Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное



Главная Обзоры СМИ Интервью


Роман Гусаров:
"Выпускники училищ и летать-то не умеют". Почему в России нехватка пилотов?


23 августа 2018 года Елена Слободян, Аргументы и Факты


Российским авиакомпаниям не хватает 300-500 пилотов в год. Об этом сказано в письме Ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта (АЭВТ), которое организация направила в Минтранс. АЭВТ предлагает и решение проблемы. Как сказано в письме, нехватка летного состава возникла из-за роста авиаперевозок и усиления борьбы Росавиации с негосударственными учебными заведениями. Для улучшения ситуации АЭВТ предложила Минтрансу не препятствовать подготовке летного состава в частных учебных центрах, а также легализовать зарубежные свидетельства пилотов. Но в Росавиации настаивают на усовершенствовании государственных образовательных стандартов и выступают против упрощенной подготовки пилотов. Почему в России не хватает пилотов и как можно решить данную проблему, АиФ.ru рассказал главный редактор портала «Авиа.ру» Роман Гусаров.

Елена Слободян, АиФ.ru: Почему в Росавиации выступают против частных учебных центров?

Роман Гусаров: Частная система, к сожалению, показала невысокое качество в части подготовки пилотов. Росавиация не зря провела такую массовую зачистку авиационных учебных центров (АУЦ). После нескольких авиакатастроф стало понятно, что пилоты, получившие образование в таких учебных центрах, недоучены, и поэтому были инициированы проверки, которые показали, что в ряде учебных центров просто приписывались летные часы. Это бизнес. Центры получили деньги за обучение, поэтому зачем им тратить топливо, ресурс самолетов? Им легче приписать и пририсовать. Они выдавали Росавиации документы о том, что пилоты все прошли и что нужно подтвердить их квалификацию, но на деле все оказывалось не так. И поэтому сегодня 90% катастроф у нас связано с человеческим фактором. Казалось, что все хорошо, погода нормальная, самолет летит, никаких отказов нет, а пилот вдруг раз — и допускает фатальную ошибку.

— А в государственных летных училищах подготовка нормальная? Или их тоже нужно реформировать?

— Государство сегодня монополизирует систему подготовки пилотов гражданской авиации, и ее, конечно же, нужно реформировать. Об этом идут разговоры в профессиональной среде уже не один год. Больше 15 лет все говорят, что наше обучение — это очень долго, дорого для государства и с низким качеством. Курсант, который выходит из учебного учреждения, по сути, и пилотировать не умеет. Его нужно переучивать. Делают это авиакомпании за свой счет. На это идут десятки тысяч долларов, а все это оплачиваем мы, пассажиры. С одной стороны, налогоплательщики оплатили им обучение, с другой, на них еще авиакомпании потратили, взяв с пассажиров деньги за дообучение. После этого выпускник летного училища еще несколько лет летает вторым пилотом, потом из-за дефицита командиров ему, не набравшему достаточного опыта, приходится быть командиром и летать как получится. Более того, пилоты норовят быстренько соскочить в какую-нибудь иностранную компанию на более высокую зарплату. И у нас возникает дефицит. Если вся эта схема сохранится, то сколько бы мы ни готовили пилотов, нам все равно их будет не хватать, поскольку сегодня мы, по сути, готовим кадры для иностранных компаний.

— Много пилотов уходит работать за рубеж?

— Отток специалистов не прекращается. И он будет всегда. Всегда найдутся регионы, где пилоту предложат более высокую зарплату. Поскольку все пилоты сегодня учат английский язык и знают его на достаточно хорошем уровне, они имеют возможность работать где угодно.

— А приглашение иностранцев к нам не решит проблему?

— Зарубежные свидетельства и сертификаты вызывают много вопросов. Люди ведь на самом деле получают образование в ближнем зарубежье и потом приходят и пытаются получить в Российской Федерации валидацию полученного образования. Нам надо изучать, где они учились, что это за учебные центры. Государству в этом плане нужно выработать единую политику. Но на мой взгляд, не надо латать дыры за счет приема иностранных пилотов. Иностранные пилоты на самом деле не придут. Не факт. Придут те, кто обучился в каком-то частном центре. Летать-то они не умеют. Это могут быть и наши сограждане, которым с удовольствием свои услуги предоставят зарубежные центры.

— И как в таком случае решать этот вопрос?

— Нужно, чтобы подготовкой пилотов занимались специализированные центры, как государственные, так и частные. Все, что нужно государству, — это сформировать нормальную систему их лицензирования и контроля. Проводить аттестацию пилотов должны не сами учебные заведения, а государственные экзаменационные или сертификационные центры. Пилоты должны сдавать специальные экзамены: теорию, практику. Их профпригодность должны подтверждать специалисты. Своими подписями они бы гарантировали, что специалист готов к выполнению всех задач. Сейчас учебные организации присылают документы о том, что выпускник все прошел, а Росавиация после этого выдает свидетельство пилота. Они даже не видят человека, лишь доверяют полученной информации. А все должно быть наоборот. Там ты обучился, а все летные часы подтвердил на экзамене государственным инспекторам.

— Сейчас наши пилоты учатся около трех лет. Это много или мало?

— Будущему пилоту не нужны лекции по философии, экономике и т. д. (сейчас эти предметы есть в учебных планах российских училищ — прим. ред.). Современному пилоту и высшее образование нужно фактически для подтверждения его интеллектуального уровня. Это спорное на самом деле требование. Он должен быть классным пилотом, а не всесторонне развитым человеком. Можно сократить обучение. В ряде стран пилотов готовят в течение 18 месяцев. За это время он получает исключительно те знания, которые нужны пилоту. Он выходит с более высокой квалификацией, нежели наш курсант после пяти лет обучения в училище. На него тратятся государственные деньги, более того, его не заставляют работать. На него государство потратило деньги, а он может их и не отрабатывать, а спокойно уехать за границу и платить там налоги. Выходит, что мы вкладываем деньги в специалиста, который потом приносит доход другому государству. Поэтому нужно еще подумать, как решать и эту проблему. Если ты за свои деньги получил образование, пожалуйста, можешь устраиваться на работу после обучения и за рубежом. А если получил образование за государственный счет, то тогда будь добр: отработай хотя бы пять лет у себя на Родине. В целевом наборе будут заинтересованы и авиакомпании. Они будут понимать, что платят разумные, а не безумные деньги за подготовку специалиста, который к ним же вернется работать.

— С чем еще связан дефицит кадров?

— Много пилотов списывают по возрасту, по состоянию здоровья, в связи с выходом на пенсию. Подготовить больше специалистов, чем может наша система, нельзя. Плюс отток кадров, которые уезжают за границу, и плюс к этому мы еще и растем. Процентов на десять в год увеличивается количество рейсов. Это означает, что на такое же количество должно вырасти и число пилотов. Поэтому сейчас спрос на таких специалистов очень большой. А при нынешней дорогой и неэффективной системе подготовки проблему не решить, нужно прибегать к ее реформированию.


комментарии (2):

мга      26/08/2018 [13:48:11]#1
Современному пилоту и высшее образование нужно фактически для подтверждения его интеллектуального уровня. Это спорное на самом деле требование. Он должен быть классным пилотом, а не всесторонне развитым человеком. Можно сократить обучение.
Интересный посыл. Человек, который должен управляться со сложной техникой не должен демонстрировать высокий интелектуальный уровень? Что значит классный пилот? тупой и здоровый? тут же автор говорит о человеческом факторе и предлагает готовить по ускоренной программе. Тогда операторов. Взаимо исключающие понятия.

SAT      29/08/2018 [10:44:21]#2
статья конечно интересная и правильная.
"Интересный посыл. Человек, который должен управляться со сложной техникой не должен демонстрировать высокий интелектуальный уровень? Что значит классный пилот? тупой и здоровый? тут же автор говорит о человеческом факторе и предлагает готовить по ускоренной программе. Тогда операторов. Взаимо исключающие понятия."
В этой части тоже вопрос интересный и спорный. С одной стороны все мы получаем права на вождения автомобиля, при этом для этого высшее образование не нужно. Но капитаном морского судно, без высшего образования не станешь, всё зависит от сложности машины. Высшее образование даёт интеллектуальный уровень, с этим сложно спорить. Тогда почему не готовить пилотов как в высших учебных заведениях, так и в средних. Просто уровень дальнейшего профессионального роста будет у тех и у других разный.






Материалы рубрики

Мария Амирджанян
ТАСС
Недостатка инвесторов в нацпроекты мы не испытываем
Екатерина Мальцева
Интерфакс
Вице-президент ОАК по ВТС: Истребитель пятого поколения Су-57 может пойти на экспорт

Транспорт России
ЦСР ГА: новые решения для отрасли

РИА Новости
Поисковой работы хватит и на внуков
Александра Джорджевич
КоммерсантЪ
"Политическая ситуация в Венесуэле нас весьма и весьма беспокоит"

Бизнес России
50 лет во главе "Гидромаша"
Дмитрий Струговец
РИА Новости
Анатолий Петрукович: сотрудничество в исследованиях космоса выгодно всем
Наталия Ячменникова
Российская газета
Рейс 2018: разбор полета



Наталия Ячменникова
Российская газета
Полеты в коридорах
Сергей Нестеренко
Аргументы и факты
МС-21: страха нет. Российский самолет полетит на отечественных композитах
Инна Сидоркова
РБК
Рогозин — РБК: "Формула "космос вне политики" не работает"
Алексей Заквасин
RT
"Мы сделаем шаг вперёд"

РИА Новости
За девять лет Аэрофлот претерпел настоящую цифровую трансформацию
Александра Джорджевич, Иван Сафронов
КоммерсантЪ
"Нет нерешаемых задач, есть просто плохие решения"
Алексей Паньшин, Дмитрий Струговец
РИА Новости
Кирилл Сыпало: модель перспективного транспортника "Слон" мы уже продули
Илья Вайсберг
Журнал "АвиаСоюз"
Общественный совет при Росавиации: обсуждение актуальных проблем отрасли
Беседовала Елена Шепелева
КоммерсантЪ
"В 13 городов из Ростова летаем только мы"
Олег Починюк
"Красная звезда"
Морская авиация ВМФ наращивает усилия по совершенствованию подготовки лётного состава

РИА Новости
Не надо путать прямой угол с температурой кипения
Валерия Комарова, Петр Канаев
РБК
Мы с ужасом ждем точки в споре с Минтрансом
Александра Джорджевич, Иван Сафронов
КоммерсантЪ
Глава "Энергомаша" Игорь Арбузов: Двигатели — одна из немногих ниточек, которые связывают нас с США
Наталия Ячменникова
Российская Газета
Стою у трапа электролета...
Ксения Семенова
Sakhalin.info (Сахалин.инфо)
Полетим на Шумшу и в Таиланд: Константин Сухоребрик о борьбе и планах "Авроры"
Екатерина Мальцева
Интерфакс
Мы готовы заменить парк МиГ-29 на новые МиГ-35
Елизавета Кузнецова
КоммерсантЪ - Приложение (Business Guide)
Главное, чтобы было дело, а деньги всегда найдутся
Елизавета Кузнецова
КоммерсантЪ - Приложение (Business Guide)
"ЦАГИ должен способствовать внедрению фундаментальных исследований в промышленность"

"Русский космос"
Президент агентства Хироши Ямакава рассказал о перспективах международного сотрудничества
Наталия Ячменникова
Российская газета
Слетевший с орбиты
Иван Сафронов
КоммерсантЪ
"Я думал, что представляю масштабы бедствия"
Наталия Ячменникова
Российская Газета
К Марсу на атомном ядре
Анна Раткогло
РИА Новости
Ладислав Батик: купить летающий автомобиль можно будет уже в 2021 году
Жанна Манукян
РИА Новости
Максим Литвинов: хочу, чтобы российско-китайский самолет поднялся в небо
Александр Темнов
ТАСС
Мы предложили Роскосмосу $2,5 млрд за ракеты, а в ответ — тишина
Дмитрий Решетников, Максим Филимонов
ТАСС
"Эти 20 минут своей жизни я запомню навсегда"
Иван Сафронов, Александра Джорджевич
КоммерсантЪ
"Не может быть на десять самолетов заказано десять ракет"
Наталия Ячменникова
Российская газета
Переложить рули
Анна Урманцева
Известия
"Риск до конца не убрать"
Дмитрий Струговец
РИА Новости
Павел Шутов: авария "Союза" — шок для всего рынка космического страхования
Юрий Гаврилов
Российская газета
"Фантом" не догоняет
Алексей Паньшин
РИА Новости
Михаил Гордин: появление гиперзвуковых лайнеров возможно к 50-м годам
Роман Крецул Алексей Рамм
Известия
Дрон в боевых условиях
Дмитрий Веклич, Николай Власов
Интерфакс
Я намерен укреплять наши отношения и держать земные противоречия подальше от космоса
Петр Захаров
Военно-промышленный курьер
Прорваться на Запад со своей техникой невозможно
Алексей Виноградов
Вечерняя Москва
Вертолетных дел мастер
Дмитрий Струговец
РИА Новости
Ничего нового в конструкции многоразовой ракеты нет
Олег Смирнов
Polit.ru
"Аэрофлот", который нельзя потерять
Дмитрий Струговец
РИА Новости
Первый транспортный беспилотник появится в России к 2019 году
Екатерина Стихина
Деловой квартал
10 лет рейсу Екатеринбург — Хельсинки. Как пережить два кризиса
Наталия Ячменникова
Российская газета
МАИ университеты
Екатерина Мальцева
Интерфакс-АВН
Глава ОАК: скажут в космос полететь - полетим в космос

 

 

 

 

Реклама от YouDo
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer