Сабирова
Известия
Задача на вылет: авиакомпании готовят вывозные рейсы с Ближнего Востока
Анастасия Николаева
Интерфакс
Новый космический проект: какие приоритетные направления выбрала Россия?
Ольга Ларина
Деловой Петербург
Зона турбулентности. Забастовки в Финляндии обрушили авиаперевозки
Иван Сало
РБК
Что такое Crew Dragon: история, миссия, полеты, список кораблей
Любовь Можаева
MASHNEWS
И внутри будет отечественное. Минпромторг решил потратить 4 млрд на начинку самолетов
Сергей Андрейкин
Деловой Петербург
Пулково опередил зарубежные аэропорты по внедрению биометрии
Любовь Можаева
MASHNEWS
С овальным фюзеляжем. На самолеты нового поколения Минпромторг потратит еще 13 млрд
Мария Недюк
Известия
Что указано пером: птицы помогут создать автономные системы навигации для дронов
Кирилл Фенин
Известия
Полетное создание: РФ и Сербия работают над запуском новых авиарейсов
Петр Канаев, Герман Костринский
РБК
Правкомиссия отказала крупнейшему аэропорту Камчатки в повышении тарифов
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Отлетались? Программа производства новых самолетов опять попала под нож
Андрей Коршунов, Юлия Леонова
Известия
Общий взлет: в РФ создали первую универсальную станцию внешнего управления дронами

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer