Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Интервью


Игорь Бармин, генеральный конструктор КБ общего машиностроения:
"Техника не виновата"


Май 2005 года Михаил Ходаренок, Военно-промышленный курьер


В основе аварии 18 марта 1980 года на полигоне Плесецк лежит человеческий фактор

В газете "ВПК" №11 (30 марта - 5 апреля 2005 г.) была опубликована статья под названием "Личный состав невиновен. Чтобы доказать истинную причину аварии в Плесецке, потребовалось 16 лет". Автор материала Алексей Кузнецов излагает свою версию трагических событий, произошедших 18 марта 1980 г. при подготовке к запуску ракеты-носителя среднего класса. Тогда в результате катастрофы погибли 48 военнослужащих, а более 40 получили ранения. Генеральный директор - генеральный конструктор КБ общего машиностроения Игорь Бармин категорически не согласен с оценками и выводами Алексея Кузнецова.




ЛИЧНОЕ ДЕЛО

БАРМИН Игорь Владимирович

Родился 12 января 1943 г. в г. Москве. Трудовой путь начал в 1960 г. фрезеровщиком на 1-м Государственном подшипниковом заводе. В 1966 г. закончил МВТУ им. Н.Э. Баумана с отличием. С сентября 1966 по октябрь 1974 г. работал в КБ "Энергомаш". С октября 1974 г. - в КБ общего машиностроения им. В.П. Бармина. Прошел путь от ведущего инженера до генерального директора - генерального конструктора (1993 г.). Член объединенного научного совета РАН по комплексной проблеме машиностроения, член Президиума НТС Роскосмоса, нескольких Советов главных конструкторов, вице-президент Российской академии космонавтики им. К.Э. Циолковского, заслуженный деятель науки РФ, заслуженный испытатель космической техники, заслуженный создатель ракетной техники, доктор технических наук (1990 г.), профессор (1994 г.), действительный член Международной и Российской инженерных академий и Международной академии астронавтики. Заведующий кафедрой в МГТУ им. Н.Э. Баумана. Лауреат Государственной премии СССР и Премии правительства РФ. Имеет государственные награды.




- Игорь Владимирович, по вашему мнению, версия Алексея Кузнецова не соответствует действительности?

- Давайте разберемся. По словам Алексея Кузнецова, в 1980 г. государственная комиссия, занимавшаяся расследованием причин катастрофы, сделала неправильные выводы о причинах этого тяжелого происшествия. Лишь впоследствии, в 1999 г., межведомственной комиссии удалось, по версии Алексея Кузнецова, установить истинную причину аварии.

- По его оценке, к взрыву на старте привело использование в заправочной системе перекиси водорода фильтроэлементов, изготовление которых проводилось с использованием материалов, приводивших к каталитическому разложению перекиси водорода...

- Более того, по версии Алексея Кузнецова, это произошло вследствие того, что работниками КБ общего машиностроения были допущены в документации существенные ошибки, которые и привели к изготовлению некондиционных фильтроэлементов.

- Однако, насколько известно, Кузнецов не первый, кто акцентирует внимание на этих фильтрах.

- Подобные же версии катастрофы излагались в передаче "Независимое расследование" с Николаем Николаевым в 2000 г. на канале НТВ. Был сделан вывод о том, что по указанию главного конструктора академика Владимира Бармина фильтры на ракете, изготовленные из олова, были заменены на фильтры из свинца, что и привело к катастрофе.

- Чем закончилось тогда дело?

- Мне удалось путем длительных судебных разбирательств отстоять честь и достоинство отца и доказать его полную непричастность к описываемым событиям. Обвинения в его адрес были абсолютно ложными. В настоящее время я уже должен защищать честь КБ общего машиностроения. Причины аварии, однозначно излагаемые Алексеем Кузнецовым через 16 лет, на самом деле указаны совершенно неверно. Я постараюсь аргументировать свою точку зрения.

- Что произошло на самом деле?

- Государственная комиссия, назначенная в 1980 г., была чрезвычайно компетентна. В ее состав были привлечены лучшие специалисты. Комиссия тщательно проанализировала аварийную ситуацию, чрезвычайно скрупулезно рассмотрела все версии катастрофы 18 марта 1980 г. Подробному изучению были подвергнуты все остатки материальной части как ракеты, так и всех стартовых систем с тем, чтобы иметь возможность уже на основании этих остатков сделать какие-то конкретные выводы. Были опрошены все участники события, которые остались в живых, проведены многочисленные экспертизы того, что могло быть на самом деле (с подтверждением тех или иных версий происшедших событий). В конечном итоге государственная комиссия сделала выводы: причиной аварии явились процессы, происходящие на верхней ступени ракеты, чему предшествовали пролив керосина, течь кислорода и неправомерные действия членов боевого расчета.

- Откуда же возникла версия о причастности к катастрофе фильтроэлементов?

- Нашим КБ на самом деле было выпущено ошибочное извещение. Однако оно касалось только фильтроэлементов большого диаметра, находящихся в нишах стартовых сооружений, и не касалось фильтроэлементов, приближенных к ракете. Должен с удовлетворением отметить, что в силу ряда причин это извещение на практике так и не было реализовано. По нему не было изготовлено ни единого экземпляра фильтроэлементов. Более того, большие фильтроэлементы, которые по версии Алексея Кузнецова могли повлиять на развитие событий, сохранились после взрыва 18 марта 1980 г. Самое главное (это необходимо подчеркнуть особо), как большие, так и малые фильтроэлементы (находившиеся рядом с ракетой) применялись во время работ 18 марта 1980 г. далеко не в первый раз.

- Иными словами, это вовсе не устройства разового действия?

- В том-то и дело. Равно как и заправочные коммуникации, они использовались ранее, в предыдущих заправках. Естественно, эти фильтроэлементы не могли показать каталитических свойств, которых не имели. Но не только это говорит о неправильности версии, связанной с разложением перекиси водорода бракованными фильтроэлементами.

- Что дает основания считать так?

- Дело в том, что конструкторской документацией предусматривается операция, получившая название "проливка". Она неукоснительно выполняется (и выполнялась ранее) перед заправкой ракеты-носителя перекисью водорода. "Проливка" проводится не более чем за 24 часа до заправочных операций. Она заключается в том, что собирается заправочная схема со всеми элементами и коммуникациями для заправки перекисью водорода, подстыковывается заправщик перекисью водорода, заглушаются концы трубопроводов, которые будут стыковаться с ракетой. Вся эта собранная заправочная схема заполняется перекисью водорода от заправщика, который будет использован для заправки ракеты. Перед каждой заправкой проверяется кондиционность перекиси и подтверждается результатами лабораторного анализа. Выдерживается эта перекись в течение времени, соизмеримого с реальной заправкой.

- То есть, если и были бы какие-то несоответствия, то они обязательно проявились бы в ходе "проливки"?

- Этот процесс, если бы там были какие-либо каталитические элементы, был бы гораздо более жестким, чем в ходе заправки. Потому что во время заправки, если бы выделились пузыри кислорода и тепло, то потоком жидкости, которая заправляется в ракету, это тепло отводилось бы от той точки, и пузыри бы тоже уходили. А во время операции "проливка" все находится в статике, и этот процесс не был бы купирован за счет именно протока жидкости. Словом, он проявляется гораздо ярче. Для этого "проливка" и проводится.

- Осуществлялась ли эта операция накануне катастрофы?

- В том и дело, что осуществлялась. Накануне заправки ракеты-носителя провели "проливку". О чем, кстати, была сделана соответствующая запись в бортовых журналах. И это подтверждено показаниями оставшихся в живых лиц боевого расчета. Еще раз хочу подчеркнуть, что эти фильтроэлементы использовались ранее неоднократно. Ссылка на возможную причину разложения перекиси водорода абсолютно неправомочна.

- Что еще работает против этой версии?

- Хотелось бы отметить следующее. Во время развития аварийной ситуации включились в действие две кинокамеры, которые в пределах зоны обзора фиксировали все события, происходящие именно наверху. Еще до взрыва они зафиксировали процесс возгорания, а впоследствии одна из камер показывала картинку, которая могла быть зафиксирована к тому моменту только при отсутствии верхнего блока Е ракеты-носителя. Это говорит о том, что сначала блок Е "ушел" со своего нормального места, была зафиксирована огненная струя, проходящая вдоль ракеты сверху вниз и после того, как этот процесс достиг точки взрыва, камеры прекратили дальнейшую запись. Были проанализированы все кадры пленок с тем, чтобы установить, что же происходило на самом деле. Это и дало возможность комиссии в 1980 г. сделать заключение о причинах возникновения аварии наверху и с развитием последствий по всей ракете.

- Почему же версия о причастности к катастрофе фильтроэлементов столь живуча?

- К жизни версию возможности перекисной природы развития аварии вызвали события, просшедшие год спустя, в 1981 г. Там же, на полигоне Плесецк, готовилась к пуску очередная ракета из семейства "семерок". И во время заправки перекисью водорода было обнаружено повышение температуры заправочных коммуникаций, которые действительно могли привести к аварийному развитию событий. Грамотными действиями стартового расчета это было предотвращено. Заправка была остановлена, перекись слита, дальше была проведена операция по анализу этих событий.

Действительно, было установлено: в одной из магистралей перекиси стоял фильтроэлемент, который был спаян припоем, содержащим каталитические вещества. После этого была проведена большая работа по исследованию всех фильтроэлементов, которые находились как на полигоне Плесецк, так и на Байконуре, равно как и в арсеналах. Анализу было подвергнуто 500 фильтров - как малых, так и больших. Из них 20 показали способность выделять каталитическое разложение перекиси водорода. Причем из них только 9 вызывали повышенное выделение пузырей, превышающее допустимую норму согласно технической документации. Были исследованы те технологические процессы, которые осуществлялись на производителе фильтроэлементов - Сумском машиностроительном заводе им. М.В. Фрунзе.

- Что выяснилось на предприятии?

- Было установлено, что организация работы была проведена таким образом, что принципиально могли быть допущены ошибки. У рабочего, который паял фильтроэлементы, на столе были разные образцы припоев. То есть не исключалась возможность использования припоя, который был недопустим при работе с фильтроэлементами. Несмотря на то что эта операция находилась под контролем военной приемки, факт наличия 20 бракованных фильтроэлементов говорил о том, что операции на заводе были проведены технически недостаточно корректно. Впоследствии на предприятии был наведен соответствующий порядок. Впредь подобное уже не допускалось. По событиям 1981 г. я должен сказать, что сам факт несоответствия заправочных коммуникаций требованиям документации был замечен только в момент заправки, а не был зафиксирован во время операции "проливка". В бортжурнале были отмечены данные, что эта операция проводилась.

- О чем это говорит?

- Это говорит о том, что либо "проливка" производилась некачественно, либо после проведения операции "проливка" какие-то элементы в заправочных коммуникациях были заменены. Правда, об этом уже никаких записей обнаружить не удалось. Тем не менее, это напрямую говорит о том, что в процессе подготовки к заправке боевым расчетом были допущены серьезные нарушения. Это были чистые ошибки расчета. Тем не менее, по результатам анализа фильтроэлементов были многочисленные обращения лиц боевого расчета, подвергнутых различным наказаниям, с просьбами пересмотреть степень виновности расчета.

- К чему это привело?

- В 1999 г. состоялось заседание еще одной межведомственной комиссии, результаты которой были утверждены заместителем председателя правительства РФ Ильей Клебановым. В состав этой комиссии были привлечены представители разработчиков ракеты-носителя, Космических войск (тогда еще Военно-космических сил), Российского космического агентства, но не были включены представители организаций, которые на самом деле занимались разработкой заправочного оборудования. В составе комиссии не было специалистов, которые реально знали бы о заправочных операциях все - как они готовятся, как проводятся, как они, наконец, контролируются.

- Иными словами, мнение КБОМ не учитывалось?

- Нет. Мнение нашего КБ не было учтено при выработке решения этой комиссии. Были сделаны выводы о том, что одной из наиболее вероятных причин была ошибка, связанная с перекисной системой, и даны предложения о реабилитации боевого расчета. Я не хочу комментировать решение комиссии, потому что не могу обсуждать степень виновности тех людей, которые были наказаны, и справедливость тех или иных наказаний. У нас ведь распространена практика, когда наказывают невиновных людей по списку, без разбора. Но я однозначно могу утверждать, что анализ тех событий, а также документации и того, что делается, как проводятся операции заправки, - все говорит о том, что перекисная причина в 1980 г. не лежала в основе этого тяжелого аварийного случая.

- То есть вы еще раз вынуждены доказывать то, что со стороны конструкторов не было ошибок, приведших к такому числу жертв и трагической ситуации...

- Те ошибки по документации, о которых я говорил и которые отрицать просто смешно, к счастью, не привели к изготовлению по этой документации фильтроэлементов. С другой стороны, операции по заправке, которые регламентированы всей эксплуатационной документацией, исключают реальную возможность при жестком следовании требованиям эксплуатационной документации к развитию таких событий. Когда я читаю лекции своим студентам-эксплуатационникам, первое, что я им говорю, - запишите и поставьте несколько восклицательных знаков, что отступление от эксплуатационной документации смерти подобно для ракетно-космической техники. Это не красное словцо - это суровая правда.

- Кто же устанавливает истину при авариях и катастрофах?

- Истина реально устанавливается либо в судебном порядке, либо государственной комиссией, которая назначается президентом или председателем правительства. А в случае с аварией на полигоне Плесецк выводы комиссии однозначно свидетельствуют о невиновности ракетно-космической техники.

Справка "ВПК"

Конструкторское бюро общего машиностроения им. В.П. Бармина - головное предприятие по созданию стартовых комплексов и объектов наземной космической инфраструктуры космодрома. Бюро начинало с разработки знаменитых "катюш". В послевоенные годы создавало комплексы для подготовки и пуска боевых баллистических и зенитных ракет и ракет-носителей "Восток-Союз", "Протон", МКТС "Энергия-Буран". Обеспечивало запуск первого в мире искусственного спутника Земли, полет в космос Ю.А. Гагарина и все последующие полеты космонавтов, запуски межпланетных станций для исследования Луны, Марса, Венеры, орбитальных станций "Салют" и "Мир".




комментарии (0):













Материалы рубрики


ФАУ "ЦАГИ"
105 лет: полет успешный
Мария Гришкина
86.ru
«Дико для мужчин видеть девушку в такой профессии»: история югорчанки, которая работает авиамехаником
Наталия Ячменникова
Российская газета
Как готовить специалистов по борьбе с кибератаками на самолеты

Транспорт России
Виталий Савельев: голосовать на выборах – значит разделять ответственность за будущее России
Андрей Коршунов
Известия
«Парение в невесомости Гагарин впервые испытал уже после полета в космос»
Надежда Алексеева, Алина Лихота, Екатерина Кийко
RT
Арктическая навигация: специалист ААНИИ — о развитии БПЛА в Северном Ледовитом океане
Андрей Смирнов
Pro Космос
Юрий Борисов: «Ракета «Амур-СПГ» и сверхлегкий носитель будут многоразовыми»
Наталия Славина
Российская газета
Новое поколение авиации: на чем будем летать. Интервью с академиком Сергеем Чернышевым



Андрей Коршунов
Известия
«На станции будут отрабатываться технологии для полетов на Луну или Марс»
Роман Гусаров
NEWS.ru
Вслед за вылетевшей из самолета дверью «улетает» и доверие к «Боингу»

NEWS.ru
Самолет МС-21 научили приземляться на автомате: почему это так важно
Евгений Гайва
Российская газета
Василий Десятков: Десятки аэропортов модернизируют в России в ближайшие годы
Мария Амирджанян
ТАСС
Генеральный директор "Яковлева": импортозамещенный МС-21 может получить новые версии
Вячеслав Терехов
Интерфакс
Научный руководитель Института астрономии РАН: космический мусор становится все более опасным
Артем Кореняко, Ирина Парфентьева
РБК
Глава «Победы» — РБК: «Приходится уходить на запасные аэродромы»
Евгений Гайва
Российская газета
Глава Росавиации: В этом году в Россию стало летать больше иностранных авиакомпаний
Мария Амирджанян
ТАСС
Замглавы Минпромторга: производство беспилотников будет только расти
Георгий Султанов, Анна Носова
ТАСС
Глава "Швабе" Вадим Калюгин: стремимся сделать наши БПЛА более устойчивыми к РЭБ
Наталия Ячменникова
Российская газета
Александр Блошенко: Мы впервые в истории садимся на Южный полюс Луны
Виктор Лошак
Ростех; Коммерсантъ
Вадим Бадеха: «Нет ничего более технически интересного, чем авиационный двигатель»

Интерфакс
Гендиректор аэропорта "Храброво" Александр Корытный: "Хотим вписать Калининград в накатанную авиатрассу между Китаем, Москвой и Петербургом"
Тимофей Дзядко, Артем Кореняко
РБК
Глава Внуково — РБК: «В ближайшие 10 лет не будет пассажиров в Европу»

Ростех
Евгений Солодилин: «Задачу, которую перед нами поставили акционеры, мы выполнили»
Наталия Ячменникова
Российская газета
Ректор МАИ Михаил Погосян - о том, какие профессии будут популярны в ближайшие пять лет, и почему стране нужны инженеры с креативным мышлением
Екатерина Москвич
ТАСС
Анна Кикина: космонавты летят в космос, чтобы жить
Мария Амирджанян
ТАСС
Гендиректор ОАК Слюсарь: испытания SSJ New с российскими двигателями начнутся осенью
Георгий Казачков, Гулия Леваненкова, Евгения Коткова
ТАСС
Посол Белоруссии в РФ: самолет "Ладога" сможет конкурировать с Airbus и Boeing

Известия
Заместитель генерального директора холдинга Т1 Алексей Волынкин: «Наша цель — запуск первой частной ракеты в космос уже в этом году»
Виталий Корнеев, Елена Новицкая
ТАСС
Глава оператора Пулково Леонид Сергеев: мы стали аэропортом №2 в России
Екатерина Москвич
ТАСС
Глава SR Space: в течение года мы перейдем от ракеты "Небо" к первому полету "Космоса"
Юлия Живикина
РБК
«Иллюзий нет, но справимся»: что происходит с авиакомпаниями в России
Артем Рукавов
Интерфакс
Гендиректор SR Space: идут работы над ракетой-носителем Cosmos с возможным возвратом первой ступени
Наталия Ячменникова
Российская газета
Александр Книвель - о том, когда в России появится полноценная отрасль беспилотных авиационных систем
Катерина Алабина
Известия
«Мы первыми в мире отправим арт-объект на орбиту»
Андрей Герман
MASHNEWS
Летать охота. Запад закрывает глаза на поставки авиационных запчастей в Россию
Андрей Ванденко
ТАСС
Юлия Пересильд: это космос, детка!
Андрей Ванденко
ТАСС
Космонавт Антон Шкаплеров: себя играть легко
Зоя Игумнова
Известия
Герой России Евгений Тарелкин: «Если вы хотите стать миллионером, то вам точно не в космонавты»
Екатерина Москвич
ТАСС
Борисов: работа на РОС и полет на Луну — ключевые направления пилотируемой космонавтики
Наталия Ячменникова
Российская газета
Следующая станция - РОС. Главный конструктор Владимир Кожевников раскрывает уникальность новой Российской орбитальной станции
Александр Белов, Артем Рукавов
Интерфакс
Первый замгендиректора "Роскосмоса": наращивание спутниковой группировки - приоритет номер один
Екатерина Москвич
ТАСС
Глава Центра Хруничева: изготовление ракет "Ангара" — стратегический приоритет предприятия
Павел Зюзин
РИА "Новости"
Сергей Пономарев: участники эксперимента "SIRIUS-23" "полетят" на Луну

Бизнес News
Портфель заказов "Гидромаша" на 2023 год вырос более чем на 15%

Интерфакс
Орнитологическая обстановка в аэропортах за год значительно улучшилась
Милена Синева, Роман Азанов
ТАСС
Глава Рособоронэкспорта: Россия готова сотрудничать с Индией по истребителю 5-го поколения
Екатерина Москвич
ТАСС
Главный конструктор РОС: новая орбитальная станция будет практически "вечной"

РИА "Новости"
Юрий Борисов: Россия должна производить к 2025 году 250 спутников ежегодно
Артём Кореняко
РБК
Глава Росавиации: "Предлагаю термин "каннибализация" не использовать"
Наталия Ячменникова
Российская газета
Валерий Шелковников: Мы упускаем реальную возможность внедрить проактивный метод предотвращения авиапроисшествий

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9Bhg
YouDo: http://perevozki.youdo.com/passenger/cars/minivans/, быстро и недорого.
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer