NEW! |
 |
|
Алексей Леонов: Луна рискует стать военной базой

 17 января 2007 года Михаил Поздняев, Новые Известия


Официальные космические власти России заявили недавно о том, что наша страна готова к освоению Луны. Причем в одиночку, без помощи американцев. Это заявление - своего рода сенсация, потому что до недавнего времени считалось, что космические полеты - дело чрезвычайно дорогое и заниматься освоением Вселенной имеет смысл лишь в кооперации. О том, хватит ли у России сегодня денег и сил на то, чтобы высадиться на Луне, 'НИ' рассказал летчик-космонавт Алексей Леонов, который, согласно планам СССР, еще сорок лет назад должен был первым 'поднять столбом лунную пыль'. 
Алексей Леонов
Летчик-космонавт, дважды Герой Советского Союза. 
|
- Алексей Архипович, до самого последнего времени велись переговоры между Россией и США о совместной 'лунной программе'. Но буквально с конца декабря и американцы, и мы заявляем, что полеты на Луну возможны без кооперации, без чьей-то помощи. Реально ли сегодня такое?
- А почему нет? Мы ведь прошли такой этап одиночества. И мы, и американцы тогда достигли выдающихся результатов. Другое дело, что они блестяще реализовали свою программу 'Аполло'. Почему? Потому, что у них техника была лучше, чем у нас? Да ничего подобного! Потому, что для них это была национальная идея. Кеннеди, только-только став президентом США, обратился к сенаторам с просьбой поддержать его призывы к полетам на Луну, с которыми он выступал еще во время предвыборной гонки. Сенаторы поддержали и выделили сумму в 24 млрд. долларов, согласитесь, что приличную и по тем временам, и по нынешним. И почти 10 лет Америка ждала этого эпохального события. У нас было по-другому: пелись песни о 'пыльных тропинках далеких планет' и о том, что 'на Марсе будут яблони цвести', но наша 'лунная программа' была засекречена. У американцев после реализации их программы ничего не осталось, последний корабль 'Аполло' был использован в 1975 году во время совместного полета с нашим 'Союзом', в котором участвовали мы с Валерием Кубасовым. А у нас остался наш замечательный корабль 'Союз', теперь уже модернизированный, хоть сейчас готовый облететь Луну, с блестящей бортовой электроникой.
- Что, прямо на нем и полететь?
- А почему нет? Сорок лет назад полет на нем был сопряжен с огромным риском именно в силу несовершенства бортовых электронных систем, а сейчас такого риска уже нет. И еще у нас осталась от королевской 'лунной программы' ракета 'Протон', до сих пор надежно работающая. А ведь она делалась именно с целью полета на Луну. То, что мы тогда, в конце 60-х, не облетели Луну и не высадились на ней, в последующем было компенсировано очень серьезными разработками в освоении околоземного пространства, и до сих пор в этом направлении мы пользуемся плодами нашей 'лунной программы'. Сомневаться, можем или не можем мы в ближайшее время осуществить мечту Королева о полетах на Луну, не нужно. Можем. Если только захотим.
- Но нужно ли? В конце 60-х 'лунные гонки' имели целью рост престижа в мире. Но какая цель, кроме самоцели 'слетать еще раз', преследуется сегодня?
- Почему же не нужно? Мы, земляне, все равно к этому придем. А что для нас привлекательно в этом, кроме роста престижа? Да взять хотя бы разработки нового источника энергии - вещества гелий-3, которого на Луне, как показали исследования, полно. Одна тонна этого материала заменяет 160 млн. тонн нефти. Вы только подумайте, какие глобальные изменения на Земле могут последовать за доставкой гелия-3 с Луны. Еще 40 лет назад мы провели серьезные работы по проектированию лунной базы, я тогда был одним из руководителей проекта на фирме Бармина. Мы полностью смакетировали модуль такой базы, достигли очень интересных результатов. И сейчас можно продолжать эти работы. Думаю, что даже если будут раскручиваться новые 'лунные гонки', все равно сохранится связь между нами и Америкой. Во-первых, потому что это все-таки путь, большая часть которого нами пройдена, - я имею в виду МКС, но и потому, что иначе мы будем просто друг друга обворовывать. Не стоит сбрасывать со счетов и оборонный аспект. Луна вследствие жесткого соперничества рискует стать базой не научной, но военной. Этого не хотелось бы допустить.
- А долгосрочные экспедиции, постоянное пребывание людей на Луне - как вам кажется, насколько это возможно в ближайшем будущем? Жить там не неделю, а полгода - ведь тоска заест!
- Условия жизни на Луне гораздо лучше, чем на сегодняшних орбитальных станциях. Все-таки по ней можно ходить, а не плавать в невесомости, как на МКС. Что касается сроков - то мы (в отличие от американцев) добились потрясающих результатов. Юра Романенко летал на станции 'Мир' сначала около 100 суток, а потом год. Сережа Крикалев провел на станциях в общей сложности 844 дня. Это говорит о том, что быть долгожителями на Луне для наших космонавтов - не проблема. Как создать лунную базу - другой вопрос. Но в ближайшие годы, я считаю, вполне возможно доставить на Луну обитаемый модуль объемом 300 'кубов' - этого для начала вполне достаточно, чтобы обеспечить людям нормальную жизнь.
- То есть вы твердо верите, что заветная мечта Королева скоро осуществится?
- Да, конечно. Сейчас мы стоим к ее осуществлению гораздо ближе, чем при жизни Сергея Павловича. Не хватает общенациональной поддержки. И такого талантливого организатора, каким был Королев. Если бы он прожил еще несколько лет, я уверен, первый облет вокруг Луны мы бы совершили на полгода раньше, чем американцы. И первыми бы на Луну высадились. У нас были все условия для этого.





|
 |


 | Sakh.online «Аврора БАС идет на взлет!»: Дмитрий Третьяков — о развитии беспилотных технологий на Сахалине
| |  | Наталия Ячменникова Российская газета "Русский зверь": Уникальный самолет-амфибия Бе-200 может тушить пожары там, где не справятся другие
| |  | Андрей Коршунов Известия «В России разрабатывают вертолет, который в полете превращается в самолет»
| |  | Михаил Котов Pro Космос «Главное — не мешать нам»: гендиректор «ТерраТех» о создании системы «Грифон»
| |  | Игорь Елков, Игорь Черняк Российская газета Сколько осталось пилотам? Летчик-испытатель Сергей Богдан - о боях между ИИ и человеком в авиации
| |  | Андрей Коршунов Известия «Российские двигатели будут безопасно возвращать ступени ракеты на Землю»
| |  | Илья Доронов РБК Глава «Роскосмоса» — РБК: «Бесплатная услуга — это разврат»
| |  | Наталия Ячменникова Российская газета Идея внедрить виртуального пилота набирает обороты. Сможет ли он обеспечить безопасность авиапассажиров
| |  | РИА "Новости" "Мы видим спрос на кадры для беспилотной авиации"
| |  | Анастасия Львова, Герман Костринский, Ирина Парфентьева РБК Глава Red Wings — РБК: «Представление о Red Wings упрощенно»
| |  | Андрей Коршунов Известия «На Луне испытатели тестируют робота, напоминающего кентавра»
| |  | Елена Пономарева, Артем Рукавов Интерфакс Научный руководитель Института космических исследований РАН: Луна - не место для прогулок
| |  | Алена Чилей Pro Космос Новый российский космический корабль будет садиться в Амурской области
| |  | Матвей Мальгин Взгляд Как будет работать беспилотная «летающая «Газель»
| |  | Александр Пинчук РИА Новости Роман Таскаев: искусственный интеллект никогда не заменит экипаж самолета
| |  | ИА Report Коммерческий директор AZAL: Цена билета не всегда зависит от желания авиакомпании
| |  | Reuters, Ростех Сергей Чемезов — про ВПК, санкции, экспорт вооружений, авиастроение
| |  | Елена Мягкова АТОР От Калининграда до Китая и Таиланда: куда зимой будут рейсы из Пулково и какие новинки ждут пассажиров
| |  | Интерфакс Первый замгендиректора "Роскосмоса": консолидируем промышленность вокруг Российской орбитальной станции
| |  | Владимир Гаврилов Известия «Мы рисовали самолет вокруг людей и их багажа»
| |  | Мария Агранович Российская газета Ректор МАИ Михаил Погосян рассказал "РГ" о подготовке суперинженеров, аэротакси и беспилотниках
| |  | Богдан Логинов Вслух.ру Командир вертолета Ми-26 Юрий Волосков: В нашей работе приходится импровизировать
| |  | РБК Вице-президент «Ростелекома» — о беспилотных технологиях для бизнеса
| |  | Наина Курбанова Известия «Рейсы из Санкт-Петербурга в Москву будут каждые 15 минут»
| |  | RT «Купол безопасности»: разработчик — о возможностях стационарного антидронного комплекса «Серп»
| |  | Андрей Коршунов Известия Генеральный конструктор КБ «Салют» имени В.М. Мясищева Сергей Кузнецов — о развитии новой российской тяжелой ракеты и ее модификациях
| |  | Денис Кайыран РИА Новости Алексей Варочко: выходим на серийное производство ракет "Ангара"
| |  | Роман Гусаров NEWS.ru Наследник Ан-24 самолет «Ладога»: когда полетит, зачем нужен
| |  | ФАУ "ЦАГИ" 105 лет: полет успешный
| |  | Мария Гришкина 86.ru «Дико для мужчин видеть девушку в такой профессии»: история югорчанки, которая работает авиамехаником
| |  | Наталия Ячменникова Российская газета Как готовить специалистов по борьбе с кибератаками на самолеты
| |  | Транспорт России Виталий Савельев: голосовать на выборах – значит разделять ответственность за будущее России
| |  | Андрей Коршунов Известия «Парение в невесомости Гагарин впервые испытал уже после полета в космос»
| |  | Надежда Алексеева, Алина Лихота, Екатерина Кийко RT Арктическая навигация: специалист ААНИИ — о развитии БПЛА в Северном Ледовитом океане
| |  | Андрей Смирнов Pro Космос Юрий Борисов: «Ракета «Амур-СПГ» и сверхлегкий носитель будут многоразовыми»
| |  | Наталия Славина Российская газета Новое поколение авиации: на чем будем летать. Интервью с академиком Сергеем Чернышевым
| |  | Андрей Коршунов Известия «На станции будут отрабатываться технологии для полетов на Луну или Марс»
| |  | Роман Гусаров NEWS.ru Вслед за вылетевшей из самолета дверью «улетает» и доверие к «Боингу»
| |  | NEWS.ru Самолет МС-21 научили приземляться на автомате: почему это так важно
| |  | Евгений Гайва Российская газета Василий Десятков: Десятки аэропортов модернизируют в России в ближайшие годы
| |  | Мария Амирджанян ТАСС Генеральный директор "Яковлева": импортозамещенный МС-21 может получить новые версии
| |  | Вячеслав Терехов Интерфакс Научный руководитель Института астрономии РАН: космический мусор становится все более опасным
| |
|
erid: LatgC9sMF
|