Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное



Главная Обзоры СМИ Интервью


Сергей Сопов:
S7 готова взять в концессию российский сегмент МКС


13 февраля 2018 года Дмитрий Струговец, Известия


Администрация президента США Дональда Трампа объявила о намерении приватизировать свою часть Международной космической станции: после 2024 года финансирование МКС по линии NASA планируется остановить и передать американский сегмент станции в частные руки. Идею коммерческого использования МКС рассматривают и в России. О планах создания орбитального космодрома и о желании взять российский сегмент МКС в концессию в интервью «Известиям» рассказал генеральный директор компании «S7 космические транспортные системы» Сергей Сопов.

Сергей Сопов
Сергей Сопов, генеральный директор компании «S7 космические транспортные системы».

— Состоявшийся в конце декабря старт ракеты «Зенит» стал первым, где вы выступили как оператор. В чем заключалась работа специалистов S7?

— Наше участие в проекте запуска космического аппарата Angosat-1 определялось необходимостью использования для этого носителя «Зенит». Такая же ракета используется на космодроме «Морской старт». В нашей команде работают специалисты по проведению стартов «Зенита», поэтому нам предложили взять на себя часть функций в этом проекте. За год мы получили опыт организации пусковых услуг, наработали деловые связи со всеми предприятиями, которые участвуют в кооперации по этим носителям.

— Известно, что сначала с ангольским спутником не удавалось установить связь, затем его не смогли удержать в нужной точке стояния. Вы принимаете участие в работах с Angosat, в комиссии по расследованию случившегося?

— Мы не имеем отношения к аппарату. Мы лишь выполнили задачу по выведению спутника на целевую орбиту.

— Закрыта ли уже сделка по приобретению «Морского старта»?

— ‎Мы получили принципиальное решение от регулирующих органов США на покупку имущественного комплекса проекта «Морской старт». В частности, получено разрешение от Госдепартамента США. Рассчитываем, что сделка будет закрыта в конце I — начале II квартала 2018 года.

— Сколько уже вложено в проект и какие инвестиции еще потребуются?

— Общая сумма инвестиций в приобретение космодрома «Морской старт», включая вывод его из консервации, составляет около $150 млн. Вопрос о привлечении каких-либо дополнительных средств пока не обсуждается.

— ‎Когда состоится первый старт «Зенита» по возобновленной программе «Морского старта»?

— ‎На первый запуск с морской платформы мы намерены выйти в конце 2019 года. Полезная нагрузка еще не определена, ведутся переговоры с потенциальными заказчиками. Сама ракета находится в высокой степени заводской готовности. Работы были начаты еще в прежние годы. Кроме того, на «Южмаше» в производстве находится еще один носитель. Он также может быть собран в кратчайшие сроки. Всего же мы заказали у «Южмаша» производство 12 «Зенитов».

— В этих ракетах всегда имелось большое количество российских комплектующих. Отечественные предприятия продолжат их производить?

— Естественно. Без участия предприятий российской ракетно-космической отрасли изготовить «Зенит» невозможно. В состав данного носителя входят полностью изготавливаемый в России двигатель первой ступени РД-171, камера сгорания второй ступени, система управления и многие другие компоненты. Всего в кооперации задействовано около 150 отечественных предприятий. Их доля в стоимостном выражении от себестоимости ракеты составляет 80%. Выполнение контракта на 12 «Зенитов» принесет российским предприятиям полмиллиарда долларов.

Помимо того, учитывая высокую унификацию ракет «Зенит» и «Союз-5», участие отечественных предприятий в возобновлении проекта «Морской старт» обеспечит их стабильной загрузкой и позволит плавно выйти на производство новых ракет среднего класса.

С политической точки зрения «Морской старт» также важен как один из немногих уцелевших «мостиков» между Россией и США. И, что особенно ценно, что он сохранился в такой высокотехнологичной сфере, как ракетно-космическая техника и пусковые услуги.

— Собирать ракету будут в Америке?

— Да, «Южмаш» поставляет в Соединенные Штаты первые две ступени «Зенита», там же произойдет окончательная сборка. Так предусмотрено межгосударственным соглашением США и России. И на это есть соответствующие лицензии от госорганов Соединенных Штатов.
 
—‎ На сколько лет хватит заказанного количества ракет?

— ‎Нами сформирована пусковая программа до 2023 года включительно. Для выхода проекта на самоокупаемость необходимо проводить по 3–4 старта в год. Заказанных «Зенитов» нам должно хватить до момента создания ракеты «Союз-5», то есть до конца 2022 года.

— Судя по показанной вами на конференции «Космос как бизнес» презентации, внешний вид ракеты, которую вы желаете получить, отличается от того, что разрабатывает РКК «Энергия». Вас действительно не устраивает «Союз-5»?

— Перед тем как приобрести «Морской старт», мы тщательно проанализировали рынок пусковых услуг и перспективы его развития. ‎Сформировано видение того, как должна выглядеть перспективная коммерчески успешная ракета среднего класса. Мы исходим из того, что уже представлено и может появиться на рынке пусковых услуг в ближайшие годы. Все видят успехи компании SpaceX с ее Falcon 9. Blue Origin также экспериментирует с возвращаемой ступенью. Конкурентоспособная ракета должна быть двухступенчатой, дешевой в производстве и обслуживании, с многоразовой первой ступенью. Если многоразовость не обеспечивается, ракета должна быть еще дешевле, чтобы конкурировать по цене с таким носителем. В теории известно, что эффективность многоразовой системы начинается с шести стартов в год. Если запусков меньше, то целесообразнее использовать дешевую одноразовую ракету.

В идеале необходимо семейство унифицированных ракет с разными первыми ступенями. Для пилотируемых проектов — одноразовый носитель с надежными двигателями. Для запуска космических аппаратов — вариант с многоразовой ступенью подешевле и одноразовый — дороже, но с большей грузоподъемностью.

Пока же нам предлагают трехступенчатый и дорогой носитель. «Союз-5» — это, по сути, подросшая и потолстевшая ракета «Зенит». Это замечательный носитель с прекрасными техническими характеристиками, но повторять его на новом техническом уровне, к тому же к 2022 году, когда наши конкуренты уйдут еще дальше, выглядит не самым оптимальным решением. Совместно с РКК «Энергия» и другими предприятиями отрасли мы рассматриваем различные варианты снижения стоимости и повышения конкурентоспособности новой ракеты.

— То есть когда владелец группы компаний S7 Владислав Филев объявил о планах закупки 50 носителей и опционе еще на 35, он имел в виду не «Союз-5», а ваш вариант ракеты?

— Технические возможности «Морского старта» позволяют эксплуатировать его до 2045–2050 года. Мы готовы сразу сделать крупный заказ, но должны быть уверены, что это будет та ракета, которая способна приносить прибыль, а не убытки.

— Расскажите об «орбитальном космодроме», который вы предлагаете построить «Роскосмосу». Что это?

— ‎«Роскосмос», NASA и другие космические агентства планируют создать на окололунной орбите посещаемую станцию. Соответственно средств на эксплуатацию сразу двух станций — МКС и у Луны — не хватит ни у России, ни у США. В этой связи все государства — участники проекта МКС заинтересованы в привлечении частных компаний к работе на низкой околоземной орбите. Мы готовы сотрудничать с «Роскосмосом» в этом вопросе. Для нас российский сегмент МКС представляет интерес как научная и промышленная площадка, где можно наладить уникальные производства, сборку космических аппаратов,​ организовать «хаб» для дальнейшей экспансии — освоения Луны и Марса.

При наличии на околоземной орбите космической инфраструктуры нет необходимости создавать сверхдорогие сверхтяжелые ракеты, чтобы запускать межпланетные корабли и зонды. Их сборку из более мелких модулей можно проводить прямо на МКС или рядом с ней. А экипажи сначала доставлять на станцию и оттуда перевозить на корабль, который летит, допустим, к Луне. Во-первых, это окажется экономичнее. Можно использовать имеющуюся ракетно-космическую технику. Во-вторых, безопаснее. Шанс потерять всё из-за аварии меньше при запуске элементов конструкции по частям.

— ‎Получается, что вы хотите стать оператором российского сегмента МКС?

— ‎Да, мы намерены выйти к «Роскосмосу» с предложением сдать российскую часть станции нам в концессию.

— ‎Когда это может произойти?

— ‎После восстановления пусковой деятельности проекта «Морской старт», то есть в 2022–2024 годах. Сейчас речь идет о возможном сворачивании работы МКС в 2024 году, и мы предлагаем один из возможных путей дальнейшего использования станции — как альтернативу затоплению.

— ‎При этом МКС вы предлагаете использовать как перевалочную базу перед полетом в дальний космос?

— Да, именно это и закладывается в понятие «орбитальный космодром». Он должен стать стартовой площадкой для полетов в дальний космос. Расположение МКС на низкой околоземной орбите делает ее уникальной для этих целей. Здесь можно проводить сборку, заправку, техобслуживание космических аппаратов и кораблей. Доставку грузов к Луне и Марсу также проще осуществлять отсюда — с помощью буксира с ядерной энергодвигательной установкой (ЯЭРДУ) мегаваттного класса. Опыт создания подобных систем есть только у нашей страны. Транспортный модуль сможет медленно, но без серьезных затрат топлива и в нужный срок доставить груз к Луне и Марсу. Если для пилотируемых кораблей главное — надежность, комфорт и скорость полета, то грузы нужно доставлять просто вовремя, тогда, когда они необходимы. Но для обслуживания буксиров необходима пилотируемая орбитальная база. Орбитальный космодром и буксир не имеют смысла друг без друга. В этом и заключается наше представление о своем бизнесе как о первой космической транспортной компании мира: наличие дешевого и надежного носителя с запусками с экватора по программе «Морской старт», а также с Байконура по программе «Наземный старт», наличие инфраструктуры на низкой околоземной орбите в виде МКС плюс транспортные средства для межорбитальных и межпланетных перевозок с ЯЭРДУ.

— ‎Современное международное право запрещает использование ядерных систем на низкой околоземной орбите.

— Да, именно поэтому мы предлагаем в перспективе увеличить высоту полета МКС до 600 км. Это минимальная высота использования ЯЭРДУ, но при этом сама станция остается еще внутри магнитосферы Земли, защищающей экипаж от радиации.

— Соответственно вам понадобятся свои пилоты и инженеры?

— Да, это следующий шаг. Мы думали об этом. Сегодня подготовка космонавтов — прерогатива государства. На наш взгляд, это уже не соответствует требованиям времени. Должен быть свой отряд космонавтов-испытателей у РКК «Энергия», как это было при Сергее Королеве. Собственные отряды должны быть у других операторов космической техники. Центр подготовки космонавтов должен иметь функции их обучения и сертификации. Пока, правда, этот вопрос не является критическим для нас. В первую очередь мы должны возобновить пуски по программе «Морской старт».



комментарии (0):










Материалы рубрики

Алексей Паньшин
РИА Новости
Россия нашла способы привлечения новых партнеров по ВТС
Екатерина Мальцева
Интерфакс-АВН
Спрос на российское вооружение в мире постоянно растет
Татьяна Власенко
Новый Компаньон
Нас вынуждают вернуть "Морской старт" государству
Дмитрий Решетников
ТАСС
"Мы сами с усами". Дмитрий Рогозин готов работать с NASA только на паритетных началах
Анна Юдина, Артур Шайхутдинов
ТАСС
Летчик-испытатель: истребитель Су-57 сможет управлять группой беспилотников
Дмитрий Струговец
РИА Новости
Подписан контракт на поставку США еще 6 ракетных двигателей
Инна Сидоркова
РБК
10–15 лет назад такого и во сне нельзя было представить
Илья Вайсберг
Журнал "АвиаСоюз"
Партнерство с Россией – один из приоритетов для компании Airbus



Анна Юдина
ТАСС
Рассчитываю, что в этом году мы закроем "грехи прошлого"
Маргарита Костив
РИА Новости
Россия откажется от устаревших экспериментов на МКС
Александра Качалова
Интерфакс
Трансферные перевозки – драйвер нашего роста
Юлия Гарднер
Российская газета
Запасной аэродром
Сергей Вальченко
Московский Комсомолец
Экс-генконструктор "Антонова" ответил Украине: Россия наладит производство Ан-124 за два года
Кирилл Бабушкин
ФедералПресс
Челябинцам повезло с разгерметизацией самолета: в США женщину вытянуло за борт
Екатерина Каткова
Газета.Ru
Космос как предчувствие: Boeing собрался на Марс

ТАСС
Публичная презентация МС-21 может состояться в Китае
Илья Вайсберг
Журнал "АвиаСоюз"
Славная история, надежная репутация
Мария Амирджанян, Анна Юдина, Дмитрий Решетников
ТАСС
Мы обсуждаем вопрос привлечения частного капитала в компанию

БИЗНЕС Online
В какой-то момент КВЗ перестал реагировать на вызовы. Расслабился...
Дмитрий Струговец
РИА Новости
Планируем готовить космонавтов к посадке на Луну и Марс
Игорь Попов
Forbes
Самолет на $20 млрд. Как Россия и Китай создают дальнемагистральный лайнер
Татьяна Кузнецова
ТАСС
Большой аэропорт в Крыму должен быть один

РИА Новости
Новый Superjet будет более российский, но для глобального рынка
Илья Вайсберг
Журнал "АвиаСоюз"
Российская система сертификации состоялась и признана в авиационном сообществе
Илья Вайсберг
Журнал "АвиаСоюз"
Экспериментальная авиация: от первого полета до серийного производства
Мария Зуева
РИА Новости
В каждой третьей задержке рейсов виноваты авиаперевозчики
Иван Мироненко
Оборонно-промышленный курьер
Развитию самолетостроения мешает отсутствие государственной политики
Инна Сидоркова
РБК
Были проблемы с системой ночного видения
Елизавета Кузнецова
КоммерсантЪ
"При прямом рейсе пассажиропоток на направлении может удваиваться"
Иван Сафронов
КоммерсантЪ
Лучше один дорогостоящий прицельный удар, чем сто ударов без разбора

RNS
Требуется детальная проработка всех аспектов объединения "Вертолетов России" с ОАК
Ксения Алейникова, Мария Амирджанян
ТАСС
Работа на экспертном уровне по созданию аналога МАК завершена
Екатерина Мальцева
Интерфакс
"Аллигатор" глубоко модернизируют
Дмитрий Струговец
Известия
S7 готова взять в концессию российский сегмент МКС
Мария Амирджанян
ТАСС
Мы продолжаем переговоры по поставкам гражданских самолетов в Египет
Александра Джорджевич
КоммерсантЪ
«Те, кто сегодня критикует Иран, будут бороться за него»
Евгений Девятьяров
Известия
«Россияне стали намного чаще летать внутри России, чем за рубеж»
Алексей Песков
Военно-промышленный курьер
Хорошо забытое новое
Иван Сафронов, Александра Джорджевич
КоммерсантЪ
Я не вижу ни одной серьезной трудности, возникшей из-за санкций

Speakercom
Из активных ребят и вырастают настоящие летчики и герои
Илья Вайсберг
Журнал "АвиаСоюз"
"ЮТэйр-Инжиниринг": надежный партнер в России и мире
Сергей Вальченко
Известия
Массового гиперзвукового оружия не стоит ожидать
Дмитрий Струговец
Известия
"В столице будет изготовлено шесть ракет "Ангара-А5"
Алексей Паньшин, Анна Юдина
ТАСС
Будем работать над созданием транспортного беспилотника
Дмитрий Струговец
Известия
У нас есть задел для создания многоразовых ракет
Дмитрий Кирсанов
ТАСС
В ближайшем будущем человек вернется на Луну
Интерфакс
Интерфакс
Авиабомба "Дрель" будет принята на вооружение
Вадим Бадеха
ТАСС
2017 год стал революционным для завода благодаря L-410, DA-42Т и ПС-90-ГП2
Сергей Машкин
КоммерсантЪ
Похоронили все, что удалось найти
Юрий Гаврилов
Российская газета
Шойгу позвал в полет

 

 

 

 

Реклама от YouDo
Все мастера Москвы: бригада строителей ногинск, смотреть здесь.
Строительство складских помещений, смотреть http://remont.youdo.com/building/outbuilding/sklady/.
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer