Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Интервью


Александр Смекалин:
Ульяновские власти поделились секретом создания успешного авиакластера 


20 июля 2017 года Алексей Иванов, Российская газета


Ульяновский авиационный кластер является одним из наиболее успешных подобных объединений в стране. Тесное взаимодействие промышленности, научных и образовательных учреждений, а также властей региона, позволило участникам кластера сформировать компетенции высочайшего мирового уровня.

Александр Александрович, с чего началось создание авиационного кластера в регионе и что он представляет собой сегодня?

Александр Смекалин: В августе 2009 года в регионе был организован консорциум "Научно-образовательно-производственный кластер "Ульяновск-Авиа". Первоначально в его состав вошло 19 предприятий и организаций. На сегодня число участников возросло до 77. Среди них АО "Авиастар-СП", АО "УКБП", Ульяновский филиал ПАО "КБ Туполев", два аэропорта - "Ульяновск имени Н.М. Карамзина" и "Ульяновск-Восточный", авиаперевозчик "Волга-Днепр", Портовая особая экономическая зона (ПОЭЗ), научно-производственные объединения, высшие, средние и специальные учебные заведения, региональная торгово-промышленная палата, а также ряд предприятий малого и среднего бизнеса.

Годовой оборот участников кластера составляет примерно 50 миллиардов рублей. А к 2018 году, в соответствии с их инвестиционными программами, планируется вложить в его развитие еще около 5 миллиардов.

Кластер активно поддерживается Министерством экономического развития РФ, а также признан за рубежом - он является членом Европейского партнерства авиационных кластеров и Евразийского партнерства аэрокосмических кластеров.

Здесь реализуются крупные программы по созданию самых современных гражданских и военно-транспортных самолетов, а также оборудования и комплектующих для них, осуществляется готовка кадров.

Какие задачи вы ставите перед собой при реализации этого проекта?

Александр Смекалин: В настоящий момент участники кластера имеют различный уровень компетенций в нескольких областях авиационной отрасли. Большинство компетенций представлено в регионе на всероссийском уровне, ряд - на уровне стран СНГ или Восточной Европы, отдельные (международные грузоперевозки, сервисный блок эксплуатации воздушных судов) - на высочайшем мировом уровне. Таким образом, кластер имеет высокую степень сформированности и инновационности. По данным Высшей школы экономики, Ульяновский авиационный кластер вошел в тройку лидеров по уровню организационного развития.

И главные задачи, которые мы ставим, формируя этот проект - создание и развитие инновационных подходов в авиастроении, в том числе за счет вовлечения в нее субъектов малого и среднего предпринимательства. Кроме того, мы видим перспективу в установлении межкластерных связей на всей территории РФ и за ее пределами для реализации общих проектов.

Как именно реализуется эта задача?

Александр Смекалин: Сегодня мы продвигаем очень перспективный проект - российский центр кастомизации, где планируется проводить не только экстерьерные, покрасочные работы, но и индивидуальные для каждого лайнера интерьерные доводки. 18 июля в рамках Международного авиационно-космического салона МАКС-2017 губернатор Сергей Морозов и президент корпорации "Иркут" Олег Демченко уже подписали соглашение о намерениях по его созданию.

Прежде всего, это будет касаться отечественных самолетов пассажирского и транспортного назначения - SukhoiSuperjet 100 и МС-21. АО "Гражданские самолеты Сухого" (ГСС) и ПАО "Корпорация "Иркут" соответственно рассматривают Ульяновск как место выполнения таких операций, чтобы уменьшить время нахождения самолетов на основных производственных площадках в Комсомольске-на-Амуре и в Иркутске.

В настоящее время кастомизация самолета SSJ-100 уже производится в Ульяновске: установка интерьеров - в АО "Авиастар-СП", покраска - в ОАО "Спектр Авиа". Однако по мере увеличения программы по выпуску самолетов Ил-76МД-90А в АО "Авиастар-СП" не остается производственных площадей для выполнения работ по установке интерьеров на SSJ-100. Рано или поздно АО "ГСС" должно будет найти другую площадку для этих работ.

С учетом того, что единственная в России ПОЭЗ находится в Ульяновске, принято решение создать там индустриальный парк, поскольку нужны будут производственные площадки.

Поэтому мы и предложили площадку ПОЭЗ "Ульяновск" для создания единого центра кастомизации самолетов SSJ-100 и МС-21 (возможно, и других моделей). Для этого ПОЭЗ готова построить для предоставления в аренду авиационный ангарный комплекс. Проект уже разработан и проходит госэкспертизу.

Мы планируем уже в 2018 году выйти на площадку, а к концу 2019-го - создать центр кастомизации.

Для реализации столь амбициозных задач нужны не только производственные мощности, площади, но и довольно большое число высококлассных специалистов. В регионе есть дефицит таких кадров? Как планируете справляться?

Александр Смекалин: Мы понимаем, что при расширении производства понадобятся новые квалифицированные кадры. И наш регион готов начать подготовку специалистов, создав, если понадобится, соответствующие научно-производственные кафедры на базе Института авиационных технологий и управления или Ульяновского госуниверситета.

За прошедшие 10 лет нам удалось сформировать очень крепкий и сильный авиационный кластер, создать кооперационные цепочки, обеспечить заказами предприятия. Однако хочу подчеркнуть: все это мы делали не чтобы поставить галочку, не для того, чтобы о нас узнали и похвалили. Самой главной целью этой работы были люди. На собственном опыте внутри региона мы убедились, что если не будем уделять первостепенного внимания нашим кадрам, то интересных перспектив у нас будет не так много. Именно поэтому мы выстроили специальную систему, связанную с подготовкой и привлечением специалистов на территорию Ульяновской области. Мы готовы принять и поддержать талантливых инженеров и создать все условия для их развития.

Помимо всего прочего мы стараемся популяризировать саму идею "авиационной столицы". Так, начиная с 2011 года, в регионе проходит Международный авиатранспортный форум (МАТФ). Помимо летной программы и показательных выступлений парашютистов, жители города получают доступ в "сердце" авиастроения региона - завод "Авиастар-СП", где могут узнать о новейших достижениях в области авиации и текущих задачах одного из крупнейших промышленных предприятий.

Следует в первую очередь отметить значимость авиасалона как профориентационной площадки, которая может побудить юных жителей региона связать свою жизнь с авиацией.

В 2016 году рамках МАТФ состоялся третий всероссийский конкурс "Топ-100 лучших инженеров России", победителями которого стали двое ульяновцев. Уже на постоянной основе в регионе проводятся открытые чемпионаты по профессиональному мастерству в авиастроении по стандартам WorldSkills, в которых принимают участие сотрудники десятка крупных предприятий. Проводятся презентации компетенций в области беспилотных летательных аппаратов по стандартам JuniorSkills, международный фестиваль детского и молодежного научно-технического творчества "От винта".

Все это позволяет повысить привлекательность инженерного труда, престижность технического образования, создать соревновательную систему мотивации для постоянного профессионального роста среди действующих и будущих специалистов. Кроме того, мероприятие станет отличной площадкой для обмена опытом.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Мария Гришкина
86.ru
«Дико для мужчин видеть девушку в такой профессии»: история югорчанки, которая работает авиамехаником
Наталия Ячменникова
Российская газета
Как готовить специалистов по борьбе с кибератаками на самолеты

Транспорт России
Виталий Савельев: голосовать на выборах – значит разделять ответственность за будущее России
Андрей Коршунов
Известия
«Парение в невесомости Гагарин впервые испытал уже после полета в космос»
Надежда Алексеева, Алина Лихота, Екатерина Кийко
RT
Арктическая навигация: специалист ААНИИ — о развитии БПЛА в Северном Ледовитом океане
Андрей Смирнов
Pro Космос
Юрий Борисов: «Ракета «Амур-СПГ» и сверхлегкий носитель будут многоразовыми»
Наталия Славина
Российская газета
Новое поколение авиации: на чем будем летать. Интервью с академиком Сергеем Чернышевым
Андрей Коршунов
Известия
«На станции будут отрабатываться технологии для полетов на Луну или Марс»



Роман Гусаров
NEWS.ru
Вслед за вылетевшей из самолета дверью «улетает» и доверие к «Боингу»

NEWS.ru
Самолет МС-21 научили приземляться на автомате: почему это так важно
Евгений Гайва
Российская газета
Василий Десятков: Десятки аэропортов модернизируют в России в ближайшие годы
Мария Амирджанян
ТАСС
Генеральный директор "Яковлева": импортозамещенный МС-21 может получить новые версии
Вячеслав Терехов
Интерфакс
Научный руководитель Института астрономии РАН: космический мусор становится все более опасным
Артем Кореняко, Ирина Парфентьева
РБК
Глава «Победы» — РБК: «Приходится уходить на запасные аэродромы»
Евгений Гайва
Российская газета
Глава Росавиации: В этом году в Россию стало летать больше иностранных авиакомпаний
Мария Амирджанян
ТАСС
Замглавы Минпромторга: производство беспилотников будет только расти
Георгий Султанов, Анна Носова
ТАСС
Глава "Швабе" Вадим Калюгин: стремимся сделать наши БПЛА более устойчивыми к РЭБ
Наталия Ячменникова
Российская газета
Александр Блошенко: Мы впервые в истории садимся на Южный полюс Луны
Виктор Лошак
Ростех; Коммерсантъ
Вадим Бадеха: «Нет ничего более технически интересного, чем авиационный двигатель»

Интерфакс
Гендиректор аэропорта "Храброво" Александр Корытный: "Хотим вписать Калининград в накатанную авиатрассу между Китаем, Москвой и Петербургом"
Тимофей Дзядко, Артем Кореняко
РБК
Глава Внуково — РБК: «В ближайшие 10 лет не будет пассажиров в Европу»

Ростех
Евгений Солодилин: «Задачу, которую перед нами поставили акционеры, мы выполнили»
Наталия Ячменникова
Российская газета
Ректор МАИ Михаил Погосян - о том, какие профессии будут популярны в ближайшие пять лет, и почему стране нужны инженеры с креативным мышлением
Екатерина Москвич
ТАСС
Анна Кикина: космонавты летят в космос, чтобы жить
Мария Амирджанян
ТАСС
Гендиректор ОАК Слюсарь: испытания SSJ New с российскими двигателями начнутся осенью
Георгий Казачков, Гулия Леваненкова, Евгения Коткова
ТАСС
Посол Белоруссии в РФ: самолет "Ладога" сможет конкурировать с Airbus и Boeing

Известия
Заместитель генерального директора холдинга Т1 Алексей Волынкин: «Наша цель — запуск первой частной ракеты в космос уже в этом году»
Виталий Корнеев, Елена Новицкая
ТАСС
Глава оператора Пулково Леонид Сергеев: мы стали аэропортом №2 в России
Екатерина Москвич
ТАСС
Глава SR Space: в течение года мы перейдем от ракеты "Небо" к первому полету "Космоса"
Юлия Живикина
РБК
«Иллюзий нет, но справимся»: что происходит с авиакомпаниями в России
Артем Рукавов
Интерфакс
Гендиректор SR Space: идут работы над ракетой-носителем Cosmos с возможным возвратом первой ступени
Наталия Ячменникова
Российская газета
Александр Книвель - о том, когда в России появится полноценная отрасль беспилотных авиационных систем
Катерина Алабина
Известия
«Мы первыми в мире отправим арт-объект на орбиту»
Андрей Герман
MASHNEWS
Летать охота. Запад закрывает глаза на поставки авиационных запчастей в Россию
Андрей Ванденко
ТАСС
Юлия Пересильд: это космос, детка!
Андрей Ванденко
ТАСС
Космонавт Антон Шкаплеров: себя играть легко
Зоя Игумнова
Известия
Герой России Евгений Тарелкин: «Если вы хотите стать миллионером, то вам точно не в космонавты»
Екатерина Москвич
ТАСС
Борисов: работа на РОС и полет на Луну — ключевые направления пилотируемой космонавтики
Наталия Ячменникова
Российская газета
Следующая станция - РОС. Главный конструктор Владимир Кожевников раскрывает уникальность новой Российской орбитальной станции
Александр Белов, Артем Рукавов
Интерфакс
Первый замгендиректора "Роскосмоса": наращивание спутниковой группировки - приоритет номер один
Екатерина Москвич
ТАСС
Глава Центра Хруничева: изготовление ракет "Ангара" — стратегический приоритет предприятия
Павел Зюзин
РИА "Новости"
Сергей Пономарев: участники эксперимента "SIRIUS-23" "полетят" на Луну

Бизнес News
Портфель заказов "Гидромаша" на 2023 год вырос более чем на 15%

Интерфакс
Орнитологическая обстановка в аэропортах за год значительно улучшилась
Милена Синева, Роман Азанов
ТАСС
Глава Рособоронэкспорта: Россия готова сотрудничать с Индией по истребителю 5-го поколения
Екатерина Москвич
ТАСС
Главный конструктор РОС: новая орбитальная станция будет практически "вечной"

РИА "Новости"
Юрий Борисов: Россия должна производить к 2025 году 250 спутников ежегодно
Артём Кореняко
РБК
Глава Росавиации: "Предлагаю термин "каннибализация" не использовать"
Наталия Ячменникова
Российская газета
Валерий Шелковников: Мы упускаем реальную возможность внедрить проактивный метод предотвращения авиапроисшествий
Юлия Мартынова
МАИ
Инженеры новой формации

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer