Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Как в России готовят специалистов гражданской беспилотной авиации


5 сентября 2025 года Артем Мостыканов, Мария Федорова, РБК


В ближайшие три года растущей отрасли беспилотников потребуется минимум 30 тыс. специалистов. Подготовить их государство планирует по ускоренным программам с привлечением компаний-заказчиков

Отечественный рынок услуг в сфере гражданской беспилотной авиации (БАС) по итогам 2025 года составит 5,6 млрд руб., прогнозирует национальный оператор отрасли «БАС». К 2030 году объем производства беспилотных авиационных систем увеличится в пять раз, сообщал ранее премьер-министр правительства России Михаил Мишустин. Минпромторг прогнозирует, что к этому времени будет 180 тыс. БАС, 72% из них — российские модели.

Разработка сценариев применения беспилотников сегодня ведется в разных отраслях: по данным «Ростелекома», более 40% всех проектов в стране приходится на дистанционный мониторинг, 10% — на логистику.

В ближайшие пять-десять лет, по словам директора Университета Иннополис Искандера Бариева, число производителей беспилотников вырастет, а функции БАС усложнятся. Это увеличит спрос на специалистов: пилотов, инженеров, программистов, специалистов по обработке данных и юристов. Ассоциация разработчиков БПЛА прогнозирует потребность в 30 тыс. специалистов в ближайшие три года. Закрыть ее государство планирует через специальное ускоренное обучение специалистов. На это направлен нацпроект «Беспилотные авиационные системы».

Кто готовит специалистов для отрасли беспилотников

Сегодня подготовкой специалистов занимаются 73 аккредитованных учебных заведения, среди которых Университет Иннополис, Московский авиационный институт (МАИ) и другие ведущие вузы страны. Государство субсидирует участникам проекта от 90 до 100% затрат на подготовку специалистов.

Получить образование в сфере БАС можно с 18 лет при наличии высшего, среднего профессионального образования или будучи студентом. Отбирает программы и помогает определить траекторию обучения по нацпроекту «Университет 2035». Вводные курсы проводятся онлайн, теоретические занятия — на образовательных платформах вузов, а практическая подготовка — очно в университетах и у профильных компаний, где есть необходимая для этого инфраструктура.

Например, Центр беспилотных систем Самарского национального исследовательского университета им. академика С.П. Королева, как рассказывает его директор Алексей Аржанов, оснащен специализированными классами, лабораториями, авиасимуляторами и производственными участками. Учебный аэродром и статус авиационного учебного центра позволяют вузу разрабатывать программы обучения для беспилотных летательных аппаратов массой 30 кг и более.

Программы дополнительного профобразования по национальному проекту «Беспилотные авиационные системы» позволяют оперативно закрыть потребности экономики, так как по ним готовят специалистов-прикладников в течение всего двух месяцев, отмечает ректор Самарского университета Владимир Богатырев. В 2024 году, по данным «Университета 2035», обучение по ним в целом по стране прошли 8,1 тыс. слушателей. Среди них свыше тысячи человек — в Самарском университете. По словам Владимира Богатырева, здесь фокусируются на использовании дронов в сельском хозяйстве, землеустройстве и строительстве.

По программам Университета Иннополис ДПО получили 1,4 тыс. слушателей. За это время вуз, по словам Искандера Бариева, запустил в 28 регионах 44 образовательные программы по подготовке специалистов БАС для разных отраслей.

МАИ, как еще один ключевой участник проекта, разрабатывает свои программы ДПО. Комплексное обучение охватывает весь жизненный цикл беспилотников — от идеи и моделирования до сборки, испытаний и сопровождения в эксплуатации, с акцентом на реальную связь с индустрией, отмечает начальник отдела управления образовательными проектами дирекции «Аэромобильность» МАИ Ксения Соколова.

Почему важно участие заказчика в подготовке специалистов БАС

Подготовка специалистов по нацпроекту «Беспилотные авиационные системы» ориентирована на конкретные потребности компаний, научно-производственных центров, их резидентов и органов власти, отмечают в «Университете 2035».

В МАИ подчеркивают, что национальный проект объединяет академические знания с практическим опытом. Компании-партнеры участвуют в обучении, предоставляя реальные технические задачи. Это позволяет студентам разрабатывать инженерные решения, говорит Ксения Соколова. Например, студенты вуза работают над стабилизацией антенн беспилотных авиационных систем для улучшения приема сигнала, автономной ориентации и посадки на заданную площадку. Они также создают программное обеспечение для обнаружения дыма и определения координат возгорания на борту дрона.

Отраслевые партнеры определяют задачи и необходимые компетенции, отмечает, в свою очередь, Алексей Аржанов. Заказчики, по его словам, могут участвовать и в итоговой аттестации специалистов.

Участие компаний-партнеров в защите проектов обеспечивает студентам ценную обратную связь и углубленное понимание задач, считает Ксения Соколова. Искандер Бариев, в свою очередь, подчеркивает важность преподавателей-практиков: «Это инженеры, которые сами разрабатывают БПЛА, операторы с тысячами часов налета, эксперты по обработке аэроснимков».

Для решения задач молодой отрасли используется также инновационная модель обучения. Вузы готовят сразу полноценные инженерные команды из трех—шести человек возрастом 18–35 лет — студентов, выпускников и молодых специалистов. Такая практика реализуется при поддержке Министерства науки и высшего образования по федеральному проекту «Кадры для БАС», а сам подход позволяет сплотить специалистов еще в процессе обучения. В этом году планируется обучить не менее 50 инженерных команд.

«Главным преимуществом таких команд является установление прямых связей с компаниями, что позволяет рынку БАС находить квалифицированных специалистов, готовых к решению реальных задач — от технического задания до готового продукта: модели, прототипа, действующего образца», — говорит директор Центра компетенций по БАС АНО «Университет 2035» Алексей Степанов. Он приводит опыт компании «Хизара» как пример успешного взаимодействия университетов с отраслью. Молодежные инженерные команды из Алтайского аграрного и Севастопольского университетов разработали винтомоторную ступицу для дронов — деталь, которая позволяет изменять угол лопастей воздушного винта дрона и надежно фиксировать их. Деталь соответствует техническим характеристикам китайских аналогов, то есть может заместить китайский продукт.

Всего в прошлом году, по данным «Университета 2035», 148 команд из 826 человек успешно выполнили 44 задачи, поставленные перед ними предприятиями.

К 2027 году, по данным «Университета 2035», в стране планируется подготовить не менее 248 молодежных инженерных команд. Обучение при этом будет меняться в зависимости от состояния технологий и потребностей экономики страны. Так, в Самарском университете готовят программы по применению искусственного интеллекта в сфере БАС, а также расширяют партнерства с производителями беспилотников. Университет Иннополис планирует обучать специалистов для лесного хозяйства в десяти регионах. В планах МАИ — расширение программ ДПО, создание курсов, ориентированных на отраслевые задачи и формирование проектных треков с индустриальными партнерами.

Реализация нацпроекта «Беспилотные авиационные системы» создаст адаптивный рынок труда для ответа на технологические вызовы и обеспечения национального суверенитета в сфере БАС, подчеркивают эксперты «Университета 2035».




комментарии (0):













Материалы рубрики


Lenta.ru
Россия наращивает производство дронов. Как их используют на благо россиян?

РБК
Кто и как финансирует производство гражданских беспилотников
Роман Гусаров, AVIA.RU
Эксперт
Как регулировать перебронирование без вреда для пассажиров и авиакомпаний?
Валерия Чуб
Известия
Первых дело: как прошла премьера героической комедии «Есть только МиГ»
Анастасия Костина
Известия
Пункт допуска: Россия и Индия приблизились к безвизу для туристических групп
Ирина Мишина
Свободная Пресса
Второе рождение Бе-200: «Всемирный пожарный» получит российские двигатели
Андрей Коршунов
Известия
Полный в полет: геостационарный спутник поможет дронам освоить дальние маршруты
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пролет навигатора: авиакомпании лишатся льгот на 2 млрд рублей в год



Анастасия Николаева
Интерфакс
Дроны в помощь: как Росреестр проконтролирует владельцев земельных участков?
Анастасия Костина
Известия
Атмосфера открытости: в Японии и Южной Корее ждут прямых рейсов с Россией
Наталия Ячменникова
Российская газета
Бакалавр по дронам. В 2026 году МГТУ ГА выпустит первых специалистов по эксплуатации беспилотников с высшим образованием
Андрей Коршунов
Известия
Крутой оборот: «ремонтные чемоданчики» быстрее вернут в строй поврежденные самолеты
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Суд подтвердил законность роста тарифов на парковку в аэропорту Пулково

РБК
Как промышленный дизайн делает дроны более быстрыми
Денис Гриценко
Известия
Огонь с батареей: в РФ впервые испытали дрон для тушения пожаров с автономным питанием
Максим Карабицкий, Павел Вихров
Известия
Поддержка воздуха: почти в 60 регионах РФ снимут ограничения на крупные дроны
Даниил Сечкин
Известия
Остров приближения: Россия и Япония обсуждают возобновление прямых авиарейсов
Денис Гриценко
Известия
Гулять под зондом: космический мусор может в любой момент упасть в любой точке Земли
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Само название устраняет барьеры: ОАК заинтересовалась авиатакси
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
От носков до туров на Кубу: зачем Wildberries купил туроператора Fun&Sun
Андрей Коршунов
Известия
В высшей станции: технологии «Венеры-9» используют для будущих межпланетных миссий
Арсений Замостьянов
Известия
Экспедиция в преисподнюю: как советская техника добралась до Венеры
Денис Гриценко, Андрей Коршунов
Известия
Вселенские масштабы: природоподобные технологии помогут освоить космос
Денис Кузнецов
Известия
Горячая путевка: Wildberries & Russ купила крупного туроператора Fun&Sun

РИА Новости
Беспилотное будущее России: производство БАС на Дальнем Востоке
Татьяна Тюменева ("Российская газета", Санкт-Петербург)
Российская газета
Авиаэксперт Гусаров: Неубранная стойка шасси - это не критичная ситуация, но она предполагает возвращение в пункт вылета

Деловой Петербург
Без россиян "пришёл конец": аэропорту финской Лаппенранты грозит закрытие
Тимур Латыпов
«БИЗНЕС Online»
«Надо зубы вышестоящим показывать»: в 2025 году КАЗ поднимет только один Ту-214
Татьяна Ларионова, обозреватель «ТР»
Транспорт России
Летали и будем летать!
Дмитрий Бевза
Российская газета
Как не устроить пожар в самолете: 7 правил перевозки внешних аккумуляторов
Алла Скрипова
74.RU
Отменили авиарейс из-за угрозы БПЛА. На что рассчитывать пассажиру
Екатерина Забродина, Антон Конев, Иван Краснов
RTVI
Маршрут построен: как Путин будет добираться до Венгрии
Герман Костринский
РБК
Авиакомпании обяжут отчитываться о выбросах CO2 на международных рейсах
Анастасия Николаева
Интерфакс
Подробно и в деталях: что Путин рассказал Алиеву о катастрофе с самолетом AZAL?
Владимир Гаврилов, Денис Кузнецов
Известия
«Не бывает старых самолетов, есть неисправные воздушные суда»
Антон Белый, Юлия Леонова
Известия
Корпусный подход: российская 3D-ткань сделает БПЛА более ударопрочными
Валентина Лезина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Риски высоки»: Авиаэкспертов удивило заявление Минтранса об аэротакси в городах
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
«Бюджетных вложений хватит только на поддержку штанов»: Россия сокращает расходы на развитие авиапромышленности
Владимир Гаврилов
Известия
Летают тут: владельцы авиатакси захотели сами выдавать себе сертификаты на перевозку
Кирилл Фенин, Анастасия Костина
Известия
Встречный двигатель: РФ рассчитывает на скорое проведение консультаций с США
Артем Мостыканов, Мария Федорова
РБК
Как в России готовят специалистов гражданской беспилотной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Алюминиевые образцы: ученые создадут из лома высокопрочные детали для самолетов

93.ru
На Кубани планируют возродить малую авиацию
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
Альтернатива Турции и ОАЭ: туроператоры ожидают всплеск спроса на отдых в Китае
Любовь Капустина
Российская газета
"Ангара" может прекратить полеты: кто может заменить компанию и скажется ли это на перевозках?
Наталия Ячменникова
Российская газета
С дроном на "ты". Университет гражданской авиации получил сертификаты летной годности на тяжелый беспилотник
Елена Сухорукова, Дарья Молоткова
РБК
У крупнейшего оператора duty free в Шереметьево сменился собственник
Иван Сало
РБК
МС-21: что это за самолет, его характеристики и роль в российской авиации
Валентина Аверьянова
Известия
На взлет: в России вводят новый авиационный сбор для пассажиров
Татьяна Копылова
Деловой Петербург
"Это очень критично": поможет ли новая станция метро аэропорту Пулково

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer