Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Интервью


Анатолий Квочур:
Летчик-испытатель: истребитель Су-57 сможет управлять группой беспилотников


10 августа 2018 года Анна Юдина, Артур Шайхутдинов, ТАСС


Воздушно-космические силы России 12 августа отметят 106 лет со дня создания. Пока в войска поступают новейшие истребители и бомбардировщики, авиационная наука не стоит на месте и работает над самыми смелыми проектами, включая самолеты-"беспилотники" и плазменные "коридоры" для воздушных судов. О том, смогут ли роботы заменить летчиков, как садиться самолету, "ослепленному" противником, и сделают ли самолет шестого поколения беспилотным, в интервью ТАСС рассказал заслуженный летчик-испытатель, Герой России Анатолий Квочур.

— Анатолий Николаевич, истребители четвертого поколения сильно отличаются от тех, что были 20–30 лет назад?

— Если вы имеете в виду Су-30СМ и Су-35, то это уже другое поколение — "4++", которое обладает качествами сверхманевренности. В принципе, все самолеты проходят сейчас модернизацию. Я думаю, что на сегодняшнем этапе, может быть, этого и достаточно.

— А мастерство летчиков вообще меняется с годами? Приемы основные, фигуры высшего пилотажа?

— Мастерство летчиков очень сильно зависит от информационного обеспечения экипажа. Если летчик сидит как в танке и ничего не видит, то он становится мишенью. Поэтому он должен быть осведомлен о той обстановке, которая складывается вокруг него. Неважно, ударные он выполняет функции или оборонительные.  Чем больше летчик будет информирован, тем больше его эффективность в бою и выше безопасность. Подвергать опасности пилотов — это не дело. Нужно воевать так, чтобы и своих сохранить, и чужих победить с минимальными потерями.

Мы, в частности, уже давно отработали дисплеи в кабине самолета, по которым можно выполнить высокоточную посадку с использованием спутниковых навигационных систем и определенных маркеров на этом дисплее, где видно "техническим зрением" взлетную полосу не только днем, но и ночью.

Это важно, потому что в условиях реальной войны аэродромы будут в значительной степени разрушены или, по меньшей мере, будут уничтожены все те радиотехнические средства и системы, которые обеспечивают заход на посадку.

— То есть самолет сам по себе и летчик-мастер — это даже не полное сочетание без таких систем?

— Да, конечно. Поэтому нужно создавать эти системы более автономными, когда все содержится в самом летательном аппарате, который выполняет задание.

— А если противник его "вырубит" или "ослепит"?

— Может "вырубить". Но дело в том, что на современных самолетах есть инерциальные системы, которые даже в случае отключения спутниковой навигационной системы обеспечат позиционирование летательного аппарата.

Дело в том, что в ИНС (инерциальных навигационных системах) есть алгоритмы, которые запоминают так называемый дрейф — увод, отклонение от той или иной точки. (Система рассчитывает отклонение от последнего точного местоположения, полученного от ГЛОНАСС или других систем навигации — прим. ТАСС). Это тоже можно модернизировать, и если правильно интегрировать эти системы, то какое-то время можно просуществовать и без спутниковой навигационной системы.

— Вы сказали о наращивании средств автоматизации. Каким, на ваш взгляд, будет шестое поколение самолетов? Беспилотный вариант истребителя шестого поколения возможен?

— Возможен. В принципе, все возможно. Только как всем этим управлять?.. Я в юности читал фантастические романы, была такая серия о Навигаторе Пирксе Станислава Лема. Там в том числе шла речь о том, кто эффективнее: человек или мощный, неотличимый от человека робот. Однако единственное, чего у него нет, — это человеческого интеллекта и души. В этих повестях было показано, что человек может быть физически и даже интеллектуально слабее, чем этот робот, но у человека есть интуиция и есть душа.

— Вы верите в превосходство человека?.. Просто есть сторонники "беспилотных" войск, в том числе и авиации.

— Человек — это высшее творение природы. И он это не сам придумал.

— Зато человек летать, например, не может. Чтобы летать, ему все-таки нужны приспособления. Или в этом плане его несовершенство...

— В этом плане несовершенство человека дополняется его интеллектом и интуицией. А интуиция связана с душой.

— Если не будет полного перехода на автономный беспилотный борт, возможно ли применение пилотируемого истребителя Су-57, который бы управлял группой беспилотников?

— Наверное, возможно. Только нужно понять, как человек, который летит в каком-то самолете, будет еще и такой группой управлять. Важно все — что это за человек, какие у него механизмы управления этой группой, как это будет происходить.

— А если экипаж из двух человек будет состоять, например, пилота и оператора группы беспилотных аппаратов?

— Такие решения есть, например, на МиГ-31, где летает пилот и оператор позади него.

— Кстати, раз вы МиГ-31 упомянули. Сейчас все ждут и ждут новый перехватчик на смену МиГ-31. Что слышно по этому поводу?

— Какая-то зловещая тишина по этой теме. МиГ-31 можно было уже давно модернизировать и, например, использовать такие вещи, как плазму. Но нет пока четкого понимания, как использовать эти огромные скорости, которых в мире больше нет ни у кого.

— Сейчас МиГ-31 обрел, в общем-то, новую жизнь с "Кинжалом".

СМОТРИТЕ ТАКЖЕ
— Да, но он потерял при этом скорость. Все это достигнуто благодаря такому тяжелому и скоростному носителю, как МиГ-31, но нужно двигаться дальше, ведь есть и другие веяния, о которых сейчас говорить, наверное, преждевременно. Вот американцы, например, уже используют плазму, у них есть гражданский проект.

— Вы имеете в виду плазменные двигатели?

— Нет, не двигатели, а использование плазмы для сжигания скачков уплотнения (ударных волн, возникающих при обтекании тела потоком жидкости или газа — прим. ТАСС). То есть она как бы коридор впереди самолета создает.

— Это что-то наподобие кавитационных торпед? Создается некое поле вокруг истребителя?

— Да, поле. Таким образом, существенно снижается лобовое сопротивление и, в частности, трение воздуха.

— Физически это возможно реализовать?

— Американцы начали. Они построили, точнее, начали строить проект пассажирского самолета, который мог бы летать со скоростью, скажем, 3700 км/ч, при этом расход топлива — как при полете на дозвуковой скорости, то есть, в три-четыре раза меньше, чем при полете на сверхзвуке. Это дает и топливную эффективность, и дальность повышает. Еще важен вопрос звуковых ударов. Когда самолет летит на большой высоте, он тянет за собой своеобразный воздушный конус.

— Какие еще есть передовые разработки?

— Есть еще кое-какая информация, что американцы занимаются вибрационным горением.

— Что такое вибрационное горение? Имеются в виду двигатели на этом новом принципе? (Вид неустойчивого горения, характеризуемый автоколебаниями газа в камере сгорания двигателя — прим. ТАСС).

— Да. Но это такая тонкая вещь, с которой нужно очень аккуратно обращаться. Чтобы довести ее до безопасных режимов на пассажирских летательных аппаратах, думаю, пройдет еще долгое время. А для каких-то других целей создать опытные образцы, наверное, возможно. Но это сложные исследования, требуются технологии.

— Как вы относитесь к идее набирать девушек в летные училища?

— А у нас что, безвыходная ситуация с кадрами?

— Говорят, что летчиков сейчас не хватает.

— Летчиков у нас хватает.




комментарии (0):













Материалы рубрики


Транспорт России
Виталий Савельев: голосовать на выборах – значит разделять ответственность за будущее России
Андрей Коршунов
Известия
«Парение в невесомости Гагарин впервые испытал уже после полета в космос»
Надежда Алексеева, Алина Лихота, Екатерина Кийко
RT
Арктическая навигация: специалист ААНИИ — о развитии БПЛА в Северном Ледовитом океане
Андрей Смирнов
Pro Космос
Юрий Борисов: «Ракета «Амур-СПГ» и сверхлегкий носитель будут многоразовыми»
Наталия Славина
Российская газета
Новое поколение авиации: на чем будем летать. Интервью с академиком Сергеем Чернышевым
Андрей Коршунов
Известия
«На станции будут отрабатываться технологии для полетов на Луну или Марс»
Роман Гусаров
NEWS.ru
Вслед за вылетевшей из самолета дверью «улетает» и доверие к «Боингу»

NEWS.ru
Самолет МС-21 научили приземляться на автомате: почему это так важно



Евгений Гайва
Российская газета
Василий Десятков: Десятки аэропортов модернизируют в России в ближайшие годы
Мария Амирджанян
ТАСС
Генеральный директор "Яковлева": импортозамещенный МС-21 может получить новые версии
Вячеслав Терехов
Интерфакс
Научный руководитель Института астрономии РАН: космический мусор становится все более опасным
Артем Кореняко, Ирина Парфентьева
РБК
Глава «Победы» — РБК: «Приходится уходить на запасные аэродромы»
Евгений Гайва
Российская газета
Глава Росавиации: В этом году в Россию стало летать больше иностранных авиакомпаний
Мария Амирджанян
ТАСС
Замглавы Минпромторга: производство беспилотников будет только расти
Георгий Султанов, Анна Носова
ТАСС
Глава "Швабе" Вадим Калюгин: стремимся сделать наши БПЛА более устойчивыми к РЭБ
Наталия Ячменникова
Российская газета
Александр Блошенко: Мы впервые в истории садимся на Южный полюс Луны
Виктор Лошак
Ростех; Коммерсантъ
Вадим Бадеха: «Нет ничего более технически интересного, чем авиационный двигатель»

Интерфакс
Гендиректор аэропорта "Храброво" Александр Корытный: "Хотим вписать Калининград в накатанную авиатрассу между Китаем, Москвой и Петербургом"
Тимофей Дзядко, Артем Кореняко
РБК
Глава Внуково — РБК: «В ближайшие 10 лет не будет пассажиров в Европу»

Ростех
Евгений Солодилин: «Задачу, которую перед нами поставили акционеры, мы выполнили»
Наталия Ячменникова
Российская газета
Ректор МАИ Михаил Погосян - о том, какие профессии будут популярны в ближайшие пять лет, и почему стране нужны инженеры с креативным мышлением
Екатерина Москвич
ТАСС
Анна Кикина: космонавты летят в космос, чтобы жить
Мария Амирджанян
ТАСС
Гендиректор ОАК Слюсарь: испытания SSJ New с российскими двигателями начнутся осенью
Георгий Казачков, Гулия Леваненкова, Евгения Коткова
ТАСС
Посол Белоруссии в РФ: самолет "Ладога" сможет конкурировать с Airbus и Boeing

Известия
Заместитель генерального директора холдинга Т1 Алексей Волынкин: «Наша цель — запуск первой частной ракеты в космос уже в этом году»
Виталий Корнеев, Елена Новицкая
ТАСС
Глава оператора Пулково Леонид Сергеев: мы стали аэропортом №2 в России
Екатерина Москвич
ТАСС
Глава SR Space: в течение года мы перейдем от ракеты "Небо" к первому полету "Космоса"
Юлия Живикина
РБК
«Иллюзий нет, но справимся»: что происходит с авиакомпаниями в России
Артем Рукавов
Интерфакс
Гендиректор SR Space: идут работы над ракетой-носителем Cosmos с возможным возвратом первой ступени
Наталия Ячменникова
Российская газета
Александр Книвель - о том, когда в России появится полноценная отрасль беспилотных авиационных систем
Катерина Алабина
Известия
«Мы первыми в мире отправим арт-объект на орбиту»
Андрей Герман
MASHNEWS
Летать охота. Запад закрывает глаза на поставки авиационных запчастей в Россию
Андрей Ванденко
ТАСС
Юлия Пересильд: это космос, детка!
Андрей Ванденко
ТАСС
Космонавт Антон Шкаплеров: себя играть легко
Зоя Игумнова
Известия
Герой России Евгений Тарелкин: «Если вы хотите стать миллионером, то вам точно не в космонавты»
Екатерина Москвич
ТАСС
Борисов: работа на РОС и полет на Луну — ключевые направления пилотируемой космонавтики
Наталия Ячменникова
Российская газета
Следующая станция - РОС. Главный конструктор Владимир Кожевников раскрывает уникальность новой Российской орбитальной станции
Александр Белов, Артем Рукавов
Интерфакс
Первый замгендиректора "Роскосмоса": наращивание спутниковой группировки - приоритет номер один
Екатерина Москвич
ТАСС
Глава Центра Хруничева: изготовление ракет "Ангара" — стратегический приоритет предприятия
Павел Зюзин
РИА "Новости"
Сергей Пономарев: участники эксперимента "SIRIUS-23" "полетят" на Луну

Бизнес News
Портфель заказов "Гидромаша" на 2023 год вырос более чем на 15%

Интерфакс
Орнитологическая обстановка в аэропортах за год значительно улучшилась
Милена Синева, Роман Азанов
ТАСС
Глава Рособоронэкспорта: Россия готова сотрудничать с Индией по истребителю 5-го поколения
Екатерина Москвич
ТАСС
Главный конструктор РОС: новая орбитальная станция будет практически "вечной"

РИА "Новости"
Юрий Борисов: Россия должна производить к 2025 году 250 спутников ежегодно
Артём Кореняко
РБК
Глава Росавиации: "Предлагаю термин "каннибализация" не использовать"
Наталия Ячменникова
Российская газета
Валерий Шелковников: Мы упускаем реальную возможность внедрить проактивный метод предотвращения авиапроисшествий
Юлия Мартынова
МАИ
Инженеры новой формации

Росавиация, Авиасоюз
Интервью Руководителя Росавиации Александра Нерадько отраслевому журналу "Авиасоюз" к 100-летию отечественной гражданской авиации

PrimaMedia
Стюардесса Аэрофлота: "Когда вы в самолете, вы ближе к звездам. Мечтайте"

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer