Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное



Главная Обзоры СМИ Интервью


Сергей Сюкасев:
Единый диспетчерский центр заработает в Кольцово в конце 2018 года


27 февраля 2017 года Ян Гравшин, РБК


В 2018 году рядом с аэропортом Кольцово заработает Екатеринбургский укрупненный центр Единой системы организации воздушного движения (ЕС ОрВД). Новое здание под одной крышей объединит районные центры служб движения Кировского, Пермского, Челябинского, Екатеринбургского центров ОВД филиала «Аэронавигация Урала» ФГУП «Госкорпорация по ОРВД». Зачем нужен новый укрупненный центр организации воздушного движения, как он будет устроен и каких целей должен достичь, в интервью «РБК-Екатеринбург» рассказывает директор филиала «Аэронавигация Урала» ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» Сергей Сюкасев.

— Сергей Ефимович, зачем объединять районные центры ОрВД? Как изменится порядок работы диспетчерских служб с вводом в эксплуатацию укрупненного центра в Екатеринбурге?

— Строительство этого центра мы ведем в рамках исполнения федеральной целевой программы «Модернизация Единой системы организации воздушного движения Российской Федерации (2009–2020 гг.)». Сегодня управление воздушным движением в зоне ответственности нашего филиала осуществляется семью центрами ОВД, расположенными в Кировской области, Пермском крае, Удмуртии, Курганской, Свердловской и Челябинской областях. В 2018 году функции районных центров будут объединены под крышей единого укрупненного Екатеринбургского центра. Управление из этого укрупненного центра будет вестись в верхнем воздушном пространстве, в нашем случае это от 6100 метров и выше. То есть контроль в основном транзитных воздушных судов и воздушных судов, осуществляющих посадку или взлет в (из) всех аэропортов нашей зоны ответственности.

Для примера, при полетах с востока на запад сегодня экипажам транзитных бортов, условно, приходится взаимодействовать с несколькими диспетчерскими центрами. То есть сначала они связываются с диспетчерскими пунктами РЦ Екатеринбурга, затем Перми, Кирова и уходят на Москву. С вводом в эксплуатацию укрупненного центра все станет проще: они будут работать под контролем одного Екатеринбургского диспетчерского центра — число связей для экипажей уменьшится, это гораздо удобнее экипажам и эффективнее.


СПРАВКА:

Филиал «Аэронавигация Урала» ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» контролирует воздушное движение на 252 участках маршрутов, площадь воздушного пространства в зоне ответственности филиала 180 000 кв. километров, протяженность участков воздушных трасс — 18 980 км (из них 8 270 км — международных).

«Аэронавигация Урала» управляет воздушным движением в приграничной полосе с Республикой Казахстан. Также под контролем филиала — транссибирская система транзитных маршрутов, связывающих аэропорты Европы с аэропортами Японии, Китая и Кореи. Свыше 40% обслуживаемых полетов выполняются иностранными авиакомпаниями, 65% полетов — транзитные. «Аэронавигация Урала» осуществляет сопровождение до 70% всего авиапотока над территорией России между Европой и Азией.

По интенсивности полетов Екатеринбургская зона единой системы ОрВД уступает только Московской и Санкт-Петербургской зонам.

Филиал обеспечивает регулярное и безопасное движение воздушных судов в границах шести субъектов Российской Федерации: Удмуртская Республика, Пермский край, Свердловская, Челябинская, Курганская и Кировская области.

В границах ответственности филиала — семь аэропортов: четыре международных (Кольцово (Екатеринбург), Баландино (Челябинск), Большое Савино (Пермь), Магнитогорск) и три — федерального значения (Ижевск, Победилово (Киров), Курган).


— Что станет с районными центрами, которые сейчас работают в том же Челябинске или Перми, Киров, они исчезнут?

— Здесь необходимо пояснить, что на сегодняшний день в составе семи служб движения филиала функционируют четыре РЦ, которые будут объединены в укрупненный центр. Диспетчерские службы всех семи аэропортов останутся на своих местах и продолжат работать, контролируя свои участки в нижнем воздушном пространстве (до 6100 м), осуществляя связь и сопровождение прибывающих и убывающих самолетов, управляя движением судов в зоне ответственности своих аэропортов.

Екатеринбург же возьмет на себя функции трех больших центров — Пермь, Киров, Челябинск. В управлении укрупненного центра будет 10 секторов, четыре сектора в Кольцово уже есть, еще шесть в процессе реорганизации будут поэтапно переведены в новый центр. Часть персонала районных центров будет приглашена в Екатеринбург, другие сотрудники останутся на местах и будут решать задачи управления воздушным движением в зонах аэропортов.

Это что касается персонала служб УВД, но есть еще персонал радиотехнической службы по обеспечению полетов и связи (ЭРТОС). Здесь важно сказать, что функции, которые они выполняют, остаются у них без малейшего сокращения по той простой причине, что укрупненный центр будет питаться информацией с периферии. Вся радиолокационная информация с центров ОВД будет поступать в Екатеринбург в автоматическом режиме по оптико-волоконным линиям связи, здесь она будет анализироваться, и персонал будет видеть, что происходит в воздушном пространстве. Единая картинка будет перед глазами руководителя полетов укрупненного района и сменных инженеров радиотехнических служб.

Система передачи информации в укрупненный центр — это очень важно, техническая база нами уже подготовлена. Осталось только ее совершенствовать — вводить новое оборудование в соответствии с федеральной целевой программой до 2020 года. То есть нам предстоит еще ввести в строй где-то порядка семи трассовых локаторов, четыре аэродромных локатора, ну и множество радиотехнических средств передачи данных. Технологически мы сейчас делаем задел, который позволит нам в предстоящие 10–15 лет работать, не оглядываясь назад. Работа предстоит большая, интересная, никто без дела не останется.

— С точки зрения эффективности работы какие задачи должен решить укрупненный центр?

— Тут стоит вернуться к числу контролируемых секторов. В прошлом году их было 13, сейчас уже 10, укрупненный центр будет работать также с десятью. Это оптимизация и повышение эффективности. Мы в рамках укрупненного центра изменяем нарезку секторов до оптимальной с учетом, естественно, мнения авиакомпаний. Потому что мы запрашиваем все авиакомпании: как бы вам хотелось лететь, допустим, из Екатеринбурга на Сахалин или в Крым? И с учетом этих предложений, с учетом мнения коллег из других, уже действующих, укрупненных центров, которое тоже должно учитываться, мы будем оптимизировать количество секторов. Соответственно сокращаются излишние связи.

— Как будет проходить передача функций контроля из районов в укрупненный центр? Это долгий процесс?

— Переход будет поэтапный. Как я уже сказал, в Кольцово у нас уже четыре сектора есть. Остальные шесть будут переходить поэтапно, в течение квартала. На первом этапе перейдет Челябинск, затем Пермь и Киров. На время передачи функций работа будет дублироваться, Районные центры будут передавать нам информацию и страховать, в течение месяца диспетчерская смена будет привыкать, осваиваться, затем докладывать, что полностью готова работать в новых условиях. Ну и приступать к работе. К четвертому кварталу 2018 г. мы таким образом должны передать все функции в укрупненный центр.

Уже сейчас мы к этому готовим персонал — как из районных центров, так и сотрудников из Екатеринбурга. То есть инструкторский состав выезжает в центры ОВД, знакомится там с особенностями, стажируется, затем возвращается в Екатеринбург, стажирует здесь екатеринбургских диспетчеров и доводит их до допуска; также приглашаются в Екатеринбург сотрудники районных центров, с ними проводится та же работа. Все это происходит постепенно и планово, никакой сумятицы и никакого форс-мажора быть не должно.

— Если говорить о каких-то глобальных целях, которые преследует ввод в строй укрупненного центра ЕС ОрВД, это, как декларируется, достижение уровня стандартов ICAO (Международная организация гражданской авиации, — прим. ред.). Речь идет в первую очередь о безопасности?

— В принципе, до недавнего времени наш лозунг или слоган, если можно так выразиться, был: «Быть равными среди равных провайдеров по аэронавигационному облуживанию». Сейчас же, после массового внедрения новой техники, переучивания людей, подготовки, мы его уже поменяли, теперь он звучит как «быть лучшими среди равных». И наша задача — обеспечить безопасность полетов на самом высоком уровне. Не должно быть к нам нареканий по качеству обслуживания воздушного движения. При этом мы всегда должны быть готовы к существенному изменению загруженности воздушных трасс — в сторону увеличения трафика. К этому должен быть готов персонал, должна быть подготовлена техническая база. Вот такая задача перед нами стоит.

— Вы считаете, что интенсивность полетов будет расти?

— На интенсивность полетов существенно повлияла атмосфера международных отношений в последнее время. Но если судить объективно, то есть надежда, что мы сможем восстановить интенсивность движения на международных трассах на уровне 5–6-летней давности, когда она неуклонно росла на 3–4% ежегодно. Другие надежды связаны с внутренними перелетами — с развитием рынка региональных перевозок, развитием региональных аэропортов и аэродромов. Я считаю, что нагрузка в этом направлении будет расти.

Если оперировать цифрами, то наши диспетчеры реально сейчас загружены процентов на 50–70, но в профессиональном и техническом плане к резкому увеличению трафика мы готовы, персонал регулярно тренируется для работы в таких условиях. Если для примера взять диспетчеров «Кольцово-Круг» (контролируют движение воздушных судов в зоне взлета и посадки, — прим. ред.), то у них нормативная пропускная способность 32 самолета в час. А фактически — семь, десять самолетов в час бывает, ну иногда до 15 доходит. Но, тем не менее, персонал готов отработать эти условные 35–40 самолетов, спокойно, профессионально и без дерганий. Подготовка к этому ведется постоянно и целенаправленно.

— Матчи чемпионата мира по футболу 2018 года сильно нагрузят Кольцово?

— Да нет, конечно, сколько там матчей — три-четыре? Даже если десяток рейсов в день добавится — это для нас мизер, мы их даже не заметим. Вот в дни проведения прошлого саммита ШОС в Екатеринбурге — это было да!

— Если вообще рассматривать радиолокационное оснащение екатеринбургского аэропорта, какие планы по модернизации?

— В планах у нас реконструкция второй полосы и оснащение ее новыми системами посадки с обоими курсами по I категории. Первая полоса, которая сейчас рабочая, будет также обеспечивать с обоих курсов полеты по I категории. В стадии согласования размещение радиолокатора обзора летного поля, к лету он должен заработать — это особенно важно, если помнить о трагедии в аэропорту Внуково.

Есть еще ряд технических позиций, которые позволят более надежно осуществлять контроль за движением по территории летного поля аэропорта — это, например, многопозиционная система (МПСН) с размещением более чем полутора десятков видеокамер с выводом информации диспетчеру руления, диспетчеру старта, руководителю полетов. С запуском этой системы у нас, грубо говоря, кошка не пробежит незамеченной по полю. Все это будет работать на безопасность маневрирования, полетов, работ в аэропорту.

— Вернемся к строительству укрупненного центра. На какой стадии сейчас находится реализация проекта и когда все заработает?

— В 2016 году мы в основном занимались подготовкой проектно-сметной документации, а также госэкспертизой этой документации. Затем была вторая госэкспертиза — оценка достоверности цен — ее мы тоже прошли.

Потом согласовывалась сама сделка между «Госкорпорацией по ОрВД» и Росавиацией, сделка крупная, стоимость проекта — больше миллиарда рублей, где-то 1,15 млрд рублей, если точнее. Росавиация утвердила сделку, и буквально на днях мы получили разрешение на строительство центра. Можно сказать, что организационные вопросы фактически решены.

Сейчас завершили подготовку и передачу необходимого пакета документов в Ростехнадзор, объект серьезный, и ведомство будет контролировать стройку. Техника на площадку выходит уже сейчас — в конце февраля. Строительные работы, как мы ожидаем, будут закончены к ноябрю-декабрю 2017 г. Затем четыре-пять месяцев будет монтироваться оборудование: диспетчерские пульты, системы связи и т.д.

Генеральным подрядчиком выступает «Алмаз-Антей», а проектированием, прохождением государственной экспертизы и строительством объекта занимается компания «Русград». Ранее она только в районе Кольцово построила все пассажирские терминалы аэропорта, отель Angelo, перрон городской электрички, подземный переход через ул. Бахчиванджи, полное благоустройство приаэропортовой площади — для аэропорта Кольцово, офисное здание, центр подготовки пилотов, ангарный комплекс — для авиакомпании «Уральские авиалинии», здания авиационного поисково-спасательного центра и командно-диспетчерского пункта — по заказу Росавиации. Все эти объекты были спроектированы и построены в кратчайшие сроки и с хорошим качеством.

Монтажом и наладкой специализированного оборудования, его сертификацией, протяжкой линий связи займется ООО «Фирма «НИТА» — петербургский производитель аэронавигационных систем.



комментарии (0):











Материалы рубрики

Мария Амирджанян
ТАСС
Президент "Гражданских самолетов Сухого": планируем поставить Китаю 10 самолетов
Иван Сафронов, Александр Джорджевич
КоммерсантЪ
Все хотят сэкономить, но при этом иметь боевой самолет, который по своему функционалу приближен к пятому поколению
Екатерина Мальцева
Интерфакс
"Вертолеты России": арктический беспилотник выйдет на рынок в 2019 году

РИА Новости
МС-21 – принципиально новый самолет
Дмитрий Струговец, Алексей Песляк
ТАСС
Ни один контракт на запуск "Протона-М" не расторгнут

ТАСС
Новые поправки в Воздушный Кодекс повысят безопасность полетов
Мария Амирджанян
ТАСС
Максим Соколов: РФ ждет от Египта выполнения мер безопасности для возобновления полетов
Анна Юдина
ТАСС
Летчик-испытатель: МС-21 унаследовал "интеллект" и надежность самолета Як-130



Алексей Екимовский
КоммерсантЪ
Мы уже сейчас наращиваем компетенции в вопросе технического обслуживания вертолетов
Илья Вайсберг
Журнал "АвиаСоюз"
AgustaWestland AW139: разработан в Италии, производится в России

РИА Новости
В России появится система контроля за беспилотниками

Интерфакс-Украина
Мы сделали все зависящее от аэропорта "Борисполь" для появления в Украине авиакомпании Ryanair
Алексей Песков
Военно-промышленный курьер
Як, обогнавший F-35
Анна Юдина
ТАСС
В России создают искусственный интеллект для беспилотников
Илья Вайсберг
Журнал "АвиаСоюз"
Главная задача –   безопасность полетов!
Елизавета Кузнецова
КоммерсантЪ
Аэропорт и авиакомпании не могут дышать порознь. По крайней мере долго
Илья Вайсберг
Журнал "АвиаСоюз"
Сертификация по-российски
Евгений Девятьяров
Известия
В России создается сервис аренды самолетов с экипажем
Анатолий Журин
Свободная пресса
Компенсации для авиапассажиров: Минтранс темнит
Елизавета Кузнецова
КоммерсантЪ
"Кризис нам в каком-то смысле помогает"
Александр Ковалев
РИА Новости
Япония хочет сотрудничать с РФ по космодрому Восточный
Иван Сафронов, Александра Джорджевич
КоммерсантЪ
Невозможно конкурировать, имея в линейке только один продукт
Мария Амирджанян
ТАСС
Требование сдавать алкоголь из дьюти-фри в багаж может повысить цену билета
Игорь Арбузов
РИА Новости
ВМЗ отремонтирует все двигатели для "Протонов"

RNS
О перспективах поставок вооружений
Илья Морозов
Интерфакс
На авианосце проекта "Шторм" смогут базироваться до 90 самолетов и вертолетов
Нина Рузанова
Российская газета
Без права на полеты

Интерфакс-АВН
Будущее мы связываем с созданием в структуре ОАК дивизиона "Транспортная авиация"
Наталья Майборода
Forbes
Прошлый год стал для нас годом рекордов

Транспорт России
Стратегия успешного развития
Надежда Фролова, Майя Сапожкова
РИА Новости
Египет в большей степени заинтересован в открытии полетов
Ян Гравшин
РБК
Единый диспетчерский центр заработает в Кольцово в конце 2018 года

RNS
Перспективы боевой авиации
Андрей Ванденко
ТАСС
"Аэрофлот" без сантиментов

РБК
Аэропорт "Казань" вложит 50 млн рублей в подготовку к ЧМ по футболу
Андрей Лапшин, Марина Иванющенкова
Harvard Business Review — Россия
Система Каменщика

РИА Новости
МиГ-35 хотят приобрести почти 30 стран
Евгений Девятьяров
Известия
На стартовый комплекс "Ангары" будет выделено 40 млрд рублей
Наталия Ячменникова
Российская газета
На посадку

Интерфакс
Рынок авиаперевозок Башкирии в целом стабильный
Алексей Паньшин
ТАСС
Приступить к модернизации "Искандеров" планируется в начале 2020-х годов
Алексей Рамм, Дмитрий Литовкин
Известия
В США не создано ни одного гиперзвукового аппарата
Наталия Ячменникова
Российская газета
Укротить сверхзвук

RNS
О новой стратегии развития авиапрома
Кирилл Ясько
Sakhalin.info
"Любите дальневосточную авиацию — летайте самолётами Авроры"
Елена Платонова
Газета.Ru
Ту-154 не уступает западным аналогам
Александр Ковалев
РИА Новости
Европейские космические ноу-хау пришли в Россию
Наталия Ячменникова
Российская газета
Поднять этот вес
Алексей Паньшин
ТАСС
Работы над новым самолетом "судного дня" планируем начать в 2017 году
Юрий Плохотниченко
Travel.ru
Thai Airways отмечает рекордный спрос из России

 

 

 

 

Реклама от YouDo
Помощь на дороге: разблокировка сигнализации выезд, в Москве.
Курьерская служба: доставка блинов Московский район, недорого.
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

© Aviation Explorer