Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Интервью


Юрий Михайлович Ващук, летчик-испытатель Авиационной холдинговой компании (АХК) "Сухой":
"Есть у испытателя мечта... "


Июнь 2004 года Юрий Авдеев, Красная Звезда


Как сообщил на днях главком ВВС генерал армии Владимир Михайлов, утверждено тактико-техническое задание авиакомплекса 5-го поколения. Любой самолет получает путевку в небо, пройдя всесторонние испытания. Летчики, их выполняющие, знают, насколько теория близка к практическим решениям. Корреспондент "Красной звезды" встретился с летчиком-испытателем Авиационной холдинговой компании (АХК) "Сухой" Героем России Юрием ВАЩУКОМ.

Как сообщил на днях главком ВВС генерал армии Владимир Михайлов, утверждено тактико-техническое задание авиакомплекса 5-го поколения. Любой самолет получает путевку в небо, пройдя всесторонние испытания. Летчики, их выполняющие, знают, насколько теория близка к практическим решениям. Корреспондент "Красной звезды" встретился с летчиком-испытателем Авиационной холдинговой компании (АХК) "Сухой" Героем России Юрием ВАЩУКОМ.

- Юрий Михайлович, АХК "Сухой" определен головным исполнителем и соответственно головным разработчиком программы отечественного истребителя 5-го поколения. Каким видится самолет 5-го поколения с вашего рабочего места?

- Самолет 5-го поколения - сложнейший авиационный комплекс, своеобразный летающий компьютер. Его разработка ведется на основе требований, предъявляемых к этому комплексу Министерством обороны, а также с учетом тенденций развития мирового рынка самолетов подобного класса. Отличительными чертами российской боевой машины будут сверхманевренность - возможность совершать управляемый полет на малых скоростях и больших углах атаки; многофункциональность - способность решать задачи поражения как воздушных, так и наземных целей в любую погоду и время суток; малая заметность в оптическом, инфракрасном и радиолокационном диапазонах волн, а также он будет взлетать и садиться на короткие взлетно-посадочные полосы.

Конструкторы нашей фирмы стремятся создать максимально "умную" машину, которая позволит летчику выполнить боевую задачу, не отвлекаясь на "мелочи". Например, происходит отказ какой-либо системы, сразу включается дублирующая, а летчик лишь получает об этом информацию. Он в подобного рода ситуации принял бы то же решение, что и автоматика. Так зачем отвлекать внимание от полета, когда другого просто не существует?

Мы хотим наладить диалог между машиной и человеком. При выполнении боевой задачи самолет сам будет предлагать несколько вариантов действий, а за летчиком остается право выбора. Упрощенно все выглядит следующим образом. Обнаружено несколько целей, комплекс определяет наиболее важную из них. Летчик принимает решение. Далее следует предложение, каким оружием уничтожить эту цель. Прорабатываются логические ходы, из которых состоит вся работа военного пилота. К этому стремятся и у нас, и за рубежом. Вопрос в том, кто достигнет наилучшего результата.

Проделана огромная работа по маневренности самолета. Наиболее ярко в этом плане выглядит Су-35.

- На ваш взгляд, насколько мы готовы к шагу в 5-е поколение?

- Все зависит от двух факторов. Первое. Сейчас тяжело обстоят дела с поставкой современных машин в Военно-воздушные силы России. АХК "Сухой" вынуждена продавать новые самолеты за границу, а полученную прибыль вкладывать в продолжение разработок. Необходимо кардинальное изменение сложившейся ситуации.

Выскажу мнение летчиков-испытателей, созвучное точке зрения генерального директора АХК "Сухой" Михаила Погосяна. Без серьезных шагов по модернизации авиатехники, внедрению ее в войска невозможно вести речь о самолете 5-го поколения. Уже сегодня необходимо готовить и летчиков, и техников к работе на авиационных комплексах завтрашнего дня. Нельзя допустить большого разрыва между тем, что ныне эксплуатируется, и той техникой, которая придет на смену. Летный и технический персонал должен суметь осуществить переход от работы с так называемыми стрелочными приборами к работе с летающим компьютером - а именно таким, повторюсь, и будет авиакомплекс 5-го поколения. Модернизация - обязательный шаг на этом пути.

Второе. Холдинг в этом направлении работает не один, у него много смежников, и от них зависит многое. Главное, насколько вовремя и качественно будут выполнены все заказы. Не секрет, что фирмы-изготовители могут предложить "залежалый товар" или сырые разработки, не прошедшие должных испытаний. А некоторые и вовсе могут взвинчивать цены на эксклюзив. В итоге страдает головной разработчик, в первую очередь в финансовом плане. Поэтому только государство способно и обязано взять на себя координацию всех работ. Тогда Россия, используя имеющийся потенциал, останется в строю мировых авиационных держав.

- Что в вашем "летном багаже", какую авиационную технику освоили?

- В свое время летал в ДОСААФ в сборной Советского Союза (России) по высшему пилотажу. Окончил Московский авиационный институт. Освоил L-39, учебно-тренировочные МиГ-15 и МиГ-17, Як-55, Су-26. С 1992 года работаю в фирме "Сухого", которая оплатила мое обучение в Школе летчиков-испытателей. Освоил МиГ-21, МиГ-23, Су-24, Ан-24 и Ту-134. В это же время проходила сертификация Су-29, пришлось, как говорится, учиться без отрыва от производства. Потом были еще спортивные Су-26 и Су-31. Конечно же, особая страница моей летной биографии - Су-35.

- С каким чувством вы бы подняли в воздух самолет 5-го поколения? Готовы к этому?

- Это будет самый счастливый миг моей жизни! Об этом мечтает каждый летчик.




комментарии (0):











Материалы рубрики


Интерфакс
Губернатор Магаданской области Сергей Носов: "Стоит задача восстановить сеть маршрутов малой авиации в регионе"
Дмитрий Струговец
РИА Новости
Федор Юрчихин: в Хьюстоне после терактов царила несвойственная тишина

РИА "СНГС"
Мне бы в небо
Наталья Дмитрак
ТАСС
"Радар ммс": система "Касатка" — искусственный интеллект для военной авиации России

РИА Новости
Денис Мантуров: самолет SuperJet в стиле Aurus – не за горами

РИА Новости
Михаил Гордин: мы первыми испытали в полете сверхпроводящий электромотор

РИА Новости
Владимир Соловьев: новую станцию можем начать строить с 2027 года

РИА Новости
Владимир Соловьев: полет модуля "Наука" сопровождался трудностями



Лидия Мисник
Газета.ru
"Война будущего начнется в космосе". Большое интервью Дмитрия Рогозина
Глеб Ирисов
ТАСС
Гендиректор "Навигатора": можем сделать невидимыми на "Флайтрадаре" военные самолеты
Екатерина Москвич
ТАСС
Рогозин: первые прототипы спутников для программы "Сфера" будут созданы к концу 2022 года
Екатерина Мальцева
Интерфакс
Денис Мантуров: началась сборка опытных образцов нового стратегического бомбардировщика ПАК ДА
Сергей Бабкин
ТАСС
Глава НПО машиностроения: разрабатываем космический мини-аппарат с локатором на базе АФАР
Николай Новичков
ТАСС
От беспилотников к цивилизации роботов. Генконструктор "Кронштадта" о будущем БЛА в России

РИА Новости
Сергей Богатиков: рой ударных беспилотников планируется базировать на Ил-76
Тимофей Дзядко, Артём Кореняко
РБК
"Государство не должно ничего компенсировать"

Общественное телевидение России
Тариф семейный
Глеб Ирисов
ТАСС
Замглавы ОАК: наращиваем компетенции по строительству военно-транспортных самолетов
Арсений Гришин
Военно-промышленный курьер
ЦИАМ обещает взлет
Милена Синева
ТАСС
Глава "Техмаша" Александр Кочкин: многим нашим разработкам до сих пор нет аналогов в мире
Милена Синева, Роман Азанов
ТАСС
"Шах и мат". Конструктор Стрелец: новый истребитель превзойдет все мировые аналоги
Милена Синева
ТАСС
Генконструктор Иноземцев о двигателе ПД-14, вернувшем Россию в высшую лигу мировой авиации
Екатерина Постникова 4182 ДОГОВОР ПО ОТКРЫТОМУ НЕБУ
Известия
"Оснований для того, чтобы Россия вернулась в ДОН, нет"

РИА Новости
Сергей Чемезов: у Checkmate уникальное сочетание летных характеристик

РИА Новости
Дмитрий Шугаев: доля авиационных заказов в портфеле ФСВТС превышает 50%
Елена Березина
Российская Газета
Мантуров рассказал о новых самолетах, ситуации в автопроме и углеродном следе
Екатерина Москвич
ТАСС
Начальник ЦПК: от полетов на невесомость на МАКС из-за пандемии пришлось отказаться
Евгений Ключарев
Интерфакс
Глава Red Wings: безубыточная эксплуатация МС-21 вполне реальна

РИА Новости
Сергей Поздняков: впервые на МАКС покажем прототип нового скафандра
Вячеслав Иванов, Глеб Ирисов
ТАСС
Замглавы концерна "Алмаз-Антей": наши новые разработки — ответы на угрозы авиабезопасности

РИА Новости
Сергей Смирнов: в России идет работа над истребителем шестого поколения
Елена Карьгина, Милена Синева
ТАСС
Замглавы ОДК Ремизов: нам нужна поддержка спроса на самолеты с российскими двигателями

РИА Новости
Глеб Вареница: покажем на МАКС новую авиаракету "два в одном"
Айгуль Абдуллина
КоммерсантЪ
"Гадать в сегодняшней непредсказуемой ситуации невозможно"

МИР 24
В небо по расписанию: почему задерживаются авиарейсы?

Ростех
Профессии Ростеха: инженер-конструктор авиационной техники
Татьяна Байкова, Екатерина Постникова
Известия
"Балансируем на грани гонки вооружений в космосе"

Интерфакс
Губернатор Псковской области Михаил Ведерников: "В течение полугода приступим к проектированию нового терминала аэропорта"
Наталия Дмитрак
ТАСС
"Радар ммс": электробеспилотник-вертолет и конвертоплан для Арктики появятся к 2022 году
Наталия Ячменникова
Российская Газета
Научный подлет
Ирина Цырулева Елена Лихоманова
Известия
"Бесконечно повышать тарифы невозможно"
Дмитрий Дриз
КоммерсантЪ
"Космос - это не бездумное соперничество"

РИА Новости
Роман Жиц: мы создаем экосистему для частной космонавтики в России

РИА Новости
Дмитрий Рогозин: стараемся поменьше шутить, побольше двигаться вперед
Екатерина Москвич
ТАСС
Глава Роскосмоса Дмитрий Рогозин: годы МКС по большому счету сочтены
Инна Сидоркова, Петр Канаев, Вячеслав Козлов
РБК
Сергей Чемезов - РБК: "Совсем жесткие санкции - это, по сути, война"
Сергей Домущий
Радиус
Приведет ли "белорусский казус" к блокировке европейских авиаперевозок
Ольга Божьева
Московский комсомолец
В России объяснили, можно ли обвинить Белоруссию в воздушном терроризме

Страхование сегодня
Рынок авиастрахования – жесткой посадки пока удаётся избегать
Тимофей Дзядко, при участии Артём Кореняко
РБК
"Авиакомпаниям нужно закрываться или повышать цены"

 

 

 

 

Реклама от YouDo
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer