— Сергей Ефимович, зачем объединять районные центры ОрВД? Как изменится порядок работы диспетчерских служб с вводом в эксплуатацию укрупненного центра в Екатеринбурге?
— Строительство этого центра мы ведем в рамках исполнения федеральной целевой программы «Модернизация Единой системы организации воздушного движения Российской Федерации (2009–2020 гг.)». Сегодня управление воздушным движением в зоне ответственности нашего филиала осуществляется семью центрами ОВД, расположенными в Кировской области, Пермском крае, Удмуртии, Курганской, Свердловской и Челябинской областях. В 2018 году функции районных центров будут объединены под крышей единого укрупненного Екатеринбургского центра. Управление из этого укрупненного центра будет вестись в верхнем воздушном пространстве, в нашем случае это от 6100 метров и выше. То есть контроль в основном транзитных воздушных судов и воздушных судов, осуществляющих посадку или взлет в (из) всех аэропортов нашей зоны ответственности.
Для примера, при полетах с востока на запад сегодня экипажам транзитных бортов, условно, приходится взаимодействовать с несколькими диспетчерскими центрами. То есть сначала они связываются с диспетчерскими пунктами РЦ Екатеринбурга, затем Перми, Кирова и уходят на Москву. С вводом в эксплуатацию укрупненного центра все станет проще: они будут работать под контролем одного Екатеринбургского диспетчерского центра — число связей для экипажей уменьшится, это гораздо удобнее экипажам и эффективнее.
СПРАВКА:
Филиал «Аэронавигация Урала» ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» контролирует воздушное движение на 252 участках маршрутов, площадь воздушного пространства в зоне ответственности филиала 180 000 кв. километров, протяженность участков воздушных трасс — 18 980 км (из них 8 270 км — международных).
«Аэронавигация Урала» управляет воздушным движением в приграничной полосе с Республикой Казахстан. Также под контролем филиала — транссибирская система транзитных маршрутов, связывающих аэропорты Европы с аэропортами Японии, Китая и Кореи. Свыше 40% обслуживаемых полетов выполняются иностранными авиакомпаниями, 65% полетов — транзитные. «Аэронавигация Урала» осуществляет сопровождение до 70% всего авиапотока над территорией России между Европой и Азией.
По интенсивности полетов Екатеринбургская зона единой системы ОрВД уступает только Московской и Санкт-Петербургской зонам.
Филиал обеспечивает регулярное и безопасное движение воздушных судов в границах шести субъектов Российской Федерации: Удмуртская Республика, Пермский край, Свердловская, Челябинская, Курганская и Кировская области.
В границах ответственности филиала — семь аэропортов: четыре международных (Кольцово (Екатеринбург), Баландино (Челябинск), Большое Савино (Пермь), Магнитогорск) и три — федерального значения (Ижевск, Победилово (Киров), Курган).
— Что станет с районными центрами, которые сейчас работают в том же Челябинске или Перми, Киров, они исчезнут?
— Здесь необходимо пояснить, что на сегодняшний день в составе семи служб движения филиала функционируют четыре РЦ, которые будут объединены в укрупненный центр. Диспетчерские службы всех семи аэропортов останутся на своих местах и продолжат работать, контролируя свои участки в нижнем воздушном пространстве (до 6100 м), осуществляя связь и сопровождение прибывающих и убывающих самолетов, управляя движением судов в зоне ответственности своих аэропортов.
Екатеринбург же возьмет на себя функции трех больших центров — Пермь, Киров, Челябинск. В управлении укрупненного центра будет 10 секторов, четыре сектора в Кольцово уже есть, еще шесть в процессе реорганизации будут поэтапно переведены в новый центр. Часть персонала районных центров будет приглашена в Екатеринбург, другие сотрудники останутся на местах и будут решать задачи управления воздушным движением в зонах аэропортов.
Это что касается персонала служб УВД, но есть еще персонал радиотехнической службы по обеспечению полетов и связи (ЭРТОС). Здесь важно сказать, что функции, которые они выполняют, остаются у них без малейшего сокращения по той простой причине, что укрупненный центр будет питаться информацией с периферии. Вся радиолокационная информация с центров ОВД будет поступать в Екатеринбург в автоматическом режиме по оптико-волоконным линиям связи, здесь она будет анализироваться, и персонал будет видеть, что происходит в воздушном пространстве. Единая картинка будет перед глазами руководителя полетов укрупненного района и сменных инженеров радиотехнических служб.
Система передачи информации в укрупненный центр — это очень важно, техническая база нами уже подготовлена. Осталось только ее совершенствовать — вводить новое оборудование в соответствии с федеральной целевой программой до 2020 года. То есть нам предстоит еще ввести в строй где-то порядка семи трассовых локаторов, четыре аэродромных локатора, ну и множество радиотехнических средств передачи данных. Технологически мы сейчас делаем задел, который позволит нам в предстоящие 10–15 лет работать, не оглядываясь назад. Работа предстоит большая, интересная, никто без дела не останется.
— С точки зрения эффективности работы какие задачи должен решить укрупненный центр?
— Тут стоит вернуться к числу контролируемых секторов. В прошлом году их было 13, сейчас уже 10, укрупненный центр будет работать также с десятью. Это оптимизация и повышение эффективности. Мы в рамках укрупненного центра изменяем нарезку секторов до оптимальной с учетом, естественно, мнения авиакомпаний. Потому что мы запрашиваем все авиакомпании: как бы вам хотелось лететь, допустим, из Екатеринбурга на Сахалин или в Крым? И с учетом этих предложений, с учетом мнения коллег из других, уже действующих, укрупненных центров, которое тоже должно учитываться, мы будем оптимизировать количество секторов. Соответственно сокращаются излишние связи.
— Как будет проходить передача функций контроля из районов в укрупненный центр? Это долгий процесс?
— Переход будет поэтапный. Как я уже сказал, в Кольцово у нас уже четыре сектора есть. Остальные шесть будут переходить поэтапно, в течение квартала. На первом этапе перейдет Челябинск, затем Пермь и Киров. На время передачи функций работа будет дублироваться, Районные центры будут передавать нам информацию и страховать, в течение месяца диспетчерская смена будет привыкать, осваиваться, затем докладывать, что полностью готова работать в новых условиях. Ну и приступать к работе. К четвертому кварталу 2018 г. мы таким образом должны передать все функции в укрупненный центр.
Уже сейчас мы к этому готовим персонал — как из районных центров, так и сотрудников из Екатеринбурга. То есть инструкторский состав выезжает в центры ОВД, знакомится там с особенностями, стажируется, затем возвращается в Екатеринбург, стажирует здесь екатеринбургских диспетчеров и доводит их до допуска; также приглашаются в Екатеринбург сотрудники районных центров, с ними проводится та же работа. Все это происходит постепенно и планово, никакой сумятицы и никакого форс-мажора быть не должно.
— Если говорить о каких-то глобальных целях, которые преследует ввод в строй укрупненного центра ЕС ОрВД, это, как декларируется, достижение уровня стандартов ICAO (Международная организация гражданской авиации, — прим. ред.). Речь идет в первую очередь о безопасности?
— В принципе, до недавнего времени наш лозунг или слоган, если можно так выразиться, был: «Быть равными среди равных провайдеров по аэронавигационному облуживанию». Сейчас же, после массового внедрения новой техники, переучивания людей, подготовки, мы его уже поменяли, теперь он звучит как «быть лучшими среди равных». И наша задача — обеспечить безопасность полетов на самом высоком уровне. Не должно быть к нам нареканий по качеству обслуживания воздушного движения. При этом мы всегда должны быть готовы к существенному изменению загруженности воздушных трасс — в сторону увеличения трафика. К этому должен быть готов персонал, должна быть подготовлена техническая база. Вот такая задача перед нами стоит.
— Вы считаете, что интенсивность полетов будет расти?
— На интенсивность полетов существенно повлияла атмосфера международных отношений в последнее время. Но если судить объективно, то есть надежда, что мы сможем восстановить интенсивность движения на международных трассах на уровне 5–6-летней давности, когда она неуклонно росла на 3–4% ежегодно. Другие надежды связаны с внутренними перелетами — с развитием рынка региональных перевозок, развитием региональных аэропортов и аэродромов. Я считаю, что нагрузка в этом направлении будет расти.
Если оперировать цифрами, то наши диспетчеры реально сейчас загружены процентов на 50–70, но в профессиональном и техническом плане к резкому увеличению трафика мы готовы, персонал регулярно тренируется для работы в таких условиях. Если для примера взять диспетчеров «Кольцово-Круг» (контролируют движение воздушных судов в зоне взлета и посадки, — прим. ред.), то у них нормативная пропускная способность 32 самолета в час. А фактически — семь, десять самолетов в час бывает, ну иногда до 15 доходит. Но, тем не менее, персонал готов отработать эти условные 35–40 самолетов, спокойно, профессионально и без дерганий. Подготовка к этому ведется постоянно и целенаправленно.
— Матчи чемпионата мира по футболу 2018 года сильно нагрузят Кольцово?
— Да нет, конечно, сколько там матчей — три-четыре? Даже если десяток рейсов в день добавится — это для нас мизер, мы их даже не заметим. Вот в дни проведения прошлого саммита ШОС в Екатеринбурге — это было да!
— Если вообще рассматривать радиолокационное оснащение екатеринбургского аэропорта, какие планы по модернизации?
— В планах у нас реконструкция второй полосы и оснащение ее новыми системами посадки с обоими курсами по I категории. Первая полоса, которая сейчас рабочая, будет также обеспечивать с обоих курсов полеты по I категории. В стадии согласования размещение радиолокатора обзора летного поля, к лету он должен заработать — это особенно важно, если помнить о трагедии в аэропорту Внуково.
Есть еще ряд технических позиций, которые позволят более надежно осуществлять контроль за движением по территории летного поля аэропорта — это, например, многопозиционная система (МПСН) с размещением более чем полутора десятков видеокамер с выводом информации диспетчеру руления, диспетчеру старта, руководителю полетов. С запуском этой системы у нас, грубо говоря, кошка не пробежит незамеченной по полю. Все это будет работать на безопасность маневрирования, полетов, работ в аэропорту.
— Вернемся к строительству укрупненного центра. На какой стадии сейчас находится реализация проекта и когда все заработает?
— В 2016 году мы в основном занимались подготовкой проектно-сметной документации, а также госэкспертизой этой документации. Затем была вторая госэкспертиза — оценка достоверности цен — ее мы тоже прошли.
Потом согласовывалась сама сделка между «Госкорпорацией по ОрВД» и Росавиацией, сделка крупная, стоимость проекта — больше миллиарда рублей, где-то 1,15 млрд рублей, если точнее. Росавиация утвердила сделку, и буквально на днях мы получили разрешение на строительство центра. Можно сказать, что организационные вопросы фактически решены.
Сейчас завершили подготовку и передачу необходимого пакета документов в Ростехнадзор, объект серьезный, и ведомство будет контролировать стройку. Техника на площадку выходит уже сейчас — в конце февраля. Строительные работы, как мы ожидаем, будут закончены к ноябрю-декабрю 2017 г. Затем четыре-пять месяцев будет монтироваться оборудование: диспетчерские пульты, системы связи и т.д.
Генеральным подрядчиком выступает «Алмаз-Антей», а проектированием, прохождением государственной экспертизы и строительством объекта занимается компания «Русград». Ранее она только в районе Кольцово построила все пассажирские терминалы аэропорта, отель Angelo, перрон городской электрички, подземный переход через ул. Бахчиванджи, полное благоустройство приаэропортовой площади — для аэропорта Кольцово, офисное здание, центр подготовки пилотов, ангарный комплекс — для авиакомпании «Уральские авиалинии», здания авиационного поисково-спасательного центра и командно-диспетчерского пункта — по заказу Росавиации. Все эти объекты были спроектированы и построены в кратчайшие сроки и с хорошим качеством.
Монтажом и наладкой специализированного оборудования, его сертификацией, протяжкой линий связи займется ООО «Фирма «НИТА» — петербургский производитель аэронавигационных систем.
— Строительство этого центра мы ведем в рамках исполнения федеральной целевой программы «Модернизация Единой системы организации воздушного движения Российской Федерации (2009–2020 гг.)». Сегодня управление воздушным движением в зоне ответственности нашего филиала осуществляется семью центрами ОВД, расположенными в Кировской области, Пермском крае, Удмуртии, Курганской, Свердловской и Челябинской областях. В 2018 году функции районных центров будут объединены под крышей единого укрупненного Екатеринбургского центра. Управление из этого укрупненного центра будет вестись в верхнем воздушном пространстве, в нашем случае это от 6100 метров и выше. То есть контроль в основном транзитных воздушных судов и воздушных судов, осуществляющих посадку или взлет в (из) всех аэропортов нашей зоны ответственности.
Для примера, при полетах с востока на запад сегодня экипажам транзитных бортов, условно, приходится взаимодействовать с несколькими диспетчерскими центрами. То есть сначала они связываются с диспетчерскими пунктами РЦ Екатеринбурга, затем Перми, Кирова и уходят на Москву. С вводом в эксплуатацию укрупненного центра все станет проще: они будут работать под контролем одного Екатеринбургского диспетчерского центра — число связей для экипажей уменьшится, это гораздо удобнее экипажам и эффективнее.
СПРАВКА:
Филиал «Аэронавигация Урала» ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» контролирует воздушное движение на 252 участках маршрутов, площадь воздушного пространства в зоне ответственности филиала 180 000 кв. километров, протяженность участков воздушных трасс — 18 980 км (из них 8 270 км — международных).
«Аэронавигация Урала» управляет воздушным движением в приграничной полосе с Республикой Казахстан. Также под контролем филиала — транссибирская система транзитных маршрутов, связывающих аэропорты Европы с аэропортами Японии, Китая и Кореи. Свыше 40% обслуживаемых полетов выполняются иностранными авиакомпаниями, 65% полетов — транзитные. «Аэронавигация Урала» осуществляет сопровождение до 70% всего авиапотока над территорией России между Европой и Азией.
По интенсивности полетов Екатеринбургская зона единой системы ОрВД уступает только Московской и Санкт-Петербургской зонам.
Филиал обеспечивает регулярное и безопасное движение воздушных судов в границах шести субъектов Российской Федерации: Удмуртская Республика, Пермский край, Свердловская, Челябинская, Курганская и Кировская области.
В границах ответственности филиала — семь аэропортов: четыре международных (Кольцово (Екатеринбург), Баландино (Челябинск), Большое Савино (Пермь), Магнитогорск) и три — федерального значения (Ижевск, Победилово (Киров), Курган).
— Что станет с районными центрами, которые сейчас работают в том же Челябинске или Перми, Киров, они исчезнут?
— Здесь необходимо пояснить, что на сегодняшний день в составе семи служб движения филиала функционируют четыре РЦ, которые будут объединены в укрупненный центр. Диспетчерские службы всех семи аэропортов останутся на своих местах и продолжат работать, контролируя свои участки в нижнем воздушном пространстве (до 6100 м), осуществляя связь и сопровождение прибывающих и убывающих самолетов, управляя движением судов в зоне ответственности своих аэропортов.
Екатеринбург же возьмет на себя функции трех больших центров — Пермь, Киров, Челябинск. В управлении укрупненного центра будет 10 секторов, четыре сектора в Кольцово уже есть, еще шесть в процессе реорганизации будут поэтапно переведены в новый центр. Часть персонала районных центров будет приглашена в Екатеринбург, другие сотрудники останутся на местах и будут решать задачи управления воздушным движением в зонах аэропортов.
Это что касается персонала служб УВД, но есть еще персонал радиотехнической службы по обеспечению полетов и связи (ЭРТОС). Здесь важно сказать, что функции, которые они выполняют, остаются у них без малейшего сокращения по той простой причине, что укрупненный центр будет питаться информацией с периферии. Вся радиолокационная информация с центров ОВД будет поступать в Екатеринбург в автоматическом режиме по оптико-волоконным линиям связи, здесь она будет анализироваться, и персонал будет видеть, что происходит в воздушном пространстве. Единая картинка будет перед глазами руководителя полетов укрупненного района и сменных инженеров радиотехнических служб.
Система передачи информации в укрупненный центр — это очень важно, техническая база нами уже подготовлена. Осталось только ее совершенствовать — вводить новое оборудование в соответствии с федеральной целевой программой до 2020 года. То есть нам предстоит еще ввести в строй где-то порядка семи трассовых локаторов, четыре аэродромных локатора, ну и множество радиотехнических средств передачи данных. Технологически мы сейчас делаем задел, который позволит нам в предстоящие 10–15 лет работать, не оглядываясь назад. Работа предстоит большая, интересная, никто без дела не останется.
— С точки зрения эффективности работы какие задачи должен решить укрупненный центр?
— Тут стоит вернуться к числу контролируемых секторов. В прошлом году их было 13, сейчас уже 10, укрупненный центр будет работать также с десятью. Это оптимизация и повышение эффективности. Мы в рамках укрупненного центра изменяем нарезку секторов до оптимальной с учетом, естественно, мнения авиакомпаний. Потому что мы запрашиваем все авиакомпании: как бы вам хотелось лететь, допустим, из Екатеринбурга на Сахалин или в Крым? И с учетом этих предложений, с учетом мнения коллег из других, уже действующих, укрупненных центров, которое тоже должно учитываться, мы будем оптимизировать количество секторов. Соответственно сокращаются излишние связи.
— Как будет проходить передача функций контроля из районов в укрупненный центр? Это долгий процесс?
— Переход будет поэтапный. Как я уже сказал, в Кольцово у нас уже четыре сектора есть. Остальные шесть будут переходить поэтапно, в течение квартала. На первом этапе перейдет Челябинск, затем Пермь и Киров. На время передачи функций работа будет дублироваться, Районные центры будут передавать нам информацию и страховать, в течение месяца диспетчерская смена будет привыкать, осваиваться, затем докладывать, что полностью готова работать в новых условиях. Ну и приступать к работе. К четвертому кварталу 2018 г. мы таким образом должны передать все функции в укрупненный центр.
Уже сейчас мы к этому готовим персонал — как из районных центров, так и сотрудников из Екатеринбурга. То есть инструкторский состав выезжает в центры ОВД, знакомится там с особенностями, стажируется, затем возвращается в Екатеринбург, стажирует здесь екатеринбургских диспетчеров и доводит их до допуска; также приглашаются в Екатеринбург сотрудники районных центров, с ними проводится та же работа. Все это происходит постепенно и планово, никакой сумятицы и никакого форс-мажора быть не должно.
— Если говорить о каких-то глобальных целях, которые преследует ввод в строй укрупненного центра ЕС ОрВД, это, как декларируется, достижение уровня стандартов ICAO (Международная организация гражданской авиации, — прим. ред.). Речь идет в первую очередь о безопасности?
— В принципе, до недавнего времени наш лозунг или слоган, если можно так выразиться, был: «Быть равными среди равных провайдеров по аэронавигационному облуживанию». Сейчас же, после массового внедрения новой техники, переучивания людей, подготовки, мы его уже поменяли, теперь он звучит как «быть лучшими среди равных». И наша задача — обеспечить безопасность полетов на самом высоком уровне. Не должно быть к нам нареканий по качеству обслуживания воздушного движения. При этом мы всегда должны быть готовы к существенному изменению загруженности воздушных трасс — в сторону увеличения трафика. К этому должен быть готов персонал, должна быть подготовлена техническая база. Вот такая задача перед нами стоит.
— Вы считаете, что интенсивность полетов будет расти?
— На интенсивность полетов существенно повлияла атмосфера международных отношений в последнее время. Но если судить объективно, то есть надежда, что мы сможем восстановить интенсивность движения на международных трассах на уровне 5–6-летней давности, когда она неуклонно росла на 3–4% ежегодно. Другие надежды связаны с внутренними перелетами — с развитием рынка региональных перевозок, развитием региональных аэропортов и аэродромов. Я считаю, что нагрузка в этом направлении будет расти.
Если оперировать цифрами, то наши диспетчеры реально сейчас загружены процентов на 50–70, но в профессиональном и техническом плане к резкому увеличению трафика мы готовы, персонал регулярно тренируется для работы в таких условиях. Если для примера взять диспетчеров «Кольцово-Круг» (контролируют движение воздушных судов в зоне взлета и посадки, — прим. ред.), то у них нормативная пропускная способность 32 самолета в час. А фактически — семь, десять самолетов в час бывает, ну иногда до 15 доходит. Но, тем не менее, персонал готов отработать эти условные 35–40 самолетов, спокойно, профессионально и без дерганий. Подготовка к этому ведется постоянно и целенаправленно.
— Матчи чемпионата мира по футболу 2018 года сильно нагрузят Кольцово?
— Да нет, конечно, сколько там матчей — три-четыре? Даже если десяток рейсов в день добавится — это для нас мизер, мы их даже не заметим. Вот в дни проведения прошлого саммита ШОС в Екатеринбурге — это было да!
— Если вообще рассматривать радиолокационное оснащение екатеринбургского аэропорта, какие планы по модернизации?
— В планах у нас реконструкция второй полосы и оснащение ее новыми системами посадки с обоими курсами по I категории. Первая полоса, которая сейчас рабочая, будет также обеспечивать с обоих курсов полеты по I категории. В стадии согласования размещение радиолокатора обзора летного поля, к лету он должен заработать — это особенно важно, если помнить о трагедии в аэропорту Внуково.
Есть еще ряд технических позиций, которые позволят более надежно осуществлять контроль за движением по территории летного поля аэропорта — это, например, многопозиционная система (МПСН) с размещением более чем полутора десятков видеокамер с выводом информации диспетчеру руления, диспетчеру старта, руководителю полетов. С запуском этой системы у нас, грубо говоря, кошка не пробежит незамеченной по полю. Все это будет работать на безопасность маневрирования, полетов, работ в аэропорту.
— Вернемся к строительству укрупненного центра. На какой стадии сейчас находится реализация проекта и когда все заработает?
— В 2016 году мы в основном занимались подготовкой проектно-сметной документации, а также госэкспертизой этой документации. Затем была вторая госэкспертиза — оценка достоверности цен — ее мы тоже прошли.
Потом согласовывалась сама сделка между «Госкорпорацией по ОрВД» и Росавиацией, сделка крупная, стоимость проекта — больше миллиарда рублей, где-то 1,15 млрд рублей, если точнее. Росавиация утвердила сделку, и буквально на днях мы получили разрешение на строительство центра. Можно сказать, что организационные вопросы фактически решены.
Сейчас завершили подготовку и передачу необходимого пакета документов в Ростехнадзор, объект серьезный, и ведомство будет контролировать стройку. Техника на площадку выходит уже сейчас — в конце февраля. Строительные работы, как мы ожидаем, будут закончены к ноябрю-декабрю 2017 г. Затем четыре-пять месяцев будет монтироваться оборудование: диспетчерские пульты, системы связи и т.д.
Генеральным подрядчиком выступает «Алмаз-Антей», а проектированием, прохождением государственной экспертизы и строительством объекта занимается компания «Русград». Ранее она только в районе Кольцово построила все пассажирские терминалы аэропорта, отель Angelo, перрон городской электрички, подземный переход через ул. Бахчиванджи, полное благоустройство приаэропортовой площади — для аэропорта Кольцово, офисное здание, центр подготовки пилотов, ангарный комплекс — для авиакомпании «Уральские авиалинии», здания авиационного поисково-спасательного центра и командно-диспетчерского пункта — по заказу Росавиации. Все эти объекты были спроектированы и построены в кратчайшие сроки и с хорошим качеством.
Монтажом и наладкой специализированного оборудования, его сертификацией, протяжкой линий связи займется ООО «Фирма «НИТА» — петербургский производитель аэронавигационных систем.