Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное



Главная Обзоры СМИ Интервью


Владимир Бугров:
Слетевший с орбиты


14 ноября 2018 года Наталия Ячменникова, Российская газета


Полет "Бурана" - 205 минут 15 ноября 1988 года стали оглушительной сенсацией. Впервые в мире советский многоразовый корабль приземлился в автоматическом режиме. Американские шаттлы этому так и не научились: садились только в ручном. Почему триумфальный полет оказался единственным? Об этом "РГ" беседует с ведущим конструктором по пилотируемым ракетно-космическим комплексам для экспедиции на Луну и "Энергия-Буран" Владимиром Бугровым.

Владимир Евграфович, "Буран" и сегодня остается самым сложным из когда-либо созданных космических комплексов?

Владимир Бугров: Верно. Мировая ракетно-космическая техника не знает ничего похожего по масштабу и сложности.

А кому впервые пришла в голову идея объединить самолет и ракету?

Владимир Бугров: Еще Циолковский и Цандер, мечтая о межпланетных полетах, представляли себе космический корабль крылатым. То есть использующим не только ракетный двигатель, но и подъемную силу крыла. А их ученик Сергей Королев уже в 1933 году в ГИРДе практически приступил к созданию ракетоплана - установил ракетный двигатель на планер. В 1940 году впервые в СССР на его ракетоплане РП-318-1 выполнил полет летчик Федоров.

Почему же "Буран" стал нашим ответом американцам? Почему не мы тут первые?

Владимир Бугров: Могли. Хотя так задача в то время не ставилась. В феврале 1953 года вышло постановление о назначении Королева главным конструктором межконтинентальных баллистических ракет и межконтинентальных крылатых ракет. Всего за год (!) Сергей Павлович провел проектную разработку, привлек кооперацию, начал изготовление и подготовку к испытаниям экспериментальной крылатой ракеты.

Но, оценив сложность работы сразу по двум направлениям, Королев принимает решение остановиться на баллистических. Всю техническую документацию по крылатым передали в ОКБ-301 Семена Лавочкина. Ракету назвали "Буря". Ее первый удачный пуск состоялся 22 мая 1958 года. Всего было проведено 19 пусков. "Буря" стала выдающимся достижением - она превосходила американский аналог "Навахо". Прорабатывались варианты пилотируемой и возвращаемой второй ступенью. Мы в начале 60-х могли иметь прототип "Бурана". Однако Королев доказал сам себе: "семерка" как оружие эффективнее "Бури". И работы по "Буре" были прекращены.

Главное отличие от шаттла: у нас полноценная 100-тонная ракета могла выводить корабль "Буран" или любые грузы

А через двенадцать лет интерес к идее объединить самолет с ракетой проявили американцы?

Владимир Бугров: Да. В январе 1972 года президент Никсон утвердил программу "Спейс шаттл". Кстати, за океаном у нее было много противников: многие не видели никакой экономической выгоды.

Но ведь единого мнения насчет многоразовости, насколько я знаю, у нас тоже не было?

Владимир Бугров: Не было. В конце апреля 1972 года состоялось расширенное обсуждение с участием министра Сергея Афанасьева, представителей головных институтов, главных конструкторов Василия Мишина и Владимира Челомея. Выводы? Челноки для выведения полезных грузов на орбиту неэффективны и уступают по стоимости одноразовым ракетам. Серьезных задач, требующих возврата космических аппаратов с орбиты, нет. Создаваемая американцами система "Спейс шаттл" реальной стратегической угрозы не несет. Жизнь подтвердила эти выводы.

Так зачем же создавался наш челнок?

Владимир Бугров: "Буран",как и шаттл, создавался не для того, чтобы выводить, а для того, чтобы спускать с орбиты 20 тонн груза. Американцы, затевая "звездные войны", собирались возвращать с орбиты для профилактики военные спутники. Но их ресурс со временем увеличился, и возвращать на Землю устаревший за десять лет аппарат, как стало ясно впоследствии, глупо. Но в то время именно неизвестность будущих задач американского шаттла обусловила решение наших стратегов обеспечить аналогичные возможности для адекватного ответа будущим вызовам вероятного противника.

Помните день старта?

Владимир Бугров: Еще бы. За 30 минут до запуска синоптики "порадовали" штормовым предупреждением: надвигался циклон с дождем и шквалистым ветром до 19 м/с. Главные конструкторы Губанов, Семенов и Лозино-Лозинский под свою ответственность приняли решение: пускать. МРКК "Энергия-Буран" стартовал точно по графику в 06.00.1,25 по московскому времени. На 482-й секунде полета "Буран" отделился от блока Ц и сформировал рабочую орбиту. Выполнено все по программе полета. В 08.20 над Тихим океаном включился маршевый двигатель для выдачи тормозного импульса. "Буран" вошел в атмосферу со скоростью, в десять раз превышающей скорость звука.

Много писали, что точность приземления "Бурана" сразила всех наповал?

Владимир Бугров: Не писали другое. При выходе в контрольную точку с высоты 20 км "Буран" "заложил" маневр, повергший всех в шок: вместо запланированного захода на посадку с юго-востока корабль энергично отвернул влево и стал заходить с северо-востока с креном 45° на правое крыло. Вероятность выбора такой траектории была менее 3 процентов. И это было самое правильное "решение" корабля! Он приземлился с отклонением от осевой линии всего З метра.

Почему ошеломляющий полет стал единственным?

Владимир Бугров: Чтобы сделать систему "Энергия-Буран" хоть сколько-нибудь рентабельной, надо было спускать на Землю 20 тонн грузов не меньше четырех раз в год. Больше ракет мы за год делать не умели. Но ни Академия наук, ни военные не были в состоянии придумать такой грузопоток в 80 тонн с орбиты. И замыслов таких не было.

А почему не сделали транспортным средством ракету "Энергия"?

Владимир Бугров: Вопрос. Ведь в этом главное выгодное отличие от шаттла: у нас полноценная 100-тонная ракета может выводить корабль "Буран" или любые грузы. У них корабль выводится двумя твердотопливными ускорителями и двигателем, установленным на корабле, топливо для которого в подвесном баке. Кстати, мне официально поручали заниматься целевым использованием "Бурана". И среди большого перечня задач я не обнаружил ни одной, которую нельзя было бы успешнее решить на одноразовом носителе.

Как вы считаете, будущее за многоразовыми системами?

Владимир Бугров: Идеальной многоразовой системой я считаю воздушно-космический самолет, взлетающий с аэродрома, выполняющий операции на орбите и возвращающийся на аэродром. Такой проект разработал у нас в НПО Павел Цыбин. В 1985 году я написал письмо президенту Горбачеву с предложением использовать задел по "Бурану" для создания ВКС по проекту Цыбина. Горбачев принял адекватные решения. Был приказ министра, и работы были развернуты. Если бы не перестройка, судьба "Бурана" могла сложиться по-иному. Если честно, то успех "Бурана" для меня лично сопровождается чувством досады.

Дело даже не в том, что первый полет "Бурана" стал последним. Досада от другого. Главным замыслом Королева, утвержденным двумя постановлениями правительства, была экспедиция на Марс. И реальный фундамент для ее дальнейшей разработки к 1974 году был создан. Был подготовлен к запуску комплекс Н1-Л3 для экспедиции на Луну в беспилотном варианте. Как и "Буран". Мы получили огромнейший опыт создания крупномасштабных изделий. Однако эта программа была уничтожена. А ведь вся более чем двадцатилетняя титаническая эпопея по совершенствованию методов работы и построению эффективного производственного процесса, развернутая на королевском предприятии, с успехом могла обеспечить подготовку и осуществление экспедиции советского человека на Марс. Но, к большому сожалению, "Буран" занял ее место.

Кстати

Всего было построено пять летных экземпляров корабля "Буран".

Корабль 1.01 - летал. Хранился в монтажно-испытательном корпусе на Байконуре. В мае 2002 г. уничтожен при обрушении крыши.

Корабль 1.02 - должен был совершить второй полет и стыковаться со станцией "Мир". Экспонат музея Байконура.

Корабль 2.01 - был готов на 30-50%. Находился на Тушинском машзаводе, потом на причале Химкинского водохранилища. В 2011 г. перевезен для реставрации в ЛИИ, г. Жуковский.

Корабль 2.02 - был готов на 10-20%. Разобран на стапелях завода.

Корабль 2.03 - задел уничтожен.

Справка "РГ"

1. Главный конструктор многоразовой космической системы, включая МРКК "Энергия-Буран":

- до 1982 г. - Игорь Садовский

- с 1982 г. - Борис Губанов

2. Главный конструктор орбитального корабля "Буран":

- с 1981 г. - Юрий Семенов

- до 1981 г. - заместитель Садовского по ОК "Буран" Павел Цыбин

3. Главный конструктор ракеты "Энергия":

- до 1982 г. - Игорь Садовский

- с 1982 г. - Борис Губанов.

4. Главный конструктор планера орбитального корабля "Буран" - Глеб Лозино-Лозинский

5. Генеральный конструктор НПО "Энергия" и главный конструктор двигателей боковых блоков ракеты "Энергия" - Валентин Глушко

*Это расширенная версия текста, опубликованного в номере "РГ"




комментарии (0):







Материалы рубрики

Виктория Иванова
РИА Новости
Андрей Богинский: Россия произведет в 2019 году более 200 вертолетов
Екатерина Москвич
ТАСС
Глава ЦНИИ робототехники: лунные базы должны строить роботы
Илья Морозов
Интерфакс
Гендиректор "Главкосмоса": Россия готова строить модули МКС для других стран
Алексей Паньшин
РИА Новости
Илья Тарасенко: нас просят исправить модернизированные на Украине МиГи
Мария Амирджанян
ТАСС
Главной новинкой Московского авиасалона станет самолет МС-21
Ирина Цырулева
Известия
Денис Мантуров: "Мы смотрим на будущее программы SSJ-100 с оптимизмом"
Владимир Сосницкий
Красная звезда
С мечтой о небе в сердце
Милена Синева
ТАСС
Ученый ИМБП РАН: для межпланетных полетов мы посоветуем отбирать уже летавших космонавтов



Илья Вайсберг
Журнал "АвиаСоюз"
Airbus: полувековой полет
Илья Вайсберг
Журнал "АвиаСоюз"
Непрерывное движение вперед
Любовь Кондрашова
Губернские Ведомости
Генеральный директор АО «Аэропорт Южно-Сахалинск» Никита Полонский об основных направлениях развития предприятия
Алексей Нечаев, Дарья Рыночнова
Взгляд
Трагедия «Суперджета» обнажила провалы в подготовке гражданских летчиков
Николай Новичков, Дмитрий Федюшко
ТАСС
В России создан уникальный кластер по разработке высокоточного оружия
Яна Войцеховская
КоммерсантЪ - Санкт-Петербург
В тарифах Пулково нет “жира” для инвестиционной программы
Илья Морозов
Интерфакс-АВН
Главный конструктор НПО Энергомаш: мы готовы поставлять многоразовые двигатели для российских ракет
Екатерина Москвич
ТАСС
Сергей Крикалев: первыми на Луну полетят инженеры
Александр Милкус
Комсомольская правда
Глава "Роскосмоса" Дмитрий Рогозин: "На появление нового поколения космической техники у нас есть от силы 3,5 года"
Михаил Грунин
Журнал «Гражданская авиация»
Через 10 лет задачи усложнились многократно
Алексей Паньшин
РИА Новости
Ведутся работы по роботизации "Тора"
Сергей Сафронов
РИА Новости
Виктор Кладов: на выставке LIMA-2019 русские "украли" шоу
Сергей Сафронов
РИА Новости
Виктор Кладов: летчики ВВС Малайзии смогут "пощупать" Як-130 на LIMA-2019
Сергей Сафронов
РИА Новости
Треть экспорта российского оружия приходится на авиацию
Екатерина Мальцева
Интерфакс
Денис Мантуров: самолеты МС-21 обладают серьезным потенциалом на азиатском рынке
Яна Войцеховская
КоммерсантЪ
"Мы ориентируемся на опыт Жуковского"
Иван Сафронов, Александра Джорджевич
КоммерсантЪ
"Нельзя брать контракт, а потом думать, как же его выполнить"
Елизавета Кузнецова
КоммерсантЪ
"Пока самолет не летает — он полностью безопасен"
Илья Вайсберг
Журнал "АвиаСоюз"
Аэросила – это сила
Виктор Худолеев
"Красная звезда"
Мы гордимся нашими лётчиками!
Алена Павлова
Московский Комсомолец
Почему Boeing 737 MAX запретили летать в России: тайны авиакатастрофы
Милена Синева
ТАСС
"Печать микроорганов быстрее, чем на Земле". "Инвитро" об испытании биопринтера на МКС
Федор Боровиков
Российская газета
Выиграет тот, кто уйдет в цифровизацию
Иван Сафронов
КоммерсантЪ
"Группировка будет развернута в любом случае: с нашим участием или без него"
Екатерина Мальцева
Интерфакс
Глава "Вертолетов России": Локализация Ка-226Т в Индии - это проект на 8-10 лет
Екатерина Мальцева
Интерфакс-АВН
Россия уже начала производство С-400 для Индии
Милена Синева
ТАСС
Космонавт Тарелкин: эксперимент SIRIUS — начало технической подготовки к лунным миссиям
Алексей Паньшин
РИА Новости
Юрий Слюсарь: ВКС России получат первый серийный Су-57 в этом году
Мария Амирджанян
ТАСС
Недостатка инвесторов в нацпроекты мы не испытываем
Екатерина Мальцева
Интерфакс
Вице-президент ОАК по ВТС: Истребитель пятого поколения Су-57 может пойти на экспорт

Транспорт России
ЦСР ГА: новые решения для отрасли

РИА Новости
Поисковой работы хватит и на внуков
Александра Джорджевич
КоммерсантЪ
"Политическая ситуация в Венесуэле нас весьма и весьма беспокоит"

Бизнес России
50 лет во главе "Гидромаша"
Дмитрий Струговец
РИА Новости
Анатолий Петрукович: сотрудничество в исследованиях космоса выгодно всем
Наталия Ячменникова
Российская газета
Рейс 2018: разбор полета
Наталия Ячменникова
Российская газета
Полеты в коридорах
Сергей Нестеренко
Аргументы и факты
МС-21: страха нет. Российский самолет полетит на отечественных композитах
Инна Сидоркова
РБК
Рогозин — РБК: "Формула "космос вне политики" не работает"
Алексей Заквасин
RT
"Мы сделаем шаг вперёд"

РИА Новости
За девять лет Аэрофлот претерпел настоящую цифровую трансформацию
Александра Джорджевич, Иван Сафронов
КоммерсантЪ
"Нет нерешаемых задач, есть просто плохие решения"

 

 

 

 

Реклама от YouDo
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer