Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное



Главная Обзоры СМИ Интервью


Нужен ли полицейский на борту


11 октября 2016 года Наталия Ячменникова, Российская газета


Предложений, как бороться с авиахулиганами, тьма: от введения "черных списков" до применения пластиковых наручников и запрета продажи алкоголя в аэропортах. Как, используя правовые средства, можно навести порядок? Об этом корреспондент "РГ" беседует с доктором юридических наук, профессором Борисом Елисеевым.

Борис Петрович, спрошу прямо: полицейский на борту самолета нужен?

Борис Елисеев: Никаких полицейских, никакого оружия на борту быть не должно! Я за институт "воздушных маршалов", но из числа служб авиационной безопасности перевозчика. Только надо все это оформить законодательно и развить в подзаконных и ведомственных актах.

А что делать с алкоголем: запретить его в "duty free"?

Борис Елисеев: Во многих авиакомпаниях действует жесткое правило: алкоголь, купленный в магазине беспошлинной торговли, пассажиру выдадут только по завершении рейса. Такое же следует распространить на спиртное, приобретенное на борту.

Методы борьбы с воздушными дебоширами предлагаются вплоть до экзотических. Как вы к ним относитесь? Спрашиваю вас не только как ректора ведущего вуза гражданской авиации, но и как в прошлом шеф-юриста крупнейшей российской авиакомпании.

Борис Елисеев: Эмоции в юриспруденции так же не эффективны, как и пледы, которыми бортпроводники пытаются фиксировать воздушных буянов. Возьмем предложение о введении "черных списков" и запрете продажи билетов тем, кто туда попал. Не стоит забывать, что договор перевозки является "публичной офертой". Когда перевозка пассажира осуществляется транспортом общего пользования, перевозчик не вправе отказать пассажиру в его заключении.

Джавида М., который был пойман за курением в туалете и угрожал экипажу, приговорили к 33 месяцам тюрьмы
В случае обращения гражданина в суд проигрыш перевозчика будет стопроцентным. А какие правовые основания позволят перевозчику внести пассажира в "черный список"? Сегодня в России их просто нет. В ответ авиакомпания может получить массу исков о защите чести, достоинства и деловой репутации. И - гарантированные судебные взыскания.

Полностью абсурдны предложения о выдаче боевого оружия сотрудникам, сопровождающим самолет в полете. Почему? Один выстрел - и может наступить разгерметизация воздушного судна. Другой, не менее радикальный подход, - ужесточить санкции в административном и уголовном законодательстве, поднять штрафы до немыслимых размеров. Но почему никто даже не пытается классифицировать и детализировать нормы права, исследовать и предложить новые виды составов правонарушений и преступлений?

Так с чего начинать?

Борис Елисеев: Еще в 1992-1996 годах США и Великобритания внесли ряд поправок в свое уголовное законодательство и нормы административного права, определив адекватные санкции для определенных разновидностей неправомерного поведения на борту воздушного судна. За основу взята Токийская Конвенция, которая была, в первую очередь, направлена на борьбу с терроризмом. Есть "Практические рекомендации" по решению вопроса нарушающих порядок/недисциплинированных пассажиров, где изложены руководящие принципы, таблица проступков и действий по категориям инцидентов, образцы карточек с предупреждениями для пассажиров, образцы отчетов об инцидентах и примеры применяемой различными компаниями политики.

То есть подобные вопросы регулируются национальным законодательством?

Борис Елисеев: Именно. Приведу пример Великобритании. Там действует закон о гражданской авиации, который предоставляет судам право на рассмотрение правонарушений на борту воздушных судов независимо от того, в какой точке мира это произошло. Кроме того, указ о воздухоплавании 1995 года недвусмысленно предусматривает наказание за ряд правонарушений, связанных не только с поведением пассажиров, но и авиадиспетчеров, летного экипажа.

Есть статьи, запрещающие посадку на борт воздушного судна или нахождение на нем лиц в нетрезвом состоянии, а также курение. Позже были внесены дополнения, которые запретили высказывать угрозы, брань или оскорбления в адрес экипажа, проявлять угрожающее, оскорбительное, обидное или недисциплинированное поведение по отношению к пилотам и стюардам, намеренно препятствовать выполнению ими своих обязанностей.

И какие наказания может понести авиахулиган?

Борис Елисеев: Штраф в размере до 5000 фунтов стерлингов в порядке упрощенного судопроизводства или тюремное заключение сроком до 2 лет. За нарушение запрета курить могут потребовать до 2500 фунтов стерлингов. За брань и оскорбительное поведение в отношении членов экипажа - до 2500 фунтов стерлингов. Мешаешь работе экипажа - штраф до 5000 фунтов стерлингов.

А что в США?

Борис Елисеев: Федеральное Авиационное Управление США имеет право налагать гражданско-правовые взыскания на сумму 25 000 долларов за каждое правонарушение недисциплинированного пассажира. Раньше это было максимально 1100 долларов. За курение на борту сейчас могут оштрафовать на 1000 долларов и еще 2000 долларов в случае порчи (отключения) детектора дыма.

Серьезная ответственность установлена за вмешательство в работу экипажа в пределах специальной воздушной юрисдикции Соединенных Штатов: это лишение свободы сроком до 20 лет или штраф. Или оба наказания. Кроме того, в случае использования оружия предусматривается лишение свободы вплоть до пожизненного.

А можете привести примеры из судебной практики?

Борис Елисеев: Конечно. Вот решения судов Соединенного Королевства в отношении недисциплинированных пассажиров, о которых не писали в СМИ:

28 января 2000 года Сьюзен Т. признали виновной в том, что она находилась на борту в нетрезвом состоянии, ставя под угрозу безопасность воздушного судна, других пассажиров и членов экипажа. Ей было предписано выплатить штраф в размере 2000 фунтов стерлингов и оплатить в таком же размере судебные издержки.

22 мая 2001 года Джеймс М. приговорен к лишению свободы сроком на 12 месяцев за преступление, совершенное на борту рейса Ньюкасл - Тенерифе. Вскоре после посадки в самолет он начал выкрикивать угрозы в адрес пассажиров и пинать кресла. В ситуацию были вынуждены вмешаться члены экипажа. Более того, им пришлось работать посменно, чтобы "присматривать" за пассажиром. Все это учел апелляционный суд, куда обратился буйный пассажир, оставив приговор в силе.

26 мая 2000 года к восьми месяцам тюрьмы был приговорен Джулиан А., которого признали виновным в нахождении на борту воздушного судна в нетрезвом состоянии и в том, что он поставил под угрозу безопасность воздушного судна.

А это примеры из Прецедентного права США:

17 июня 2005 года Монтгомери К., был приговорен федеральным судом первой инстанции США к 6-месячному заключению в тюрьме за вмешательство в работу летного экипажа компании "Юнайтед" и физическое насилие на борту воздушного судна. Кроме того, его приговорили к уплате штрафа в размере 10 150 долларов в качестве возмещения убытков авиакомпании.

27 сентября 2001 года пьяный пассажир Джавид М. был пойман за курением в туалете на самолете компании "Эйр Кэнада", направлявшемся из Лос-Анджелеса в Торонто. Когда бортпроводники сделали ему замечание, он стал яростно спорить. А на обращение одного из пилотов пригрозил убийством. Командир экипажа принял решение вернуться в аэропорт вылета. "Буяна" приговорили к 33 месяцам тюрьмы.

И все-таки: "черные списки" нарушителей нужны?

Борис Елисеев: Вне всякого сомнения! Но вот внести физическое лицо в подобный список можно только по решению суда, который рассматривал административное или уголовное дело в отношении пассажира-нарушителя. Запретить полеты на определенный срок? Однозначно не отвечу. Может быть, только в качестве дополнительной меры наказания. Это тоже должно быть отражено в материальном праве и подтверждено процессуально, решением суда.

Разумеется, только одно это потребует внесения дополнений и изменений не только в административное, но и уголовное законодательство. Как материальное, так и процессуальное. Потребуется внести новые правовые нормы и в Воздушный кодекс, и в законодательство, регламентирующее вопросы транспортной безопасности, а также другие. Я уже не говорю о подзаконных и ведомственных актах, регламентирующих данные вопросы.

А какой орган должен вести базу данных недисциплинированных пассажиров? Или каждая авиакомпания отдельно?

Борис Елисеев: На мой взгляд, такая база данных должна бать открытой, публичной. Это будет иметь хороший воспитательный эффект. Нельзя отдавать все на откуп конкретной авиакомпании. Например, пять ведущих китайских авиакомпаний уже в нынешнем году подписали соглашение об обмене информацией о пассажирах-хулиганах и передаче этих данных в ведомство по гражданской авиации и туризму.

Что касается санкций в административном и уголовном законодательстве, то примеры США и Великобритании убедительно подсказывают необходимость их ужесточения. Они должны быть подчинены простой логике. Образно говоря, они должны действовать как счетчик в такси. Не выполнил законное требование члена экипажа - пять тысяч рублей, при этом огрызнулся - плюс пять, оскорбил - добавим двадцать... А если распустил руки - штраф вырастает в геометрической прогрессии, либо нарушителю "светит" реальный срок.


комментарии (4):

ёпрст      12/10/2016 [09:48:45]#1
Всё предлагаемое рассчитано на адекватного пассажира, а проблема-то возникает после полного отключения мозга алкоголем! Бороться с дьюти- фри и рюмочными кишка тонковата, организовать отбор купленного тоже никто не хочет, вот и остается салон один на один с героем. А какие проблемы- предупредили, хотя ясно, что пустая трата времени, выдали бумагу с просьбой подписать о следующих последствиях, приняли решение о посадке. Все за счет неадеквата.

GRV Эксперт «Aviation EXplorer»      12/10/2016 [11:16:12]#2
Далеко не только алкоголь является причиной неадекватного поведения. Кстати, а иногда именно алкоголь спасает от неадекватного поведения. Увы, у людей много фобий. А кто хочет напиться, сделает это и без дьюти фри.

air-squirrel      12/10/2016 [11:54:43]#3
Не знаю , установлены ли законодательно штрафы за хулиганство на борту в РФ..короче нужно их сделать чтобы они существенно (200к-500к) били по карману и тогда разного рода б.дло будет себя вести адекватно. И тогда людей с "фобиями" поубавится.

GRV Эксперт «Aviation EXplorer»      12/10/2016 [13:22:15]#4
Вот, собственно, сюжет в тему: http://www.aex.ru/m/multimedia/2016/10/12/801/








Материалы рубрики

Юлия Темерева
ТАСС
Мировой рынок для Ростеха не сжимается, есть новые центры роста
Анна Юдина
ТАСС
ОКБ Ильюшина: Ил-103 будет просто "бомбой" по цене
Анна Юдина и Алексей Паньшин
ТАСС
Су-35 может позволить себе практически все
Михаил Ходаренок
Газета.Ru
"Прибыль за первое полугодие снизилась на 23%"
Валерия Решетникова
ТАСС
Ведем переговоры с компанией S7 по объемам и срокам поставки двигателей
Джейми Фрид, Джек Стаббс. Перевод: Вера Сосенкова
Reuters
Аэрофлот рассматривает возможность заказа узкофюзеляжных самолетов Airbus и Boeing
Анна Юдина
ТАСС
Новый транспортный самолет Ил-276 пойдет в серию в 2026 году
Александра Джорджевич
КоммерсантЪ
Мы будем создавать свою систему, ориентируясь на заделы министра Афанасьева




Интерфакс-АВН
В России сложились условия для полноценной коммерциализации космической деятельности

КоммерсантЪ - Саратов
Стараемся смещаться в другие сегменты рынка

RNS
Ограничение продаж билетов – это непростой вопрос, требующий серьезной проработки, но можно ужесточить штрафы
Алина Савицкая
КоммерсантЪ - Ростов-на-Дону
Ростов интересен для нас как авиационный хаб
Михаил Григорьев
КоммерсантЪ - FM
Я готов оказать поддержку проекту любыми ресурсами, кроме денежных
Андрей Мозжухин
Lenta.ru
Мы до сих пор летаем на ракетах Королева
Дарья Станиславец
РИА Новости
Пока космонавтика - способ потратить, а не заработать деньги
Павел Котляр
Газета.Ru
"Роскосмос" споткнулся о кладовщицу
Евгений Девятьяров
Известия
Цель — добиться радикальных изменений в ближайшее время
Михаил Горшков
Комсомольская правда
Законы неба принимаются на земле
Олег Петров
Газета "Областная"
Работы будет больше
Дмитрий Струговец
Известия
Решения о моем увольнении нет, Центр работает в штатном режиме

RNS
Ограничение продаж билетов – это непростой вопрос, требующий серьезной проработки, но можно ужесточить штрафы
Алексей Паньшин
ТАСС
Контракт на поставку Турции С-400 подписан и готовится к выполнению
Елена Березина
Российская газета
Вертолет летит на экспорт
Надежда Фролова
РИА Новости
Авиакомпании за месяц смогут возобновить полеты в Египет
Галина Пономарева
Газета Труд
Поймите, летать дешевле невозможно!
Алексей Сергеев
РБК +
Наш пилот рисковать никогда не будет
Анна Юдина
ТАСС
Уникальный самолет из композитов создан на замену Ан-2
Анатолий Джумайло
КоммерсантЪ
Невозможно построить отношения в кризисной ситуации
Павел Котляр
Газета.Ru
"Ан-2 ничем заменить невозможно"
Полина Перепелица
РБК
Что ждет аэропорты Большого Урала
Дмитрий Струговец
ТАСС
Мы хотим сделать Байконур снова красивым и привлекательным
Александра Джорджевич
КоммерсантЪ
Мне не было предписано совершать какие-то революции
Екатерина Елисеева и Алексей Паньшин
ТАСС
Россия не будет покупать военную технику за рубежом
Илья Вайсберг
Журнал "АвиаСоюз"
Только совместная работа авиастроителей и гражданских авиаторов даст достойный результат

Интерфакс-АВН
Тяжелый ударный беспилотник появится в России в течение четырех-пяти лет

Интерфакс
"Аллигатор" модернизируют и перевооружат
Анна Юдина
ТАСС
Новый российский экраноплан появится "в железе" после 2020 года
Марк Абаев
РИА Новости
В санавиации не знаешь, что произойдет в следующую минуту
Дмитрий Сикорский
Экономика сегодня
"Сибирский ответ" западному авиапрому: МС-21 и Ил-114 будут решать разные задачи
Роман Азанов
ТАСС
МиГ превосходства: летчик-испытатель Михаил Беляев о секретах мастерства
Мария Амирджанян
ТАСС
"Победа" снизит цену на авиабилет до минимума в 777 рублей
Александр Ковалев
РИА Новости
Расширяем сотрудничество с Россией по космосу
Константин Столяров
Московский комсомолец
Собака лает, самолет летит
Татьяна Завалишина
БИЗНЕС Online
Я не должен так говорить, но поднятие Ту-324 бесперспективно

Интерфакс
Каждый год количество пусков с "Восточного" будет расти
Татьяна Завалишина
БИЗНЕС Online
Авиакомпании часто становятся банкротами? Не соглашусь...
Дмитрий Решетников
ТАСС
Мы будем выжигать "глаза" ракетам, которые на нас "смотрят"
Марат Кашин
КоммерсантЪ
"Sukhoi SuperJet возрождает полеты по региональным маршрутам"
Екатерина Каткова
Газета.Ru
Авиакомпании в РФ растут быстрее российский экономики
Ирина Белова
Российская газета
"Ростех": Т-500 сможет обеспечить до 70% всех авиахимработ в стране

 

 

 

 

Реклама от YouDo
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

© Aviation Explorer