Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное



Главная Обзоры СМИ Интервью


Олег Опёнышев:
В каждой третьей задержке рейсов виноваты авиаперевозчики


16 марта 2018 года Мария Зуева, РИА Новости


Одной из насущных проблем прошлого года стали участившиеся многочасовые задержки и отмены авиарейсов. О том, по каким причинам допускались задержки, как попавшим в такую ситуацию пассажирам следует защищать свои права, какие меры принимает прокуратура для недопущения подобного впредь, рассказал в интервью РИА Новости заместитель московского межрегионального транспортного прокурора Олег Опёнышев. Беседовала Мария Зуева.

— Олег Сергеевич, как складывалась ситуация с задержками рейсов в аэропортах московского авиаузла в последнее время?

— Начну с того, что в 2016 году поднадзорные межрегиональной транспортной прокуратуре авиакомпании перевезли свыше 28 миллионов пассажиров в ходе более 260 тысяч рейсов. Тогда было задержано около 5 тысяч рейсов, что составляет 1,88% от их общего количества. В истекшем году состоялось более 280 тысяч рейсов с перевозкой более 45 миллионов человек, из которых задержано более 5,5 тысяч рейсов или 1,95% от их общего числа.

Процент задержанных рейсов, казалось бы, небольшой, но, думаю, не нужно объяснять, какую негативную реакцию вызывают такие задержки, особенно международных рейсов. Несомненно, это подрывает не только авторитет конкретной авиакомпании, но и всей авиационной отрасли России, создает социальную напряженность в обществе.

—  Какие меры в связи с этим приняла прокуратура?

— Ни один такой случай не остался без нашего внимания. Прокуроры провели проверки по каждому факту задержек и отмен рейсов, соблюдения прав пассажиров и предоставления им необходимых услуг во время ожидания рейсов.

Проверки показали, что лишь часть допущенных задержек вызвана объективными обстоятельствами, а каждая третья произошла по вине авиаперевозчиков. Прокуратура приняла соответствующие меры, и поднадзорные ей авиакомпании в 2016-2017 годах оштрафовали на сумму около 10 миллионов рублей. Следует отметить, что в 2017 году большинство задержанных рейсов приходилось на чартерные перевозки авиакомпаний, не поднадзорных Московской межрегиональной транспортной прокуратуре (например, авиакомпания "ВИМ-Авиа"). Чтобы привлечь таких недобросовестных перевозчиков к ответственности, наше ведомство направило информацию по этому вопросу в другие транспортные прокуратуры для рассмотрения.

— А что предпримет прокуратура для недопущения незаконных задержек рейсов впредь?

— Поскольку за безопасность полетов и соблюдение прав пассажиров, помимо авиакомпаний, отвечают и другие предприятия гражданской авиации, Московская межрегиональная транспортная прокуратура проведет масштабную проверку и поднадзорных авиакомпаний, и указанных предприятий. В том числе прокуроры проверят работу диспетчеров авиакомпаний и организаций по техническому обслуживанию и ремонту воздушных судов.

— Какие сферы их деятельности подвергнутся проверке?

— При проверке центров управления воздушным движением прокуроры оценят оснащение средствами наблюдения, наличие необходимых сертификатов, поверку и техническое обслуживание эксплуатируемых радиолокаторов и глобальной навигационной спутниковой системы, удовлетворение потребностей пользователей воздушного пространства в аэронавигационном обслуживании и регулярности полетов воздушных судов, надлежащую организацию потоков движения воздушных судов.

Проверка авиакомпаний и авиапредприятий охватит вопросы соблюдения перевозчиками порядка уведомления и получения разрешений на использование воздушного пространства, соответствия сертификационным и лицензионным требованиям, организации и выполнения необходимых работ по поддержанию летной годности воздушных судов. Кроме того, прокуроры проверят организацию летной работы, обеспечение режима рабочего времени и времени отдыха летного состава, а также медицинского обеспечения полетов, надлежащей подготовки авиационного персонала и законности допуска членов экипажа к полетам, наличие поисковых и аварийно-спасательных средств.

Также прокуратура оценит качество и полноту технического обслуживания российских и иностранных воздушных судов авиакомпаний, поднадзорных нам.

— Помимо проверок, что еще делается для профилактики подобных ситуаций?

— Московская межрегиональная транспортная прокуратура в ноябре 2017 года провела форум по теме профилактики нарушений прав пассажиров, в том числе на своевременные перелеты. Представители общественности, контролирующих и правоохранительных органов обсудили на форуме актуальные вопросы надзора в данной сфере, обозначили проблемы и пути их решения.

Кроме того, в нашем ведомстве действует межведомственная рабочая группа по защите прав пассажиров и инвалидов. Она занимается координацией работы правоохранительных и контролирующих органов, оперативным реагированием на случаи массовых задержек и отмен рейсов.

Значительное внимание уделяется правовому просвещению пассажиров. Они могут узнать о своих правах при перелетах из объявлений по громкой связи в аэропортах московского авиаузла, а также на соответствующих стендах и официальных сайтах аэропортов. Там же размещены и наши координаты для обращений граждан.

— Какие права имеет пассажир в случае задержки или отмены рейса?

— Прежде всего пассажир должен понимать, что не все отмены рейсов являются нарушением закона. Перевозчик не виноват в отмене рейса, если ее причиной стали следующие обстоятельства: метеоусловия, природные катаклизмы, военные действия, ввод в стране военного положения, наложение запретов и ограничений на грузоперевозки по определенным маршрутам, забастовка сотрудников авиапредприятия, решение государственного органа об отмене рейса. В остальных случаях в отмене рейса виновата авиакомпания.

Согласно требованиям Воздушного кодекса РФ, при отмене рейса по вине авиакомпании пассажир вправе вернуть полную стоимость авиабилета и взыскать в претензионном либо судебном порядке денежную компенсацию. В случае задержки рейса авиакомпания обязана: предоставить комнату матери и ребенка пассажиру с ребенком в возрасте до семи лет; предоставить два телефонных звонка или два сообщения по электронной почте при ожидании отправления рейса более двух часов; обеспечить пассажиров прохладительными напитками при ожидании отправления рейса более двух часов; обеспечить горячим питанием при ожидании отправления рейса более четырех часов и далее каждые шесть часов в дневное время и каждые восемь часов в ночное время; разместить ожидающих в гостинице при задержке рейса более чем на 8 часов в дневное время и более чем на шесть часов ночью; организовать хранение багажа пассажиров.

— А как поступить пассажиру, если ему не предоставляется все положенное по закону?

— Если пассажир не получил указанных услуг и при этом понес соответствующие расходы, их можно взыскать с авиаперевозчика в претензионном или судебном порядке. Кроме того, пассажиру следует обратиться с жалобой в транспортную прокуратуру, которая по результатам проверки примет меры и в отношении авиакомпании, и в отношении виновных должностных лиц.

— Как обстоят дела с соблюдением авиакомпаниями прав пассажиров и законов о безопасности полетов?

— В истекшем году прокуратура выявила ряд нарушений в данной сфере. Среди них были случаи несоответствия правил перевозки пассажиров и багажа авиакомпаний требованиям федерального законодательства, а также незаконного взимания платы за провоз багажа, овербукинга, то есть продажи большего числа билетов, чем предусмотрено мест на самолете, незаконных отмен рейсов из-за якобы неблагоприятных погодных условий.

— Как отреагировала на выявленные случаи прокуратура?

— Прокуратура по каждому факту нарушения прав пассажиров рассматривает вопрос о привлечении авиакомпании и виновных должностных лиц к административной ответственности. Прокуроры внесли протесты на незаконные положения правил перевозки пассажиров и багажа, по рассмотрении которых перевозчики внесли в них соответствующие изменения. Поскольку авиакомпании могут вносить изменения в свои правила перевозок, межрегиональная транспортная прокуратура организовала постоянный мониторинг этих правил, чтобы не допустить их нарушения.

Кроме того, по фактам незаконного взимания денег за провоз багажа прокуратура инициировала возбуждение более 50 дел об административных правонарушениях, внесла более 20 представлений об устранении нарушений закона.

—  Расскажите, пожалуйста, про ситуацию с овербукингом.

— Хочу отметить, что только в этом году в перелете отказано восьми гражданам, которые на законных основаниях приобрели билеты и совершенно обоснованно рассчитывали вовремя прибыть в пункт назначения. При этом в реальности свободных мест на борту не оказалось и несостоявшимся пассажирам пришлось выяснять отношения с авиаперевозчиком.

В связи с этим наше ведомство возбудило 15 дел по части 1 статьи 14.4 КоАП РФ "Оказание населению услуг, не соответствующих требованиям нормативных правовых актов" в отношении виновных лиц.

Руководителям авиакомпаний по каждому такому случаю внесли представления об устранении нарушений закона. Представления были рассмотрены и удовлетворены, а виновные должностные лица понесли дисциплинарное наказание.

Также прокуратура взаимодействует с ФГУП "Защита Инфо Транс" для получения и анализа сведений о проданных авиакомпаниями билетах, чтобы оперативно реагировать на нарушения и не допустить подобные случаи.

— А что с отменой рейсов?

— Российские авиакомпании в конце 2016 года допустили отмену более 150 рейсов в аэропортах московского авиаузла, что стало причиной проверки со стороны Московской межрегиональной транспортной прокуратуры. Выяснилось, что зачастую авиакомпании принимали решения об отмене большинства рейсов заблаговременно, еще до поступления информации о сложных метеоусловиях. Более того, проверка показала, что в отдельных случаях реальные погодные условия позволяли авиакомпаниями осуществлять рейсы. В связи с этим прокуроры внесли перевозчикам представления об устранении нарушений закона, по рассмотрению которых приняты соответствующие меры.

Чтобы такого не повторилось, прокуратура организовала постоянный мониторинг отчетов аэропортов о количестве отмененных рейсов и причинах отмены. Это позволило выявить в августе 2017 года аналогичные нарушения и внести представление об их устранении. Благодаря прокурорским мерам реагирования с того момента авиаперевозчики не допускали заблаговременных отмен рейсов из-за неблагоприятных метеоусловий.

— Допускались ли еще какие-либо нарушения прав пассажиров?

— Тут следует отметить выявленные прокуратурой случаи ограничения прав инвалидов, а также прав потребителя на перевозку на борту воздушного судна ручной клади.

Например, при изучении правил перевозки авиакомпаний "Северный ветер", RusLine выяснилось, что пассажирам не предоставили право объединения бесплатной нормы провоза багажа, а также установили ограничения по перевозке собак-проводников незрячих пассажиров в 2017 году.

Проверка Red Wings показала, что правила авиакомпании допускают перевозку инвалидов всех категорий только в сопровождении лиц, обеспечивающих уход за ними. Это противоречит федеральным авиационным правилам № 82, поскольку инвалида, лишенного слуха или зрения, или в кресле-коляске можно перевозить без сопровождающего пассажира. По протесту прокурора такие противоречащие закону положения отменили.

— Какие нарушения выявляются в аэропортах?

— Ситуация с исполнением законов в аэропортах особых нареканий не вызывает. Вместе с тем прокуратура выявляла факты несоответствия медицинских пунктов аэропортов, комнат матери и ребенка требованиям закона, ненадлежащего качества питьевой воды в санитарных комнатах, а также отсутствия средств беспрепятственного доступа инвалидов.

Например, при проверке аэропорта Брянск выяснилось, что в медпункте отсутствует водоснабжение, качество питьевой воды в аэропорту Тамбов не соответствует нормам. В аэропортах Воронеж, Домодедово, Брянск отсутствовали пандусы, тактильно-контрастные указатели, поручни для инвалидов, в ряде случаев не работали кнопки вызовов обслуживающего персонала. В связи с этим прокуроры внесли представления руководителям шести аэропортов Центрального федерального округа, а также инициировали семь дел об административных правонарушениях в отношении виновных лиц. Благодаря прокурорским мерам нарушения были устранены.

— А есть ли какие-то особенно проблемные моменты в данной сфере?

— Особую тревогу вызывают нарушения санитарного состояния пунктов общественного питания в аэропортах и организациях, которые готовят бортовое питание. Например, выявлены нарушения организации общественного питания при проверке кафе в аэропорту Воронеж, отмечается неудовлетворительное состояние производственного помещения кафе. Прокуратура внесла представление должностному и юридическому лицам, после чего были возбуждены дела по статье 6.6 КоАП РФ "Нарушение санитарно-эпидемиологических требований к организации питания населения". Такие же нарушения выявлены в аэропортах Калуга и Тамбов. Их руководителям внесены представления, и возбуждены дела об административных правонарушения по статье 6.6 КоАП РФ. Все эти нарушения по итогам рассмотрения актов прокурорского реагирования устранены.




комментарии (0):







Материалы рубрики

Екатерина Москвич
ТАСС
Глава ЦНИИ робототехники: лунные базы должны строить роботы
Илья Морозов
Интерфакс
Гендиректор "Главкосмоса": Россия готова строить модули МКС для других стран
Алексей Паньшин
РИА Новости
Илья Тарасенко: нас просят исправить модернизированные на Украине МиГи
Мария Амирджанян
ТАСС
Главной новинкой Московского авиасалона станет самолет МС-21
Ирина Цырулева
Известия
Денис Мантуров: "Мы смотрим на будущее программы SSJ-100 с оптимизмом"
Владимир Сосницкий
Красная звезда
С мечтой о небе в сердце
Милена Синева
ТАСС
Ученый ИМБП РАН: для межпланетных полетов мы посоветуем отбирать уже летавших космонавтов
Илья Вайсберг
Журнал "АвиаСоюз"
Airbus: полувековой полет



Илья Вайсберг
Журнал "АвиаСоюз"
Непрерывное движение вперед
Любовь Кондрашова
Губернские Ведомости
Генеральный директор АО «Аэропорт Южно-Сахалинск» Никита Полонский об основных направлениях развития предприятия
Алексей Нечаев, Дарья Рыночнова
Взгляд
Трагедия «Суперджета» обнажила провалы в подготовке гражданских летчиков
Николай Новичков, Дмитрий Федюшко
ТАСС
В России создан уникальный кластер по разработке высокоточного оружия
Яна Войцеховская
КоммерсантЪ - Санкт-Петербург
В тарифах Пулково нет “жира” для инвестиционной программы
Илья Морозов
Интерфакс-АВН
Главный конструктор НПО Энергомаш: мы готовы поставлять многоразовые двигатели для российских ракет
Екатерина Москвич
ТАСС
Сергей Крикалев: первыми на Луну полетят инженеры
Александр Милкус
Комсомольская правда
Глава "Роскосмоса" Дмитрий Рогозин: "На появление нового поколения космической техники у нас есть от силы 3,5 года"
Михаил Грунин
Журнал «Гражданская авиация»
Через 10 лет задачи усложнились многократно
Алексей Паньшин
РИА Новости
Ведутся работы по роботизации "Тора"
Сергей Сафронов
РИА Новости
Виктор Кладов: на выставке LIMA-2019 русские "украли" шоу
Сергей Сафронов
РИА Новости
Виктор Кладов: летчики ВВС Малайзии смогут "пощупать" Як-130 на LIMA-2019
Сергей Сафронов
РИА Новости
Треть экспорта российского оружия приходится на авиацию
Екатерина Мальцева
Интерфакс
Денис Мантуров: самолеты МС-21 обладают серьезным потенциалом на азиатском рынке
Яна Войцеховская
КоммерсантЪ
"Мы ориентируемся на опыт Жуковского"
Иван Сафронов, Александра Джорджевич
КоммерсантЪ
"Нельзя брать контракт, а потом думать, как же его выполнить"
Елизавета Кузнецова
КоммерсантЪ
"Пока самолет не летает — он полностью безопасен"
Илья Вайсберг
Журнал "АвиаСоюз"
Аэросила – это сила
Виктор Худолеев
"Красная звезда"
Мы гордимся нашими лётчиками!
Алена Павлова
Московский Комсомолец
Почему Boeing 737 MAX запретили летать в России: тайны авиакатастрофы
Милена Синева
ТАСС
"Печать микроорганов быстрее, чем на Земле". "Инвитро" об испытании биопринтера на МКС
Федор Боровиков
Российская газета
Выиграет тот, кто уйдет в цифровизацию
Иван Сафронов
КоммерсантЪ
"Группировка будет развернута в любом случае: с нашим участием или без него"
Екатерина Мальцева
Интерфакс
Глава "Вертолетов России": Локализация Ка-226Т в Индии - это проект на 8-10 лет
Екатерина Мальцева
Интерфакс-АВН
Россия уже начала производство С-400 для Индии
Милена Синева
ТАСС
Космонавт Тарелкин: эксперимент SIRIUS — начало технической подготовки к лунным миссиям
Алексей Паньшин
РИА Новости
Юрий Слюсарь: ВКС России получат первый серийный Су-57 в этом году
Мария Амирджанян
ТАСС
Недостатка инвесторов в нацпроекты мы не испытываем
Екатерина Мальцева
Интерфакс
Вице-президент ОАК по ВТС: Истребитель пятого поколения Су-57 может пойти на экспорт

Транспорт России
ЦСР ГА: новые решения для отрасли

РИА Новости
Поисковой работы хватит и на внуков
Александра Джорджевич
КоммерсантЪ
"Политическая ситуация в Венесуэле нас весьма и весьма беспокоит"

Бизнес России
50 лет во главе "Гидромаша"
Дмитрий Струговец
РИА Новости
Анатолий Петрукович: сотрудничество в исследованиях космоса выгодно всем
Наталия Ячменникова
Российская газета
Рейс 2018: разбор полета
Наталия Ячменникова
Российская газета
Полеты в коридорах
Сергей Нестеренко
Аргументы и факты
МС-21: страха нет. Российский самолет полетит на отечественных композитах
Инна Сидоркова
РБК
Рогозин — РБК: "Формула "космос вне политики" не работает"
Алексей Заквасин
RT
"Мы сделаем шаг вперёд"

РИА Новости
За девять лет Аэрофлот претерпел настоящую цифровую трансформацию
Александра Джорджевич, Иван Сафронов
КоммерсантЪ
"Нет нерешаемых задач, есть просто плохие решения"
Алексей Паньшин, Дмитрий Струговец
РИА Новости
Кирилл Сыпало: модель перспективного транспортника "Слон" мы уже продули

 

 

 

 

Реклама от YouDo
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer