Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Интервью


Юрий Михайлович Ващук, летчик-испытатель Авиационной холдинговой компании (АХК) "Сухой":
"Есть у испытателя мечта... "


Июнь 2004 года Юрий Авдеев, Красная Звезда


Как сообщил на днях главком ВВС генерал армии Владимир Михайлов, утверждено тактико-техническое задание авиакомплекса 5-го поколения. Любой самолет получает путевку в небо, пройдя всесторонние испытания. Летчики, их выполняющие, знают, насколько теория близка к практическим решениям. Корреспондент "Красной звезды" встретился с летчиком-испытателем Авиационной холдинговой компании (АХК) "Сухой" Героем России Юрием ВАЩУКОМ.

Как сообщил на днях главком ВВС генерал армии Владимир Михайлов, утверждено тактико-техническое задание авиакомплекса 5-го поколения. Любой самолет получает путевку в небо, пройдя всесторонние испытания. Летчики, их выполняющие, знают, насколько теория близка к практическим решениям. Корреспондент "Красной звезды" встретился с летчиком-испытателем Авиационной холдинговой компании (АХК) "Сухой" Героем России Юрием ВАЩУКОМ.

- Юрий Михайлович, АХК "Сухой" определен головным исполнителем и соответственно головным разработчиком программы отечественного истребителя 5-го поколения. Каким видится самолет 5-го поколения с вашего рабочего места?

- Самолет 5-го поколения - сложнейший авиационный комплекс, своеобразный летающий компьютер. Его разработка ведется на основе требований, предъявляемых к этому комплексу Министерством обороны, а также с учетом тенденций развития мирового рынка самолетов подобного класса. Отличительными чертами российской боевой машины будут сверхманевренность - возможность совершать управляемый полет на малых скоростях и больших углах атаки; многофункциональность - способность решать задачи поражения как воздушных, так и наземных целей в любую погоду и время суток; малая заметность в оптическом, инфракрасном и радиолокационном диапазонах волн, а также он будет взлетать и садиться на короткие взлетно-посадочные полосы.

Конструкторы нашей фирмы стремятся создать максимально "умную" машину, которая позволит летчику выполнить боевую задачу, не отвлекаясь на "мелочи". Например, происходит отказ какой-либо системы, сразу включается дублирующая, а летчик лишь получает об этом информацию. Он в подобного рода ситуации принял бы то же решение, что и автоматика. Так зачем отвлекать внимание от полета, когда другого просто не существует?

Мы хотим наладить диалог между машиной и человеком. При выполнении боевой задачи самолет сам будет предлагать несколько вариантов действий, а за летчиком остается право выбора. Упрощенно все выглядит следующим образом. Обнаружено несколько целей, комплекс определяет наиболее важную из них. Летчик принимает решение. Далее следует предложение, каким оружием уничтожить эту цель. Прорабатываются логические ходы, из которых состоит вся работа военного пилота. К этому стремятся и у нас, и за рубежом. Вопрос в том, кто достигнет наилучшего результата.

Проделана огромная работа по маневренности самолета. Наиболее ярко в этом плане выглядит Су-35.

- На ваш взгляд, насколько мы готовы к шагу в 5-е поколение?

- Все зависит от двух факторов. Первое. Сейчас тяжело обстоят дела с поставкой современных машин в Военно-воздушные силы России. АХК "Сухой" вынуждена продавать новые самолеты за границу, а полученную прибыль вкладывать в продолжение разработок. Необходимо кардинальное изменение сложившейся ситуации.

Выскажу мнение летчиков-испытателей, созвучное точке зрения генерального директора АХК "Сухой" Михаила Погосяна. Без серьезных шагов по модернизации авиатехники, внедрению ее в войска невозможно вести речь о самолете 5-го поколения. Уже сегодня необходимо готовить и летчиков, и техников к работе на авиационных комплексах завтрашнего дня. Нельзя допустить большого разрыва между тем, что ныне эксплуатируется, и той техникой, которая придет на смену. Летный и технический персонал должен суметь осуществить переход от работы с так называемыми стрелочными приборами к работе с летающим компьютером - а именно таким, повторюсь, и будет авиакомплекс 5-го поколения. Модернизация - обязательный шаг на этом пути.

Второе. Холдинг в этом направлении работает не один, у него много смежников, и от них зависит многое. Главное, насколько вовремя и качественно будут выполнены все заказы. Не секрет, что фирмы-изготовители могут предложить "залежалый товар" или сырые разработки, не прошедшие должных испытаний. А некоторые и вовсе могут взвинчивать цены на эксклюзив. В итоге страдает головной разработчик, в первую очередь в финансовом плане. Поэтому только государство способно и обязано взять на себя координацию всех работ. Тогда Россия, используя имеющийся потенциал, останется в строю мировых авиационных держав.

- Что в вашем "летном багаже", какую авиационную технику освоили?

- В свое время летал в ДОСААФ в сборной Советского Союза (России) по высшему пилотажу. Окончил Московский авиационный институт. Освоил L-39, учебно-тренировочные МиГ-15 и МиГ-17, Як-55, Су-26. С 1992 года работаю в фирме "Сухого", которая оплатила мое обучение в Школе летчиков-испытателей. Освоил МиГ-21, МиГ-23, Су-24, Ан-24 и Ту-134. В это же время проходила сертификация Су-29, пришлось, как говорится, учиться без отрыва от производства. Потом были еще спортивные Су-26 и Су-31. Конечно же, особая страница моей летной биографии - Су-35.

- С каким чувством вы бы подняли в воздух самолет 5-го поколения? Готовы к этому?

- Это будет самый счастливый миг моей жизни! Об этом мечтает каждый летчик.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Денис Кайыран
РИА Новости
Алексей Варочко: выходим на серийное производство ракет "Ангара"
Роман Гусаров
NEWS.ru
Наследник Ан-24 самолет «Ладога»: когда полетит, зачем нужен

ФАУ "ЦАГИ"
105 лет: полет успешный
Мария Гришкина
86.ru
«Дико для мужчин видеть девушку в такой профессии»: история югорчанки, которая работает авиамехаником
Наталия Ячменникова
Российская газета
Как готовить специалистов по борьбе с кибератаками на самолеты

Транспорт России
Виталий Савельев: голосовать на выборах – значит разделять ответственность за будущее России
Андрей Коршунов
Известия
«Парение в невесомости Гагарин впервые испытал уже после полета в космос»
Надежда Алексеева, Алина Лихота, Екатерина Кийко
RT
Арктическая навигация: специалист ААНИИ — о развитии БПЛА в Северном Ледовитом океане



Андрей Смирнов
Pro Космос
Юрий Борисов: «Ракета «Амур-СПГ» и сверхлегкий носитель будут многоразовыми»
Наталия Славина
Российская газета
Новое поколение авиации: на чем будем летать. Интервью с академиком Сергеем Чернышевым
Андрей Коршунов
Известия
«На станции будут отрабатываться технологии для полетов на Луну или Марс»
Роман Гусаров
NEWS.ru
Вслед за вылетевшей из самолета дверью «улетает» и доверие к «Боингу»

NEWS.ru
Самолет МС-21 научили приземляться на автомате: почему это так важно
Евгений Гайва
Российская газета
Василий Десятков: Десятки аэропортов модернизируют в России в ближайшие годы
Мария Амирджанян
ТАСС
Генеральный директор "Яковлева": импортозамещенный МС-21 может получить новые версии
Вячеслав Терехов
Интерфакс
Научный руководитель Института астрономии РАН: космический мусор становится все более опасным
Артем Кореняко, Ирина Парфентьева
РБК
Глава «Победы» — РБК: «Приходится уходить на запасные аэродромы»
Евгений Гайва
Российская газета
Глава Росавиации: В этом году в Россию стало летать больше иностранных авиакомпаний
Мария Амирджанян
ТАСС
Замглавы Минпромторга: производство беспилотников будет только расти
Георгий Султанов, Анна Носова
ТАСС
Глава "Швабе" Вадим Калюгин: стремимся сделать наши БПЛА более устойчивыми к РЭБ
Наталия Ячменникова
Российская газета
Александр Блошенко: Мы впервые в истории садимся на Южный полюс Луны
Виктор Лошак
Ростех; Коммерсантъ
Вадим Бадеха: «Нет ничего более технически интересного, чем авиационный двигатель»

Интерфакс
Гендиректор аэропорта "Храброво" Александр Корытный: "Хотим вписать Калининград в накатанную авиатрассу между Китаем, Москвой и Петербургом"
Тимофей Дзядко, Артем Кореняко
РБК
Глава Внуково — РБК: «В ближайшие 10 лет не будет пассажиров в Европу»

Ростех
Евгений Солодилин: «Задачу, которую перед нами поставили акционеры, мы выполнили»
Наталия Ячменникова
Российская газета
Ректор МАИ Михаил Погосян - о том, какие профессии будут популярны в ближайшие пять лет, и почему стране нужны инженеры с креативным мышлением
Екатерина Москвич
ТАСС
Анна Кикина: космонавты летят в космос, чтобы жить
Мария Амирджанян
ТАСС
Гендиректор ОАК Слюсарь: испытания SSJ New с российскими двигателями начнутся осенью
Георгий Казачков, Гулия Леваненкова, Евгения Коткова
ТАСС
Посол Белоруссии в РФ: самолет "Ладога" сможет конкурировать с Airbus и Boeing

Известия
Заместитель генерального директора холдинга Т1 Алексей Волынкин: «Наша цель — запуск первой частной ракеты в космос уже в этом году»
Виталий Корнеев, Елена Новицкая
ТАСС
Глава оператора Пулково Леонид Сергеев: мы стали аэропортом №2 в России
Екатерина Москвич
ТАСС
Глава SR Space: в течение года мы перейдем от ракеты "Небо" к первому полету "Космоса"
Юлия Живикина
РБК
«Иллюзий нет, но справимся»: что происходит с авиакомпаниями в России
Артем Рукавов
Интерфакс
Гендиректор SR Space: идут работы над ракетой-носителем Cosmos с возможным возвратом первой ступени
Наталия Ячменникова
Российская газета
Александр Книвель - о том, когда в России появится полноценная отрасль беспилотных авиационных систем
Катерина Алабина
Известия
«Мы первыми в мире отправим арт-объект на орбиту»
Андрей Герман
MASHNEWS
Летать охота. Запад закрывает глаза на поставки авиационных запчастей в Россию
Андрей Ванденко
ТАСС
Юлия Пересильд: это космос, детка!
Андрей Ванденко
ТАСС
Космонавт Антон Шкаплеров: себя играть легко
Зоя Игумнова
Известия
Герой России Евгений Тарелкин: «Если вы хотите стать миллионером, то вам точно не в космонавты»
Екатерина Москвич
ТАСС
Борисов: работа на РОС и полет на Луну — ключевые направления пилотируемой космонавтики
Наталия Ячменникова
Российская газета
Следующая станция - РОС. Главный конструктор Владимир Кожевников раскрывает уникальность новой Российской орбитальной станции
Александр Белов, Артем Рукавов
Интерфакс
Первый замгендиректора "Роскосмоса": наращивание спутниковой группировки - приоритет номер один
Екатерина Москвич
ТАСС
Глава Центра Хруничева: изготовление ракет "Ангара" — стратегический приоритет предприятия
Павел Зюзин
РИА "Новости"
Сергей Пономарев: участники эксперимента "SIRIUS-23" "полетят" на Луну

Бизнес News
Портфель заказов "Гидромаша" на 2023 год вырос более чем на 15%

Интерфакс
Орнитологическая обстановка в аэропортах за год значительно улучшилась
Милена Синева, Роман Азанов
ТАСС
Глава Рособоронэкспорта: Россия готова сотрудничать с Индией по истребителю 5-го поколения
Екатерина Москвич
ТАСС
Главный конструктор РОС: новая орбитальная станция будет практически "вечной"

РИА "Новости"
Юрий Борисов: Россия должна производить к 2025 году 250 спутников ежегодно

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer