Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное



Главная Обзоры СМИ Интервью


Виталий Бордунов:
За задержку рейса авиапассажирам заплатят почти 400 тысяч рублей


21 ноября 2016 года Наталия Ячменникова, Российская газета


Предстоящая ратификация Россией Монреальской конвенции - одна из самых обсуждаемых тем сегодня. Какие права и гарантии получат российские авиапассажиры? Компенсации по новым международным правилам - легко и без проволочек? Или с оговорками? Об этом корреспондент "РГ" беседует с экспертом ИКАО, профессором Виталием Бордуновым.

Виталий Дмитриевич, в Госдуму внесен пакет законопроектов о присоединении России к Монреальской конвенции. В чем ее отличие от Варшавской 1929 года, которой до сих пор придерживаются лишь 32 государства, включая нашу страну?

Виталий Бордунов: Отличие принципиальное. Прежде всего в подходах к определению размера материальных компенсаций за вред, причиненный пассажиру при выполнении воздушных перевозок. Они на порядок выше, чем по Варшавской конвенции.

А конкретно?

Виталий Бордунов: Высока, к примеру, цена компенсации в случае смерти или иного телесного повреждения - 113 000 СПЗ (СПЗ - специальные правила заимствования Международного валютного фонда, которые позволяют возмещать компенсации в национальной валюте). На сегодня это свыше 9,7 миллиона рублей. Уничтожение или утеря багажа по правилам Монреальской конвенции оценена в 1031 СПЗ, что равно 84 тысячам рублей. Совершенно по-новому в конвенции решен вопрос об ответственности перевозчика за вред, причиненный пассажиру при задержке его самого, багажа или груза. В этом случае перевозчик должен будет возместить пассажиру компенсацию в сумме 4693 СПЗ, или примерно 400 тысяч рублей.

В Монреальской конвенции по-новому решены и вопросы исковой давности, а также права пассажира возбуждать иск против перевозчика по месту своего жительства? Ведь этого просто нет в Варшавской?

Виталий Бордунов
: Совершенно верно. Причем что еще очень важно? Конвенция требует, чтобы в случае авиационного происшествия, вызвавшего смерть или причинение вреда здоровью пассажира, перевозчик незамедлительно произвел предварительные выплаты для удовлетворения "безотлагательных экономических потребностей" лиц, имеющих право на компенсацию. Незамедлительно!

Учет этих и других новаций Монреальской конвенции выдвигает жесткое требование: в национальном законодательстве должен быть предусмотрен соответствующий механизм их адаптации и трансформации. Однако настораживает, что в проекте закона о ратификации конвенции это вообще не рассматривается. Хотел бы обратить внимание и на другой важнейший момент: Россия должна ратифицировать Монреальскую конвенцию без каких-либо оговорок. В полном объеме. Но пока, судя по тем документам, с которыми я ознакомился, предусмотрено присоединение к конвенции с рядом оговорок.

Каких?

Виталий Бордунов: Да неважно, каких. Потому что любые оговорки к конвенции - это абсурд. В ст. 57 Монреальской конвенции прямо говорится: "Никакие оговорки к настоящей Конвенции не допускаются". То есть никаких изъятий и никаких исключений. Так и только так гарантируется полноценная защита прав и законных интересов авиапассажиров любой из стран, летающих по монреальским правилам. Случилась задержка рейса, произошло ЧП? Все четко расписано: кто, что и как компенсирует. Пассажир знает, что должен получить, перевозчик - что должен выплатить. Никаких проблем. Именно поэтому на сегодня 122 государства присоединились к Монреалькой конвенции без каких-либо оговорок к ней.

Ведь это уже третья попытка ратификации Монреальской конвенции в России?

Виталий Бордунов: Да. Две предшествующие забраковала экспертиза специалистов по международному праву. В частности, и тогда предлагалось применять конвенцию не всю полностью, а только некоторые положения. При этом также делались оговорки, запрещенные Монреальской конвенцией. Спрашивается, зачем опять наступать на одни и те же грабли?

Кстати, для успешного применения Монреальской конвенции в российской практике международных воздушных перевозок неплохо учесть опыт применения Варшавской конвенции в СССР. Тогда для устранения дисбаланса между ее нормами и нормами внутреннего законодательства о воздушной перевозке были приняты соответствующие правила: международных воздушных перевозок и внутренних. Такая политика помогла созданию эффективного взаимодействия норм международного и внутреннего права. То же самое нужно сделать после ратификации Монреальской конвенции. Подчеркну: ратификации только в полном объеме.

Компетентно:
Борис Елисеев, доктор юридических наук, профессор, вице-президент Национальной ассоциации воздушного права


- Ратификация Монреальской конвенции может стать  "неподъемным" грузом для авиационных перевозчиков, поскольку значительно выросшие суммы штрафов быстро "съедят" и без того небольшую прибыль авиапредприятий - это, пожалуй, единственный аргумент тех, кто не согласен с принятием "монреальских правил" в полном объеме.

Предлагаю посмотреть на проблему с другой стороны. Во-первых, с принятием Монреальской конвенции "новое дыхание", несомненно, получит рынок страховых услуг. Могут появиться и новые моменты в договорах страхования, которые обязательно будут заключать как юридические, так и физические лица.

Во- вторых, и авиакомпании, и аэропорты будут вынуждены улучшать качество предоставляемых услуг пассажирам, уделять больше внимания вопросам безопасности технологических процессов. А это значит, общее улучшение системы управления авиапредприятием, обучение персонала и внедрение новых технологий. Например, электронной маркировки багажа. В-третьих, принятие "монреальских правил" заставит директивные органы пересмотреть большой объем нормативных актов, особенно подзаконных и ведомственных, устранить внутреннюю рассогласованность системы правового регулирования. На мой взгляд, это может принести только положительные результаты.

Сомневающимся в полезности принятия важного международного правового документа в полном объеме не следует забывать: и юридические и физические лица могут добиться применения "монреальских правил" в судах различных юрисдикций по каждому конкретному делу. Это только вопрос времени рассмотрения дела в разных инстанциях. В итоге сумма взысканий с авиапредприятия может только увеличиться на сумму судебных издержек и расходов на адвокатов.



комментарии (0):











Материалы рубрики

Мария Амирджанян
ТАСС
Президент "Гражданских самолетов Сухого": планируем поставить Китаю 10 самолетов
Иван Сафронов, Александр Джорджевич
КоммерсантЪ
Все хотят сэкономить, но при этом иметь боевой самолет, который по своему функционалу приближен к пятому поколению
Екатерина Мальцева
Интерфакс
"Вертолеты России": арктический беспилотник выйдет на рынок в 2019 году

РИА Новости
МС-21 – принципиально новый самолет
Дмитрий Струговец, Алексей Песляк
ТАСС
Ни один контракт на запуск "Протона-М" не расторгнут

ТАСС
Новые поправки в Воздушный Кодекс повысят безопасность полетов
Мария Амирджанян
ТАСС
Максим Соколов: РФ ждет от Египта выполнения мер безопасности для возобновления полетов
Анна Юдина
ТАСС
Летчик-испытатель: МС-21 унаследовал "интеллект" и надежность самолета Як-130



Алексей Екимовский
КоммерсантЪ
Мы уже сейчас наращиваем компетенции в вопросе технического обслуживания вертолетов
Илья Вайсберг
Журнал "АвиаСоюз"
AgustaWestland AW139: разработан в Италии, производится в России

РИА Новости
В России появится система контроля за беспилотниками

Интерфакс-Украина
Мы сделали все зависящее от аэропорта "Борисполь" для появления в Украине авиакомпании Ryanair
Алексей Песков
Военно-промышленный курьер
Як, обогнавший F-35
Анна Юдина
ТАСС
В России создают искусственный интеллект для беспилотников
Илья Вайсберг
Журнал "АвиаСоюз"
Главная задача –   безопасность полетов!
Елизавета Кузнецова
КоммерсантЪ
Аэропорт и авиакомпании не могут дышать порознь. По крайней мере долго
Илья Вайсберг
Журнал "АвиаСоюз"
Сертификация по-российски
Евгений Девятьяров
Известия
В России создается сервис аренды самолетов с экипажем
Анатолий Журин
Свободная пресса
Компенсации для авиапассажиров: Минтранс темнит
Елизавета Кузнецова
КоммерсантЪ
"Кризис нам в каком-то смысле помогает"
Александр Ковалев
РИА Новости
Япония хочет сотрудничать с РФ по космодрому Восточный
Иван Сафронов, Александра Джорджевич
КоммерсантЪ
Невозможно конкурировать, имея в линейке только один продукт
Мария Амирджанян
ТАСС
Требование сдавать алкоголь из дьюти-фри в багаж может повысить цену билета
Игорь Арбузов
РИА Новости
ВМЗ отремонтирует все двигатели для "Протонов"

RNS
О перспективах поставок вооружений
Илья Морозов
Интерфакс
На авианосце проекта "Шторм" смогут базироваться до 90 самолетов и вертолетов
Нина Рузанова
Российская газета
Без права на полеты

Интерфакс-АВН
Будущее мы связываем с созданием в структуре ОАК дивизиона "Транспортная авиация"
Наталья Майборода
Forbes
Прошлый год стал для нас годом рекордов

Транспорт России
Стратегия успешного развития
Надежда Фролова, Майя Сапожкова
РИА Новости
Египет в большей степени заинтересован в открытии полетов
Ян Гравшин
РБК
Единый диспетчерский центр заработает в Кольцово в конце 2018 года

RNS
Перспективы боевой авиации
Андрей Ванденко
ТАСС
"Аэрофлот" без сантиментов

РБК
Аэропорт "Казань" вложит 50 млн рублей в подготовку к ЧМ по футболу
Андрей Лапшин, Марина Иванющенкова
Harvard Business Review — Россия
Система Каменщика

РИА Новости
МиГ-35 хотят приобрести почти 30 стран
Евгений Девятьяров
Известия
На стартовый комплекс "Ангары" будет выделено 40 млрд рублей
Наталия Ячменникова
Российская газета
На посадку

Интерфакс
Рынок авиаперевозок Башкирии в целом стабильный
Алексей Паньшин
ТАСС
Приступить к модернизации "Искандеров" планируется в начале 2020-х годов
Алексей Рамм, Дмитрий Литовкин
Известия
В США не создано ни одного гиперзвукового аппарата
Наталия Ячменникова
Российская газета
Укротить сверхзвук

RNS
О новой стратегии развития авиапрома
Кирилл Ясько
Sakhalin.info
"Любите дальневосточную авиацию — летайте самолётами Авроры"
Елена Платонова
Газета.Ru
Ту-154 не уступает западным аналогам
Александр Ковалев
РИА Новости
Европейские космические ноу-хау пришли в Россию
Наталия Ячменникова
Российская газета
Поднять этот вес
Алексей Паньшин
ТАСС
Работы над новым самолетом "судного дня" планируем начать в 2017 году
Юрий Плохотниченко
Travel.ru
Thai Airways отмечает рекордный спрос из России

 

 

 

 

Реклама от YouDo
Юридическая помощь предпринимателям на https://youdo.com/lawyer/business/service/individual/tag/entrepreneur/.
Автосервис на Волгоградском проспекте: выбирай на Юду!
Смотрите здесь - автосервис, подробности тут.
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

© Aviation Explorer