Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Интервью


Юрий Урличич:
Спутниковая навигация - это новое качество жизни и новые возможности


25.05.07 17:48 Интерфакс-АВН


В России ускоренно реализуется Федеральная целевая программа "Глобальная навигационная спутниковая система". Головной организацией, которая отвечает за комплексное развитие и эксплуатацию системы ГЛОНАСС, является федеральное государственное унитарное предприятие "Российский научно-исследовательский институт космического приборостроения" (ФГУП "РНИИКП"). Об этом участке работы института в эксклюзивном интервью ' 'Интерфаксу-АВН" рассказывает генеральный директор -генеральный конструктор ФГУП "РНИИ КП", генеральный конструктор системы ГЛОНАСС Юрий Урличич.

В России ускоренно реализуется Федеральная целевая программа "Глобальная навигационная спутниковая система". Головной организацией, которая отвечает за комплексное развитие и эксплуатацию системы ГЛОНАСС, является федеральное государственное унитарное предприятие "Российский научно-исследовательский институт космического приборостроения" (ФГУП "РНИИКП"). Об этом участке работы института в эксклюзивном интервью ' 'Интерфаксу-АВН" рассказывает генеральный директор -генеральный конструктор ФГУП "РНИИ КП", генеральный конструктор системы ГЛОНАСС Юрий Урличич.
-  Юрий Матэвич, чем можно объяснить повышенный интерес в мире к спутниковой навигации?
-  Наверное, тем же самым, что двигает технический прогресс - стремлением людей облегчить свою жизнь, сделать ее безопаснее, стабильнее, комфортнее, - словом, вывести ее на качественно новый уровень. Мы с вами живем в эпоху информационных технологий, и нам, в отличие от предшествующих поколений, доступны такие "излишества" технического прогресса, как компьютеры, телевидение высокой четкости, сотовая связь.
Вот взять, к примеру, обычные мобильные телефоны. Еще лет десять назад они не были общедоступны. Их могли себе позволить только избранные из-за очень дорогой абонентской платы. А сейчас? Большинство населения даже развивающихся стран - обладатели сотовых телефонов. Сотовая связь настолько прочно вошла в наш быт, что мы просто не можем без нее обходиться.
Опираясь на прогноз маркетологов, смею утверждать, что приблизительно через два года более половины всех мобильных телефонов будут оснащены функцией спутниковой навигации. Учитывая масштабы телефонизации, можно смело говорить о том, что спутниковые навигационные системы ждет такой же бум, какой переживает сейчас мобильная связь.
А что дает ГЛОНАСС мировой экономике или, как раньше говорили, народному хозяйству? Как относится к ней российский бизнес?
-  ГЛОНАСС и ее американский аналог GPS - глобальная система спутникового позиционирования - задумывались в 70-80-е годы прошлого столетия как системы военного назначения. Более того, роль космической навигации применительно к современным средствам вооружения все возрастает. Но важнее всего то, что и ГЛОНАСС, и GPS сегодня находят все большее применение в гражданских, коммерческих областях.
Спутниковая навигация помогает определять точное географическое местоположение объектов. Это очень важно прежде всего для сферы транспорта -авиационного, морского, автомобильного, железнодорожного. В огромных мегаполисах мира на услугах спутниковой навигации базируется обеспечение более или менее свободного перемещения на автомагистралях. Только за счет оптимизации работы светофоров, регулирования транспортных потоков экономия времени и средств составляет не менее 20 процентов.
Я уж не говорю об областях специального назначения космической навигации -геодезии, картографии, геологоразведке, кадастровых работах. Там применение ГЛОНАСС или GPS-технологий позволяет экономить колоссальные средства.
 
Сигналы спутниковых навигационных систем используют и для синхронизации времени во многих передовых отраслях экономики. Ведутся работы по использованию спутниковых навигационных технологий в интересах научных исследований.
Частные фирмы охотно идут на то, чтобы вкладывать серьезные средства в спутниковую навигацию. А это значит, она им выгодна и необходима. Бизнес не любит выбрасывать деньги на ветер.
Приведу такой пример. Недавно группа сотрудников ФГУП "РНИИ КП" вернулась из Норильска. Там одним из филиалов ОАО "Норильский никель" был проведен конкурс на очень серьезную, масштабную с точки зрения спутниковой навигации, сделку. Самую, пожалуй, масштабную в рамках российского частного сектора. Компания решила оборудовать аппаратурой спутниковой навигации порядка двух тысяч автотранспортных средств, в том числе занятых в процессе добычи полезных ископаемых. И это только первый шаг. В дальнейшем дочернее предприятие ОАО "Норильский никель" планирует оснастить различными средствами спутниковой навигации железнодорожные составы, морские и речные суда. Тендер, проведенный среди девяти коммерческих организаций, выиграл ФГУП "РНИИ КП", предложив за наименьшую цену создать систему мониторинга и управления транспортом на базе аппаратуры ГЛОНАСС/GPS.
Словом, вопрос не в том, нужна или нет спутниковая навигация, а в том, сигнал какой системы будут принимать завтра, через несколько лет наши приемники-навигаторы -российской ГЛОНАСС, американской GPS, европейской Galileo, китайской или какой-либо еще. Вероятнее всего, это будут приемники, работающие сразу от нескольких систем.
Стоит ли вкладывать большие средства в создание и запуск спутников ГЛОНАСС, имея в свободном доступе сигнал американской GPS?
-   Сигнал GPS в принципе очень хороший, качественный. Тогда почему же ближайшие союзники США по НАТО - европейцы - приняли решение создать собственную космическую навигационную систему Galileo? При этом рачительные европейцы идут на безумные траты - свыше 4 млрд. евро. Им приходится решать важнейшие организационные, технические проблемы, из-за которых все дальше отодвигаются первоначально намеченные сроки. Так, планировали ввести систему в строй в 2008 году. Сейчас этот период растягивается как минимум до 2012 года. Но от своего решения создать Galileo Европа все же не отказалась.
Еще один пример - Китай. Он ведь также, следуя логике вашего вопроса, мог бы сэкономить средства и в области спутниковой навигации положиться на американскую GPS. Но нет. Китайцы внимательно изучили наш, американский и европейский опыт в этой области и решили создать собственную космическую навигационную систему - сперва локальную, состоящую из четырех спутников на геостационарной орбите. А в ближайшее время, судя по всему, подумывают о создании собственной глобальной системы из 30 спутников на средних орбитах.
Итак, стремление государств к обеспечению гарантированного доступа и независимости в вопросах предоставления услуг космической навигации - тенденция общая. И вызвана она, на мой взгляд, прежде всего желанием максимально снизить любые риски, в том числе и политические.
От спутниковой навигационной информации, как я уже говорил, все в большей мере зависит работа энергетической, связной, транспортной, космической и других инфраструктур развитых стран. Не говоря уже об изначальном предназначении таких систем -для военных нужд. Теперь представьте, что при решении этих задач вы будете зависеть от того,
 
предоставят ли вам сигнал со спутников или нет, сигналом какой точности разрешат пользоваться и на каких условиях.
Да, США продекларировали, что сигналы GPS бесплатны для всех гражданских потребителей. Но как долго такое положение сохранится? Ведь те же европейцы, создавая Galileo, уже объявили, что из пяти услуг только две будут некоммерческими, а за остальные придется платить.
То есть, помимо политических, есть еще риски экономические, а также технические, технологические. Вот недавно, например, в результате действия компьютерного вируса впервые был зарегистрирован сбой в GPS-аппаратуре. Вслед за сотовыми телефонами этой опасности оказалась подвержена и высокотехнологичная навигационная аппаратура.
Известно, чем сложнее оборудование, тем технические риски выше. Поэтому, сделав ставку на одну систему, вы в какой-то момент по причине выхода ее из строя рискуете оказаться "вне зоны доступа". И вопрос, произошло это неумышленно, например из-за технического сбоя, или это результат чьего-то воздействия, значения не имеет.
-    Есть   ли   различия   между   российской   и   американской   системами спутниковой навигации?
-  У ГЛОНАСС и GPS, разумеется, есть отличия. Но непринципиальные. У нас одно орбитальное построение, у американцев - другое. То же самое касается и частотного разделения. И там и там есть свои плюсы, и есть минусы. Одно из преимуществ системы ГЛОНАСС по сравнению с GPS состоит в том, что сигналы российской системы, благодаря более удачному частотному разделению, труднее подавить помехами. Есть преимущества и кодового разделения, которое применяют американцы.
В настоящее время мы прорабатываем вопрос использования предлагаемых США сигналов на космический аппарат ГЛОНАСС и отмечаем, что международная интеграция систем ГЛОНАСС и GPS открывает новые перспективы развития аппаратуры пользователей, а также повысит точность и надежность спутниковой навигации.
- Выходит, если навигационная аппаратура потребителя принимает сигналы не одной, а двух или более систем, то она будет работать устойчивее и надежнее?
-    Если   вам   как   потребителю   надо   иметь   гарантированный   доступ   к навигационным спутниковым сигналам, то для вас в любом случае две системы лучше, чем одна, а три - лучше, чем две.
Здесь не обойтись без некоторых технических пояснений. Напомню, системы ГЛОНАСС и GPS задумывались в разгар "холодной войны". Основными их заказчиками были военные ведомства. Предполагалось, что системы будут работать в интересах авиации, флота, наземных группировок войск. То есть основные потребители находились на открытом пространстве или на морской поверхности. Такое местоположение позволяет приборам отслеживать максимальное количество спутников и в конечном итоге выбрать из них четыре "опорных", с лучшим геометрическим расположением.
А кто на сегодняшний день является основным гражданским потребителем навигационных услуг? Это транспорт в мегаполисах с их высотными застройками, дворами-колодцами, узкими улицами и тоннелями. Если речь идет о туристах, то это, как правило, -горный ландшафт, лес, где также прибору сложно "поймать" сигналы четырех спутников. Хотя, заметьте, чем больше космических аппаратов отслеживает навигационная аппаратура потребителей, тем лучше.
 
К примеру, вы хотите определить свое местоположение. Для этого вам надо' использовать одновременно сигнал как минимум четырех космических аппаратов. И если аппаратура двух- или даже трехсистемная, то, соответственно, у вас больше шансов точнее определить свое местоположение.
Сегодня штатная численность орбитальных группировок и ГЛОНАСС, и GPS насчитывает по 24 спутника. Если к ним когда-нибудь присоединится европейская Galileo с 30 спутниками, то навигационное "созвездие" увеличится, а это значит, что потребителю будут предоставляться более качественные услуги.
Такое дублирование систем особенно важно при использовании специальных функциональных дополнений, позволяющих обеспечить сантиметровую точность при определении местоположения. Одна из областей применения таких подсистем - это обеспечение "слепой" посадки воздушных судов в районе аэропортов. Ясно, что гарантировать бесперебойную и безопасную работу такого оборудования можно, только основываясь на данных нескольких систем, с тем, чтобы одна дополняла другую.
Думаю, потребитель также проголосует за совместимость аппаратуры. Тот же филиал ОАО "Норильский никель" выбрал комбинированное оборудование, принимающее сигналы двух систем.
Способна ли наша промышленность предоставить потребителю навигационных услуг то, чего он хочет, в том числе и в плане безопасности, надежности, удобства конструкции, дизайна, наконец? Ведь сотовые телефоны, например, мы так и не научились делать.
- Во-первых, сотовые телефоны в России производятся. И неплохие. Кстати, с одним из российских производителей сотовых телефонов - фирмой "Ситроникс" - мы сейчас ведем переговоры о возможности выпуска совместного продукта.
Что касается навигационной аппаратуры, то в России разрабатываются конкурентоспособные системы, в том числе и так называемые системы на кристалле, которые можно будет встраивать и в наладонники, и в сотовые телефоны.
Радует, что в этом бизнесе много увлеченных людей. Недавно одна из фирм -производителей навигаторов разработала прибор для установки его в автомобиле. Меня поразило то, что частная фирма "М2М" не просто предложила качественный продукт, но и продумала до мелочей дизайн изделия, хотя при этом ей пришлось пойти на серьезные затраты, насколько я знаю. Мне показалось, что по форме прибор чуть-чуть напоминает сердце. Может оттого, что создатели частицу души вложили в свое дело?
Аппаратура, о которой вы упоминаете, уже запущена в массовое производство. Проблема в том, что нам нужны не десятки тысяч навигаторов в год, а сотни тысяч. С другой стороны, рынок нужно уметь просчитывать, своевременно ориентируясь на покупательскую способность, и производить столько, сколько потребуется. Не секрет, что существует аппаратура GPS, которая не находит своего потребителя.
Профессиональная аппаратура, используемая, например, в картографии, геодезии, совершенно другого класса и делается под заказ. Там уже давно выбор сделан в пользу двухсистемных приемников ГЛОНАСС/GPS.
А для массового потребителя надо найти те конкурентные преимущества, которые обеспечат спрос. И только потом выпускать аппаратуру.
Для госзаказчика, так называемого регулируемого рынка в России, нам потребуется около миллиона комплектов такой аппаратуры. Рынок нерегулируемый - это, по разным маркетинговым оценкам, порядка 5-7 млн. навигаторов.
 
- Есть ли у этой продукции экспортный потенциал?
-    На    экспорт   наземная   аппаратура,    использующая    сигналы   ГЛОНАСС поставлялась и раньше, в основном в рамках военно-технического сотрудничества. После известных событий в зоне Персидского залива отмечен всплеск интереса к нашей системе со стороны   иностранных   государств.   Наша  аппаратура   востребована   и   в   ряде   стран   СНГ, например, в Казахстане.
Зарубежные партнеры сейчас понимают: либо они будут зависеть от одной-единственной системы, основывая на ней ряд жизненно важных технологий, либо они будут иметь аппаратуру, которая принимает сигналы нескольких систем. Отдавая предпочтение последнему варианту, они значительно снижают для себя политические риски. И потребители из многих стран наверняка предпочтут быть независимыми в этом вопросе.
- Что делается для того, чтобы оснастить приемными устройствами сигналов ГЛОНАСС все российские воздушные суда?
-    В   ближайшие   месяцы   мы   ожидаем,   что   будет   принято   дополнение   к постановлению Правительства, в соответствии с которым в течение нескольких лет весь летный парк будет оборудован аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС/GPS. Это позволит качественно улучшить ситуацию, связанную в том числе и с безопасностью полетов.
Сегодня ряд воздушных судов имеют на борту приемные устройства сигналов GPS. Очевидно, они будут переоборудованы под комбинированные приборы ГЛОНАСС/GPS.
Применение более совершенных средств навигации позволяет повысить эффективность управления воздушным движением, что в конечном итоге экономит топливный ресурс.
Конечно, и аэродромы должны быть оборудованы соответствующей навигационной инфраструктурой. Использование функциональных дополнений уже сегодня позволяет производить самолетам так называемую "слепую" посадку, то есть уменьшает их зависимость от метеоусловий.
Аналогичные шаги по установке аппаратуры ГЛОНАСС/GPS будут предприняты в морских и речных пароходствах. Еще одна важная сфера применения космической навигации - синхронизация больших инфраструктурных процессов, начиная от управления транспортными потоками до транспортировки нефтепродуктов и электроэнергии, - словом, продвижение космических навигационных технологий продолжается.
- На Первом форуме по спутниковой навигации, который недавно прошел в Москве, вы предложили создать в России ГЛОНАСС-Ассоциацию. Вы считаете, такая организация нужна?
- Так считаю не только я. Иначе нам, сторонникам Ассоциации, не удалось бы так быстро договориться. Ассоциация "ГЛОНАСС-Форум" уже регистрируется.
Мы действительно считаем, что хорошо было бы объединить профессионалов и любителей ГЛОНАСС, создать, так сказать, фан-клуб нашей российской космической системы. Почему такая идея родилась? Видите ли, на Западе уже давно признали тот факт, что бизнес может быть успешным, если он вдохновляет и тех, кто в нем занят, и тех, кому он призван служить. И наша Ассоциация должна объединить людей увлеченных, небезразличных.
"ГЛОНАСС-Форум", по-моему, то место, где можно объединить усилия разработчиков и производителей спутников, операторов, провайдеров и дистрибьюторов услуг спутниковой навигации и, наконец, потребителей этих услуг. Это та площадка, где они могли бы обмениваться знаниями и пониманием того, что всем нам нужно, чтобы каждый успешно развивал свой бизнес, который суммарно давал бы максимальную выгоду пользователю. Необходимо согласовывать планы, понятия, в конце концов, и облик системы на ближайшую перспективу. Все это можно сделать в рамках Ассоциации.
США несколько лет назад в ряде стран запустили программу и провели опрос потребителей, какого уровня и качества сигнал GPS им нужен. На основе полученных данных они создали и предлагают сегодня массовому пользователю востребованный сигнал. Это и есть пример обратной связи поставщиков и потребителей услуг спутниковой навигации. Такой диалог по ГЛОНАСС также можно было бы организовать и в рамках Ассоциации.
Понятна заинтересованность в Ассоциации поставщиков услуг. Но почему вы думаете, что к ней проявят интерес рядовые пользователи?
- Вы не представляете, какой патриотизм люди проявляют, осуществляя покупку навигаторов российского производства, пусть даже дороже зарубежных. Они считают, что лучше приобрести комбинированные приемники ГЛОНАСС/GPS, чем те, что ориентированы только на одну американскую систему.
Поэтому я считаю, что Ассоциация станет форумом, рассчитанным именно на такую аудиторию, объединяющим фанатов высоких технологий, любителей космической навигации. На мой взгляд, она должна быть доступна и для молодых людей, даже для школьников, которым эти вопросы небезынтересны. О форме их участия можно было бы подумать. Но это станет одновременно и заботой о будущем поколении, и о будущих  молодых специалистах. Ведь дефицит кадров в высокотехнологичных отраслях нашей экономики на сегодняшний день становится реальностью.
-   Планируется ли  развивать систему ГЛОНАСС  после того,  как будет полностью восстановлена ее орбитальная группировка?
-   Система ГЛОНАСС  постоянно  совершенствуется.   К  счастью,  остались  в прошлом времена, когда нам было не до развития: в 90-е годы с трудом удалось из-за недофинансирования избежать полной деградации системы.
Сейчас на первом месте стоит проблема качества. Ведь услуги потребителю необходимы только в том случае, если они будут качественными. А значит, перед нами поставлена задача - сделать систему ГЛОНАСС конкурентоспособной. И мы занимаемся ее решением.
Система будет конкурентоспособной, если все ее составляющие - и спутники, и наземная инфраструктура, и та же аппаратура спутниковой навигации - будут соответствовать современным требованиям. Производители и поставщики услуг постоянно соревнуются, кто больше даст возможностей для системы в целом, чтобы обеспечивать все более качественной услугой потребителя.
В плане качества и надежности что-то дает орбитальная группировка. Для этого испытываются и внедряются новые приборы. Что-то - наземная составляющая, например новые беззапросные технологии и многое другое.
Если раньше в состав системы ГЛОНАСС входили орбитальная группировка и наземный комплекс управления, то сейчас мы говорим еще и об аппаратуре функциональных дополнений, которая помогает достичь потребителям сантиметровых точностей.
Созданы специальные комплексы для постоянного мониторинга радиолокационных полей ГЛОНАСС. Они дают гарантированное понимание того, как себя чувствует тот или иной аппарат и насколько поле непрерывно в данной точке. Проводятся также различные фундаментальные исследования для того, чтобы улучшить характеристики системы, и мы рассматриваем все возможности для улучшения работы системы ГЛОНАСС. Это первоочередная задача на ближайшее будущее.



комментарии (0):













Материалы рубрики


ИА ChitaMedia
Читинский аэропорт: масштабная реконструкция, влияние пандемии и новые авианаправления
Дмитрий Невзоров
Аргументы и Факты
Догнать и перегнать. У России есть авиадвигатели, не уступающие западным
Александр Пинчук
РИА Новости
Кирилл Сыпало: ЦАГИ возродил работы над сверхзвуковым самолетом
Олег Клименко
PrimaMedia
"Мы решаем задачу развития аэропорта Владивостока в качестве хаба"
Алексей Харнас
Эксперт
«Мировое разделение труда — вещь очень ненадежная»
Герман Костринский, Ирина Парфентьева
РБК
Глава «Победы»: «В свете последних событий могут открыться возможности»
Вячеслав Терехов
Интерфакс
Ядерная энергетика в космосе: на Луне и Марсе реактору нет альтернатив
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Мотор подвел: Почему не получается поставить на крыло новый «кукурузник»




Sakh.online
«Аврора БАС идет на взлет!»: Дмитрий Третьяков — о развитии беспилотных технологий на Сахалине
Наталия Ячменникова
Российская газета
"Русский зверь": Уникальный самолет-амфибия Бе-200 может тушить пожары там, где не справятся другие
Андрей Коршунов
Известия
«В России разрабатывают вертолет, который в полете превращается в самолет»
Михаил Котов
Pro Космос
«Главное — не мешать нам»: гендиректор «ТерраТех» о создании системы «Грифон»
Игорь Елков, Игорь Черняк
Российская газета
Сколько осталось пилотам? Летчик-испытатель Сергей Богдан - о боях между ИИ и человеком в авиации
Андрей Коршунов
Известия
«Российские двигатели будут безопасно возвращать ступени ракеты на Землю»
Илья Доронов
РБК
Глава «Роскосмоса» — РБК: «Бесплатная услуга — это разврат»
Наталия Ячменникова
Российская газета
Идея внедрить виртуального пилота набирает обороты. Сможет ли он обеспечить безопасность авиапассажиров

РИА "Новости"
"Мы видим спрос на кадры для беспилотной авиации"
Анастасия Львова, Герман Костринский, Ирина Парфентьева
РБК
Глава Red Wings — РБК: «Представление о Red Wings упрощенно»
Андрей Коршунов
Известия
«На Луне испытатели тестируют робота, напоминающего кентавра»
Елена Пономарева, Артем Рукавов
Интерфакс
Научный руководитель Института космических исследований РАН: Луна - не место для прогулок
Алена Чилей
Pro Космос
Новый российский космический корабль будет садиться в Амурской области
Матвей Мальгин
Взгляд
Как будет работать беспилотная «летающая «Газель»
Александр Пинчук
РИА Новости
Роман Таскаев: искусственный интеллект никогда не заменит экипаж самолета

ИА Report
Коммерческий директор AZAL: Цена билета не всегда зависит от желания авиакомпании

Reuters, Ростех
Сергей Чемезов — про ВПК, санкции, экспорт вооружений, авиастроение
Елена Мягкова
АТОР
От Калининграда до Китая и Таиланда: куда зимой будут рейсы из Пулково и какие новинки ждут пассажиров

Интерфакс
Первый замгендиректора "Роскосмоса": консолидируем промышленность вокруг Российской орбитальной станции
Владимир Гаврилов
Известия
«Мы рисовали самолет вокруг людей и их багажа»
Мария Агранович
Российская газета
Ректор МАИ Михаил Погосян рассказал "РГ" о подготовке суперинженеров, аэротакси и беспилотниках
Богдан Логинов
Вслух.ру
Командир вертолета Ми-26 Юрий Волосков: В нашей работе приходится импровизировать

РБК
Вице-президент «Ростелекома» — о беспилотных технологиях для бизнеса
Наина Курбанова
Известия
«Рейсы из Санкт-Петербурга в Москву будут каждые 15 минут»

RT
«Купол безопасности»: разработчик — о возможностях стационарного антидронного комплекса «Серп»
Андрей Коршунов
Известия
Генеральный конструктор КБ «Салют» имени В.М. Мясищева Сергей Кузнецов — о развитии новой российской тяжелой ракеты и ее модификациях
Денис Кайыран
РИА Новости
Алексей Варочко: выходим на серийное производство ракет "Ангара"
Роман Гусаров
NEWS.ru
Наследник Ан-24 самолет «Ладога»: когда полетит, зачем нужен

ФАУ "ЦАГИ"
105 лет: полет успешный
Мария Гришкина
86.ru
«Дико для мужчин видеть девушку в такой профессии»: история югорчанки, которая работает авиамехаником
Наталия Ячменникова
Российская газета
Как готовить специалистов по борьбе с кибератаками на самолеты

Транспорт России
Виталий Савельев: голосовать на выборах – значит разделять ответственность за будущее России
Андрей Коршунов
Известия
«Парение в невесомости Гагарин впервые испытал уже после полета в космос»
Надежда Алексеева, Алина Лихота, Екатерина Кийко
RT
Арктическая навигация: специалист ААНИИ — о развитии БПЛА в Северном Ледовитом океане
Андрей Смирнов
Pro Космос
Юрий Борисов: «Ракета «Амур-СПГ» и сверхлегкий носитель будут многоразовыми»
Наталия Славина
Российская газета
Новое поколение авиации: на чем будем летать. Интервью с академиком Сергеем Чернышевым
Андрей Коршунов
Известия
«На станции будут отрабатываться технологии для полетов на Луну или Марс»
Роман Гусаров
NEWS.ru
Вслед за вылетевшей из самолета дверью «улетает» и доверие к «Боингу»

NEWS.ru
Самолет МС-21 научили приземляться на автомате: почему это так важно
Евгений Гайва
Российская газета
Василий Десятков: Десятки аэропортов модернизируют в России в ближайшие годы
Мария Амирджанян
ТАСС
Генеральный директор "Яковлева": импортозамещенный МС-21 может получить новые версии
Вячеслав Терехов
Интерфакс
Научный руководитель Института астрономии РАН: космический мусор становится все более опасным

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgBfzTR
Тут http://courier.youdo.com/gifts-delivery/, подробное описание.
Перевозка фурой 20 тонн, узнать http://perevozki.youdo.com/cars/fura/20t/.
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer