Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Интервью


Юрий Михайлович Ващук, летчик-испытатель Авиационной холдинговой компании (АХК) "Сухой":
"Есть у испытателя мечта... "


Июнь 2004 года Юрий Авдеев, Красная Звезда


Как сообщил на днях главком ВВС генерал армии Владимир Михайлов, утверждено тактико-техническое задание авиакомплекса 5-го поколения. Любой самолет получает путевку в небо, пройдя всесторонние испытания. Летчики, их выполняющие, знают, насколько теория близка к практическим решениям. Корреспондент "Красной звезды" встретился с летчиком-испытателем Авиационной холдинговой компании (АХК) "Сухой" Героем России Юрием ВАЩУКОМ.

Как сообщил на днях главком ВВС генерал армии Владимир Михайлов, утверждено тактико-техническое задание авиакомплекса 5-го поколения. Любой самолет получает путевку в небо, пройдя всесторонние испытания. Летчики, их выполняющие, знают, насколько теория близка к практическим решениям. Корреспондент "Красной звезды" встретился с летчиком-испытателем Авиационной холдинговой компании (АХК) "Сухой" Героем России Юрием ВАЩУКОМ.

- Юрий Михайлович, АХК "Сухой" определен головным исполнителем и соответственно головным разработчиком программы отечественного истребителя 5-го поколения. Каким видится самолет 5-го поколения с вашего рабочего места?

- Самолет 5-го поколения - сложнейший авиационный комплекс, своеобразный летающий компьютер. Его разработка ведется на основе требований, предъявляемых к этому комплексу Министерством обороны, а также с учетом тенденций развития мирового рынка самолетов подобного класса. Отличительными чертами российской боевой машины будут сверхманевренность - возможность совершать управляемый полет на малых скоростях и больших углах атаки; многофункциональность - способность решать задачи поражения как воздушных, так и наземных целей в любую погоду и время суток; малая заметность в оптическом, инфракрасном и радиолокационном диапазонах волн, а также он будет взлетать и садиться на короткие взлетно-посадочные полосы.

Конструкторы нашей фирмы стремятся создать максимально "умную" машину, которая позволит летчику выполнить боевую задачу, не отвлекаясь на "мелочи". Например, происходит отказ какой-либо системы, сразу включается дублирующая, а летчик лишь получает об этом информацию. Он в подобного рода ситуации принял бы то же решение, что и автоматика. Так зачем отвлекать внимание от полета, когда другого просто не существует?

Мы хотим наладить диалог между машиной и человеком. При выполнении боевой задачи самолет сам будет предлагать несколько вариантов действий, а за летчиком остается право выбора. Упрощенно все выглядит следующим образом. Обнаружено несколько целей, комплекс определяет наиболее важную из них. Летчик принимает решение. Далее следует предложение, каким оружием уничтожить эту цель. Прорабатываются логические ходы, из которых состоит вся работа военного пилота. К этому стремятся и у нас, и за рубежом. Вопрос в том, кто достигнет наилучшего результата.

Проделана огромная работа по маневренности самолета. Наиболее ярко в этом плане выглядит Су-35.

- На ваш взгляд, насколько мы готовы к шагу в 5-е поколение?

- Все зависит от двух факторов. Первое. Сейчас тяжело обстоят дела с поставкой современных машин в Военно-воздушные силы России. АХК "Сухой" вынуждена продавать новые самолеты за границу, а полученную прибыль вкладывать в продолжение разработок. Необходимо кардинальное изменение сложившейся ситуации.

Выскажу мнение летчиков-испытателей, созвучное точке зрения генерального директора АХК "Сухой" Михаила Погосяна. Без серьезных шагов по модернизации авиатехники, внедрению ее в войска невозможно вести речь о самолете 5-го поколения. Уже сегодня необходимо готовить и летчиков, и техников к работе на авиационных комплексах завтрашнего дня. Нельзя допустить большого разрыва между тем, что ныне эксплуатируется, и той техникой, которая придет на смену. Летный и технический персонал должен суметь осуществить переход от работы с так называемыми стрелочными приборами к работе с летающим компьютером - а именно таким, повторюсь, и будет авиакомплекс 5-го поколения. Модернизация - обязательный шаг на этом пути.

Второе. Холдинг в этом направлении работает не один, у него много смежников, и от них зависит многое. Главное, насколько вовремя и качественно будут выполнены все заказы. Не секрет, что фирмы-изготовители могут предложить "залежалый товар" или сырые разработки, не прошедшие должных испытаний. А некоторые и вовсе могут взвинчивать цены на эксклюзив. В итоге страдает головной разработчик, в первую очередь в финансовом плане. Поэтому только государство способно и обязано взять на себя координацию всех работ. Тогда Россия, используя имеющийся потенциал, останется в строю мировых авиационных держав.

- Что в вашем "летном багаже", какую авиационную технику освоили?

- В свое время летал в ДОСААФ в сборной Советского Союза (России) по высшему пилотажу. Окончил Московский авиационный институт. Освоил L-39, учебно-тренировочные МиГ-15 и МиГ-17, Як-55, Су-26. С 1992 года работаю в фирме "Сухого", которая оплатила мое обучение в Школе летчиков-испытателей. Освоил МиГ-21, МиГ-23, Су-24, Ан-24 и Ту-134. В это же время проходила сертификация Су-29, пришлось, как говорится, учиться без отрыва от производства. Потом были еще спортивные Су-26 и Су-31. Конечно же, особая страница моей летной биографии - Су-35.

- С каким чувством вы бы подняли в воздух самолет 5-го поколения? Готовы к этому?

- Это будет самый счастливый миг моей жизни! Об этом мечтает каждый летчик.




комментарии (0):













Материалы рубрики


ИА ChitaMedia
Читинский аэропорт: масштабная реконструкция, влияние пандемии и новые авианаправления
Дмитрий Невзоров
Аргументы и Факты
Догнать и перегнать. У России есть авиадвигатели, не уступающие западным
Александр Пинчук
РИА Новости
Кирилл Сыпало: ЦАГИ возродил работы над сверхзвуковым самолетом
Олег Клименко
PrimaMedia
"Мы решаем задачу развития аэропорта Владивостока в качестве хаба"
Алексей Харнас
Эксперт
«Мировое разделение труда — вещь очень ненадежная»
Герман Костринский, Ирина Парфентьева
РБК
Глава «Победы»: «В свете последних событий могут открыться возможности»
Вячеслав Терехов
Интерфакс
Ядерная энергетика в космосе: на Луне и Марсе реактору нет альтернатив
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Мотор подвел: Почему не получается поставить на крыло новый «кукурузник»




Sakh.online
«Аврора БАС идет на взлет!»: Дмитрий Третьяков — о развитии беспилотных технологий на Сахалине
Наталия Ячменникова
Российская газета
"Русский зверь": Уникальный самолет-амфибия Бе-200 может тушить пожары там, где не справятся другие
Андрей Коршунов
Известия
«В России разрабатывают вертолет, который в полете превращается в самолет»
Михаил Котов
Pro Космос
«Главное — не мешать нам»: гендиректор «ТерраТех» о создании системы «Грифон»
Игорь Елков, Игорь Черняк
Российская газета
Сколько осталось пилотам? Летчик-испытатель Сергей Богдан - о боях между ИИ и человеком в авиации
Андрей Коршунов
Известия
«Российские двигатели будут безопасно возвращать ступени ракеты на Землю»
Илья Доронов
РБК
Глава «Роскосмоса» — РБК: «Бесплатная услуга — это разврат»
Наталия Ячменникова
Российская газета
Идея внедрить виртуального пилота набирает обороты. Сможет ли он обеспечить безопасность авиапассажиров

РИА "Новости"
"Мы видим спрос на кадры для беспилотной авиации"
Анастасия Львова, Герман Костринский, Ирина Парфентьева
РБК
Глава Red Wings — РБК: «Представление о Red Wings упрощенно»
Андрей Коршунов
Известия
«На Луне испытатели тестируют робота, напоминающего кентавра»
Елена Пономарева, Артем Рукавов
Интерфакс
Научный руководитель Института космических исследований РАН: Луна - не место для прогулок
Алена Чилей
Pro Космос
Новый российский космический корабль будет садиться в Амурской области
Матвей Мальгин
Взгляд
Как будет работать беспилотная «летающая «Газель»
Александр Пинчук
РИА Новости
Роман Таскаев: искусственный интеллект никогда не заменит экипаж самолета

ИА Report
Коммерческий директор AZAL: Цена билета не всегда зависит от желания авиакомпании

Reuters, Ростех
Сергей Чемезов — про ВПК, санкции, экспорт вооружений, авиастроение
Елена Мягкова
АТОР
От Калининграда до Китая и Таиланда: куда зимой будут рейсы из Пулково и какие новинки ждут пассажиров

Интерфакс
Первый замгендиректора "Роскосмоса": консолидируем промышленность вокруг Российской орбитальной станции
Владимир Гаврилов
Известия
«Мы рисовали самолет вокруг людей и их багажа»
Мария Агранович
Российская газета
Ректор МАИ Михаил Погосян рассказал "РГ" о подготовке суперинженеров, аэротакси и беспилотниках
Богдан Логинов
Вслух.ру
Командир вертолета Ми-26 Юрий Волосков: В нашей работе приходится импровизировать

РБК
Вице-президент «Ростелекома» — о беспилотных технологиях для бизнеса
Наина Курбанова
Известия
«Рейсы из Санкт-Петербурга в Москву будут каждые 15 минут»

RT
«Купол безопасности»: разработчик — о возможностях стационарного антидронного комплекса «Серп»
Андрей Коршунов
Известия
Генеральный конструктор КБ «Салют» имени В.М. Мясищева Сергей Кузнецов — о развитии новой российской тяжелой ракеты и ее модификациях
Денис Кайыран
РИА Новости
Алексей Варочко: выходим на серийное производство ракет "Ангара"
Роман Гусаров
NEWS.ru
Наследник Ан-24 самолет «Ладога»: когда полетит, зачем нужен

ФАУ "ЦАГИ"
105 лет: полет успешный
Мария Гришкина
86.ru
«Дико для мужчин видеть девушку в такой профессии»: история югорчанки, которая работает авиамехаником
Наталия Ячменникова
Российская газета
Как готовить специалистов по борьбе с кибератаками на самолеты

Транспорт России
Виталий Савельев: голосовать на выборах – значит разделять ответственность за будущее России
Андрей Коршунов
Известия
«Парение в невесомости Гагарин впервые испытал уже после полета в космос»
Надежда Алексеева, Алина Лихота, Екатерина Кийко
RT
Арктическая навигация: специалист ААНИИ — о развитии БПЛА в Северном Ледовитом океане
Андрей Смирнов
Pro Космос
Юрий Борисов: «Ракета «Амур-СПГ» и сверхлегкий носитель будут многоразовыми»
Наталия Славина
Российская газета
Новое поколение авиации: на чем будем летать. Интервью с академиком Сергеем Чернышевым
Андрей Коршунов
Известия
«На станции будут отрабатываться технологии для полетов на Луну или Марс»
Роман Гусаров
NEWS.ru
Вслед за вылетевшей из самолета дверью «улетает» и доверие к «Боингу»

NEWS.ru
Самолет МС-21 научили приземляться на автомате: почему это так важно
Евгений Гайва
Российская газета
Василий Десятков: Десятки аэропортов модернизируют в России в ближайшие годы
Мария Амирджанян
ТАСС
Генеральный директор "Яковлева": импортозамещенный МС-21 может получить новые версии
Вячеслав Терехов
Интерфакс
Научный руководитель Института астрономии РАН: космический мусор становится все более опасным

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer