Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное



Главная Обзоры СМИ Интервью


Рано Джураева:
На стартовый комплекс "Ангары" будет выделено 40 млрд рублей


9 февраля 2017 года Евгений Девятьяров, Известия


Центр эксплуатации объектов наземной космической инфраструктуры (ФГУП ЦЭНКИ) на пороге больших перемен: в этом году компания акционируется и одновременно вырабатывает стратегию развития на период до 2030 года. Далеко идущие планы ЦЭНКИ с генеральным директором предприятия Рано Джураевой обсудил корреспондент «Известий» Евгений Девятьяров.

— При вступлении в должность перед вами ставилась задача финансово оздоровить компанию, у которой были большие долги. Эта задача решена?

— Задача, поставленная передо мной руководством «Роскосмоса», была очень интересная, но рискованная. У меня такое ощущение, что первый очень важный шаг сделан и сегодня мы устойчиво встали на ноги. Ничто уже не может нас свалить.

На предприятии к моменту моего назначения сложились серьезные финансовые проблемы. Поэтому уже через две недели после своего прихода я предложила антикризисные меры. Они обеспечили срочное спасение предприятия и ту стабильность, которую мы сегодня имеем.

У нас был кассовый разрыв где-то около 8 млрд рублей. Мы его сократили до 1,5–2 млрд. Нам удалось более чем в два раза снизить кредиторскую задолженность. Сегодня она составляет только около 2 млрд рублей. И это очень важная цифра. Кредиторская задолженность предприятия существует практически всё время. Это постоянный процесс, и это не страшно. Важно, чтобы мы умели с ней работать.

Поэтому мы стараемся сейчас прежде всего уделять внимание нашим партнерам, которые связаны со строительством космодрома Восточный, а также нашим подрядчикам на Байконуре, которые обеспечивают работу, связанную с пусковой деятельностью.

​​​​​​​— Вы сказали, что финансовое положение у предприятия на сегодняшний день устойчивое. Что вы имеете в виду?

— За весь период, что я тут работаю, не было ни одного срыва по зарплате. Нам важно это обеспечивать и дальше. У нас также нет никаких просроченных долгов перед государством и налоговыми органами. Обеспечено своевременное обслуживание кредитного портфеля и отсутствие дефолтов по каким-либо долгам предприятия.

В 2016 году мы впервые вышли в прибыль. Благодаря началу нового этапа в развитии наземной космической инфраструктуры, связанной с Восточным и другими объектами, в прошлом году у нас получилось примерно 50 млрд доходов и 48 млрд рублей расходов. В структуре доходов 45% пришлось на работы в интересах Минобороны, 45% — на «Роскосмос», еще 10% составили внебюджетные поступления. При этом с помощью антикризисных мер мы сэкономили за прошлый год 2 млрд рублей.

У нас есть бюджет на 2017 год и даже уже сверстаны бюджеты на 2018 и 2019 годы. Мы заложили, конечно, их с прибылью. В 2017 году ожидаем оборот компании на уровне 50 млрд рублей, где-то около 46 млрд рублей составят расходы. Доля бюджетных средств вновь составит 90%. При этом поступления от «Роскосмоса» и Минобороны распределятся как 60 на 40 соответственно. Это связано с планируемым началом финансирования работ по второму этапу строительства на Восточном после утверждения в этом году, я надеюсь, Федеральной целевой программы развития российских космодромов. И, как обычно, еще 10% в нашей структуре доходов придется на внебюджетные источники.

— Благодаря чему появляются внебюджетные деньги и планируете ли вы наращивать эти поступления?

— У нашей продуктовой линейки существует порядка 60 направлений, по каждому из которых мы смотрим, что можно предложить на рынке. Фактически всё технологическое оборудование мы производим сами, у нас применяются самые современные методы конструирования. У нас есть свой собственный достаточно серьезный конструкторский комплекс, в котором трудится около 2,5 тыс. человек. Мы можем предлагать свои услуги по инженерному сопровождению любой разработки и в любой сфере.

Сегодня доходы от внебюджетных источников у нас составляют только 10%. Мы сейчас пытаемся найти другие сферы, где наши технологии могли бы быть полезны, и корректируем наш бюджет в сторону оптимистического сценария. Ставим перед собой задачу увеличить за три года доходы от внебюджетных источников с 10 до 30%. Это очень важная задача в рамках общей стратегии «Роскосмоса» по коммерциализации отрасли.

Конечно, для того чтобы увеличивать доход из других источников финансирования, нам нужно обеспечить соответствующее предложение на рынке. Для этого нам надо расширять нашу производственную сферу. Сейчас наши площадки разбросаны, поэтому перед нами стоит задача по концентрации производственных мощностей на одной площадке. Это один из наших приоритетных проектов на ближайшие один–два года — создание универсальной производственной площадки, на которой мы могли бы реализовывать свои коммерческие проекты.

— Вы уже приступили к разработке программы дальнейшего развития компании?

— Да, сейчас мы готовим стратегию развития до 2030 года. Я поставила срок — до 1 июня мне должны представить проект на утверждение.

В рамках общей стратегии отрасли, которая утверждается «Роскосмосом», правительством и президентом, мы делаем свою стратегию. Она будет перекликаться с теми задачами, которые перед нами ставятся. Как в фигурном катании, у нас будут обязательная программа и еще произвольная программа.

Наша обязательная программа — это всё, что заложено в утвержденных отраслевых госпрограммах. Произвольная программа — это, с одной стороны, продолжение реформы предприятия, направленной на обеспечение его конкурентоспособности и эффективности расходов. С другой стороны — это коммерциализация. Мы считаем, что благодаря освоению новых высокотехнологичных рынков, в том числе в рамках импортозамещения, можно удвоить или увеличить кратно наши доходы из внебюджетных источников. Речь идет в первую очередь о таких направлениях, как авиапром, химическое и энергетическое машиностроение.

— К какому сроку вы ожидаете утверждения госпрограммы развития космодромов на период до 2025 года? И какие там будут параметры?

— Обоснованием и продвижением ФЦП занимаются соответствующие подразделения «Роскосмоса». Мы свою часть предоставили. Вполне реально, что утверждена она будет в первой половине 2017 года.

Тем не менее в части проекта строительства второй очереди Восточного работы не прекращаются. Сейчас идет финансирование по линии опытно-конструкторских работ. А финансирование строительно-монтажных работ в полном объеме заложено в ФЦП, поэтому оно начнется с момента утверждения программы.

Цифра 500 млрд для ФЦП «Развитие российских космодромов» пока остается актуальной. Ее никто не менял. Если какое-то новое сокращение и будет, то небольшое. Насколько я понимаю, у нас просто что-то по срокам строительства куда-то может сдвинуться. Как раз сейчас взят период — I квартал, для того чтобы определить все приоритеты по срокам.

— Сдвигаются ли планы по развитию инфраструктуры на Восточном?

— Нет, всё остается в силе. 2017–2018 годы — начало строительства стартового и технического комплексов для «Ангары». 2021 год — первый пуск ракеты. 2023 год —запуск пилотируемого корабля. Для стартового комплекса «Ангары» будет выделено около 40 млрд рублей в части установки технологического оборудования.

Основная задача нашего центра сейчас — это подготовиться к пускам ракет «Союз», запланированным на ноябрь-декабрь 2017 года. Мы сейчас осуществляем достройку стартового и технического комплексов, а также пяти водозаборных станций, которые обеспечивают космодром водой. Выбрали подрядчиков, уточняем сметы. В целом на сегодня у нас определены восемь подрядчиков, которые будут с нами работать.

Весь объем работ по первой очереди на Восточном реально закончить за один год. И мы планируем до конца года завершить практически все работы. Однако нам придется прерывать строительные работы на время подготовки ракеты-носителя, космического аппарата, разгонного блока непосредственно к пуску. В связи с этим работы в техническом комплексе закончатся в I квартале 2018 года.

— С группой S7, новым владельцем «Морского старта», вы уже обсуждали, как будет дальше развиваться этот проект?

— Мы пока еще только переписываемся, поскольку сделка только завершена. Я думаю, что в ближайшее время у нас уже может состояться встреча с г-ном Филевым, на которой мы наметим наш план работ.

На «Морском старте» всё оборудование наше. Все работы, связанные с ремонтом, обслуживанием и продлением сроков службы, осуществляются нашими филиалами.

— Что вы думаете о планах компании «Космотрас» возобновить пуски с Байконура конверсионных ракет «Днепр»? Этот вопрос обсуждается?

— Обсуждается, но пока мы к этой работе не привлечены. Поэтому мы еще не приступали к расчетам окупаемости этого проекта. Но, по предварительным оценкам, те расходы, которые будут необходимы для того, чтобы осуществить эти пуски, будут выше, чем доходы, которые мы можем получить в результате. Я думаю, что уже в I квартале будет дан ответ на этот вопрос.

— Как проходит работа по акционированию предприятия, которое должно состояться до конца этого года?

— Мы — стратегическое предприятие для государства. На сегодня выпущены все решения об акционировании. Мы стремимся стать акционерным обществом и с нетерпением этого ждем. Нам станет проще действовать. Все акции компании перейдут в собственность «Роскосмоса».

В рамках подготовительных работ до конца прошлого года мы должны были провести полную инвентаризацию имущества и оформление этого имущества. С этой целью была создана большая межведомственная комиссия. Однако в ходе работ было выявлено очень много объектов недвижимости и земельных участков, которые раньше вообще не числились. Поэтому сейчас эта работа продлена на три месяца. Занимаемся оформлением этих объектов. Кроме того, большая работа проводится по оформлению интеллектуальной собственности, патентов и прав на авторство.

Все наши филиалы и все производственные объекты войдут в новую компанию. Это будет одна единая компания. В свое время было очень правильно сделано, что собрали весь цикл работ вместе. Только так можно обеспечить выполнение всех поставленных задач вовремя. Например, тот же первый пуск с Восточного был выполнен, потому что всё находилось в одних руках.

— Вы, кстати, не думаете о новом названии компании? Для нового акционерного общества, которое будет работать на стыке интересов государства и бизнеса, название ЦЭНКИ может оказаться несколько пугающим.

— Мне кажется, «Космодромы России» — это было бы более правильное название для акционерного общества, ведь мы же не только эксплуатируем эти объекты. Но название ЦЭНКИ очень дорого для многих поколений людей, которые здесь работали и работают. Поэтому убрать это название совсем было бы неправильным решением. Мы сейчас рассматриваем вариант совместить вместе эти два названия — «Космодромы России» и ЦЭНКИ.



комментарии (0):











Материалы рубрики

Мария Амирджанян
ТАСС
Президент "Гражданских самолетов Сухого": планируем поставить Китаю 10 самолетов
Иван Сафронов, Александр Джорджевич
КоммерсантЪ
Все хотят сэкономить, но при этом иметь боевой самолет, который по своему функционалу приближен к пятому поколению
Екатерина Мальцева
Интерфакс
"Вертолеты России": арктический беспилотник выйдет на рынок в 2019 году

РИА Новости
МС-21 – принципиально новый самолет
Дмитрий Струговец, Алексей Песляк
ТАСС
Ни один контракт на запуск "Протона-М" не расторгнут

ТАСС
Новые поправки в Воздушный Кодекс повысят безопасность полетов
Мария Амирджанян
ТАСС
Максим Соколов: РФ ждет от Египта выполнения мер безопасности для возобновления полетов
Анна Юдина
ТАСС
Летчик-испытатель: МС-21 унаследовал "интеллект" и надежность самолета Як-130



Алексей Екимовский
КоммерсантЪ
Мы уже сейчас наращиваем компетенции в вопросе технического обслуживания вертолетов
Илья Вайсберг
Журнал "АвиаСоюз"
AgustaWestland AW139: разработан в Италии, производится в России

РИА Новости
В России появится система контроля за беспилотниками

Интерфакс-Украина
Мы сделали все зависящее от аэропорта "Борисполь" для появления в Украине авиакомпании Ryanair
Алексей Песков
Военно-промышленный курьер
Як, обогнавший F-35
Анна Юдина
ТАСС
В России создают искусственный интеллект для беспилотников
Илья Вайсберг
Журнал "АвиаСоюз"
Главная задача –   безопасность полетов!
Елизавета Кузнецова
КоммерсантЪ
Аэропорт и авиакомпании не могут дышать порознь. По крайней мере долго
Илья Вайсберг
Журнал "АвиаСоюз"
Сертификация по-российски
Евгений Девятьяров
Известия
В России создается сервис аренды самолетов с экипажем
Анатолий Журин
Свободная пресса
Компенсации для авиапассажиров: Минтранс темнит
Елизавета Кузнецова
КоммерсантЪ
"Кризис нам в каком-то смысле помогает"
Александр Ковалев
РИА Новости
Япония хочет сотрудничать с РФ по космодрому Восточный
Иван Сафронов, Александра Джорджевич
КоммерсантЪ
Невозможно конкурировать, имея в линейке только один продукт
Мария Амирджанян
ТАСС
Требование сдавать алкоголь из дьюти-фри в багаж может повысить цену билета
Игорь Арбузов
РИА Новости
ВМЗ отремонтирует все двигатели для "Протонов"

RNS
О перспективах поставок вооружений
Илья Морозов
Интерфакс
На авианосце проекта "Шторм" смогут базироваться до 90 самолетов и вертолетов
Нина Рузанова
Российская газета
Без права на полеты

Интерфакс-АВН
Будущее мы связываем с созданием в структуре ОАК дивизиона "Транспортная авиация"
Наталья Майборода
Forbes
Прошлый год стал для нас годом рекордов

Транспорт России
Стратегия успешного развития
Надежда Фролова, Майя Сапожкова
РИА Новости
Египет в большей степени заинтересован в открытии полетов
Ян Гравшин
РБК
Единый диспетчерский центр заработает в Кольцово в конце 2018 года

RNS
Перспективы боевой авиации
Андрей Ванденко
ТАСС
"Аэрофлот" без сантиментов

РБК
Аэропорт "Казань" вложит 50 млн рублей в подготовку к ЧМ по футболу
Андрей Лапшин, Марина Иванющенкова
Harvard Business Review — Россия
Система Каменщика

РИА Новости
МиГ-35 хотят приобрести почти 30 стран
Евгений Девятьяров
Известия
На стартовый комплекс "Ангары" будет выделено 40 млрд рублей
Наталия Ячменникова
Российская газета
На посадку

Интерфакс
Рынок авиаперевозок Башкирии в целом стабильный
Алексей Паньшин
ТАСС
Приступить к модернизации "Искандеров" планируется в начале 2020-х годов
Алексей Рамм, Дмитрий Литовкин
Известия
В США не создано ни одного гиперзвукового аппарата
Наталия Ячменникова
Российская газета
Укротить сверхзвук

RNS
О новой стратегии развития авиапрома
Кирилл Ясько
Sakhalin.info
"Любите дальневосточную авиацию — летайте самолётами Авроры"
Елена Платонова
Газета.Ru
Ту-154 не уступает западным аналогам
Александр Ковалев
РИА Новости
Европейские космические ноу-хау пришли в Россию
Наталия Ячменникова
Российская газета
Поднять этот вес
Алексей Паньшин
ТАСС
Работы над новым самолетом "судного дня" планируем начать в 2017 году
Юрий Плохотниченко
Travel.ru
Thai Airways отмечает рекордный спрос из России

 

 

 

 

Реклама от YouDo
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

© Aviation Explorer