Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Алюминиевые образцы: ученые создадут из лома высокопрочные детали для самолетов


4 сентября 2025 года Андрей Коршунов, Известия


Российские ученые разработали сплав нового поколения, который найдет применение в авиации. Он представляет собой соединение, которое, кроме алюминия, включает в себя железо, кальций и медь. За счет этого промышленность получит возможность производить детали из лома, что удешевит стоимость готовых изделий. Полученный материал может применяться для изготовления панелей обшивки, а также для 3D-печати сложных деталей. Также он перспективен для применения в машиностроении и других высокотехнологичных отраслях, отмечают эксперты.

Как ученые получили более прочный материал

Ученые из университета науки и технологий МИСИС создали сплав для самолетов будущего. Он представляет собой четырехкомпонентное соединение, которое, кроме алюминия — традиционного авиационного металла, включает в себя железо, кальций и медь.

Особенность внутренней структуры сплава — в аккуратной кристаллической решетке, в которой отдельные атомы плотно упакованы друг с другом. Это дает возможность создавать заготовки без трещин и иных дефектов. Кроме того, в нем подавлено вредное влияние примесей железа. Этот элемент вместо того, чтобы портить материал, делая его ломким, объединяясь с другими добавками, образует особые прочные частицы, которые, наоборот, укрепляют весь сплав.

В результате новый материал легко прокатывается в листы, не трескается при высокой температуре и после специальной обработки становится очень твердым.

— Железо — неизбежный компонент в алюминиевых сплавах. Оно может попадать в него как из первичного алюминия, так и в процессе изготовления переработки вторичного сырья. Когда в сплаве появляется железо, оно образует острые, игольчатые кристаллы, которые делают металл хрупким. Добавление кальция формирует особую эвтектическую фазу (равномерную однообразную смесь. — «Известия») и обеспечивает устойчивую структуру, — пояснил один из разработчиков, доктор технических наук, старший научный сотрудник кафедры обработки металлов давлением НИТУ МИСИС Торгом Акопян.

Как объяснили ученые, в результате полученный материал сочетает в себе легкость и прочность, которая характерна для авиаконструкций. Это делает сплав перспективным для изготовления обшивочных панелей летательных аппаратов. Кроме того, новое соединение при застывании образует равномерную, без внутренних напряжений и трещин структуру. Благодаря чему разработка подходит для применения в процессах 3D-печати сложных деталей.

Авиационный сплав нового поколения

По словам разработчиков, новый материал может заменить АК4-1 — классический жаропрочный деформируемый сплав, который уже в течение нескольких десятилетий используют в авиационной и космической промышленности.

— Основной недостаток традиционного сплава — необходимость использования дорогостоящей добавки никеля в относительно больших количествах. В новой разработке в качестве альтернативы использована добавка гораздо более дешевого и легкого элемента — кальция в совокупности с железом, который также присутствует и в промышленном сплаве, — пояснил Торгом Акопян.

Он добавил, что строгое ограничение концентрации железа в первичном алюминии приводит к высокой стоимости материала. Это так называемый алюминий высокой чистоты. Предложенная же формула позволяет задействовать для изготовления авиационных изделий алюминий технической чистоты, а также металл, полученный в процессе переработки лома и отходов.

Вместе с тем, как отметил один из разработчиков, доктор технических наук, главный научный сотрудник кафедры обработки металлов давлением НИТУ МИСИС Николай Белов, однородная структура нового сплава предотвращает появление трещин при 3D-печати больших деталей.

— Новый материал содержит в структуре достаточно большое количество составляющей под названием «эвтектика», он может быть перспективен для технологий 3D-печати, основанных на появлении жидкой фазы. Мы ожидаем, что формирующаяся в процессе 3D-печати тонкая структура эвтектики позволит достичь как высокой технологичности материала при изготовлении изделий данным методом, так и высоких механических характеристик (прочность, износостойкость и т.д.) готового изделия, — пояснил специалист.

Внедрение в производство

При внедрении на промышленные предприятия разработка позволит существенно удешевить производство, считают эксперты. Кроме авиации, предложенный материал также перспективен в машиностроении и других высокотехнологичных отраслях.

В дальнейшем ученые планируют добавить в состав сплава марганец, кремний и микродобавку циркония. Это улучшит устойчивость материала к экстремальным температурам и образованию коррозии.

— Предложенная разработка — сплав нового поколения, поскольку традиционно кальций в алюминиевых сплавах считался вредной примесью, и стандарты строго ограничивали его содержание. Однако сейчас ученые рассматривают целенаправленное добавление этого элемента как способ создания принципиально новых материалов, — объяснил «Известиям» ведущий научный сотрудник Института цветных металлов и материаловедения Сибирского федерального университета Александр Безруких.

В частности, кальций позволяет модифицировать структуру сплава, делая ее более мелкозернистой и однородной. А также он позволяет связывать вредные примеси (например, тоже железо), что предотвращает образование хрупких частиц и улучшает пластичность, отметил специалист.

В настоящее время производство авиаконструкций из лома не распространено, но разработка ученых, возможно, позволит шагнуть в этом направлении. Вовлечение лома в производственный цикл удешевит стоимость готовых изделий.

— Проблема хрупкости, особенно для материалов аэрокосмического назначения, сохраняет свою актуальность. При этом повышение трещиностойкости должно быть неразрывно связано с сохранением или улучшением других ключевых свойств материала, например, прочности, — поделился мнением начальник лаборатории «Моделирование композиционных материалов и конструкций» передовой инженерной школы МАИ Николай Турбин.

Вместе с тем необходимо понимать: для допуска материала к применению в ответственных конструкциях в обязательном порядке проводят так называемую специальную квалификацию, подчеркнул он. В ее рамках устанавливают принципиальную пригодность материала-кандидата для работы в предельных эксплуатационных условиях — под воздействием заданных температур, влажности и других факторов.

При этом разработка и внедрение нового материала всегда дороже, чем проектирование самой конструкции. Это связано с необходимостью проведения огромного комплекса испытаний, отработки технологических процессов и создания полного пакета конструкторской и технологической документации, добавил он.




комментарии (0):













Материалы рубрики


Lenta.ru
Россия наращивает производство дронов. Как их используют на благо россиян?

РБК
Кто и как финансирует производство гражданских беспилотников
Роман Гусаров, AVIA.RU
Эксперт
Как регулировать перебронирование без вреда для пассажиров и авиакомпаний?
Валерия Чуб
Известия
Первых дело: как прошла премьера героической комедии «Есть только МиГ»
Анастасия Костина
Известия
Пункт допуска: Россия и Индия приблизились к безвизу для туристических групп
Ирина Мишина
Свободная Пресса
Второе рождение Бе-200: «Всемирный пожарный» получит российские двигатели
Андрей Коршунов
Известия
Полный в полет: геостационарный спутник поможет дронам освоить дальние маршруты
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пролет навигатора: авиакомпании лишатся льгот на 2 млрд рублей в год



Анастасия Николаева
Интерфакс
Дроны в помощь: как Росреестр проконтролирует владельцев земельных участков?
Анастасия Костина
Известия
Атмосфера открытости: в Японии и Южной Корее ждут прямых рейсов с Россией
Наталия Ячменникова
Российская газета
Бакалавр по дронам. В 2026 году МГТУ ГА выпустит первых специалистов по эксплуатации беспилотников с высшим образованием
Андрей Коршунов
Известия
Крутой оборот: «ремонтные чемоданчики» быстрее вернут в строй поврежденные самолеты
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Суд подтвердил законность роста тарифов на парковку в аэропорту Пулково

РБК
Как промышленный дизайн делает дроны более быстрыми
Денис Гриценко
Известия
Огонь с батареей: в РФ впервые испытали дрон для тушения пожаров с автономным питанием
Максим Карабицкий, Павел Вихров
Известия
Поддержка воздуха: почти в 60 регионах РФ снимут ограничения на крупные дроны
Даниил Сечкин
Известия
Остров приближения: Россия и Япония обсуждают возобновление прямых авиарейсов
Денис Гриценко
Известия
Гулять под зондом: космический мусор может в любой момент упасть в любой точке Земли
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Само название устраняет барьеры: ОАК заинтересовалась авиатакси
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
От носков до туров на Кубу: зачем Wildberries купил туроператора Fun&Sun
Андрей Коршунов
Известия
В высшей станции: технологии «Венеры-9» используют для будущих межпланетных миссий
Арсений Замостьянов
Известия
Экспедиция в преисподнюю: как советская техника добралась до Венеры
Денис Гриценко, Андрей Коршунов
Известия
Вселенские масштабы: природоподобные технологии помогут освоить космос
Денис Кузнецов
Известия
Горячая путевка: Wildberries & Russ купила крупного туроператора Fun&Sun

РИА Новости
Беспилотное будущее России: производство БАС на Дальнем Востоке
Татьяна Тюменева ("Российская газета", Санкт-Петербург)
Российская газета
Авиаэксперт Гусаров: Неубранная стойка шасси - это не критичная ситуация, но она предполагает возвращение в пункт вылета

Деловой Петербург
Без россиян "пришёл конец": аэропорту финской Лаппенранты грозит закрытие
Тимур Латыпов
«БИЗНЕС Online»
«Надо зубы вышестоящим показывать»: в 2025 году КАЗ поднимет только один Ту-214
Татьяна Ларионова, обозреватель «ТР»
Транспорт России
Летали и будем летать!
Дмитрий Бевза
Российская газета
Как не устроить пожар в самолете: 7 правил перевозки внешних аккумуляторов
Алла Скрипова
74.RU
Отменили авиарейс из-за угрозы БПЛА. На что рассчитывать пассажиру
Екатерина Забродина, Антон Конев, Иван Краснов
RTVI
Маршрут построен: как Путин будет добираться до Венгрии
Герман Костринский
РБК
Авиакомпании обяжут отчитываться о выбросах CO2 на международных рейсах
Анастасия Николаева
Интерфакс
Подробно и в деталях: что Путин рассказал Алиеву о катастрофе с самолетом AZAL?
Владимир Гаврилов, Денис Кузнецов
Известия
«Не бывает старых самолетов, есть неисправные воздушные суда»
Антон Белый, Юлия Леонова
Известия
Корпусный подход: российская 3D-ткань сделает БПЛА более ударопрочными
Валентина Лезина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Риски высоки»: Авиаэкспертов удивило заявление Минтранса об аэротакси в городах
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
«Бюджетных вложений хватит только на поддержку штанов»: Россия сокращает расходы на развитие авиапромышленности
Владимир Гаврилов
Известия
Летают тут: владельцы авиатакси захотели сами выдавать себе сертификаты на перевозку
Кирилл Фенин, Анастасия Костина
Известия
Встречный двигатель: РФ рассчитывает на скорое проведение консультаций с США
Артем Мостыканов, Мария Федорова
РБК
Как в России готовят специалистов гражданской беспилотной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Алюминиевые образцы: ученые создадут из лома высокопрочные детали для самолетов

93.ru
На Кубани планируют возродить малую авиацию
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
Альтернатива Турции и ОАЭ: туроператоры ожидают всплеск спроса на отдых в Китае
Любовь Капустина
Российская газета
"Ангара" может прекратить полеты: кто может заменить компанию и скажется ли это на перевозках?
Наталия Ячменникова
Российская газета
С дроном на "ты". Университет гражданской авиации получил сертификаты летной годности на тяжелый беспилотник
Елена Сухорукова, Дарья Молоткова
РБК
У крупнейшего оператора duty free в Шереметьево сменился собственник
Иван Сало
РБК
МС-21: что это за самолет, его характеристики и роль в российской авиации
Валентина Аверьянова
Известия
На взлет: в России вводят новый авиационный сбор для пассажиров
Татьяна Копылова
Деловой Петербург
"Это очень критично": поможет ли новая станция метро аэропорту Пулково

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer