Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное



Главная Обзоры СМИ Интервью


Похоронили все, что удалось найти


26 декабря 2017 года Сергей Машкин, КоммерсантЪ


На военном кладбище в Подмосковье была проведена процедура прощания с последними жертвами авиакатастрофы военного Ту-154, рухнувшего в море 25 декабря прошлого года после взлета с аэродрома Сочи. Тела примерно половины из 92 погибших обнаружили и похоронили вскоре после трагедии. Затем еще целый год море выносило на берег фрагментированные останки других пассажиров — их предавали земле после прохождения генно-молекулярной экспертизы. От 12 пассажиров не нашли ничего, поэтому в специальные ящики пришлось класть их одежду или вещи.

Минобороны не только организовало для родственников последних жертв катастрофы всю церемонию прощания, но и предоставило под захоронение жертв катастрофы свое Федеральное военное мемориальное кладбище возле деревни Сгонники в Мытищинском районе Подмосковья. На нем традиционно хоронят только военнослужащих, да и то лишь тех, которые дослужились до высших армейских чинов либо геройски погибли во время боевых действий. На этот раз в зоне мемориального комплекса, построенного в самом центре кладбища специально для жертв декабрьской катастрофы, разрешили предать земле всех пассажиров — и военных и гражданских.

Отметим, что похороны в этом комплексе шли весь 2017 год. Сначала здесь проводили в последний путь пассажиров, тела которых удалось обнаружить и идентифицировать сразу после трагедии. Затем, в течение года и уже по одному хоронили останки, которые Черное море постепенно выносило на сочинские пляжи. По каждому фрагменту проводилась генно-молекулярная экспертиза, после этого человек официально признавался погибшим и следствие давало разрешение на его захоронение. Однако, спустя год после катастрофы выяснилось, что 12 из 92 тел просто исчезли и найти их больше нет никакой надежды. Тогда и было, как сообщил адвокат потерпевших Игорь Трунов, решение делать так называемые похороны в отсутствие тел.

«Такая процедура, к сожалению, становится объективной реальностью нашего времени,— пояснил “Ъ” адвокат Игорь Трунов, представляющий интересы родственников погибших.— Устраивать похороны без покойного приходится едва ли не после каждой авиакатастрофы или масштабного теракта. С одной стороны, федеральный закон о похоронном деле это запрещает, но с другой, людям, потерявшим родственника, нужно место поклонения. Кроме того, гибель человека должна быть официально признана и задокументирована для решения различных юридических и имущественных вопросов. Поэтому властям и приходится идти навстречу потерпевшим».

Так было и на этот раз — следствие официально признало всех 12 ненайденных погибшими, а Минобороны предоставило их родственникам мини-гробы и специальную капсулу, в которой была заложена горсть земли с сочинского побережья. Ее привезли к мемориалу на бронеавтомобиле «Тигр».

В ящички близким погибших разрешили положить то, что каждый из них посчитал нужным и уместным. Некоторым удалось хоть в каком-то виде соблюсти обряд — следствие передало им выловленные из моря фрагменты одежды или личные вещи, взятые погибшими в их последний полет. Известно, например, что в один из них положили связку ключей от квартиры, принадлежавшую одному из погибших. Ключи вместе с сыгравшим роль поплавка массивным пластмассовым брелоком были обнаружены на одном из пляжей. Другие родственники решили похоронить отрезанную еще в девическом возрасте и много лет хранившуюся дома косу пассажирки. Однако предать земле экспонат из семейного архива не удалось. Дело в том, что кос в шкафу оказалось не одна, а две, поскольку стригли перед школой сразу двух родных сестер. При этом вспомнить, какие волосы принадлежат живой, а какие — погибшей женщине, их родители за давностью лет так и не смогли. Косы прошли генно-молекулярную экспертизу, но даже специалистам не удалось их идентифицировать из-за того, что биоматериал родственников оказался схожим по своей структуре. Те, кому не досталось ничего, положили в ящички фотографии погибших или просто цветы.

Похороны прошли перед открытием памятника на мемориальном комплексе, выполненного скульптором Максимом Малашенко — вчера утром с него была торжественно снята белая ткань. Погибших провожали в последний путь под печальное «Адажио», написанное начальником и художественным руководителем Академического ансамбля песни и пляски российской армии им. Александрова Валерием Халиловым. Сам дирижер, напомним, вместе со многими своими музыкантами летел 25 декабря прошлого года в Сирию, чтобы дать там праздничный концерт для военнослужащих. Все они погибли в катастрофе. В заключительной части церемонии по традиции прозвучал гимн России и грянул троекратный залп.



комментарии (0):







Материалы рубрики

Алексей Паньшин
РИА Новости
Открываем двигателю для МС-21 "окно" в Европу
Павел Коряшкин, Александр Белов
Интерфакс
У директорского корпуса не должно быть соблазна, что спишут все их долги
Виктория Иванова
РИА Новости
Украина манипулирует следствием по катастрофе MH17
Сергей Сафронов
РИА Новости
За пять лет и 200 млрд рублей авианосец будет построен
Александра Джорджевич
Новая газета
Мы пытаемся сразу найти виноватого, это неправильно
Алексей Самолетов
Звезда
Самолет с искусственным интеллектом, Ил-114 и замена МиГ-31: глава "МиГ" о будущем авиации
Наталья Вальханская
Звезда
О развитии авиации на примере Су-57 и подготовке летчиков: интервью генерал-лейтенанта Андрея Юдина
Алексей Самолетов
Звезда
Новейший транспортник Ил-112 и "народный" самолет Ил-114: глава "Ил" о последних разработках




Интерфакс
Глава "ИрАэро" Юрий Лапин: "Динамика авиационного рынка такая, что нельзя останавливать выбор только на SSJ-100"
Дмитрий Решетников
ТАСС
Гендиректор Рособоронэкспорта: Россия готова поставить С-400 новым заказчикам
Екатерина Мальцева
Интерфакс
Денис Мантуров: С-500 "Прометей" готова к серийному производству
Милена Синева
ТАСС
Первый замгендиректора КРЭТ: в два раза увеличим выпуск гражданской продукции к 2020 году
Алексей Паньшин
РИА Новости
Юрий Грудинин: "Ильюшин" создаст перспективный военный транспортник
Виктория Иванова
РИА Новости
Андрей Богинский: Россия произведет в 2019 году более 200 вертолетов
Екатерина Москвич
ТАСС
Глава ЦНИИ робототехники: лунные базы должны строить роботы
Илья Морозов
Интерфакс
Гендиректор "Главкосмоса": Россия готова строить модули МКС для других стран
Алексей Паньшин
РИА Новости
Илья Тарасенко: нас просят исправить модернизированные на Украине МиГи
Мария Амирджанян
ТАСС
Главной новинкой Московского авиасалона станет самолет МС-21
Ирина Цырулева
Известия
Денис Мантуров: "Мы смотрим на будущее программы SSJ-100 с оптимизмом"
Владимир Сосницкий
Красная звезда
С мечтой о небе в сердце
Милена Синева
ТАСС
Ученый ИМБП РАН: для межпланетных полетов мы посоветуем отбирать уже летавших космонавтов
Илья Вайсберг
Журнал "АвиаСоюз"
Airbus: полувековой полет
Илья Вайсберг
Журнал "АвиаСоюз"
Непрерывное движение вперед
Любовь Кондрашова
Губернские Ведомости
Генеральный директор АО «Аэропорт Южно-Сахалинск» Никита Полонский об основных направлениях развития предприятия
Алексей Нечаев, Дарья Рыночнова
Взгляд
Трагедия «Суперджета» обнажила провалы в подготовке гражданских летчиков
Николай Новичков, Дмитрий Федюшко
ТАСС
В России создан уникальный кластер по разработке высокоточного оружия
Яна Войцеховская
КоммерсантЪ - Санкт-Петербург
В тарифах Пулково нет “жира” для инвестиционной программы
Илья Морозов
Интерфакс-АВН
Главный конструктор НПО Энергомаш: мы готовы поставлять многоразовые двигатели для российских ракет
Екатерина Москвич
ТАСС
Сергей Крикалев: первыми на Луну полетят инженеры
Александр Милкус
Комсомольская правда
Глава "Роскосмоса" Дмитрий Рогозин: "На появление нового поколения космической техники у нас есть от силы 3,5 года"
Михаил Грунин
Журнал «Гражданская авиация»
Через 10 лет задачи усложнились многократно
Алексей Паньшин
РИА Новости
Ведутся работы по роботизации "Тора"
Сергей Сафронов
РИА Новости
Виктор Кладов: на выставке LIMA-2019 русские "украли" шоу
Сергей Сафронов
РИА Новости
Виктор Кладов: летчики ВВС Малайзии смогут "пощупать" Як-130 на LIMA-2019
Сергей Сафронов
РИА Новости
Треть экспорта российского оружия приходится на авиацию
Екатерина Мальцева
Интерфакс
Денис Мантуров: самолеты МС-21 обладают серьезным потенциалом на азиатском рынке
Яна Войцеховская
КоммерсантЪ
"Мы ориентируемся на опыт Жуковского"
Иван Сафронов, Александра Джорджевич
КоммерсантЪ
"Нельзя брать контракт, а потом думать, как же его выполнить"
Елизавета Кузнецова
КоммерсантЪ
"Пока самолет не летает — он полностью безопасен"
Илья Вайсберг
Журнал "АвиаСоюз"
Аэросила – это сила
Виктор Худолеев
"Красная звезда"
Мы гордимся нашими лётчиками!
Алена Павлова
Московский Комсомолец
Почему Boeing 737 MAX запретили летать в России: тайны авиакатастрофы
Милена Синева
ТАСС
"Печать микроорганов быстрее, чем на Земле". "Инвитро" об испытании биопринтера на МКС
Федор Боровиков
Российская газета
Выиграет тот, кто уйдет в цифровизацию
Иван Сафронов
КоммерсантЪ
"Группировка будет развернута в любом случае: с нашим участием или без него"
Екатерина Мальцева
Интерфакс
Глава "Вертолетов России": Локализация Ка-226Т в Индии - это проект на 8-10 лет
Екатерина Мальцева
Интерфакс-АВН
Россия уже начала производство С-400 для Индии
Милена Синева
ТАСС
Космонавт Тарелкин: эксперимент SIRIUS — начало технической подготовки к лунным миссиям
Алексей Паньшин
РИА Новости
Юрий Слюсарь: ВКС России получат первый серийный Су-57 в этом году
Мария Амирджанян
ТАСС
Недостатка инвесторов в нацпроекты мы не испытываем

 

 

 

 

Реклама от YouDo
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer