Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное



Главная Обзоры СМИ Интервью


Евгений Федосов:
Для российского авиастроения важна интеграция в мировую авиаиндустрию


5 августа 2009 года Илья Вайсберг, Журнал "АвиаСоюз" № 3-4


Евгений Александрович Федосов – один из самых авторитетных ученых и руководителей в отечественном авиастроении. Более 35 лет возглавлял Государственный научно-исследовательский институт авиационных систем (ГосНИИАС), в настоящее время – научный руководитель института. Автор и соавтор более 260 научных работ, в том числе 16 монографий, по теории и системам управления вооружением, навигации и УВД. Академик Российской академии наук, Герой Социалистического Труда, Заслуженный деятель науки РФ. В апреле 2009 г. утвержден генеральным секретарем Союза авиа-промышленности России. В феврале и апреле 2009 г. прошли конференции Союза авиапромышленности России (ранее – Международный союз авиапромышленности), на которых определены новые приоритеты в его деятельности. Об этом рассказывает генеральный секретарь Союза авиапромышленности (САП) России, академик РАН Евгений Александрович Федосов.

 
«АС»: Евгений Александрович, какие задачи являются приоритетными для Союза авиапромышленности в настоящее время?
Е.Ф.: Союз организован более 7 лет назад и в основном отстаивал интересы авиационной промышленности в федеральных органах исполнительной и законодательной власти, активно участвовал в разработке и реализации законодательных актов, направленных на развитие отрасли, увеличении ее государственной и, прежде всего, финансовой поддержки. Разумеется, этими вопросами мы будем заниматься и далее.
В настоящее время приоритеты в политике САП будут направлены на международное сотрудничество с аналогичными союзами или ассоциациями, которые объединяют профессиональные интересы предприятий авиастроения Европы и мира. Кратко говоря, наша главная задача в настоящее время – это интегрирование отечественного авиастроения в мировую авиаиндустрию.
Вызвано это тем, что изменяется, по сути дела, вся политика отечественного авиационного производства. До последнего времени Россия, как ранее СССР, продолжала линию замкнутой технической зоны в авиастроении и замкнутого авиарынка. Сегодня есть понимание того, что в новых экономических условиях мы не можем ориентироваться только на внутренний рынок, к тому же весьма ограниченный. Есть понятие общего рынка продуктов авиационной промышленности, и любые международные производители могут работать на нашем внутреннем рынке, как и наши авиапроизводители – на любом другом рынке. Именно поэтому Россия должна не только вступить в общемировое сообщество авиапроизводителей, но и активно в нем участвовать.
Для того чтобы предприятия отечественного авиастроения работали рентабельно, мы должны строить воздушные суда не только для наших авиаперевозчиков, но и выходить на мировой рынок. Для реализации этой задачи, связанной с повышением конкурентоспособности нашей авиатехники, необходимо получать на нее международные сертификаты, прежде всего европейский EASA и американский FAR, как общепризнанные в мировом сообществе.
Естественно, что эти вопросы находятся в компетенции государственных органов, таких, как Минтранс РФ, Минпромторг РФ, МАК, а также новых структур в авиастроении: ОАК, Оборонпром, «Вертолеты России», двигателестроительный и другие холдинги.
Союз авиапромышленности должен максимально способствовать продвижению на мировой рынок нашей авиационной продукции, активно участвовать в координации работы государственных и новых интегрированных органов для решения общих задач, прежде всего в вопросах совершенствования системы сертификации авиационной техники и ее производства и стандартизации с учетом международных требований, опираясь на европейский и в целом мировой опыт.
 
«АС»: Расскажите, пожалуйста, подробнее о наших партнерах в Европе и мире, с которыми будет активно сотрудничать САП. Кто они и чем занимаются?
Е.Ф.: Хотел бы еще раз под-
черкнуть, что главная цель Союза на ближайшее время – гармонизация всех правил и работ, связанных с сертификацией в российских и международных органах. Для этого мы должны сотрудничать с Ассоциацией
аэрокосмической и оборонной промышленности (ASD) Европы и вступить в Международный координационный совет ассоциаций аэрокосмической промышленности (ICCAIA).
В Европейскую ассоциацию ASD входят национальные ассоциации из 20 стран Европы, которые объединяют более 2000 фирм, 80 000 поставщиков, в том числе предприятий малого и среднего бизнеса. Всего в авиапромышленном секторе занято более 650 000 человек. Годовой оборот составляет около 132,2 млрд евро. ASD представляет интересы европейской аэрокосмической промышленности и способствует повышению ее приоритета при выработке государственной политики Европейского союза (ЕС), координирует на европейском уровне проведение научных исследований в области окружающей среды, стандартизации, обучения персонала, качества летной годности, проводит работу по внедрению единых европейских стандартов и др.
Для реализации этих задач в составе ASD образованы аффилированные организации, которые, в частности, занимаются вопросами проведения сертификации стандартной
аэрокосмической продукции (ASD-CERT), разработкой, созданием и поддержкой стандартов европейской аэрокосмической промышленности (ASD-STAN). Оценка Системы ме-неджмента качества поставщиков европейской аэрокосмической промышленности возложена на ASD-EASE, а квалификацией и сертификацией специальных процессов в европейской аэрокосмической промышленности занимается ASD-PRO.
Международный координационный совет ассоциаций аэрокосмической промышленности (ICCAIA) основан в 1972 г. с целью придания этой структуре, представляющей гражданскую авиационную промышленность, статуса наблюдателя в ICAO. Традиционно ICCAIA концентрирует свои усилия на специальных технических вопросах, таких, как международные стандарты по уровню шума самолета и эмиссии двигателя, безопасность полетов и авиационная безопасность, УВД, вопросы финансов и ответственности. В настоящее время в Совет входят ассоциации аэрокосмической промышленности Европы, Америки, Бразилии, Канады и Японии.
Основная работа ведется в комитетах, состоящих из представителей персонала ассоциаций, входящих в
ICCAIA, и специалистов компаний, членов ассоциаций. Среди них, в частности, Комитет по летной годности (Airworthiness Committee), который организован в 2004 г. и занимается международными вопросами, связанными с требованиями по сертификации летной годности.
 
«АС»: Насколько я знаю, в период проведения парижского авиасалона в Ле Бурже Вы и президент САП Алексей Иннокентьевич Федоров встречались с руководством ASD и ICCAIA. Какие вопросы обсуждались на этих встречах?
Е.Ф.: 15 июня 2009 г. делегация САП во главе с Алексеем Иннокентьевичем Федоровым встречалась с руководством Европейской ассоциации (ASD). Мы проинформировали наших европейских коллег о деятельности САП России, его целях и задачах. Президенту ASD господину Аллану Куку и генеральному секретарю господину Франсуа Гайе был передан Меморандум об основных направлениях сотрудничества между САП России и Европейской ассоциацией ASD, в котором изложены основные вопросы взаимодействия по конкретным направлениям в авиакосмической сфере. В частности, предусматривается содействие в работе по гармонизации российского законодательства в области летной годности с учетом норм и требований законодательства Европейского союза, в разработке программ по вопросам авиационных стандартов и норм летной годности, совместном проведении научных исследований и других актуальных вопросах. В Меморандуме предусмотрено, что ASD рассмотрит возможность оказания Союзу необходимого содействия в сертификации российских гражданских воздушных судов по стандартам EASA. Надеюсь, что после согласования со всеми членами ASD Меморандум будет подписан.
17 июня 2009 г. я от имени САП встретился с представителями ассоциаций аэрокосмической промышленности Европы, Америки, Канады, Бразилии, Японии, входящих в состав ICCAIA.
На имя председателя ICCAIA господина Франсуа Гайе (он же генеральный секретарь ASD) было передано письмо президента САП А.И.Федорова с предложением о взаимном сотрудничестве и рассмотрении вопроса о членстве САП в ICCAIA. Господин Ф.Гайе под-
твердил желание сотрудничать с САП. После одобрения всеми ассоциациями аэрокосмической промышленности, входящими в
ICCAIA, Союз авиапромышленности России может войти в Совет в качестве наблюдателя на 1 год.
Далее возможно рассмотрение вопроса о нашем вступлении в ICCAIA в качестве полноправного члена. Такой порядок предусмотрен уставом ICCAIA. Я думаю, что вопрос будет решен положительно. Международное авиационное сообщество заинтересовано, чтобы Россия, как минимум третья страна в мире по масштабам авиастроения, была представлена в нем.
 
«АС»: Евгений Александрович, как будет организована работа по взаимодействию САП и международных организаций?
Е.Ф.: Хотел бы отметить, что мы начинаем не с нуля. С 2004 г., пусть и не в рамках Союза, проведена определенная работа с EASA по вопросам гармонизации авиационных правил и стандартов. Были созданы рабочие группы как по линии Евросоюза, так и в России при совместном финансировании их деятельности. Проводником идеи этого сотрудничества, сближения ЕС и других стран, в том числе с Россией, в области авиастроения является ASD.
Цель проекта – выработка единой системы взаимоотношений европейских и российских авиастроительных предприятий, позволяющей на взаимовыгодных условиях развивать гражданский авиационный рынок в России и участвовать в мировом рынке авиатехники и соответствующих услуг. Для реализации проекта необходимо решить первоочередную задачу – гармонизацию норм и стандартов для обеспечения единства подходов при разработке, производстве, эксплуатации авиатехники и проведении ее испытаний, сертификации.
В июне 2009 г. в Кельне и Брюсселе обсужден ход выполнения работ по совершенствованию и гармонизации европейской и российской нормативных баз. Союз авиапромышленности России должен активно включиться в эту работу. Для этого в САП организованы комитеты, в том числе по авиационным правилам и стандартам, которые должны тесно взаимодействовать с соответствующими структурами ASD.
Хотел бы еще раз подчеркнуть, что Россия не может строить современные гражданские воздушные суда, опираясь только на отечественную промышленность. Самолеты Боинг и Эрбас строятся с участием разных стран мира, при этом используются агрегаты и материалы из многих стран, в том числе из России. Если мы хотим, чтобы наши гражданские воздушные суда были конкурентоспособными на международном рынке, необходимо использовать и наиболее конкурентные составляющие, в том числе зарубежного производства. Это особенно наглядно видно на примере нового российского регионального самолета «Сухой Суперджет 100», чей международный дебют успешно прошел на авиасалоне в Ле Бурже. Задача нашего Союза – «подтягивать» нормативную базу к мировому уровню, что будет способствовать развитию нашего приборо-, агрегато-, двигателестроения и в целом отечественной авиационной промышленности.



комментарии (0):








Материалы рубрики

Беседовала Елена Шепелева
КоммерсантЪ
"В 13 городов из Ростова летаем только мы"
Олег Починюк
"Красная звезда"
Морская авиация ВМФ наращивает усилия по совершенствованию подготовки лётного состава

РИА Новости
Не надо путать прямой угол с температурой кипения
Валерия Комарова, Петр Канаев
РБК
Мы с ужасом ждем точки в споре с Минтрансом
Александра Джорджевич, Иван Сафронов
КоммерсантЪ
Глава "Энергомаша" Игорь Арбузов: Двигатели — одна из немногих ниточек, которые связывают нас с США
Наталия Ячменникова
Российская Газета
Стою у трапа электролета...
Ксения Семенова
Sakhalin.info (Сахалин.инфо)
Полетим на Шумшу и в Таиланд: Константин Сухоребрик о борьбе и планах "Авроры"
Екатерина Мальцева
Интерфакс
Мы готовы заменить парк МиГ-29 на новые МиГ-35



Елизавета Кузнецова
КоммерсантЪ - Приложение (Business Guide)
Главное, чтобы было дело, а деньги всегда найдутся
Елизавета Кузнецова
КоммерсантЪ - Приложение (Business Guide)
"ЦАГИ должен способствовать внедрению фундаментальных исследований в промышленность"

"Русский космос"
Президент агентства Хироши Ямакава рассказал о перспективах международного сотрудничества
Наталия Ячменникова
Российская газета
Слетевший с орбиты
Иван Сафронов
КоммерсантЪ
"Я думал, что представляю масштабы бедствия"
Наталия Ячменникова
Российская Газета
К Марсу на атомном ядре
Анна Раткогло
РИА Новости
Ладислав Батик: купить летающий автомобиль можно будет уже в 2021 году
Жанна Манукян
РИА Новости
Максим Литвинов: хочу, чтобы российско-китайский самолет поднялся в небо
Александр Темнов
ТАСС
Мы предложили Роскосмосу $2,5 млрд за ракеты, а в ответ — тишина
Дмитрий Решетников, Максим Филимонов
ТАСС
"Эти 20 минут своей жизни я запомню навсегда"
Иван Сафронов, Александра Джорджевич
КоммерсантЪ
"Не может быть на десять самолетов заказано десять ракет"
Наталия Ячменникова
Российская газета
Переложить рули
Анна Урманцева
Известия
"Риск до конца не убрать"
Дмитрий Струговец
РИА Новости
Павел Шутов: авария "Союза" — шок для всего рынка космического страхования
Юрий Гаврилов
Российская газета
"Фантом" не догоняет
Алексей Паньшин
РИА Новости
Михаил Гордин: появление гиперзвуковых лайнеров возможно к 50-м годам
Роман Крецул Алексей Рамм
Известия
Дрон в боевых условиях
Дмитрий Веклич, Николай Власов
Интерфакс
Я намерен укреплять наши отношения и держать земные противоречия подальше от космоса
Петр Захаров
Военно-промышленный курьер
Прорваться на Запад со своей техникой невозможно
Алексей Виноградов
Вечерняя Москва
Вертолетных дел мастер
Дмитрий Струговец
РИА Новости
Ничего нового в конструкции многоразовой ракеты нет
Олег Смирнов
Polit.ru
"Аэрофлот", который нельзя потерять
Дмитрий Струговец
РИА Новости
Первый транспортный беспилотник появится в России к 2019 году
Екатерина Стихина
Деловой квартал
10 лет рейсу Екатеринбург — Хельсинки. Как пережить два кризиса
Наталия Ячменникова
Российская газета
МАИ университеты
Екатерина Мальцева
Интерфакс-АВН
Глава ОАК: скажут в космос полететь - полетим в космос
Елена Слободян
Аргументы и Факты
"Выпускники училищ и летать-то не умеют". Почему в России нехватка пилотов?
Алексей Паньшин
РИА Новости
Россия нашла способы привлечения новых партнеров по ВТС
Екатерина Мальцева
Интерфакс-АВН
Спрос на российское вооружение в мире постоянно растет
Татьяна Власенко
Новый Компаньон
Нас вынуждают вернуть "Морской старт" государству
Дмитрий Решетников
ТАСС
"Мы сами с усами". Дмитрий Рогозин готов работать с NASA только на паритетных началах
Анна Юдина, Артур Шайхутдинов
ТАСС
Летчик-испытатель: истребитель Су-57 сможет управлять группой беспилотников
Дмитрий Струговец
РИА Новости
Подписан контракт на поставку США еще 6 ракетных двигателей
Инна Сидоркова
РБК
10–15 лет назад такого и во сне нельзя было представить
Илья Вайсберг
Журнал "АвиаСоюз"
Партнерство с Россией – один из приоритетов для компании Airbus
Анна Юдина
ТАСС
Рассчитываю, что в этом году мы закроем "грехи прошлого"
Маргарита Костив
РИА Новости
Россия откажется от устаревших экспериментов на МКС
Александра Качалова
Интерфакс
Трансферные перевозки – драйвер нашего роста
Юлия Гарднер
Российская газета
Запасной аэродром
Сергей Вальченко
Московский Комсомолец
Экс-генконструктор "Антонова" ответил Украине: Россия наладит производство Ан-124 за два года
Кирилл Бабушкин
ФедералПресс
Челябинцам повезло с разгерметизацией самолета: в США женщину вытянуло за борт
Екатерина Каткова
Газета.Ru
Космос как предчувствие: Boeing собрался на Марс

 

 

 

 

Реклама от YouDo
Услуги грузоперевозок: доставка грузов Газель Москва недорого, подробнее тут.
Перевозка грузов: вывоз мусора контейнер из Троицка хлопок, подробности...
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer