Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное



Главная Обзоры СМИ Интервью


Игорь Арбузов:
У нас есть задел для создания многоразовых ракет


11 января 2018 года Дмитрий Струговец, Известия


В подмосковных Химках расположено предприятие по производству лучших в мире ракетных двигателей. Они поставляются на большинство российских ракет, закупаются США. К продукции подмосковного предприятия проявляют интерес Китай и Южная Корея. О перспективах международного сотрудничества и современных разработках российских специалистов в интервью «Известиям» рассказал генеральный директор НПО «Энергомаш» Игорь Арбузов.

— Каково соотношение зарубежных и российских заказов в общем портфеле заказов предприятия?

— Сегодня зарубежные контракты обеспечивают более половины выручки, остальное — госзаказ. Основная часть выручки формируется из поставок ракетных двигателей в США — РД-180 для United Launch Alliance и РД-181 для Orbital ATK.

— Известно, что в сенате США постоянно требуют запретить использование российских двигателей. Проблем с их поставкой не возникает?

— На сегодняшний день все обязательства перед партнерами мы выполняем. У нас заключены контракты по 2019 год включительно, идет обсуждение поставок на последующие годы. С учетом цикла изготовления мы находимся в активной фазе переговоров с компаниями Orbital ATK и ULA. Это очень хороший для нас заказ, который обеспечивает финансовую устойчивость предприятия.

— США ведут разработку двигателей на замену российским, что будете делать, когда американские контракты закончатся?

— Есть ли жизнь после РД-180? Сегодня у предприятия достаточный объем контрактов. Это разработка РД-171МВ для новой российской ракеты-носителя среднего класса «Союз-5» и в перспективе для сверхтяжелого носителя. После летных испытаний «Союза-5» в 2022 году эта разработка должна пойти в серийное производство. Также мы изготавливаем двигатели РД-191 для «Ангары». После 2020 года ожидается рост их производства. Помимо того, мы не прекращаем поиск новых зарубежных партнеров, ведем разработки новых двигателей для перспективных средств выведения. Например, мы видим, что рынок запуска малых космических аппаратов растет большими темпами, но у нас пока нет эффективных технических решений в области сверхлегких и легких ракет-носителей. В стратегии развития госкорпорации «Роскосмос» до 2030 года предусмотрена их разработка, поэтому мы ведем создание двигательных установок для подобного класса ракет.

— НПО «Энергомаш» ведет переговоры с китайской компанией «Великая стена». Что конкретно интересует КНР?

— Китай создает двигатель, близкий по своим характеристикам к российскому РД-180, поставляемому на экспорт для американских ракет Atlas 5. Интересует Китай и самый мощный в мире двигатель РД-170, использовавшийся в советской сверхтяжелой ракете «Энергия», а затем в модифицированном виде на ракетах «Зенит». Его дальнейшее развитие связано с российской ракетой среднего класса «Союз-5» и в будущем со сверхтяжелой ракетой. Китай тоже движется в сторону создания носителя сверхтяжелого класса, поэтому ему интересны наши наработки.

Мы не первый год обсуждаем возможные направления сотрудничества. Недавно ратифицировано «Соглашение между правительствами России и Китая об охране технологий в связи с сотрудничеством в области исследования и использования космического пространства в мирных целях». Теперь у России и Китая открывается более широкое пространство для конкретных проектов.

— Обсуждается ли вопрос продажи партии российских двигателей в Китай?

— Нет, об этом речи не идет. Мы понимаем, что для КНР будет неприемлема форма взаимодействия, которую мы используем с американскими партнерами, — поставка готовых ракетных двигателей. Если сотрудничество и будет развиваться, то в области научно-исследовательских работ, обмена специалистами, консультаций в решении возникающих проблем.

— Помимо Китая к вам за консультациями по созданию метанового двигателя обращалась Южная Корея. Как вы оцениваете перспективы такого сотрудничества?

— В ходе прошедших недавно переговоров нам была продемонстрирована стратегия развития средств выведения Республики Корея. Здесь есть большой интерес к тематике кислородно-метанового двигателя. Корейская сторона видит решение этой задачи в сотрудничестве с Россией. О какой-либо конкретике пока говорить рано.

— А как обстоит дело с разработкой метанового двигателя по заказу «Роскосмоса»?

— Сегодня это в большей степени научно-технический задел, сам по себе, без ракеты-носителя он ценности не представляет. Мы стремимся показать государству и возможным инвесторам потенциал метанового двигателя для дальнейшего использования в многоразовых ракетных системах легкого и сверхлегкого класса. Первые результаты уже имеются — успешно проведены испытания 40-тонного двигателя, разработан эскизный проект кислородно-метанового тягой 85 т.

— Какие перспективы в области водородных технологий?

— Что касается кислородно-водородного двигателя третьей ступени для «Ангары-А5В» и перспективной ракеты сверхтяжелого класса, то пока ведется проектирование обеих ракет-носителей. Но у нас в Конструкторском бюро химавтоматики уже разработан водородный двигатель — РД-0146, модернизированная версия которого будет использована в «Ангаре-А5В» и сверхтяжелой ракете. Мы готовы начать работы в любой момент.

— В существующей внешнеполитической обстановке продолжается ли сотрудничество с Европой?

— Итальянская компания AVIO в свое время активно сотрудничала с КБХА по созданию турбонасосных агрегатов для легкой ракеты «Вега». Речь идет о создании демонстрационного жидкостного ракетного двигателя тягой 7,5 т с целью модернизации жидкостной верхней ступени для той же «Веги». Демонстратор был создан, прошел цикл испытаний. Сейчас итальянские партнеры подают сигналы о возможном дальнейшем сотрудничестве.

— Принято решение о разработке нового носителя среднего класса «Союз-5». На каком этапе находится проектирование двигателей для него?

— Мы завершили эскизное проектирование двигателя первой ступени — доработку РД-171М до версии РД-171МВ. Готовимся возобновить производство тех элементов, которые сохранятся в его новой модификации, в ближайшее время примем решения по закупке материалов. Текущее состояние работ позволяет обеспечить поставку двигателей заранее, чтобы в 2021 году быть полностью готовыми к началу летных испытаний ракеты-носителя, запланированных на 2022 год.

Уже определен состав кооперации по созданию двигателя РД-0124МС, который будет использован на второй ступени ракеты. Головным исполнителем работ станет Конструкторское бюро химавтоматики. НПО «Энергомаш» обеспечит поставку узла подвеса, а Воронежский механический завод привлекается к изготовлению целой номенклатуры деталей и узлов, в том числе рамы, сопла, головки камеры сгорания, теплозащиты. В значительной степени это продолжение той кооперации, которая налажена между предприятиями по двигателям для ракет «Союз-2.1б».

— Какие меры будут приняты по снижению стоимости двигателя РД-171, чтобы повысить конкурентные преимущества ракеты?

— Использование технологий, обеспечивающих более низкую трудоемкость производства, оптимизацию процессов, внедрение элементов бережливого производства, позволит сформировать комфортную цену для нашего заказчика. Впоследствии это обеспечит конкурентоспособность самого носителя на международном рынке. Новые технологии позволят добиться 15–20-процентной скидки от цены, по которой РД-171 продавался пять лет назад.

— Ставилась ли задача многократного применения?

— Наши двигатели, в частности РД-171, можно использовать до 10 раз, поэтому у нас есть необходимый задел для создания многоразовых ракет.



комментарии (0):










Материалы рубрики

Маргарита Костив
РИА Новости
Россия откажется от устаревших экспериментов на МКС
Александра Качалова
Интерфакс
Трансферные перевозки – драйвер нашего роста
Юлия Гарднер
Российская газета
Запасной аэродром
Сергей Вальченко
Московский Комсомолец
Экс-генконструктор "Антонова" ответил Украине: Россия наладит производство Ан-124 за два года
Кирилл Бабушкин
ФедералПресс
Челябинцам повезло с разгерметизацией самолета: в США женщину вытянуло за борт
Екатерина Каткова
Газета.Ru
Космос как предчувствие: Boeing собрался на Марс

ТАСС
Публичная презентация МС-21 может состояться в Китае
Илья Вайсберг
Журнал "АвиаСоюз"
Славная история, надежная репутация



Мария Амирджанян, Анна Юдина, Дмитрий Решетников
ТАСС
Мы обсуждаем вопрос привлечения частного капитала в компанию

БИЗНЕС Online
В какой-то момент КВЗ перестал реагировать на вызовы. Расслабился...
Дмитрий Струговец
РИА Новости
Планируем готовить космонавтов к посадке на Луну и Марс
Игорь Попов
Forbes
Самолет на $20 млрд. Как Россия и Китай создают дальнемагистральный лайнер
Татьяна Кузнецова
ТАСС
Большой аэропорт в Крыму должен быть один

РИА Новости
Новый Superjet будет более российский, но для глобального рынка
Илья Вайсберг
Журнал "АвиаСоюз"
Российская система сертификации состоялась и признана в авиационном сообществе
Илья Вайсберг
Журнал "АвиаСоюз"
Экспериментальная авиация: от первого полета до серийного производства
Мария Зуева
РИА Новости
В каждой третьей задержке рейсов виноваты авиаперевозчики
Иван Мироненко
Оборонно-промышленный курьер
Развитию самолетостроения мешает отсутствие государственной политики
Инна Сидоркова
РБК
Были проблемы с системой ночного видения
Елизавета Кузнецова
КоммерсантЪ
"При прямом рейсе пассажиропоток на направлении может удваиваться"
Иван Сафронов
КоммерсантЪ
Лучше один дорогостоящий прицельный удар, чем сто ударов без разбора

RNS
Требуется детальная проработка всех аспектов объединения "Вертолетов России" с ОАК
Ксения Алейникова, Мария Амирджанян
ТАСС
Работа на экспертном уровне по созданию аналога МАК завершена
Екатерина Мальцева
Интерфакс
"Аллигатор" глубоко модернизируют
Дмитрий Струговец
Известия
S7 готова взять в концессию российский сегмент МКС
Мария Амирджанян
ТАСС
Мы продолжаем переговоры по поставкам гражданских самолетов в Египет
Александра Джорджевич
КоммерсантЪ
«Те, кто сегодня критикует Иран, будут бороться за него»
Евгений Девятьяров
Известия
«Россияне стали намного чаще летать внутри России, чем за рубеж»
Алексей Песков
Военно-промышленный курьер
Хорошо забытое новое
Иван Сафронов, Александра Джорджевич
КоммерсантЪ
Я не вижу ни одной серьезной трудности, возникшей из-за санкций

Speakercom
Из активных ребят и вырастают настоящие летчики и герои
Илья Вайсберг
Журнал "АвиаСоюз"
"ЮТэйр-Инжиниринг": надежный партнер в России и мире
Сергей Вальченко
Известия
Массового гиперзвукового оружия не стоит ожидать
Дмитрий Струговец
Известия
"В столице будет изготовлено шесть ракет "Ангара-А5"
Алексей Паньшин, Анна Юдина
ТАСС
Будем работать над созданием транспортного беспилотника
Дмитрий Струговец
Известия
У нас есть задел для создания многоразовых ракет
Дмитрий Кирсанов
ТАСС
В ближайшем будущем человек вернется на Луну
Интерфакс
Интерфакс
Авиабомба "Дрель" будет принята на вооружение
Вадим Бадеха
ТАСС
2017 год стал революционным для завода благодаря L-410, DA-42Т и ПС-90-ГП2
Сергей Машкин
КоммерсантЪ
Похоронили все, что удалось найти
Юрий Гаврилов
Российская газета
Шойгу позвал в полет
Александра Мерцалова, Елизавета Кузнецова
КоммерсантЪ
Туроператоры не долетели до Китая

Интерфакс
Если бизнес не может жить без кредитной иглы, дайте ему умереть
Дмитрий Струговец
Известия
Мы хотим создать конкуренцию Google Earth на российском рынке
Андрей Ванденко
ТАСС
Я умею держаться в седле
Алексей Рамм, Сергей Вальченко
Известия
Такой тактический арсенал нами применен впервые
Илья Вайсберг
Журнал "АвиаСоюз"
Спектр наших услуг достаточно широк
Снежана Инанец
TUT.BY
Гендиректор "Белавиа" — о лоукостах, пользе от скидок на билеты и российско-украинском транзите
Алексей Песляк
ТАСС
Мы будем продвигать на мировом рынке услуги связи, навигации и космический туризм
Дмитрий Здорников
РБК
Никто пока не понял, как этот самолет нужен России

 

 

 

 

Реклама от YouDo
Услуги сервиса: монтаж водопровода рехау труб цена работы - подробнее тут.
По ссылке вакансии ступино сварщик - в Москве.
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

© Aviation Explorer