Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное



Главная Обзоры СМИ Интервью


Уильям Палоски:
Россия поможет США проложить путь к Марсу и Луне


6 декабря 2016 года РИА Новости


Директор программы по изучению человека в НАСА Уильям Палоски рассказал о том, как сотрудничество НАСА и Института медико-биологических проблем РАН поможет США подготовиться к полетам на Марс и к жизни на лунной базе, и о том, как может поменяться сотрудничество России и США в космосе при Дональде Трампе.

"Программа сотрудничества с НАСА достаточно давно обсуждалась, и мы сейчас готовимся к подписанию соглашения о ведении совместной программы исследований. Уже в следующем году мы проведем короткий совместный эксперимент, 14-дневную изоляцию, которая поможет нам отработать взаимодействие и решить научные задачи", — отметил Олег Орлов, директор Института медико-биологических проблем РАН.

На этой неделе Институт медико-биологических проблем РАН провел международную конференцию по космической биологии и медицине, на которой выступали не только отечественные ученые, но и официальные представители НАСА, в том числе и Уильям Палоски (William Paloski).

Они рассказали о том, что НАСА и ИМБП готовятся подписать соглашение о тесном сотрудничестве. В соответствии с предварительными планами института и агентства,  ученые и сотрудники НАСА примут участие в изоляционных экспериментах, которые будут проводиться на базе изоляционного модуля проекта Марс-500 в следующем году и в 2018 году, а ученые ИМБП примут участие в аналогичных экспериментах в изоляционных системах НАСА.

Кроме того, как рассказал РИА "Новости" директор института, к подобным проектам может присоединиться Японское космическое агентство JAXA и другие иностранные партнеры. Наличие подобных планов у JAXA подтвердил Оцухико Огата (Otsuhiko Ogata), официальный представитель японского ведомства, сообщивший, что ИМБП допустит участиен одного японского добровольца во всех последующих изоляционных экспериментах.

Вдобавок к этому, ИМБП и НАСА планируют продолжить сотрудничество в области космической медицины и биологии, и продолжат совместное участие в проектах по изучению жизнедеятельности мышей и других животных на борту МКС и российских биоспутников. Летом 2017 года на МКС, в частности, отправится новая партия мышей, за которыми будут следить российские и американские специалисты и которые впервые в истории таких опытов вернутся назад  на Землю живыми.

— На какой стадии находятся ваши переговоры с ИМБП? Готово ли соглашение на 90% или уже 100%?

— На текущий момент мы достигли консенсуса на счет того, мы готовы двигаться вперед. У нас пока нет конкретного договора, в котором прописаны обязательства каждой стороны, но у нас есть полное взаимопонимание насчет того, чего мы хотим добиться.

Сегодня мы обсудили и договорились провести целый набор изоляционных экспериментов и согласовали те опыты, которые мы будем проводить в наземном экспериментальном комплексе ИМБП (созданный для программы "Марс-500").

— Ваша коллега Ранита Кромвель вчера заявила нам, что подобные эксперименты будут возможны благодаря тому, что НАСА не прекратило сотрудничество с Россией в области эксплуатации МКС, в отличие от других сфер изучения космоса. Так ли это на самом деле?

— Да, действительно, мы – и Россия, и США – очень заинтересованы в изучении космоса, и МКС помогает нам осуществлять эти цели в космосе. Но важным элементом в работе станции и в тех исследованиях, которые мы ведем на ее борту, являются и наземные опыты, в том числе и изоляционные эксперименты, подобные тем, которые ИМБП проводит в НЭК.

Подобные опыты крайне важны для понимания того, что испытывает человек и что происходит с его организмом в ходе длительных миссий на борту станции – как вы знаете, Скотт Келли только что вернулся из годичной "командировки" на МКС, и в будущем мы планируем провести еще несколько таких миссий.

— Насколько вообще могут повлиять политические процессы в России и США на перспективы кооперации в этой сфере?

— Да, сегодня на НАСА наложены определенные ограничения на научные взаимодействия с российскими коллегами – на текущий момент, к сожалению, подобные взаимодействия ограничены только проектами, которые имеют то или иное отношение к МКС.

Но я не думаю, что появление новых проектов, подобных нашему сотрудничеству с ИМБП, приведет к возникновению новых политических ограничений, которые будут мешать нашей работе. Единственное, что можно сейчас сказать – текущие меры ограничивают пределы нашей кооперации, но не более того.

— Как повлияет или уже повлияло избрание Дональда Трампа президентом США? Приведет ли это к сокращению сотрудничества между Россией и США?

— На текущий момент сказать что-то определенное крайне сложно. Администрация Трампа только начала формироваться, и пока ее представители не связывались с НАСА и не оглашали своих планов по реформированию агентства. Я ожидаю, что это произойдет в ближайшее время, и что они расскажут нам о том, на чем сфокусирует свое внимание новый президент США.

Мы ожидаем, что для НАСА изменится не так много вещей – многие из наших задач ставятся не президентом, а Конгрессом, и мы движемся по текущей траектории изучения космоса и того, как он влияет на человека, уже долгое время. Я не знаю, куда нас поведет господин Трамп, но он уже проявил интерес в изучении космоса и поэтому я думаю, что мы продолжим двигаться в том же направлении. Все станет понятно примерно через полгода, когда переходный период закончится.

— Будет ли ограничиваться сотрудничество НАСА и России изоляционными экспериментами "на борту" НЭК или вы готовы осуществить нечто большее?

— Нет, конечно, мы надеемся, что нам удастся расширить наше взаимодействие с ИМБП и прочими российскими коллегами, и усилить наше сотрудничество в ведении экспериментов на борту МКС. Они будут логическим продолжением тех изоляционных экспериментов, которые мы собираемся проводить в НЭК, но пока не ясно, будем ли мы проводить их вместе или по отдельности. Все это еще предстоит прояснить в ходе дальнейших переговоров.

Но я хочу подчеркнуть – обе стороны, как мне кажется, хотели бы продолжить сотрудничество и усилить его, однако для этого нам нужно сопоставить наши долгосрочные цели и понять, как мы можем их совместить.

— Учитывая текущие планы НАСА по изучению далеких планет, связано ли подобное сотрудничество  с возращением США на Луну или же с планируемой экспедицией на Марс?

— И не то, и не другое. Наши совместные проекты нацелены на получение "универсальной" информации, которая поможет нам оценить то, как длительная изоляция влияет на здоровье и поведение людей. Такие данные необходимы для любых космических проектов, выходящих как за пределы орбиты Земли, так и проходящих на низкой околоземной орбите, подобно МКС.

Подобные опыты и данные, которые мы совместно получим в них, помогут нам и при подготовке экспедиции на Марс, и при постройке базы на Луне, и при создании окололунной космической станции. Когда мы завершим эти опыты, мы будем использовать полученные результаты в ходе повторных экспериментов уже на борту МКС.

С другой стороны, эти же исследования помогают нам и в изучении нашей планеты – к примеру, люди живут в схожих условиях и в почти полной изоляции на антарктических полярных станциях. И поэтому мы сегодня систематически изучаем то, что происходит в изоляционных экспериментах, в том числе и взаимодействие между членами команды, то, что помогает и мешает им, как они взаимодействуют с "землей" и как решают эти проблемы.

Особую ценность для нас представляет то, что мы сможем проверить в рамках этих экспериментов ту задержку в связи, которую будут испытывать экспедиции, путешествующие к Марсу и другим далеким планетам. Такие эксперименты невозможно провести на МКС – мы уже пытались их сделать, однако реальную задержку и изоляцию экипажа сложно воссоздать в условиях космической станции на протяжении долгого времени.

— Учитывая столь масштабные планы, будете ли вы использовать элементы реальных систем НАСА, которые сегодня разрабатываются – к примеру, межпланетного корабля Orion и ракеты-носителя SLS – в изоляционных экспериментах?

— Нет, мы не ожидаем, что нечто подобное может произойти в ближайшем будущем. С другой стороны, я считаю, что результаты изоляционных экспериментов позволят нам улучшить те проекты по созданию сред обитания человека в дальнем космосе, которые сейчас создаются в НАСА.

В следующем десятилетии мы планируем создать специальный жилой блок на Земле, который будет повторять по своим свойствам и конструкции те системы, которые мы отправим к Марсу. В нем тоже будут проводиться изоляционные исследования с участием американских и зарубежных добровольцев, и результаты этих опытов помогут нам понять, как много пространства нужно человеку для жизни в космосе, как хорошо должен быть освещен жилой модуль, как он должен быть скомпонован и другие важные свойства для комфортной жизни будущих марсонавтов.

Сейчас ничего из этого пока не готово, и наши текущие совместные проекты нацелены на более "общие" задачи, связанные с длительным изучением космоса в принципе.

— В знаменитом романе и фильме "Марсианин" астронавт Марк Уотни провел несколько лет в полном одиночестве на Марсе. Планирует ли НАСА проводить подобные изоляционные эксперименты?

— Нет, конечно, мы не планируем проводить подобные исследования – сейчас мы планируем провести изоляционные эксперименты, в которых будут принимать участие небольшие экипажи из 4-6 человек, которые будут жить на базе на протяжении долгого времени. И продолжительность эксперимента, и число участников в них связано с тем, как мы планируем осуществлять экспедиции к Марсу и Луне в будущем.

Конечно, идея о том, что кто-то случайно был бы оставлен в одиночестве, интересна сама по себе, однако это совершенно иной тип эксперимента,  который мы не планируем проводить на Земле и не планируем испытывать на других планетах. Случай Марка Уотни – интересная литературная история, но не то, что мы хотели бы испытать на своей шкуре.




комментарии (0):








Материалы рубрики

Алексей Песков
Военно-промышленный курьер
Крылья для чайника

Интерфакс
На "Фарнборо-2018" российской военной техники не будет
Юлия Темерева
ТАСС
Мировой рынок для Ростеха не сжимается, есть новые центры роста
Анна Юдина
ТАСС
ОКБ Ильюшина: Ил-103 будет просто "бомбой" по цене
Анна Юдина и Алексей Паньшин
ТАСС
Су-35 может позволить себе практически все
Михаил Ходаренок
Газета.Ru
"Прибыль за первое полугодие снизилась на 23%"
Валерия Решетникова
ТАСС
Ведем переговоры с компанией S7 по объемам и срокам поставки двигателей
Джейми Фрид, Джек Стаббс. Перевод: Вера Сосенкова
Reuters
Аэрофлот рассматривает возможность заказа узкофюзеляжных самолетов Airbus и Boeing



Анна Юдина
ТАСС
Новый транспортный самолет Ил-276 пойдет в серию в 2026 году
Александра Джорджевич
КоммерсантЪ
Мы будем создавать свою систему, ориентируясь на заделы министра Афанасьева

Интерфакс-АВН
В России сложились условия для полноценной коммерциализации космической деятельности

КоммерсантЪ - Саратов
Стараемся смещаться в другие сегменты рынка

RNS
Ограничение продаж билетов – это непростой вопрос, требующий серьезной проработки, но можно ужесточить штрафы
Алина Савицкая
КоммерсантЪ - Ростов-на-Дону
Ростов интересен для нас как авиационный хаб
Михаил Григорьев
КоммерсантЪ - FM
Я готов оказать поддержку проекту любыми ресурсами, кроме денежных
Андрей Мозжухин
Lenta.ru
Мы до сих пор летаем на ракетах Королева
Дарья Станиславец
РИА Новости
Пока космонавтика - способ потратить, а не заработать деньги
Павел Котляр
Газета.Ru
"Роскосмос" споткнулся о кладовщицу
Евгений Девятьяров
Известия
Цель — добиться радикальных изменений в ближайшее время
Михаил Горшков
Комсомольская правда
Законы неба принимаются на земле
Олег Петров
Газета "Областная"
Работы будет больше
Дмитрий Струговец
Известия
Решения о моем увольнении нет, Центр работает в штатном режиме

RNS
Ограничение продаж билетов – это непростой вопрос, требующий серьезной проработки, но можно ужесточить штрафы
Алексей Паньшин
ТАСС
Контракт на поставку Турции С-400 подписан и готовится к выполнению
Елена Березина
Российская газета
Вертолет летит на экспорт
Надежда Фролова
РИА Новости
Авиакомпании за месяц смогут возобновить полеты в Египет
Галина Пономарева
Газета Труд
Поймите, летать дешевле невозможно!
Алексей Сергеев
РБК +
Наш пилот рисковать никогда не будет
Анна Юдина
ТАСС
Уникальный самолет из композитов создан на замену Ан-2
Анатолий Джумайло
КоммерсантЪ
Невозможно построить отношения в кризисной ситуации
Павел Котляр
Газета.Ru
"Ан-2 ничем заменить невозможно"
Полина Перепелица
РБК
Что ждет аэропорты Большого Урала
Дмитрий Струговец
ТАСС
Мы хотим сделать Байконур снова красивым и привлекательным
Александра Джорджевич
КоммерсантЪ
Мне не было предписано совершать какие-то революции
Екатерина Елисеева и Алексей Паньшин
ТАСС
Россия не будет покупать военную технику за рубежом
Илья Вайсберг
Журнал "АвиаСоюз"
Только совместная работа авиастроителей и гражданских авиаторов даст достойный результат

Интерфакс-АВН
Тяжелый ударный беспилотник появится в России в течение четырех-пяти лет

Интерфакс
"Аллигатор" модернизируют и перевооружат
Анна Юдина
ТАСС
Новый российский экраноплан появится "в железе" после 2020 года
Марк Абаев
РИА Новости
В санавиации не знаешь, что произойдет в следующую минуту
Дмитрий Сикорский
Экономика сегодня
"Сибирский ответ" западному авиапрому: МС-21 и Ил-114 будут решать разные задачи
Роман Азанов
ТАСС
МиГ превосходства: летчик-испытатель Михаил Беляев о секретах мастерства
Мария Амирджанян
ТАСС
"Победа" снизит цену на авиабилет до минимума в 777 рублей
Александр Ковалев
РИА Новости
Расширяем сотрудничество с Россией по космосу
Константин Столяров
Московский комсомолец
Собака лает, самолет летит
Татьяна Завалишина
БИЗНЕС Online
Я не должен так говорить, но поднятие Ту-324 бесперспективно

Интерфакс
Каждый год количество пусков с "Восточного" будет расти
Татьяна Завалишина
БИЗНЕС Online
Авиакомпании часто становятся банкротами? Не соглашусь...
Дмитрий Решетников
ТАСС
Мы будем выжигать "глаза" ракетам, которые на нас "смотрят"
Марат Кашин
КоммерсантЪ
"Sukhoi SuperJet возрождает полеты по региональным маршрутам"

 

 

 

 

Реклама от YouDo
Смотрите здесь - переезд дачу дешево за 700р, лучшие цены здесь.
Смотрите: переезд машина цена для дома, быстро и недорого.
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

© Aviation Explorer