Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное



Главная Обзоры СМИ Интервью


Дмитрий Рогозин — гендиректор госкорпорации "Роскосмос":
"Эти 20 минут своей жизни я запомню навсегда"


1 ноября 2018 года Дмитрий Решетников, Максим Филимонов, ТАСС


11 октября произошла авария ракеты-носителя "Союз-ФГ", которая должна была вывести на орбиту пилотируемый корабль "Союз МС-10". Уже известно, что технически к неудаче привела нештатная работа датчика разделения бокового блока и второй ступени ракеты. В интервью ТАСС гендиректор госкорпорации "Роскосмос" Дмитрий Рогозин рассказал о деталях аварии и ответственных на земле за некорректное отделение бокового блока, ударившего и разрушившего вторую ступень ракеты, раскрыл информацию о мерах, принятых в отрасли по итогам происшествия. Также он рассказал о финансовом оздоровлении РКК "Энергия" и новых решениях, которые позволят сократить издержки в отрасли.

— 11 октября, когда потерпел аварию "Союз", что вы в тот момент чувствовали?
 
— Я не знаю, поверите ли вы, но мне показалось, что я что-то почувствовал до того, как стала развиваться авария. У меня были какие-то странные ощущения. И когда все стояли на балконе и наблюдали, как ракета уходит за облака, я вернулся в операторскую и стал наблюдать за ходом телеметрии. И развитие аварийной ситуации происходило на моих глазах, я там был один, в этой комнате наблюдательного пункта. Соответственно, все переговоры оператора с экипажем тоже происходили при мне.
 
После того как это все произошло, я взял управление операцией по спасению экипажа в свои руки. Мы немедленно определили по баллистике, где должен сесть экипаж, немедленно выдвинулись в аэропорт Крайний, загрузили врачей, спасателей и одним самолетом вылетели в сторону города Жезказгана. 20 минут я не имел информации о судьбе экипажа. Эти 20 минут своей жизни я запомню навсегда.
 
Я думал только о людях. Когда раскрылся парашют, мне сразу доложили. Но раскрытие парашюта еще вовсе не означает, что экипаж в порядке. Связи не было с ними. Когда связь появилась, мне сразу доложили. Командир экипажа со мной тоже пытался выйти на связь, но я уже был в самолете. Но когда я узнал, что экипаж жив, я понял, что самое страшное позади и теперь главное — ребят забрать и чтобы у них не было царапин, травм, а дальше уже разбираться, что произошло.
 
— Техническая причина аварии "Союза-ФГ" озвучена — отказал датчик разделения бокового блока и второй ступени. А что привело к некорректной работе датчика — брак, ошибка, саботаж?
 
— Это нарушение эксплуатационного плана — ошибка была допущена при сборке ракеты на космодроме Байконур. Таковы выводы всех членов аварийной комиссии, они доложены в Роскосмос. Боковой блок был неправильно присоединен к ракете. Не были использованы предписанные инструкцией инструменты, которые позволили бы с высокой точностью обеспечить эту сборку. То есть дефект не носит конструктивный характер.
 
Неправильное присоединение бокового блока и привело к некорректной работе датчика разделения, блок отделился неправильно и ударил во вторую ступень "Союза-ФГ", отчего ступень начала разрушаться.
 
— Меры контроля в связи с этой аварией усилены? Как?
 
— Есть подробное описание от аварийной комиссии того, что необходимо сделать. Все это уже реализовано. Если вкратце, само рабочее место теперь будет перестроено, чтобы контролер присутствовал непосредственно при самой операции, все операции будут находиться под непрерывным фото- и видеоконтролем. В случае необходимости пакет ракеты будет подвергаться разборке для контрольных испытаний. Без новых мер мы бы не допустили пуск ракеты с Плесецка на прошлой неделе.
 
— Ближайшие запуски состоятся 3 и 16 ноября. При этом появилась информация, что конкурс на страхование этих запусков из-за аварии "Союза-ФГ" не состоялся...
 
— Запуски в космос ракет серии "Союз" у нас уже возобновлены: мы запустили в прошлую субботу с Плесецка "Союз-2.1б". В эту субботу, 3 ноября, полетит еще один "Союз-2.1б", тоже с Плесецка. Потом, 7 ноября, стартует "Союз-СТ" с космодрома Куру во французской Гвиане. И 16 ноября полетит грузовой корабль "Прогресс" с Байконура на ракете "Союз-ФГ" — это будет основной тестовый пуск.
 
До сих пор значительная часть ракет-носителей страховалась непосредственно перед пуском. Например, сам космический аппарат ГЛОНАСС, который полетит 3 ноября, был застрахован достаточно давно, а ракету-носитель решили застраховать за несколько недель до самого пуска. Но в связи с тем, что произошла авария 11 октября, начала работу аварийная комиссия. Комиссия работала оперативно, но все равно ей потребовалось несколько недель, чтобы сделать необходимые выводы, рекомендации, доложить госкомиссии, соответственно, я доложил дальше — руководству страны. Мы оказались в переговорном цейтноте со страховыми компаниями, что привело к неготовности ряда компаний выходить на конкурс из-за отсутствия заблаговременной информации — она и не могла быть предоставлена.
 
Я считаю, что нужно поменять регламент взаимодействия со страховыми компаниями — надо страховать пуски заранее, то есть на весь ближайший год. Я дал указание руководству нашего нового финансово-экономического блока Роскосмоса именно так построить эту работу.
А сейчас: 3 ноября запуск уже застрахован, потому что вчера я вмешался лично в эту ситуацию, поняв, что мои коллеги эту ситуацию решить не могут. Я переговорил с руководителями финансовых структур с объяснением ситуации, и мы эту проблему решили. 16 ноября запуск тоже будет застрахован.
 
— Сколько еще осталось "Союзов-ФГ"? Они в сборке?
 
— До конца 2019 года будет запущено пять оставшихся "Союзов-ФГ" с украинской системой управления, после этого — с 2020 года — мы переходим на полностью отечественную ракету "Союз-2.1а". "Союзы-ФГ" хранятся не собранные, в пакет они собираются только на космодроме.
 
— Ракеты "Союз-2.1а", которые будут использоваться для пилотируемых полетов после завершения эксплуатации "Союзов-ФГ", имеют такую же конструкцию боковых блоков. Она как-то будет меняться, чтобы исключить ошибки, подобные той, что привела к аварии 11 октября?
 
— На "Союзах-2.1а" будет технически продублирована работа датчиков разделения боковых блоков и второй ступени с помощью дополнительных электроцепей. То есть будет дополнительное конструкторское решение, я поручил разработчикам, они должны представить его.
 
В целом по итогам событий 11 октября я поручил проработать вопрос двойного и тройного резервирования всех критических операций, будь то разделение ступеней, включение соответствующих механизмов, агрегатов в ходе запуска и эксплуатации ракет-носителей. Это поручение будет выполнено в полном объеме, я это проверю.
 
— Следующий пилотируемый запуск, в котором от нас полетит Олег Кононенко, состоится 3 декабря. А когда запланирован выход на обследование просверленного "Союза МС-09"? Готов ли к нему Кононенко?
 
— Выход для обследования "Союза МС-09" состоится примерно в середине декабря, пока мы говорим о первых числах второй декады декабря. Кононенко и находящимся сейчас на станции Прокопьевым будет выполнена работа, планировавшаяся с участием Овчинина, который должен был прилететь на МКС на "Союзе МС-10". В ходе выхода на поверхность станции будет выполнен ряд рутинных операций, а также вскрыта противометеоритная защита "Союза МС-09" и установлены факты, связанные с инцидентом, который произошел 30 августа.
 
— По вашей версии, кто все же просверлил "Союз МС-09"?
 
— Хотел бы сказать Пушкин, но не буду. Никаких версий нет до тех пор, пока все не будет установлено конкретными фактами.
 
— Сроки полета первого космонавта из Эмиратов в связи с аварией "Союза-ФГ" сдвигаться будут?
 
— РКК "Энергия" совместно с Центром подготовки космонавтов должны представить свои предложения по срокам и продолжительности его полета. Скорее всего, будут изменения в связи с тем, что в целом сдвигается график полетов на МКС из-за произошедшего инцидента. Но мы в полном контакте с эмиратской стороной, и думаю, что предложим вариант, который их полностью удовлетворит.
 
— По данным источников, странная ситуация сложилась с гендиректором РКК "Энергия" Сергеем Романовым. Акционеры корпорации его выбрали как гендиректора, но на заседании наблюдательного совета Роскосмоса 26 октября его кандидатура не была утверждена...
 
— Понимаете, РКК "Энергия" в отличие от Центра Хруничева до сих пор не представила план финансового оздоровления, который должен был быть принят Роскосмосом и представлен в правительство. Соответственно, мы на кадровом комитете наблюдательного совета, а потом на наблюдательном совете заслушали Сергея Юрьевича Романова. Я считаю его кандидатуру блестящей, это прекрасный специалист, конструктор, доктор наук, человек, который отвечает за пилотируемую программу, отвечал за пилотируемую программу при прежнем руководителе РКК "Энергия". Надо иметь в виду, что пилотируемая программа, за которую отвечал Романов, — это 80% той деятельности, которую вообще "Энергия" ведет. Мы считаем, что это наиболее подходящая кандидатура.
 
Но мы при этом согласны и с председателем наблюдательного совета, и я голосовал за это решение тоже, что утверждение кандидатуры Романова должно произойти после того, как будут представлены к концу года основные материалы по плану финансового оздоровления РКК и решения тех проблем, которые были связаны с задержкой реализации проектов, таких как новый разгонный блок, новый корабль "Федерация". Такие поручения даны Романову. Вчера я с ним еще раз провел совещание, мы проговорили с ним в том числе структуру РКК "Энергия", которая в полной мере должна ответить на эти вопросы. Поэтому я думаю, что в конце года набсовет к этому вопросу вернется.
 
— И Романов будет утвержден?
 
— Я надеюсь, да.
 
— Какой сейчас долг у РКК "Энергия" и по каким проектам?
 
— Долг примерно 30 млрд рублей. В основном по международным обязательствам. Есть вопросы по незакрытым пускам по космическим аппаратам, которые не вышли на орбиту или вышли, но по каким-то причинам не функционируют. Придется обеспечить перевыпуск этих спутников, поскольку страховка полностью не покрывала эти траты, соответственно, тут тоже образовалась задолженность.
 
Что делать, мы понимаем совершенно, но просто надо представить этот план действий. Роскосмос будет помогать РКК "Энергия" в решении этого вопроса.
 
— Схема оздоровления будет такая же, как в Центре Хруничева?
 
— Практически. Мы уже начали работать с банками, с правительством с тем, чтобы снять часть обязательств по изъятию средств в бюджет, чтобы сохранить за корпорацией некий финансовый маневр. Я думаю, что мы справимся.
 
— У Хруничева долг более 100 млрд рублей, у РКК "Энергия" — около 30. А сколько всего по отрасли таких долгов?
 
— Очень много. Цифру называть не хочу — не хочу пугать, но скажу, что много, наследство очень сложное.
 
— Есть ли какие-то меры в целом по отрасли, чтобы сократить издержки?
 
— Да, сегодня на первом оперативном совещании после набсовета я дал поручение подготовить директивы всем советам директоров: сократить непроизводственный персонал на 15%, ввести в качестве руководителей советов директоров соответствующих заместителей гендиректора Роскосмоса или исполнительных директоров, кто курирует эти направления, чтобы они отвечали головой за эффективность работы предприятий. Главным фактором мы ставим рост производительности труда.
 
Также я потребовал разработать шкалу зависимости заработной платы руководителя от зарплаты рабочего. Сейчас разница в зарплате руководителя и сотрудника может составлять десятки раз. Это неправильно. Зарплата руководителя должна в полной мере зависеть от роста заработной платы рабочего, инженера, конструктора, технолога.
 
— Эти показатели по соотношению зарплат руководителей и подчиненного им персонала будут в открытый доступ выкладываться?
 
— Акционерное общество имеет открытую отчетность, но есть вопросы, связанные с коммерческой тайной.
 
— Эти 15% не повлияют на производственные процессы в отрасли?
 
— Например, внешнеэкономическая деятельность будет вся у Главкосмоса, он становится оператором Роскосмоса по вопросам рынка пусковых услуг, заказа космических аппаратов, коммерческого космоса и так далее. И если эти функции переходят Главкосмосу, соответствующие подразделения, которые были на предприятиях, сокращаются. Второе — это концентрация в руках Роскосмоса основных видов закупок в интересах отрасли: металл, электроэнергия. Это тоже приведет к сокращению непроизводственного персонала.
 
Кроме того, новая утвержденная структура Роскосмоса имеет меньшее количество департаментов, чем то, что было до сих пор, меньшее количество руководителей Роскосмоса в составе правления. То есть сокращения уже начались внутри Роскосмоса: мы отказались от так называемых подснежников, их там было под 200 человек. Это те, кто числился на разных фирмах, но работали в Роскосмосе. То есть минус 200 человек в центральном аппарате Роскосмоса с сегодняшнего дня.
 
Потом, это еще отказ от всяких непрофильных активов себе для удовольствия, всяких охотхозяйств и прочего.
 
— Есть и охотхозяйства?
 
— А как вы хотели? Предприятия Роскосмоса — это старые советские производственные фирмы, которые имели все: свои детские садики, пансионаты. Причем везде: на Кавказе, в Крыму, детские пионерские лагеря в Подмосковье, поликлиники и многое другое. И сейчас расходы на их содержание идут в накладные расходы, в цену выпускаемой продукции. Это все надо пересматривать.



комментарии (0):








Материалы рубрики

Николай Проценко
EurAsia Daily
Катастрофа в Жуковском — неизбежное следствие стихийной стройки
Дмитрий Струговец
РИА Новости
Сергей Поздняков: на разработку нового скафандра требуется четыре года
Юлия Козак
Красная звезда
Подъёмная сила крыльев России

РИА Новости
Имена ответственных за катастрофу MH17 известны и будут обнародованы
Дмитрий Струговец
РИА Новости
Роскосмос: летящий на МКС робот Skybot очень общительный, с юмором
Екатерина Москвич
ТАСС
Светлана Савицкая: меня дважды выгоняли из Центра подготовки космонавтов
Алексей Паньшин
РИА Новости
Открываем двигателю для МС-21 "окно" в Европу
Павел Коряшкин, Александр Белов
Интерфакс
У директорского корпуса не должно быть соблазна, что спишут все их долги



Виктория Иванова
РИА Новости
Украина манипулирует следствием по катастрофе MH17
Сергей Сафронов
РИА Новости
За пять лет и 200 млрд рублей авианосец будет построен
Александра Джорджевич
Новая газета
Мы пытаемся сразу найти виноватого, это неправильно
Алексей Самолетов
Звезда
Самолет с искусственным интеллектом, Ил-114 и замена МиГ-31: глава "МиГ" о будущем авиации
Наталья Вальханская
Звезда
О развитии авиации на примере Су-57 и подготовке летчиков: интервью генерал-лейтенанта Андрея Юдина
Алексей Самолетов
Звезда
Новейший транспортник Ил-112 и "народный" самолет Ил-114: глава "Ил" о последних разработках

Интерфакс
Глава "ИрАэро" Юрий Лапин: "Динамика авиационного рынка такая, что нельзя останавливать выбор только на SSJ-100"
Дмитрий Решетников
ТАСС
Гендиректор Рособоронэкспорта: Россия готова поставить С-400 новым заказчикам
Екатерина Мальцева
Интерфакс
Денис Мантуров: С-500 "Прометей" готова к серийному производству
Милена Синева
ТАСС
Первый замгендиректора КРЭТ: в два раза увеличим выпуск гражданской продукции к 2020 году
Алексей Паньшин
РИА Новости
Юрий Грудинин: "Ильюшин" создаст перспективный военный транспортник
Виктория Иванова
РИА Новости
Андрей Богинский: Россия произведет в 2019 году более 200 вертолетов
Екатерина Москвич
ТАСС
Глава ЦНИИ робототехники: лунные базы должны строить роботы
Илья Морозов
Интерфакс
Гендиректор "Главкосмоса": Россия готова строить модули МКС для других стран
Алексей Паньшин
РИА Новости
Илья Тарасенко: нас просят исправить модернизированные на Украине МиГи
Мария Амирджанян
ТАСС
Главной новинкой Московского авиасалона станет самолет МС-21
Ирина Цырулева
Известия
Денис Мантуров: "Мы смотрим на будущее программы SSJ-100 с оптимизмом"
Владимир Сосницкий
Красная звезда
С мечтой о небе в сердце
Милена Синева
ТАСС
Ученый ИМБП РАН: для межпланетных полетов мы посоветуем отбирать уже летавших космонавтов
Илья Вайсберг
Журнал "АвиаСоюз"
Airbus: полувековой полет
Илья Вайсберг
Журнал "АвиаСоюз"
Непрерывное движение вперед
Любовь Кондрашова
Губернские Ведомости
Генеральный директор АО «Аэропорт Южно-Сахалинск» Никита Полонский об основных направлениях развития предприятия
Алексей Нечаев, Дарья Рыночнова
Взгляд
Трагедия «Суперджета» обнажила провалы в подготовке гражданских летчиков
Николай Новичков, Дмитрий Федюшко
ТАСС
В России создан уникальный кластер по разработке высокоточного оружия
Яна Войцеховская
КоммерсантЪ - Санкт-Петербург
В тарифах Пулково нет “жира” для инвестиционной программы
Илья Морозов
Интерфакс-АВН
Главный конструктор НПО Энергомаш: мы готовы поставлять многоразовые двигатели для российских ракет
Екатерина Москвич
ТАСС
Сергей Крикалев: первыми на Луну полетят инженеры
Александр Милкус
Комсомольская правда
Глава "Роскосмоса" Дмитрий Рогозин: "На появление нового поколения космической техники у нас есть от силы 3,5 года"
Михаил Грунин
Журнал «Гражданская авиация»
Через 10 лет задачи усложнились многократно
Алексей Паньшин
РИА Новости
Ведутся работы по роботизации "Тора"
Сергей Сафронов
РИА Новости
Виктор Кладов: на выставке LIMA-2019 русские "украли" шоу
Сергей Сафронов
РИА Новости
Виктор Кладов: летчики ВВС Малайзии смогут "пощупать" Як-130 на LIMA-2019
Сергей Сафронов
РИА Новости
Треть экспорта российского оружия приходится на авиацию
Екатерина Мальцева
Интерфакс
Денис Мантуров: самолеты МС-21 обладают серьезным потенциалом на азиатском рынке
Яна Войцеховская
КоммерсантЪ
"Мы ориентируемся на опыт Жуковского"
Иван Сафронов, Александра Джорджевич
КоммерсантЪ
"Нельзя брать контракт, а потом думать, как же его выполнить"
Елизавета Кузнецова
КоммерсантЪ
"Пока самолет не летает — он полностью безопасен"
Илья Вайсберг
Журнал "АвиаСоюз"
Аэросила – это сила
Виктор Худолеев
"Красная звезда"
Мы гордимся нашими лётчиками!
Алена Павлова
Московский Комсомолец
Почему Boeing 737 MAX запретили летать в России: тайны авиакатастрофы
Милена Синева
ТАСС
"Печать микроорганов быстрее, чем на Земле". "Инвитро" об испытании биопринтера на МКС
Федор Боровиков
Российская газета
Выиграет тот, кто уйдет в цифровизацию

 

 

 

 

Реклама от YouDo
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer