← Назад

Главная Обзоры СМИ Интервью

Головин Александр, И.о. генерального директора авиационного предприятия "Пулково":
"Пулково: новые горизонты"


Март 2005 года Титова Гульнара, Журнал INFLIGHT REVIEW


26 января 2005 года состоялось официальное подписание договоров на приобретение ФГУАП 'Пулково' в лизинг двух авиалайнеров Boeing.





26 января 2005 года состоялось официальное подписание договоров на приобретение ФГУАП 'Пулково' в лизинг двух авиалайнеров Boeing.

И.о. генерального директора Федерального государственного унитарного авиационного предприятия 'Пулково' Александр Головин и вице-президент американской лизинговой компанией International Lease Finance Corporation (ILFC) Филипп Скраг подписали соглашения, согласно которым авиапредприятию 'Пулково' передаются в операционный лизинг на пять лет два среднемагистральных самолета Boeing 737-500. До конца года планируется заключить лизинговые договоры на приобретение еще 4-х авиалайнеров Boeing.




Александр Николаевич, были подписаны первые договоры на лизинг двух самолетов Boeing. Насколько важно и знаменательно это событие для авиапредприятия 'Пулково'?

Без всякого преувеличения можно сказать, что для 'Пулково' это новая эпоха. Мы переходим на качественно новый уровень. До настоящего момента парк нашего авиапредприятия составляли 46 отечественных лайнеров - 7 Ил-86, 10 Ту-154Б, 19 Ту-154М и 10 Ту-134. Это надежные самолеты, но уже в самой недалекой перспективе, в связи с ужесточением требований по допустимому уровню шума при пролете над территорией европейских государств, часть имеющихся в парке машин не сможет выполнять рейсы в страны ЕС. Естественно, для 'Пулково' не может быть и речи и о сокращении рейсов на европейских направлениях. Кроме того, двигатели самолетов Ту-154Б и Ту-134 не отвечают современным требованиям с точки зрения топливной экономичности, а в условиях высоких цен на авиационное топливо, когда 'топливная составляющая' достигает 36 % общей себестоимости перевозки, необходимость обновления парка авиапредприятия достаточно очевидна.

Заключая сегодня серию договоров на поставку самолетов Boeing, мы начинаем процесс реструктуризации нашего парка.

Почему была выбрана именно схема лизинга для приобретения самолетов и почему было отдано предпочтение зарубежной технике?

Для большинства авиакомпаний сегодня именно лизинговые схемы являются наиболее оптимальным вариантом обновления парка воздушных судов. Лизинг позволяет в кратчайшие сроки получить необходимую технику, не делая значительных капиталовложений и, кроме того, позволяет быстро адаптировать парк к колебаниям спроса на рынке авиаперевозок.

Что касается нашего авиапредприятия, то заключению настоящих договоров предшествовал тщательный анализ и экономические расчеты. Мы проработали множество различных вариантов. В том числе рассматривалась возможность приобретения отечественных лайнеров - мы вели переговоры, касающиеся возможности приобретения Ту-334, однако в настоящее время этот самолет еще не готов к эксплуатации - он не сертифицирован и не запущен в производство. Мы с надеждой смотрим на совместный российско-украинский самолет Ан-148, но приобрести эти лайнеры на сегодняшний день также не представляется возможным. Поэтому иного варианта кроме лизинга зарубежной техники для нашего авиапредприятия нет.

Хотелось бы добавить, что авиапредприятием 'Пулково' были заключены договоры на операционный лизинг. В отличие от финансового лизинга, когда техника берется на срок, приближающийся к сроку полной амортизации предмета лизинга, механизм операционного лизинга позволяет брать технику на значительно более короткий период времени. В данном случае 'Пулково' заключает договоры на пять лет. Если в ближайшее время в Российской авиационной промышленности появится самолет, удовлетворяющий современным требованиям, естественно, мы готовы отдать предпочтении отечественной технике.

Находятся ли в эксплуатации других российских авиакомпаний самолеты подобные тем, которые вы приобретаете по договору лизинга?

Мы будем первыми эксплуатантами самолетов модели Boeing 737-500 в России. Это современные среднемагистральный лайнеры, имеющие два варианта компоновок: на 117 кресел и на 106 кресел с дополнительным салоном бизнес-класса.



Boeing 737-500 являются экологически 'чистыми' самолетами, отвечают всем международным требованиям стран ЕС по экологическим параметрам, а также по обеспечению безопасности полетов. Самолеты оборудованы специальным навигационным оборудованием, двигателями CFM 56-3C1, которые соответствуют нормам Главы 4 Приложения 16 к Конвенции о международной гражданской авиации (ИКАО).

Как скоро и на каких направлениях планируется использовать арендуемые лайнеры?

В настоящее время в 'Пулково' активно продолжается работа по подготовке ввода самолетов Boeing 737-500 в эксплуатацию. Пилоты при содействии специалистов корпорации Boeing проходят обучение в Международном авиационном центре подготовки в Стокгольме. После получения сертификатов всем пилотам предстоит пройти курс практической подготовки на Boeing, и лишь после этого они буду допущены к самостоятельной эксплуатации воздушных судов.

Эксплуатацию первых двух самолетов Boeing 737-500 мы планируем начать с середины июня 2005 года. В настоящее время коммерческая служба нашего авиапредприятия ведет работу по подготовке максимально эффективного использования самолетов в сети существующих и планируемых маршрутов авиапредприятия.

Использовать воздушные суда планируется на обслуживании регулярных рейсов в страны Европы.

И последний вопрос. В конце декабря 2004 года было принято постановление Правительства России, касающееся реорганизации ФГУАП 'Пулково', а вместе с тем Вы говорите о перспективах дальнейшего развития предприятия - нет ли в этом противоречия?

Во-первых, ФГУАП 'Пулково' является одним из крупнейших предприятий в Северо-Западном регионе, поэтому сам процесс реорганизации может занять достаточно продолжительный период времени.

Во-вторых, напомню, что собственником ФГУАП 'Пулково' является государство. По завершению реорганизации авиакомпания, которая будет правопреемником ФГУАП 'Пулково', и независимо от ее территориального расположения, будет оставаться государственной собственностью.

Таким образом, мы просто не имеем право останавливаться на достигнутом. За более чем семидесятилетний период существования нашего авиапредприятия коллективом 'Пулково' накоплен огромный потенциал, который не должен быть потерян. Этот потенциал найдет свою дальнейшую реализацию в новой государственной авиакомпании, которая по объему перевозимых пассажиров сможет претендовать на место лидера среди российских авиаперевозчиков.


ОБ АВИАПРЕДПРИЯТИИ 'ПУЛКОВО'

Авиапредприятие 'Пулково', основано в 1932 году, сегодня - одно из крупнейших в авиационной отрасли России. 'Пулково' осуществляет регулярные рейсы в 84 города дальнего зарубежья и в 46 городов России и стран СНГ.

Количество пассажиров перевезенных собственным парком 'Пулково' в 2004 году составило 2 700 тыс. человек, что на 12,3% больше, чем в 2003 году. При этом 1 350,6 тыс. пассажиров было перевезено на внутренних воздушных линиях и 1 349, 4 тыс. пассажиров - на международных воздушных линиях. Пассажирооборот вырос по сравнению с 2003 годом на 17% и составил 5 371, 1 млн. пкм. Занятость кресел в прошедшем году составила 72,2%. Объем перевезенных грузов и почты в 2004 году увеличился на 17% и составил 5 135 тонн. Общий пассажиропоток через аэропортово-производственный комплекс ФГУАП 'Пулково' в 2004 году достиг 4 385,0 тыс. человек, превысив показатели прошлого года на 15,6%.

Прибыль от всех видов деятельности ФГУАП 'Пулково' за 2004 год составила 992 млн. руб. В бюджет и небюджетные фонды было уплачено 1 090 млн. руб. Инвестиции за счет собственных средств составили 571 млн. руб.


БИОГРАФИЧЕСКАЯ СПРАВКА

Головин Александр Николаевич родился в 1962 году на Алтае. Окончил Академию гражданской авиации по специализации 'Управление воздушным движением'. Начинал карьеру с должности авиадиспетчера в аэропорту г. Сочи, затем работу продолжил в 'Пулково'. Служил в КГБ-ФСБ в подразделении по борьбе с воздушным терроризмом. Член Комитета по безопасности ИАТА.
В 1991 году в обмен на заложников пошел в салон самолета, где находился террорист с самодельным взрывным устройством. Награжден орденом 'За личное мужество'. Женат, имеет детей. Хобби - горные лыжи, теннис, рыбалка.
Предыдущая занимаемая должность - заместитель генерального директора федерального государственного унитарного авиационного предприятия 'Пулково' по авиационной безопасности.




URL: http://www.aex.ru/fdocs/2/2005/3/3/15154/


Полная или частичная публикация материалов сайта возможна только с письменного разрешения редакции Aviation EXplorer.