Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Интервью


Юрий Михайлович Ващук, летчик-испытатель Авиационной холдинговой компании (АХК) "Сухой":
"Есть у испытателя мечта... "


Июнь 2004 года Юрий Авдеев, Красная Звезда


Как сообщил на днях главком ВВС генерал армии Владимир Михайлов, утверждено тактико-техническое задание авиакомплекса 5-го поколения. Любой самолет получает путевку в небо, пройдя всесторонние испытания. Летчики, их выполняющие, знают, насколько теория близка к практическим решениям. Корреспондент "Красной звезды" встретился с летчиком-испытателем Авиационной холдинговой компании (АХК) "Сухой" Героем России Юрием ВАЩУКОМ.

Как сообщил на днях главком ВВС генерал армии Владимир Михайлов, утверждено тактико-техническое задание авиакомплекса 5-го поколения. Любой самолет получает путевку в небо, пройдя всесторонние испытания. Летчики, их выполняющие, знают, насколько теория близка к практическим решениям. Корреспондент "Красной звезды" встретился с летчиком-испытателем Авиационной холдинговой компании (АХК) "Сухой" Героем России Юрием ВАЩУКОМ.

- Юрий Михайлович, АХК "Сухой" определен головным исполнителем и соответственно головным разработчиком программы отечественного истребителя 5-го поколения. Каким видится самолет 5-го поколения с вашего рабочего места?

- Самолет 5-го поколения - сложнейший авиационный комплекс, своеобразный летающий компьютер. Его разработка ведется на основе требований, предъявляемых к этому комплексу Министерством обороны, а также с учетом тенденций развития мирового рынка самолетов подобного класса. Отличительными чертами российской боевой машины будут сверхманевренность - возможность совершать управляемый полет на малых скоростях и больших углах атаки; многофункциональность - способность решать задачи поражения как воздушных, так и наземных целей в любую погоду и время суток; малая заметность в оптическом, инфракрасном и радиолокационном диапазонах волн, а также он будет взлетать и садиться на короткие взлетно-посадочные полосы.

Конструкторы нашей фирмы стремятся создать максимально "умную" машину, которая позволит летчику выполнить боевую задачу, не отвлекаясь на "мелочи". Например, происходит отказ какой-либо системы, сразу включается дублирующая, а летчик лишь получает об этом информацию. Он в подобного рода ситуации принял бы то же решение, что и автоматика. Так зачем отвлекать внимание от полета, когда другого просто не существует?

Мы хотим наладить диалог между машиной и человеком. При выполнении боевой задачи самолет сам будет предлагать несколько вариантов действий, а за летчиком остается право выбора. Упрощенно все выглядит следующим образом. Обнаружено несколько целей, комплекс определяет наиболее важную из них. Летчик принимает решение. Далее следует предложение, каким оружием уничтожить эту цель. Прорабатываются логические ходы, из которых состоит вся работа военного пилота. К этому стремятся и у нас, и за рубежом. Вопрос в том, кто достигнет наилучшего результата.

Проделана огромная работа по маневренности самолета. Наиболее ярко в этом плане выглядит Су-35.

- На ваш взгляд, насколько мы готовы к шагу в 5-е поколение?

- Все зависит от двух факторов. Первое. Сейчас тяжело обстоят дела с поставкой современных машин в Военно-воздушные силы России. АХК "Сухой" вынуждена продавать новые самолеты за границу, а полученную прибыль вкладывать в продолжение разработок. Необходимо кардинальное изменение сложившейся ситуации.

Выскажу мнение летчиков-испытателей, созвучное точке зрения генерального директора АХК "Сухой" Михаила Погосяна. Без серьезных шагов по модернизации авиатехники, внедрению ее в войска невозможно вести речь о самолете 5-го поколения. Уже сегодня необходимо готовить и летчиков, и техников к работе на авиационных комплексах завтрашнего дня. Нельзя допустить большого разрыва между тем, что ныне эксплуатируется, и той техникой, которая придет на смену. Летный и технический персонал должен суметь осуществить переход от работы с так называемыми стрелочными приборами к работе с летающим компьютером - а именно таким, повторюсь, и будет авиакомплекс 5-го поколения. Модернизация - обязательный шаг на этом пути.

Второе. Холдинг в этом направлении работает не один, у него много смежников, и от них зависит многое. Главное, насколько вовремя и качественно будут выполнены все заказы. Не секрет, что фирмы-изготовители могут предложить "залежалый товар" или сырые разработки, не прошедшие должных испытаний. А некоторые и вовсе могут взвинчивать цены на эксклюзив. В итоге страдает головной разработчик, в первую очередь в финансовом плане. Поэтому только государство способно и обязано взять на себя координацию всех работ. Тогда Россия, используя имеющийся потенциал, останется в строю мировых авиационных держав.

- Что в вашем "летном багаже", какую авиационную технику освоили?

- В свое время летал в ДОСААФ в сборной Советского Союза (России) по высшему пилотажу. Окончил Московский авиационный институт. Освоил L-39, учебно-тренировочные МиГ-15 и МиГ-17, Як-55, Су-26. С 1992 года работаю в фирме "Сухого", которая оплатила мое обучение в Школе летчиков-испытателей. Освоил МиГ-21, МиГ-23, Су-24, Ан-24 и Ту-134. В это же время проходила сертификация Су-29, пришлось, как говорится, учиться без отрыва от производства. Потом были еще спортивные Су-26 и Су-31. Конечно же, особая страница моей летной биографии - Су-35.

- С каким чувством вы бы подняли в воздух самолет 5-го поколения? Готовы к этому?

- Это будет самый счастливый миг моей жизни! Об этом мечтает каждый летчик.




комментарии (0):










Материалы рубрики


Страхование сегодня
Рынок авиастрахования – жесткой посадки пока удаётся избегать
Тимофей Дзядко, при участии Артём Кореняко
РБК
"Авиакомпаниям нужно закрываться или повышать цены"
Кирилл Веприков, Александр Белов
Интерфакс
Первый замгендиректора "Роскосмоса": сейчас украсть деньги на стройке "Восточного" невозможно
Марина Найденкова
Вечерняя Москва
"Двадцать рублей за километр": когда москвичи смогут передвигаться на летающем такси
Наталия Ячменникова
Российская газета
Дорога в космос часто пролегает именно через авиацию
Евгений Гайва
Российская газета
Сила небесная
Марина Юршина
Профиль
"Отчитываемся не за деньги, а за спасенные жизни"
Милена Синева
ТАСС
Нет права на ошибку



Максим Талавринов  
Известия
"На рынке авиаперевозок на Дальнем Востоке конкуренция невозможна"
Тимофей Дзядко
РБК
Ожидаем восстановление рынка в 2022 году
Галина Дудина
КоммерсантЪ
"Напряжение давно наросло так, что дополнительно оттенков уже не замечаешь"

Интерфакс
Президент Международной ассоциации аэропортов: сейчас делить нечего, только убытки
Виталий Барсуков
Независимая газета
Новый аэропорт Краснодар – ключевой транспортный проект на Юге России

Российская газета
От Земли до Луны

Интерфакс
"Авиационный рынок в 2021 г. будет расти, работы для авиакомпаний просто море"
Дмитрий Струговец
РИА Новости
Невозможно говорить о прибыльности SpaceX
Юрий Бурылин
Транспорт России
Верю в новые взлёты
Дмитрий Струговец, Иван Сураев
РИА Новости
Частные сверхзвуковые джеты взлетят в середине XXI века

ComNews
"Ростех" идет по пути трансформации
Милена Синева
ТАСС
Цена брака в оборонной сфере очень высока

Интерфакс
Су-57 - это умный самолет с умным оружием

Интерфакс
Наши инвестпроекты могут позволить корпорации к 2023-2024 годам увеличить EBITDA в 2-3 раза

Интерфакс
Главной задачей на 2021 год становится сохранение коллектива
Ольга Божьева
Московский Комсомолец
Эксперт оценил инициативу не пускать в самолет пассажиров без прививки
Наталия Ячменникова
Российская газета
Летать быстрее звука
Светлана Бурмистрова, Тимофей Дзядко, Максим Талавринов
РБК
Мы продолжим поставлять детали Boeing
Дмитрий Струговец
РИА Новости
"Морской старт" могут установить возле острова Русский
Александр Пинчук
Красная звезда
Уровень подготовки лётного и инженерно-технического состава армейской авиации неуклонно растёт
Ксения Ульянова
Агентство городских новостей "Москва"
Число попыток контрабанды на Внуковской таможне с начала года из-за пандемии снизилось на треть
Алексей Песков
Военно-промышленный курьер
На чем летать малой авиации?
Светлана Рябова
БизнесЦензор
Я вообще мало думаю о Коломойском. Он мне не звонит и никак не участвует в моей жизни
Андрей Ванденко
ТАСС
Дмитрий Рогозин: мой горизонт планирования бесконечен

Известия
Эксперт оценил риски российских компаний из-за пандемии коронавируса
Екатерина Москвич
ТАСС
Сергей Карутин: новый сегмент ГЛОНАСС повысит точность навигации в Восточном полушарии

РИА Новости
Первая опытная "Минога" поднимется в воздух в 2025 году
Ирина Цырулева
Известия
"Выйдем в ноль либо в несущественный минус"
Игорь Елков
Российская газета
Фантастам такое в голову не приходит
Екатерина Москвич
ТАСС
Николай Тестоедов: ИСС им. Решетнева полностью обеспечено заказами на 2020 год
Инна Сидоркова
РБК
Сердюков — РБК: "Мы достигли дна и должны выходить из ситуации"
Алексей Паньшин
РИА Новости
Новейший вертолет Ми-28НМ – это дом для летчика
Артур Шайхутдинов, Александр Коновалов
ТАСС
Глава судостроительной корпорации "Ак Барс": наши вертолетоносцы смогут работать в Арктике
Алексей Песляк
ТАСС
Глава НПО "Энергомаш": постепенно возвращаемся к переговорам с зарубежными партнерами
Милена Синева
ТАСС
Игорь Насенков: на создаваемых "Технодинамикой" парашютах ставят мировые рекорды
Дмитрий Решетников
ТАСС
Рогозин: секвестр финансирования приведет к деградации космической отрасли
Александр Белов, Павел Коряшкин
Интерфакс
Глава "Рособоронэкспорта": Рассчитываем получить $7 млрд от поставок истребителей Су-35
Екатерина Мальцева
Интерфакс
Денис Мантуров: в этом году планируется заключение серийных контрактов по С-500
Сергей Бабкин
ТАСС
Глава "Рособоронэкспорта": для нас важны все заказчики и все контракты
Дмитрий Струговец
РИА Новости
Опасные астероиды сможем отслеживать не ранее 2030 года
Мария Васильева
Известия
"Надеемся, авиасообщение возобновится в сентябре"
Виктор Худолеев
Красная звезда
Покорители небесных просторов

 

 

 

 

Реклама от YouDo
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer