Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Интервью


Виталий Бордунов:
За задержку рейса авиапассажирам заплатят почти 400 тысяч рублей


21 ноября 2016 года Наталия Ячменникова, Российская газета


Предстоящая ратификация Россией Монреальской конвенции - одна из самых обсуждаемых тем сегодня. Какие права и гарантии получат российские авиапассажиры? Компенсации по новым международным правилам - легко и без проволочек? Или с оговорками? Об этом корреспондент "РГ" беседует с экспертом ИКАО, профессором Виталием Бордуновым.

Виталий Дмитриевич, в Госдуму внесен пакет законопроектов о присоединении России к Монреальской конвенции. В чем ее отличие от Варшавской 1929 года, которой до сих пор придерживаются лишь 32 государства, включая нашу страну?

Виталий Бордунов: Отличие принципиальное. Прежде всего в подходах к определению размера материальных компенсаций за вред, причиненный пассажиру при выполнении воздушных перевозок. Они на порядок выше, чем по Варшавской конвенции.

А конкретно?

Виталий Бордунов: Высока, к примеру, цена компенсации в случае смерти или иного телесного повреждения - 113 000 СПЗ (СПЗ - специальные правила заимствования Международного валютного фонда, которые позволяют возмещать компенсации в национальной валюте). На сегодня это свыше 9,7 миллиона рублей. Уничтожение или утеря багажа по правилам Монреальской конвенции оценена в 1031 СПЗ, что равно 84 тысячам рублей. Совершенно по-новому в конвенции решен вопрос об ответственности перевозчика за вред, причиненный пассажиру при задержке его самого, багажа или груза. В этом случае перевозчик должен будет возместить пассажиру компенсацию в сумме 4693 СПЗ, или примерно 400 тысяч рублей.

В Монреальской конвенции по-новому решены и вопросы исковой давности, а также права пассажира возбуждать иск против перевозчика по месту своего жительства? Ведь этого просто нет в Варшавской?

Виталий Бордунов
: Совершенно верно. Причем что еще очень важно? Конвенция требует, чтобы в случае авиационного происшествия, вызвавшего смерть или причинение вреда здоровью пассажира, перевозчик незамедлительно произвел предварительные выплаты для удовлетворения "безотлагательных экономических потребностей" лиц, имеющих право на компенсацию. Незамедлительно!

Учет этих и других новаций Монреальской конвенции выдвигает жесткое требование: в национальном законодательстве должен быть предусмотрен соответствующий механизм их адаптации и трансформации. Однако настораживает, что в проекте закона о ратификации конвенции это вообще не рассматривается. Хотел бы обратить внимание и на другой важнейший момент: Россия должна ратифицировать Монреальскую конвенцию без каких-либо оговорок. В полном объеме. Но пока, судя по тем документам, с которыми я ознакомился, предусмотрено присоединение к конвенции с рядом оговорок.

Каких?

Виталий Бордунов: Да неважно, каких. Потому что любые оговорки к конвенции - это абсурд. В ст. 57 Монреальской конвенции прямо говорится: "Никакие оговорки к настоящей Конвенции не допускаются". То есть никаких изъятий и никаких исключений. Так и только так гарантируется полноценная защита прав и законных интересов авиапассажиров любой из стран, летающих по монреальским правилам. Случилась задержка рейса, произошло ЧП? Все четко расписано: кто, что и как компенсирует. Пассажир знает, что должен получить, перевозчик - что должен выплатить. Никаких проблем. Именно поэтому на сегодня 122 государства присоединились к Монреалькой конвенции без каких-либо оговорок к ней.

Ведь это уже третья попытка ратификации Монреальской конвенции в России?

Виталий Бордунов: Да. Две предшествующие забраковала экспертиза специалистов по международному праву. В частности, и тогда предлагалось применять конвенцию не всю полностью, а только некоторые положения. При этом также делались оговорки, запрещенные Монреальской конвенцией. Спрашивается, зачем опять наступать на одни и те же грабли?

Кстати, для успешного применения Монреальской конвенции в российской практике международных воздушных перевозок неплохо учесть опыт применения Варшавской конвенции в СССР. Тогда для устранения дисбаланса между ее нормами и нормами внутреннего законодательства о воздушной перевозке были приняты соответствующие правила: международных воздушных перевозок и внутренних. Такая политика помогла созданию эффективного взаимодействия норм международного и внутреннего права. То же самое нужно сделать после ратификации Монреальской конвенции. Подчеркну: ратификации только в полном объеме.

Компетентно:
Борис Елисеев, доктор юридических наук, профессор, вице-президент Национальной ассоциации воздушного права


- Ратификация Монреальской конвенции может стать  "неподъемным" грузом для авиационных перевозчиков, поскольку значительно выросшие суммы штрафов быстро "съедят" и без того небольшую прибыль авиапредприятий - это, пожалуй, единственный аргумент тех, кто не согласен с принятием "монреальских правил" в полном объеме.

Предлагаю посмотреть на проблему с другой стороны. Во-первых, с принятием Монреальской конвенции "новое дыхание", несомненно, получит рынок страховых услуг. Могут появиться и новые моменты в договорах страхования, которые обязательно будут заключать как юридические, так и физические лица.

Во- вторых, и авиакомпании, и аэропорты будут вынуждены улучшать качество предоставляемых услуг пассажирам, уделять больше внимания вопросам безопасности технологических процессов. А это значит, общее улучшение системы управления авиапредприятием, обучение персонала и внедрение новых технологий. Например, электронной маркировки багажа. В-третьих, принятие "монреальских правил" заставит директивные органы пересмотреть большой объем нормативных актов, особенно подзаконных и ведомственных, устранить внутреннюю рассогласованность системы правового регулирования. На мой взгляд, это может принести только положительные результаты.

Сомневающимся в полезности принятия важного международного правового документа в полном объеме не следует забывать: и юридические и физические лица могут добиться применения "монреальских правил" в судах различных юрисдикций по каждому конкретному делу. Это только вопрос времени рассмотрения дела в разных инстанциях. В итоге сумма взысканий с авиапредприятия может только увеличиться на сумму судебных издержек и расходов на адвокатов.



комментарии (0):













Материалы рубрики


ФАУ "ЦАГИ"
105 лет: полет успешный
Мария Гришкина
86.ru
«Дико для мужчин видеть девушку в такой профессии»: история югорчанки, которая работает авиамехаником
Наталия Ячменникова
Российская газета
Как готовить специалистов по борьбе с кибератаками на самолеты

Транспорт России
Виталий Савельев: голосовать на выборах – значит разделять ответственность за будущее России
Андрей Коршунов
Известия
«Парение в невесомости Гагарин впервые испытал уже после полета в космос»
Надежда Алексеева, Алина Лихота, Екатерина Кийко
RT
Арктическая навигация: специалист ААНИИ — о развитии БПЛА в Северном Ледовитом океане
Андрей Смирнов
Pro Космос
Юрий Борисов: «Ракета «Амур-СПГ» и сверхлегкий носитель будут многоразовыми»
Наталия Славина
Российская газета
Новое поколение авиации: на чем будем летать. Интервью с академиком Сергеем Чернышевым



Андрей Коршунов
Известия
«На станции будут отрабатываться технологии для полетов на Луну или Марс»
Роман Гусаров
NEWS.ru
Вслед за вылетевшей из самолета дверью «улетает» и доверие к «Боингу»

NEWS.ru
Самолет МС-21 научили приземляться на автомате: почему это так важно
Евгений Гайва
Российская газета
Василий Десятков: Десятки аэропортов модернизируют в России в ближайшие годы
Мария Амирджанян
ТАСС
Генеральный директор "Яковлева": импортозамещенный МС-21 может получить новые версии
Вячеслав Терехов
Интерфакс
Научный руководитель Института астрономии РАН: космический мусор становится все более опасным
Артем Кореняко, Ирина Парфентьева
РБК
Глава «Победы» — РБК: «Приходится уходить на запасные аэродромы»
Евгений Гайва
Российская газета
Глава Росавиации: В этом году в Россию стало летать больше иностранных авиакомпаний
Мария Амирджанян
ТАСС
Замглавы Минпромторга: производство беспилотников будет только расти
Георгий Султанов, Анна Носова
ТАСС
Глава "Швабе" Вадим Калюгин: стремимся сделать наши БПЛА более устойчивыми к РЭБ
Наталия Ячменникова
Российская газета
Александр Блошенко: Мы впервые в истории садимся на Южный полюс Луны
Виктор Лошак
Ростех; Коммерсантъ
Вадим Бадеха: «Нет ничего более технически интересного, чем авиационный двигатель»

Интерфакс
Гендиректор аэропорта "Храброво" Александр Корытный: "Хотим вписать Калининград в накатанную авиатрассу между Китаем, Москвой и Петербургом"
Тимофей Дзядко, Артем Кореняко
РБК
Глава Внуково — РБК: «В ближайшие 10 лет не будет пассажиров в Европу»

Ростех
Евгений Солодилин: «Задачу, которую перед нами поставили акционеры, мы выполнили»
Наталия Ячменникова
Российская газета
Ректор МАИ Михаил Погосян - о том, какие профессии будут популярны в ближайшие пять лет, и почему стране нужны инженеры с креативным мышлением
Екатерина Москвич
ТАСС
Анна Кикина: космонавты летят в космос, чтобы жить
Мария Амирджанян
ТАСС
Гендиректор ОАК Слюсарь: испытания SSJ New с российскими двигателями начнутся осенью
Георгий Казачков, Гулия Леваненкова, Евгения Коткова
ТАСС
Посол Белоруссии в РФ: самолет "Ладога" сможет конкурировать с Airbus и Boeing

Известия
Заместитель генерального директора холдинга Т1 Алексей Волынкин: «Наша цель — запуск первой частной ракеты в космос уже в этом году»
Виталий Корнеев, Елена Новицкая
ТАСС
Глава оператора Пулково Леонид Сергеев: мы стали аэропортом №2 в России
Екатерина Москвич
ТАСС
Глава SR Space: в течение года мы перейдем от ракеты "Небо" к первому полету "Космоса"
Юлия Живикина
РБК
«Иллюзий нет, но справимся»: что происходит с авиакомпаниями в России
Артем Рукавов
Интерфакс
Гендиректор SR Space: идут работы над ракетой-носителем Cosmos с возможным возвратом первой ступени
Наталия Ячменникова
Российская газета
Александр Книвель - о том, когда в России появится полноценная отрасль беспилотных авиационных систем
Катерина Алабина
Известия
«Мы первыми в мире отправим арт-объект на орбиту»
Андрей Герман
MASHNEWS
Летать охота. Запад закрывает глаза на поставки авиационных запчастей в Россию
Андрей Ванденко
ТАСС
Юлия Пересильд: это космос, детка!
Андрей Ванденко
ТАСС
Космонавт Антон Шкаплеров: себя играть легко
Зоя Игумнова
Известия
Герой России Евгений Тарелкин: «Если вы хотите стать миллионером, то вам точно не в космонавты»
Екатерина Москвич
ТАСС
Борисов: работа на РОС и полет на Луну — ключевые направления пилотируемой космонавтики
Наталия Ячменникова
Российская газета
Следующая станция - РОС. Главный конструктор Владимир Кожевников раскрывает уникальность новой Российской орбитальной станции
Александр Белов, Артем Рукавов
Интерфакс
Первый замгендиректора "Роскосмоса": наращивание спутниковой группировки - приоритет номер один
Екатерина Москвич
ТАСС
Глава Центра Хруничева: изготовление ракет "Ангара" — стратегический приоритет предприятия
Павел Зюзин
РИА "Новости"
Сергей Пономарев: участники эксперимента "SIRIUS-23" "полетят" на Луну

Бизнес News
Портфель заказов "Гидромаша" на 2023 год вырос более чем на 15%

Интерфакс
Орнитологическая обстановка в аэропортах за год значительно улучшилась
Милена Синева, Роман Азанов
ТАСС
Глава Рособоронэкспорта: Россия готова сотрудничать с Индией по истребителю 5-го поколения
Екатерина Москвич
ТАСС
Главный конструктор РОС: новая орбитальная станция будет практически "вечной"

РИА "Новости"
Юрий Борисов: Россия должна производить к 2025 году 250 спутников ежегодно
Артём Кореняко
РБК
Глава Росавиации: "Предлагаю термин "каннибализация" не использовать"
Наталия Ячменникова
Российская газета
Валерий Шелковников: Мы упускаем реальную возможность внедрить проактивный метод предотвращения авиапроисшествий

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgBhMuP
Транспортные услуги: http://perevozki.youdo.com/cars/tral/ можно найти здесь.
Грузоперевозки: http://perevozki.youdo.com/pereezd/, подробности...
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer