Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное



Главная Обзоры СМИ Интервью


Владимир Бугров:
Слетевший с орбиты


14 ноября 2018 года Наталия Ячменникова, Российская газета


Полет "Бурана" - 205 минут 15 ноября 1988 года стали оглушительной сенсацией. Впервые в мире советский многоразовый корабль приземлился в автоматическом режиме. Американские шаттлы этому так и не научились: садились только в ручном. Почему триумфальный полет оказался единственным? Об этом "РГ" беседует с ведущим конструктором по пилотируемым ракетно-космическим комплексам для экспедиции на Луну и "Энергия-Буран" Владимиром Бугровым.

Владимир Евграфович, "Буран" и сегодня остается самым сложным из когда-либо созданных космических комплексов?

Владимир Бугров: Верно. Мировая ракетно-космическая техника не знает ничего похожего по масштабу и сложности.

А кому впервые пришла в голову идея объединить самолет и ракету?

Владимир Бугров: Еще Циолковский и Цандер, мечтая о межпланетных полетах, представляли себе космический корабль крылатым. То есть использующим не только ракетный двигатель, но и подъемную силу крыла. А их ученик Сергей Королев уже в 1933 году в ГИРДе практически приступил к созданию ракетоплана - установил ракетный двигатель на планер. В 1940 году впервые в СССР на его ракетоплане РП-318-1 выполнил полет летчик Федоров.

Почему же "Буран" стал нашим ответом американцам? Почему не мы тут первые?

Владимир Бугров: Могли. Хотя так задача в то время не ставилась. В феврале 1953 года вышло постановление о назначении Королева главным конструктором межконтинентальных баллистических ракет и межконтинентальных крылатых ракет. Всего за год (!) Сергей Павлович провел проектную разработку, привлек кооперацию, начал изготовление и подготовку к испытаниям экспериментальной крылатой ракеты.

Но, оценив сложность работы сразу по двум направлениям, Королев принимает решение остановиться на баллистических. Всю техническую документацию по крылатым передали в ОКБ-301 Семена Лавочкина. Ракету назвали "Буря". Ее первый удачный пуск состоялся 22 мая 1958 года. Всего было проведено 19 пусков. "Буря" стала выдающимся достижением - она превосходила американский аналог "Навахо". Прорабатывались варианты пилотируемой и возвращаемой второй ступенью. Мы в начале 60-х могли иметь прототип "Бурана". Однако Королев доказал сам себе: "семерка" как оружие эффективнее "Бури". И работы по "Буре" были прекращены.

Главное отличие от шаттла: у нас полноценная 100-тонная ракета могла выводить корабль "Буран" или любые грузы

А через двенадцать лет интерес к идее объединить самолет с ракетой проявили американцы?

Владимир Бугров: Да. В январе 1972 года президент Никсон утвердил программу "Спейс шаттл". Кстати, за океаном у нее было много противников: многие не видели никакой экономической выгоды.

Но ведь единого мнения насчет многоразовости, насколько я знаю, у нас тоже не было?

Владимир Бугров: Не было. В конце апреля 1972 года состоялось расширенное обсуждение с участием министра Сергея Афанасьева, представителей головных институтов, главных конструкторов Василия Мишина и Владимира Челомея. Выводы? Челноки для выведения полезных грузов на орбиту неэффективны и уступают по стоимости одноразовым ракетам. Серьезных задач, требующих возврата космических аппаратов с орбиты, нет. Создаваемая американцами система "Спейс шаттл" реальной стратегической угрозы не несет. Жизнь подтвердила эти выводы.

Так зачем же создавался наш челнок?

Владимир Бугров: "Буран",как и шаттл, создавался не для того, чтобы выводить, а для того, чтобы спускать с орбиты 20 тонн груза. Американцы, затевая "звездные войны", собирались возвращать с орбиты для профилактики военные спутники. Но их ресурс со временем увеличился, и возвращать на Землю устаревший за десять лет аппарат, как стало ясно впоследствии, глупо. Но в то время именно неизвестность будущих задач американского шаттла обусловила решение наших стратегов обеспечить аналогичные возможности для адекватного ответа будущим вызовам вероятного противника.

Помните день старта?

Владимир Бугров: Еще бы. За 30 минут до запуска синоптики "порадовали" штормовым предупреждением: надвигался циклон с дождем и шквалистым ветром до 19 м/с. Главные конструкторы Губанов, Семенов и Лозино-Лозинский под свою ответственность приняли решение: пускать. МРКК "Энергия-Буран" стартовал точно по графику в 06.00.1,25 по московскому времени. На 482-й секунде полета "Буран" отделился от блока Ц и сформировал рабочую орбиту. Выполнено все по программе полета. В 08.20 над Тихим океаном включился маршевый двигатель для выдачи тормозного импульса. "Буран" вошел в атмосферу со скоростью, в десять раз превышающей скорость звука.

Много писали, что точность приземления "Бурана" сразила всех наповал?

Владимир Бугров: Не писали другое. При выходе в контрольную точку с высоты 20 км "Буран" "заложил" маневр, повергший всех в шок: вместо запланированного захода на посадку с юго-востока корабль энергично отвернул влево и стал заходить с северо-востока с креном 45° на правое крыло. Вероятность выбора такой траектории была менее 3 процентов. И это было самое правильное "решение" корабля! Он приземлился с отклонением от осевой линии всего З метра.

Почему ошеломляющий полет стал единственным?

Владимир Бугров: Чтобы сделать систему "Энергия-Буран" хоть сколько-нибудь рентабельной, надо было спускать на Землю 20 тонн грузов не меньше четырех раз в год. Больше ракет мы за год делать не умели. Но ни Академия наук, ни военные не были в состоянии придумать такой грузопоток в 80 тонн с орбиты. И замыслов таких не было.

А почему не сделали транспортным средством ракету "Энергия"?

Владимир Бугров: Вопрос. Ведь в этом главное выгодное отличие от шаттла: у нас полноценная 100-тонная ракета может выводить корабль "Буран" или любые грузы. У них корабль выводится двумя твердотопливными ускорителями и двигателем, установленным на корабле, топливо для которого в подвесном баке. Кстати, мне официально поручали заниматься целевым использованием "Бурана". И среди большого перечня задач я не обнаружил ни одной, которую нельзя было бы успешнее решить на одноразовом носителе.

Как вы считаете, будущее за многоразовыми системами?

Владимир Бугров: Идеальной многоразовой системой я считаю воздушно-космический самолет, взлетающий с аэродрома, выполняющий операции на орбите и возвращающийся на аэродром. Такой проект разработал у нас в НПО Павел Цыбин. В 1985 году я написал письмо президенту Горбачеву с предложением использовать задел по "Бурану" для создания ВКС по проекту Цыбина. Горбачев принял адекватные решения. Был приказ министра, и работы были развернуты. Если бы не перестройка, судьба "Бурана" могла сложиться по-иному. Если честно, то успех "Бурана" для меня лично сопровождается чувством досады.

Дело даже не в том, что первый полет "Бурана" стал последним. Досада от другого. Главным замыслом Королева, утвержденным двумя постановлениями правительства, была экспедиция на Марс. И реальный фундамент для ее дальнейшей разработки к 1974 году был создан. Был подготовлен к запуску комплекс Н1-Л3 для экспедиции на Луну в беспилотном варианте. Как и "Буран". Мы получили огромнейший опыт создания крупномасштабных изделий. Однако эта программа была уничтожена. А ведь вся более чем двадцатилетняя титаническая эпопея по совершенствованию методов работы и построению эффективного производственного процесса, развернутая на королевском предприятии, с успехом могла обеспечить подготовку и осуществление экспедиции советского человека на Марс. Но, к большому сожалению, "Буран" занял ее место.

Кстати

Всего было построено пять летных экземпляров корабля "Буран".

Корабль 1.01 - летал. Хранился в монтажно-испытательном корпусе на Байконуре. В мае 2002 г. уничтожен при обрушении крыши.

Корабль 1.02 - должен был совершить второй полет и стыковаться со станцией "Мир". Экспонат музея Байконура.

Корабль 2.01 - был готов на 30-50%. Находился на Тушинском машзаводе, потом на причале Химкинского водохранилища. В 2011 г. перевезен для реставрации в ЛИИ, г. Жуковский.

Корабль 2.02 - был готов на 10-20%. Разобран на стапелях завода.

Корабль 2.03 - задел уничтожен.

Справка "РГ"

1. Главный конструктор многоразовой космической системы, включая МРКК "Энергия-Буран":

- до 1982 г. - Игорь Садовский

- с 1982 г. - Борис Губанов

2. Главный конструктор орбитального корабля "Буран":

- с 1981 г. - Юрий Семенов

- до 1981 г. - заместитель Садовского по ОК "Буран" Павел Цыбин

3. Главный конструктор ракеты "Энергия":

- до 1982 г. - Игорь Садовский

- с 1982 г. - Борис Губанов.

4. Главный конструктор планера орбитального корабля "Буран" - Глеб Лозино-Лозинский

5. Генеральный конструктор НПО "Энергия" и главный конструктор двигателей боковых блоков ракеты "Энергия" - Валентин Глушко

*Это расширенная версия текста, опубликованного в номере "РГ"




комментарии (0):










Материалы рубрики

Борис Клин
Известия
Главное о героях: как обычный авиарейс может потребовать необычного мужества
Александр Пинчук
Красная звезда
В воздухе и космосе им равных нет
Алексей Песляк
ТАСС
Глава НПО "Энергомаш": российские ракетные двигатели дешевле, чем зарубежные аналоги
Герман Костринский
КоммерсантЪ
"Отката, возврата назад не будет". Глава Росавиации Александр Нерадько о национальных интересах, сертификатах и фантиках
Елена Карьгина, Артур Шайхутдинов
ТАСС
Директор по международному сотрудничеству Ростеха: Россия готова делиться технологиями
Алексей Песков
Военно-промышленный курьер
Катастрофа "Курска" могла стоить жизни летчикам
Сергей Сафронов
РИА Новости
Александр Михеев: Россия поставит Турции второй полк С-400
Дмитрий Решетников
ТАСС
Александр Блошенко: следующий шаг для человечества — это Луна



Елена Герцен
Сахалин P.S.
На волне перемен

Журнал "Вертолетная индустрия"
«ПАНХ» завтра – надежность, молодость, интеллект
Александр Тихонов
Красная звезда
Крылатые транспортники не подведут
Александр Белов, Екатерина Мальцева
Интерфакс
Анатолий Сердюков: не надо рисовать апокалипсис, авиастроение будет жить
Алексей Паньшин
РИА Новости
Александр Охонько: возможности VRT500 намного шире американского Robinson
Илья Вайсберг
Журнал "АвиаСоюз"
Россия в мировом авиационном сообществе
Герман Костринский
КоммерсантЪ
Отмена роялти за перелет над Россией назрела давным-давно
Кирилл Вышинский
РИА Новости
"Люди Донбасса". Интервью со "свидетелем" по делу МН17 Владимиром Цемахом
Алексей Паньшин
РИА Новости
Обнаружим любую МБР, и агрессора настигнет ответный удар
Илья Вайсберг
Журнал "АвиаСоюз"
«Якутия»: от Арктики до Японии
Елена Гриценко
ТАСС
Глава "Концерна КЭМЗ": туристов в горы Дагестана повезем на "летающем лимузине"
Илья Вайсберг
Журнал "АвиаСоюз"
"Диверсификация в авиастроении – один из приоритетов в деятельности коллегии ВПК РФ"
Алексей Паньшин
РИА Новости
Сергей Хохлов: создаем операционную систему для самолета МС-21
Олег Фаличев
Военно-промышленный курьер
Какие разработки корпорации "Тактическое ракетное вооружение" скрывает фюзеляж Су-57
Инна Сидоркова, Кирилл Сироткин
РБК
Закрыть полностью страну технически невозможно
Алексей Паньшин
РИА Новости
Работаем над улучшением двигателя для МС-21
Алексей Паньшин
РИА Новости
Авиастроение, вероятно, ждет масштабная реформа
Алексей Паньшин
РИА Новости
Выпустим столько "наследников" Ан-2, сколько потребуется
Константин Сивков
Военно-промышленный курьер
Бочка с бензином – новая фигура пилотажа
Карина Степанова
РИА Новости
Светлана Петрова: Грузия накопила долг в миллион долларов за аэронавигацию
Екатерина Москвич
ТАСС
Начальник ЦПК имени Гагарина: на МАКС мы расскажем, что стать космонавтом не страшно
Галина Волынец
Известия
"Работа пилота основана на путешествиях"
Галина Волынец
Известия
Чешский пилот Иван Яноуш: "Все молодые летчики в России хотят работать в "Аэрофлоте"

Интерфакс
Гендиректор "Аэрофлота": я бы ставил вопрос не о приватизации "Победы", а о том, почему нет больше лоукостеров в стране
Екатерина Мальцева
Интерфакс
Денис Мантуров: строительство первой партии модернизированных "стратегов" Ту-160М уже идёт
Анна Урманцева
Известия
"В робота "Федора" заложены секретные возможности"
Шамиль Байбеков
Транспорт России
Программный тренд авиаотрасли. Региональный вектор – новые рабочие места и миллиарды экономии.
Наталия Ячменникова
Российская газета
Будем летать
Наталия Ячменникова
Российская газета
Борьба за пламенный мотор
Николай Проценко
EurAsia Daily
Авария в Жуковском — неизбежное следствие стихийной стройки
Дмитрий Струговец
РИА Новости
Сергей Поздняков: на разработку нового скафандра требуется четыре года
Юлия Козак
Красная звезда
Подъёмная сила крыльев России

РИА Новости
Имена ответственных за катастрофу MH17 известны и будут обнародованы
Дмитрий Струговец
РИА Новости
Роскосмос: летящий на МКС робот Skybot очень общительный, с юмором
Екатерина Москвич
ТАСС
Светлана Савицкая: меня дважды выгоняли из Центра подготовки космонавтов
Алексей Паньшин
РИА Новости
Открываем двигателю для МС-21 "окно" в Европу
Павел Коряшкин, Александр Белов
Интерфакс
У директорского корпуса не должно быть соблазна, что спишут все их долги
Виктория Иванова
РИА Новости
Украина манипулирует следствием по катастрофе MH17
Сергей Сафронов
РИА Новости
За пять лет и 200 млрд рублей авианосец будет построен
Александра Джорджевич
Новая газета
Мы пытаемся сразу найти виноватого, это неправильно
Алексей Самолетов
Звезда
Самолет с искусственным интеллектом, Ил-114 и замена МиГ-31: глава "МиГ" о будущем авиации
Наталья Вальханская
Звезда
О развитии авиации на примере Су-57 и подготовке летчиков: интервью генерал-лейтенанта Андрея Юдина

 

 

 

 

Реклама от YouDo
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer