Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное



Главная Обзоры СМИ Интервью


Александр Кирилин:
О планах РКЦ "Прогресс" и конкурентной борьбе на рынке пусковых услуг


7 ноября 2016 года RNS


Значительная часть российских космических запусков осуществляется с помощью ракет «Союз» производства самарского Ракетно-космического центра «Прогресс». О планах предприятия и конкурентной борьбе на рынке пусковых услуг RNS рассказал гендиректор РКЦ «Прогресс» Александр Кирилин.

Александр Кирилин
Александр Кирилин, гендиректор РКЦ "Прогресс".

Сколько ракет-носителей «Союз» будет изготовлено в 2016-2017 годах? Каков портфель заказов на эти ракеты?

В последние несколько лет «Прогресс» производит около 20 ракет-носителей в год. В 2016-2017 годах темп производства космических носителей останется примерно на том же уровне. Портфель заказов на ближайшие годы стабильный и соответствует темпу производства.

РКЦ производит несколько модификаций ракет «Союз». Это «Союз-ФГ» для пилотируемых пусков, «Союз-2.1а» и «Союз-2.1б» для космодромов Байконур и Плесецк, «Союз-СТ» в варианте «А» и «Б» - для Гвианского космического центра, а также ракету легкого класса «Союз-2.1в», стартующую с космодрома Плесецк. На 2017 год запланировано изготовление ракет «Союз-2.1а» и «Союз-2.1б» для космодрома Восточный в Амурской области.

До какого года могут эксплуатироваться ракеты «Союз-У» и «Союз-ФГ»? Сколько может быть их изготовлено?

Что касается ракет-носителей «Союз-У», то осталось запустить две ракеты данной модификации. Одна будет запущена в декабре 2016 года, другая – в первом квартале 2017 года. Ракеты-носители должны доставить транспортные грузовые корабли «Прогресс МС» к Международной космической станции. На этом ракета «Союз-У» из эксплуатации выводится и производиться больше не будет.

Космическая ракета «Союз-ФГ» будет эксплуатироваться до 2020 года и потом ее заменит носитель «Союз-2.1а».

Используются ли украинские комплектующие при строительстве ракет «Союз»?*

В ракетах «Союз-2» всех модификаций, которые запускаются из Гвианского космического центра, космодромов Восточный, Плесецк или Байконур, украинские комплектующие не используются. Украина поставляет систему управления для ракет-носителей «Союз-ФГ».

Западные санкции сказались на производственной программе предприятия?

Западные санкции в производственной программе предприятия в части производства ракет-носитель «Союз-ФГ» не сказались. На сегодняшний день это не влияет на производственную программу предприятия.

Какие работы ведутся по совершенствованию космических носителей «Союз-2»? Какие модификации могут появиться?

Самой современной модификацией ракеты «Союз-2» является модификация, запускаемая с космодрома Восточный. На ракете-носителе применена новая бортовая вычислительная машина, бортовая система видеоконтроля, новые телеметрические системы и новые химические источники тока - бортовые батареи.

Дальнейшая плановая модернизация ракет «Союз-2» будет заключаться в техническом обновлении элементной базы и комплектующих. Ракеты, запускаемые с космодромов Байконур, Плесецк и из Гвианского космического центра будут совершенствоваться до уровня ракет, запускаемых с Восточного.

РКЦ «Прогресс» ведет работу над проектом новой ракеты-носителя легкого класса «Союз-2ЛК». Данное средство выведения представляет собой две первые ступени («пакет») ракет-носителей «Союз-2» с установленным на них в качестве верхней ступени разгонного блока «Фрегат». Рассматривается возможность запуска ракет данного типа с космодромов Плесецк, Восточный.

Грузоподъемность новой ракеты космического назначения при выведении полезной нагрузки на солнечно-синхронную орбиту составит от 2 тонн до 3,85 тонн, в зависимости от космодрома и орбиты. Данное средство выведения должно быть привлекательным для заказчиков не только с точки зрения грузоподъемности, но и по финансово-экономическим показателям. По проекту выпущена инженерная записка, идет подготовка к выпуску эскизного проекта, согласовываются источники финансирования.

Сообщалось, что ракеты «Союз-2», стартующие с Восточного, могут быть переведены на новое топливо. Чем это вызвано? Будут ли переводиться на новое топливо «Союзы», стартующие с Байконура, Плесецка и Куру?

Действительно, в РКЦ «Прогресс» начались работы по переводу космического ракетного комплекса «Союз-2» на космодроме Восточный на горючее нафтил вместо керосина. Керосин используется в качестве горючего маршевых двигателей ракет-носителей «Союз-2.1а» и «Союз-2.1б» в паре с окислителем - жидким кислородом. Решение об использовании нафтила в качестве горючего было принято в связи с постепенным снижением объема добываемой нефти 4-го горизонта. Нафтил, в свою очередь, может производиться из любого вида нефти. Использование нафтила в двигателях ракет «Союз-2» позволит выводить порядка 100-200 кг дополнительной полезной нагрузки.

Обсуждается перевод на горючее нафтил ракет-носителей «Союз-2», стартующих с Байконура, Плесецка и Куру.

Сколько ракет «Союз» РКЦ «Прогресс» отправит на космодром Восточный в 2017-2018 годах? Каков портфель заказов на эти ракеты для Восточного?

В 2017 году на космодром Восточный планируется направить две ракеты-носителя «Союз-2». Одну ракету в варианте «Союз-2.1а» и одну - в варианте «Союз-2.1б». Портфель заказов сейчас уточняется и зависит от готовности полезных нагрузок. Работы по производству этих носителей в самарском Ракетно-космическом центре «Прогресс» идут полным ходом.

Какова программа РКЦ по выпуску ракет «Союз-СТ» для запусков с космодрома Куру во Французской Гвиане? Сколько запусков запланировано на 2017 год?

На 2017 год запланировано два пуска. Прокомментировать перспективы проекта в настоящее время не представляется возможным.

Уступают ли ракеты «Союз» по эффективности своим зарубежным аналогам, в том числе китайским и компании SpaceX? Нет ли опасности ухудшения позиций «Союзов» на рынке пусковых услуг?

Ракеты «Союз-2» по эффективности не уступают своим зарубежным аналогам с технической точки зрения. Особенность запусков «Союзов» с российской территории в том, что космодромы находятся дальше от экватора, чем космодромы других космических держав. Это объективно снижает энергетические характеристики ракет, по сравнению, например, с теми же «Союзами», стартующими с космодрома Куру на определенные орбиты.

Сегодня нет опасности ухудшения наших позиций на рынке пусковых услуг, но мы понимаем, что необходимо постоянно вести работу по снижению издержек, а также по повышению надежности производства и эксплуатации изделий.

Самарским Ракетно-космическим центром проводится большая работа по повышению эффективности ракет-носителей «Союз» в части снижения издержек и снижения цены на изделия, либо удержания цены на определенном уровне. Увеличение грузоподъемности ракет «Союз», как носителей среднего класса, не планируется.

В новую Федеральную космическую программу-2025 включена тема носителя «Феникс». Каков вклад РКЦ «Прогресс» в этот проект? Когда проект может быть реализован?

В соответствии с ФКП-2025 опытно-конструкторская работа по теме «Феникс» начнется в 2018 году. Специалисты РКЦ «Прогресс» готовят необходимые технические документы, в частности, инженерную записку, для того, чтобы участвовать в опытно-конструкторской работе «Феникс».

На орбите сформирована система на базе спутников наблюдения «Ресурс-П» разработки РКЦ «Прогресс». В чем значение события? Какие задачи позволяет решать система?

Впервые в России развернута орбитальная группировка в составе трех космических аппаратов дистанционного зондирования Земли с аппаратурой оптико-электронного наблюдения. Созданная группировка обеспечивает ежесуточное наблюдение земной поверхности в широтном диапазоне от 80 градусов южной широты до 80 градусов северной широты с оперативной доставкой получаемой информации на Землю по высокоскоростной радиолинии.

Группировка является уникальной для своего класса. Аппараты, входящие в ее состав, в отличие от узкоспециализированных аналогов, спроектированных из расчета реализации одной конкретной задачи, являются многоцелевыми и позволяют решать задачи высокодетального наблюдения, обеспечивать возможность получения гиперспектральной информации, а также проводить широкозахватную съемку высокого и среднего разрешения, охватывающую огромную часть наблюдаемой территории.

Насколько система на базе «Ресурс-П» конкурентоспособна и востребована на рынке?

Информацию, которую получают с помощью космической системы «Ресурс-П», используют МЧС России, министерство природных ресурсов и экологии, Минсельхоз, Росрыболовство, Росгидромет, Росреестр и другие потребители для решения широкого спектра задач - от мониторинга чрезвычайных ситуаций до картографирования территорий, поиска полезных ископаемых и оценки загруженности транспортных магистралей.

С созданием космической системы «Ресурс-П» у отечественных и зарубежных потребителей появилась возможность решения широкого круга задач. Это обеспечивается, в частности, получением данных дистанционного зондирования Земли, сочетающих широкий диапазон линейного разрешения - от детального до обзорного уровня. Появилась возможность обслуживания до 20 пунктов приема информации одним космическим аппаратом. В числе других достоинств системы - высокая точность привязки снимков и определения координат объектов на снимках, в том числе без использования опорной информации, высокая производительность наблюдения, возможность проведения синхронной съемки местности в различных спектральных диапазонах.

За время штатной эксплуатации космических аппаратов «Ресурс-П» получаемая информация показала высокую востребованность среди широкого круга отечественных потребителей. Это, в том числе, подтверждается ежегодным ростом числа заявок на получение информации дистанционного зондирования Земли с аппаратов «Ресурс-П». Заявки поступают оператору российских космических систем дистанционного зондирования – в Научный центр оперативного мониторинга Земли АО «Российские космические системы» - от федеральных и региональных органов исполнительной власти.

Спутники «Ресурс-П», входящие в систему, по своим основным характеристикам не уступают зарубежным аналогам подобного класса, а по ряду параметров превосходят их. Например, по ширине полосы захвата, наличию на борту нескольких видов целевой аппаратуры с возможностью их одновременного использования и т.д. Ряд отечественных потребителей, в том числе МЧС России, региональные министерства, использовавшие ранее для решения оперативных тематических задач дорогостоящую информацию с зарубежных космических аппаратов, уже отказались от закупок такой информации, сосредоточившись на применении снимков исключительно со спутников «Ресурс-П».

Особый интерес у потребителей вызывает информация, получаемая с помощью гиперспектральной аппаратуры. Технологии практического использования такой информации являются малоизученными, определяя тем самым значительный научный потенциал направления обработки и применения гиперспектральной информации.

Повышенный интерес к информации с аппаратов «Ресурс-П» в последнее время проявляет коммерческий сектор, представленный рядом отечественных и зарубежных компаний – операторов и дистрибьюторов данных дистанционного зондирования Земли. «Роскосмос» определяет порядок и прорабатываются механизмы распространения информации среди коммерческих потребителей.

Каковы перспективы модернизации системы «Ресурс-П»?

В соответствии с требованиями генерального заказчика намечены пути улучшения космических аппаратов «Ресурс-П», начиная с аппаратов №4 и №5. Так, в аппаратуре комплекса широкозахватной мультиспектральной космического аппарата реализовано два канала высокого разрешения, что позволит получать информацию в большей полосе захвата. Увеличена скорость передачи информации до 600 Мбит/с, что в свою очередь позволит повысить производительность системы.

Запуск космических аппаратов «Ресурс-П» №4 и №5 планируется осуществить в 2018 и 2019 годах соответственно.

Стартовавшая с Восточного ракета «Союз-2» вывела на орбиту малый аппарат «Аист». Получит ли развитие это направление в РКЦ «Прогресс»? Не планирует ли РКЦ освоить операторские функции в области дистанционного зондирования Земли на базе малых аппаратов?

Управление спутником, а также прием и обработка информации с него осуществляется Ракетно-космическим центром «Прогресс». Таким образом, проект малого космического аппарата «Аист-2Д» впервые позволил РКЦ «Прогресс» выполнить полный цикл работы с аппаратом: от проекта до эксплуатации. К информации дистанционного зондирования Земли, получаемой с «Аиста-2Д», и к самому космическому аппарату проявили интерес ряд потенциальных заказчиков. Сейчас проводится работа по уточнению потребностей предполагаемых инвесторов.

Когда планируется запуск научного спутника «Бион-М»? Сформирована ли научная программа на этот полет? Будут ли в ней участвовать иностранные ученые?

В соответствии с Федеральной космической программой Российской Федерации запуск спутника «Бион-М»№2 запланирован на 2021 год. В 2015 году сформирована и утверждена Российской академией наук научная программа на данный полет, которая предусматривает проведение на орбите 27 научных экспериментов. Обсуждается участие в работах специалистов и ученых Европейского космического агентства и NASA.

Планируются ли на борту эксперименты с живыми существами и если да, то с какими?

Основной целью научной программы в проекте «Бион-М» №2 является комплексное исследование комбинированного биологического действия невесомости и высокого уровня космической радиации на организм на системном, органном, клеточном и молекулярном уровнях. Для достижения заявленной цели планируется поднять орбиту полета космического аппарата «Бион-М» №2 до 800 километров. В результате реализации заявленной цели появится возможность проведения сравнительного анализа результатов, полученных в проектах «Бион-М» №1 и №2.

Научная программа, которая будет реализована во время летных испытаний аппарата «Бион-М» №2, состоит из 10 разделов. Первый и второй разделы посвящены экспериментальным исследованиям по гравитационной физиологии на животных – мышах и мухах дрозофилах. Общецелевой установкой этих исследований является разработка фундаментальных основ создания новых технологий обеспечения жизнедеятельности человека при полетах в условиях комбинированного действия невесомости и космического излучения.

Третий, четвертый и пятый разделы посвящены исследованиям влияния факторов космического полета и открытого космического пространства на биологию растений и микроорганизмов, а также их сообществ, то есть познанию общих закономерностей жизни во Вселенной.

Шестой, восьмой и девятый разделы включают биотехнологические, технологические, физические и технические эксперименты. Седьмой раздел представляет собой комплекс радиобиологических и дозиметрических экспериментов, необходимых для решения задач обеспечения радиационной безопасности новых космических пилотируемых аппаратов. Наконец, десятый раздел включает в себя эксперименты, которые готовят учащиеся из различных школьных учреждений Российской Федерации и зарубежных стран.



комментарии (0):








Материалы рубрики

Илья Вайсберг
Журнал "АвиаСоюз"
"ЮТэйр-Инжиниринг": надежный партнер в России и мире
Сергей Вальченко
Известия
Массового гиперзвукового оружия не стоит ожидать
Дмитрий Струговец
Известия
"В столице будет изготовлено шесть ракет "Ангара-А5"
Алексей Паньшин, Анна Юдина
ТАСС
Будем работать над созданием транспортного беспилотника
Дмитрий Струговец
Известия
У нас есть задел для создания многоразовых ракет
Дмитрий Кирсанов
ТАСС
В ближайшем будущем человек вернется на Луну
Интерфакс
Интерфакс
Авиабомба "Дрель" будет принята на вооружение
Вадим Бадеха
ТАСС
2017 год стал революционным для завода благодаря L-410, DA-42Т и ПС-90-ГП2



Сергей Машкин
КоммерсантЪ
Похоронили все, что удалось найти
Юрий Гаврилов
Российская газета
Шойгу позвал в полет
Александра Мерцалова, Елизавета Кузнецова
КоммерсантЪ
Туроператоры не долетели до Китая

Интерфакс
Если бизнес не может жить без кредитной иглы, дайте ему умереть
Дмитрий Струговец
Известия
Мы хотим создать конкуренцию Google Earth на российском рынке
Андрей Ванденко
ТАСС
Я умею держаться в седле
Алексей Рамм, Сергей Вальченко
Известия
Такой тактический арсенал нами применен впервые
Илья Вайсберг
Журнал "АвиаСоюз"
Спектр наших услуг достаточно широк
Снежана Инанец
TUT.BY
Гендиректор "Белавиа" — о лоукостах, пользе от скидок на билеты и российско-украинском транзите
Алексей Песляк
ТАСС
Мы будем продвигать на мировом рынке услуги связи, навигации и космический туризм
Дмитрий Здорников
РБК
Никто пока не понял, как этот самолет нужен России
Игорь Черняк
Аргументы и факты
Лётчик, который боится высоты и разговаривает с самолетами
Юрий Легейдо, Алексей Самолетов
Телеканал "Звезда"
Они перевезли "Бук" туда, откуда был пуск ракеты: полное интервью экс-майора ВСУ о крушении MH17

Журнал "Поиск-НН" № 10
У нас работы непочатый край
Сергей Птичкин
Российская газета
Небо под нашим управлением
Песков Алексей
Военно-промышленный курьер
Стрелки на летных часах
Евгений Черных
Комсомольская правда Югра
Прощай, Мадам МиГ: знаменитая летчица Марина Попович навсегда ушла в небо
Максим Ярошевский
Медиаплатформа "Безопасность"
Что делать, если сосед в самолете начинает дебош
Алексей Песляк
ТАСС
Разработчик спутников: сейчас мы запускаем с Восточного аппаратов больше других
Илья Крамник
Известия
"Лучше иметь возможности для ближнего воздушного боя, чем не иметь их"

Интерфакс-Украина
Президент МАУ: Авиаотрасль не может полноценно развиваться без госстратегии и привлечения к ее разработке флагманского перевозчика и аэропорта (I часть)
Екатерина Габель
Московский комсомолец
Медицина высокого полета
Алексей Песков
Военно-промышленный курьер
Крылья для чайника

Интерфакс
На "Фарнборо-2018" российской военной техники не будет
Юлия Темерева
ТАСС
Мировой рынок для Ростеха не сжимается, есть новые центры роста
Анна Юдина
ТАСС
ОКБ Ильюшина: Ил-103 будет просто "бомбой" по цене
Анна Юдина и Алексей Паньшин
ТАСС
Су-35 может позволить себе практически все
Михаил Ходаренок
Газета.Ru
"Прибыль за первое полугодие снизилась на 23%"
Валерия Решетникова
ТАСС
Ведем переговоры с компанией S7 по объемам и срокам поставки двигателей
Джейми Фрид, Джек Стаббс. Перевод: Вера Сосенкова
Reuters
Аэрофлот рассматривает возможность заказа узкофюзеляжных самолетов Airbus и Boeing
Анна Юдина
ТАСС
Новый транспортный самолет Ил-276 пойдет в серию в 2026 году
Александра Джорджевич
КоммерсантЪ
Мы будем создавать свою систему, ориентируясь на заделы министра Афанасьева

Интерфакс-АВН
В России сложились условия для полноценной коммерциализации космической деятельности

КоммерсантЪ - Саратов
Стараемся смещаться в другие сегменты рынка

RNS
Ограничение продаж билетов – это непростой вопрос, требующий серьезной проработки, но можно ужесточить штрафы
Алина Савицкая
КоммерсантЪ - Ростов-на-Дону
Ростов интересен для нас как авиационный хаб
Михаил Григорьев
КоммерсантЪ - FM
Я готов оказать поддержку проекту любыми ресурсами, кроме денежных
Андрей Мозжухин
Lenta.ru
Мы до сих пор летаем на ракетах Королева
Дарья Станиславец
РИА Новости
Пока космонавтика - способ потратить, а не заработать деньги
Павел Котляр
Газета.Ru
"Роскосмос" споткнулся о кладовщицу
Евгений Девятьяров
Известия
Цель — добиться радикальных изменений в ближайшее время
Михаил Горшков
Комсомольская правда
Законы неба принимаются на земле

 

 

 

 

Реклама от YouDo
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

© Aviation Explorer