Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное



Главная Обзоры СМИ Интервью


Роман Гусаров:
Челябинцам повезло с разгерметизацией самолета: в США женщину вытянуло за борт


6 июня 2018 года Кирилл Бабушкин, ФедералПресс


В мае пассажиры-южноуральцы трижды попадали в чрезвычайные ситуации: 7 мая паника возникла на борту рейса Анталья – Челябинск из-за того, что судно не смогло приземлиться с первого захода, 21 мая самолет этого же маршрута совершил экстренную посадку в Волгограде из-за разгерметизации салона, а 28 числа рейс из Магнитогорска приземлился в Москве со сломанным шасси. Насколько вообще безопасно летать самолетами, о последних авиаинцидентах, их причинах и ответственности пилотов в интервью «ФедералПресс» рассказал эксперт комитета Госдумы по транспорту, главный редактор портала Аvia.ru Роман Гусаров. 

«Современный самолет – это, по сути, огромный компьютер»

Роман Владимирович, возьмем последний эпизод, когда самолет из Магнитогорска прилетел в Москву без колеса. Каковы были шансы заметить такое повреждение при предполетной подготовке? Насколько это вообще опасно?

– Это на самом деле серьезный инцидент. Но причиной может быть всё, что угодно: техническая неисправность, брак, недосмотр наземных служб, пока это неизвестно. Не сказать, чтобы такое случалось часто, но практика, когда самолет теряет колесо или даже два, встречается. К счастью, конструкция современных самолетов позволяет безопасно приземлиться даже при потере пары колес, главное, не потерять все шасси. В интернете есть масса роликов со съемками подобных происшествий.

Но все-таки – предполетный осмотр, его же проходит каждое воздушное судно!

– Действительно, предполетный осмотр проводит инженерная наземная служба, затем командир экипажа визуально все контролирует еще раз. Если что-то не затянуто, недокручено – это же видно. В технике специально всё сделано так, что сложно не заметить простым глазом простую неисправность. Самолеты всегда, при любой посадке проходят техническое обслуживание на линейных станциях, специалисты в обязательном порядке по определенной карте осуществляют контроль основных узлов.

Но тут не обнаружили. А другой наш инцидент, разгермитизация салона? Можно было обнаружить его?

– Разгерметизацию в большинстве случаев может определить только автоматика самолета. Если автоматика никак не среагировала на земле, то и люди обнаружить вряд ли что-то могли.

Сейчас результатов расследования пока нет, так что мы можем только предполагать. Причиной может быть реальное физическое повреждение фюзеляжа, что бывает крайне редко, например, при столкновении с птицей. Но самолеты и на это рассчитаны. Но может иметь место и чисто техническая причина.

Дело в том, что герметичность кабины и салона обеспечивает система кондиционирования. Она нагнетает внутрь салона избыточное давление Ничто снаружи в самолет проникнуть не может, наоборот, при любой утечке воздух начинает выходить изнутри. Кондиционер полностью обновляет воздух в салоне каждые две минуты, это стандарт для современных лайнеров. Самолет берет воздух от двигателей, пропускает через фильтры, подает в салон. Иначе быть не может, ведь представьте себе: в замкнутом пространстве множество людей выдыхают углекислый газ, пахнут, я не говорю уже о бактериях.

Если дает сбой система кондиционирования – ну, сломался какой-то насос, то давление в салоне начинает падать. И это повод для сработки сигнализации. Система кондиционирования – одна из самых сложных в современном самолете. Ее поломка идентифицируется автоматикой, как разгерметизация. Но это не означает, что имеет место именно физическое нарушение целостности корпуса! Просто начинает падать давление – воздух-то снаружи не засасывается, и автоматика регаирует как положено: раздается сигнал, подаются кислородные маски. А экипаж должен экстренно снизиться, потому что на высоте в 10 километров человек выжить не может: слишком мало кислорода, слишком низкое давление. Обычно в самолете поддерживается давление, примерно сопоставимое с высотой в две-три тысячи метров над уровнем моря.

Наконец, третья причина – ложное срабатывание сигнализации. Но в любом случае реакция та же самая: сигнал, маски, экипаж снижает высоту и летит в ближайший аэродром.

А насколько опасна физическая разгерметизация?

– Опасна взрывная разгерметизация, когда вдруг образуется серьезная дыра. Опасно такое происшествие даже не тем, что люди задохнутся – есть кислородные маски. Но если в салоне давление скачком меняется до забортного, могут не выдержать ушные перепонки, сердце, сосуды, возникает своего рода кессонная болезнь. За несколько минут организм может адаптироваться к понизившемуся давлению, а в такой ситуации – просто не успеет!

Но такое опять-таки происходит крайне редко, разве что при столкновении двух самолетов. Недавно в США была история с «Боингом», где разорвало двигатель так, что одна из лопаток пробила фюзеляж. К сожалению, погибла одна женщина, ее просто вытянуло в иллюминатор.

Техника есть техника: от какого-то сбоя никто не застрахован, даже при многоуровневой системе контроля, но с большинством инцидентов можно успешно бороться. Вообще надо понимать, что современный самолет – это, по сути, огромный компьютер. Большую часть полета пилот проводит, подкручивая тумблеры. Просто дает задание самолету, и машина его выполняет. Все больше и больше функционала передается электронике, она ошибается на порядок реже, чем человек. Даже посадка выполняется почти без участия пилота. Уже есть и технологии автоматического взлета, но пока они не внедряются. По сути, мы на пороге беспилотной эры.

Каким самолетам верить больше?

– Всем. На самом деле производителей самолетов для пассажирских авиаперевозок не так много. Boeing, Airbus, российские производители, Bombardier, франко-итальянские ATR – это те, что представлены у нас. Они все современные и надежные, каждый в своем сегменте. Мне все равно, на каком самолете летать.

«Когда происходит нештатная ситуация, у тебя нет времени раскрыть инструкцию»

Перейдем от технического к человеческому фактору. Как вы оцениваете подготовку российских гражданских летчиков?

– Мне трудно быть объективным, тем более что подготовка в целом – как средняя температура по больнице. Пилот всегда должен быть готов, их в конце концов в кабине двое. По идее, в авиации действует принцип: если пилот аттестован, значит он готов. Здесь не бывает такого, как в автошколах: вот тебе права, а дальше сам научишься. С авиацией все гораздо сложнее. Когда курсант заканчивает авиационное училище, он получает свидетельство пилота, в которое не вписан ни один тип воздушного судна. На каждый тип самолета в авиации, в отличие от автомобильной техники, нужно учиться отдельно, переучиваться с одного типа на другой.

То есть ты выучился на пилота, но не имеешь права садиться за штурвал?

– Именно. Ты закончил училище, приходишь в авиакомпанию, там тебя определяют, допустим, на Bombardier Q400. Ты отправляешься в учебный центр, учишься на Bombardier. Все самолеты отличаются, по характеру поведения в воздухе, по параметрам полета, скоростным характеристикам, режиму работы двигателя, даже тумблеры в кабинах везде разные. Учишь теорию, проходишь аэродромные тренировки, летаешь стажером. Когда докажешь, что ты уже совсем хорошо познал эту машину – летаешь вторым пилотом. И только после тысячи часов налета на конкретном типе судна, может быть, становишься командиром экипажа. Плюс к этому еще идут разные ограничения, записанные в твоих документах – при каком ветре, при какой погоде ты можешь производить взлет-посадку, другие условия. Такая вот многоуровневая система, направленная именно на обеспечение безопасности.

Но почему тогда в прошлом году по России прокатилась серия лишений пилотов лицензий, с лишением лицензий частных школ?

– Понимаю о чем вы, в Челябинске тоже лишилась лицензии школа «ЧелАвиа». Связано это с тем, что в Росавиации посчитали: первоначальная подготовка, без определенного типа, проводилась с нарушениями. Не знаю подробностей, то ли там приписывались часы теории и летной подготовки, то ли что-то еще. И контролирующий орган сделал вывод, что отучившиеся в попавшей под репрессии частной школе пилоты получили свои «корочки» незаконно. Тогда ведь под раздачу попали не только вчерашние курсанты. Были и первые пилоты, летавшие не один год, и даже инструкторы. И вдруг обнаруживается, что когда-то в прошлом у них была какая-то фальсификация в документах.

Но ведь это означает, что авиация лишилась массы опытных кадров, а не только новичков?

– Тут могу сказать только одно: кому-то удалось отстоять свою правоту и квалификацию в суде. А чтобы избежать такого, есть один путь – государственное летное училище, откуда ты выходишь с высшим образованием пилота-инженера. Все остальные под угрозой. Курсанты частных школ, заочники, бывшие военные пилоты, переучивавшиеся на гражданскую авиацию, пилоты с зарубежными лицензиями... к ним у центра есть претензии.

Трудно сказать о соотношении пилотов-«частников» и «государственных». Но частные школы у нас появились не так давно, выпускников летных училищ все-таки гораздо больше. Да и в принципе: либо Росавиация отбирает лицензию, либо этим занимаются следственные органы и транспортная прокуратура, и потом возбуждают уголовные дела в отношении фальсификаторов.

Чем чреваты для пилотов авиаинциденты? Штраф, «волчий билет», уголовная ответственность?

– Если имела место техническая неисправность, то никаких претензий к пилотам быть не может. К ответственности их привлекают за неверные решения. Например, на посадке сильный боковой ветер, тебя предупредили, а ты все равно решил садиться, хотя погода не соответствует твоим возможностям и возможностям самолета. В случае с вашим рейсом из Антальи пилот, видимо, внял предупреждению с земли. А в Казахстане недавно иностранная пилотесса местной авиакомпании при посадке повредила двигатель, хотя ее предупреждали о сильном ветре. Но «земля» может только предупреждать, по международным правилам окончательное решение за командиром.

Любое такое происшествие в обязательном порядке расследуется, создается комиссия, проводятся экспертизы – и тоже для безопасности полетов. В случае России расследование проводит, понятно, Росавиация, эксперты определяют причину ЧП и вырабатывают рекомендации. Далее все авиакомпании оповещаются специальной рассылкой – об инциденте, о его последствиях, выявленных причинах. Если инциденты повторяются, начинается работа на более глубоком уровне. В чем причина? Ошибка на этапе подготовки, или нужны дополнительные тренировки экипажей? И санкции могут быть применены не только к пилоту, но и к самой авиакомпании, либо к лицензированном утехническому центру, обслуживавшему воздушное судно. Это масса документации, это строгий контроль. Если Ространснадзор провел просто плановую, без всяких инцидентов, проверку, и выяснил, что где-то был установлен не соответствующий документам агрегат – это очень серьезное нарушение, вплоть до отзыва лицензии у всей авиакомпании.

Что главное для пилота в случае ЧП?

Самое сложное – быть постоянно в максимальной концентрации внимания. Когда происходит какая-то нештатная ситуация, у тебя нет времени раскрыть инструкцию. Ты должен принимать решение моментально! Вот в крушении Ан-148 под аэропортом Домодедово в феврале пилоты повели себя очень неграмотно. И потом выяснилось, что и подготовка их проводилась с нарушениями. 31 мая их авиакомпания лишилась Сертификата эксплуатанта, то есть перестала существовать. Но настоящее мастерство пилотирования нужно редко. Как правило, такие случаи связаны с отказом двигателей, с тяжелыми погодными условиями, с внешними повреждениями. Эти ситуации очень редки, и системы безопасности в самолетах многократно дублированы.




комментарии (0):








Материалы рубрики

Наталия Ячменникова
Российская Газета
К Марсу на атомном ядре
Анна Раткогло
РИА Новости
Ладислав Батик: купить летающий автомобиль можно будет уже в 2021 году
Жанна Манукян
РИА Новости
Максим Литвинов: хочу, чтобы российско-китайский самолет поднялся в небо
Александр Темнов
ТАСС
Мы предложили Роскосмосу $2,5 млрд за ракеты, а в ответ — тишина
Дмитрий Решетников, Максим Филимонов
ТАСС
"Эти 20 минут своей жизни я запомню навсегда"
Иван Сафронов, Александра Джорджевич
КоммерсантЪ
"Не может быть на десять самолетов заказано десять ракет"
Наталия Ячменникова
Российская газета
Переложить рули
Анна Урманцева
Известия
"Риск до конца не убрать"



Дмитрий Струговец
РИА Новости
Павел Шутов: авария "Союза" — шок для всего рынка космического страхования
Юрий Гаврилов
Российская газета
"Фантом" не догоняет
Алексей Паньшин
РИА Новости
Михаил Гордин: появление гиперзвуковых лайнеров возможно к 50-м годам
Роман Крецул Алексей Рамм
Известия
Дрон в боевых условиях
Дмитрий Веклич, Николай Власов
Интерфакс
Я намерен укреплять наши отношения и держать земные противоречия подальше от космоса
Петр Захаров
Военно-промышленный курьер
Прорваться на Запад со своей техникой невозможно
Алексей Виноградов
Вечерняя Москва
Вертолетных дел мастер
Дмитрий Струговец
РИА Новости
Ничего нового в конструкции многоразовой ракеты нет
Олег Смирнов
Polit.ru
"Аэрофлот", который нельзя потерять
Дмитрий Струговец
РИА Новости
Первый транспортный беспилотник появится в России к 2019 году
Екатерина Стихина
Деловой квартал
10 лет рейсу Екатеринбург — Хельсинки. Как пережить два кризиса
Наталия Ячменникова
Российская газета
МАИ университеты
Екатерина Мальцева
Интерфакс-АВН
Глава ОАК: скажут в космос полететь - полетим в космос
Елена Слободян
Аргументы и Факты
"Выпускники училищ и летать-то не умеют". Почему в России нехватка пилотов?
Алексей Паньшин
РИА Новости
Россия нашла способы привлечения новых партнеров по ВТС
Екатерина Мальцева
Интерфакс-АВН
Спрос на российское вооружение в мире постоянно растет
Татьяна Власенко
Новый Компаньон
Нас вынуждают вернуть "Морской старт" государству
Дмитрий Решетников
ТАСС
"Мы сами с усами". Дмитрий Рогозин готов работать с NASA только на паритетных началах
Анна Юдина, Артур Шайхутдинов
ТАСС
Летчик-испытатель: истребитель Су-57 сможет управлять группой беспилотников
Дмитрий Струговец
РИА Новости
Подписан контракт на поставку США еще 6 ракетных двигателей
Инна Сидоркова
РБК
10–15 лет назад такого и во сне нельзя было представить
Илья Вайсберг
Журнал "АвиаСоюз"
Партнерство с Россией – один из приоритетов для компании Airbus
Анна Юдина
ТАСС
Рассчитываю, что в этом году мы закроем "грехи прошлого"
Маргарита Костив
РИА Новости
Россия откажется от устаревших экспериментов на МКС
Александра Качалова
Интерфакс
Трансферные перевозки – драйвер нашего роста
Юлия Гарднер
Российская газета
Запасной аэродром
Сергей Вальченко
Московский Комсомолец
Экс-генконструктор "Антонова" ответил Украине: Россия наладит производство Ан-124 за два года
Кирилл Бабушкин
ФедералПресс
Челябинцам повезло с разгерметизацией самолета: в США женщину вытянуло за борт
Екатерина Каткова
Газета.Ru
Космос как предчувствие: Boeing собрался на Марс

ТАСС
Публичная презентация МС-21 может состояться в Китае
Илья Вайсберг
Журнал "АвиаСоюз"
Славная история, надежная репутация
Мария Амирджанян, Анна Юдина, Дмитрий Решетников
ТАСС
Мы обсуждаем вопрос привлечения частного капитала в компанию

БИЗНЕС Online
В какой-то момент КВЗ перестал реагировать на вызовы. Расслабился...
Дмитрий Струговец
РИА Новости
Планируем готовить космонавтов к посадке на Луну и Марс
Игорь Попов
Forbes
Самолет на $20 млрд. Как Россия и Китай создают дальнемагистральный лайнер
Татьяна Кузнецова
ТАСС
Большой аэропорт в Крыму должен быть один

РИА Новости
Новый Superjet будет более российский, но для глобального рынка
Илья Вайсберг
Журнал "АвиаСоюз"
Российская система сертификации состоялась и признана в авиационном сообществе
Илья Вайсберг
Журнал "АвиаСоюз"
Экспериментальная авиация: от первого полета до серийного производства
Мария Зуева
РИА Новости
В каждой третьей задержке рейсов виноваты авиаперевозчики
Иван Мироненко
Оборонно-промышленный курьер
Развитию самолетостроения мешает отсутствие государственной политики
Инна Сидоркова
РБК
Были проблемы с системой ночного видения

 

 

 

 

Реклама от YouDo
Задания и специалисты: прайс на создание видеорекламы - по предоплате и без.
Шиномонтаж переобувка колес - подробности по ссылке.
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer