Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное



Главная Обзоры СМИ Интервью


Игорь Радугин:
Ничего нового в конструкции многоразовой ракеты нет


14 сентября 2018 года Дмитрий Струговец, РИА Новости


На днях в российской ракетно-космической отрасли произошло неординарное событие — первый заместитель генерального конструктора — главный конструктор средств выведения ракетно-космической корпорации "Энергия" (входит в Роскосмос) Игорь Радугин, который руководил разработкой новой российской ракеты-носителя "Союз-5" и сверхтяжелой ракеты, покинул свой пост и в понедельник, 10 сентября, перешел на работу в молодую частную компанию S7 Space (входит в группу компаний S7), которая владеет проектом "Морской старт". Компания S7 Space многократно критиковала Роскосмос и РКК "Энергия" за то, что новый носитель "Союз-5" еще на этапе эскизного проектирования технологически устарел и представляет собой подросшую и потолстевшую версию ракеты "Зенит". Кроме того, в техническом задании на ракету не оговаривались требования к экономической эффективности, что, по мнению S7 Space, критически важно для работы на рынке пусковых услуг. Технологическим прорывом и способом снижения стоимости стало бы создание многоразовой ракеты по аналогии с американским носителем Falcon 9 Илона Маска. О своих задачах в частной космической компании S7 Space, планах создания первой российской многоразовой ракеты и феномене Илона Маска в своем первом интервью в новой должности специальному корреспонденту РИА Новости Дмитрию Струговцу рассказал заместитель генерального директора S7 Space по средствам выведения Игорь Радугин.

— Почему вы решили перейти в S7 Space и какие задачи там будете решать? Что вас, человека с большим опытом работы в космической отрасли, привлекло перейти в частную компанию?

— Во-первых, основные направления работ, которые относятся к моей компетенции в S7 Space, являются логическим продолжением того, чем я занимался последнее время в ракетно-космической корпорации "Энергия" — разработка перспективной многоцелевой ракеты-носителя среднего класса "Союз-5" и различные варианты ее применения, в том числе для запусков с плавучего космодрома "Морской старт".

Во-вторых, практика последних десятилетий как у нас, так и за рубежом, показывает, что реализация негосударственных коммерческих проектов, особенно в условиях частной компании, может проводиться с большей динамикой без необходимости прохождения многочисленных бюрократических процедур по сравнению с выполнением государственных заказов. Это, безусловно, является привлекательной стороной работы в компании S7 Space.

— Вы перешли в S7 один или с командой?

— Я пришел один, но рассчитываю, что за мной придет несколько наиболее компетентных специалистов, с которыми мы работали вместе.

— В декабре 2017 года владелец группы S7 Владислав Филев обозначил интерес к многоразовым носителям. Затем компания S7 Space многократно говорила о необходимости создания для "Морского старта" именно многоразовой ракеты. Значит ли это, что именно вам будет поручено создание такого носителя?

— Да, в перспективные планы компании S7 Space входит разработка ракеты-носителя с многоразовым возвращаемым блоком первой ступени, и эта работа будет входить в сферу моей ответственности как главного конструктора средств выведения.

— Многоразовыми носителями занимались еще в СССР. Были проекты в США и других странах. Но именно в последние годы интерес к этой теме резко возрос. Как вы считаете, это связано только с феноменом Илона Маска или это объективный процесс? Стоят ли за этим новые технологические возможности и новые потребности рынка космических пусков?

— Да, вопросами спасения первых ступеней ракет-носителей как в СССР, так и за рубежом, начали заниматься еще в 70-е годы прошлого века. Помимо обширных проектных исследований, в США дошли до практической отработки возвращения и спасения твердотопливных ускорителей первой ступени многоразового транспортного космического корабля "Спейс Шаттл". Правда, до повторного применения ускорителей дело не дошло.

Возрастание же интереса к работам компании SpaceX в последнее время связано с их главным достижением — практической реализацией экономически эффективного цикла межполетного обслуживания и повторного применения жидкостного ракетного блока первой ступени ракеты-носителя Falcon 9.

Востребованность такого типа ракет-носителей определяется величиной снижения общих затрат на запуск по сравнению с аналогичным одноразовым носителем. Рекламируемая величина снижения до 50% является значительным успехом компании в конкурентной борьбе на рынке средств выведения.

Что касается применения новых технологий в многоразовом блоке первой ступени, то, по-моему, ничего принципиально нового в конструкции систем возвращения и посадки блока нет. Все технические решения так или иначе реализовывались раньше, включая ракетодинамический маневр и посадочные устройства, использовавшиеся при мягких посадках автоматических станций и пилотируемых кораблей на поверхность Луны.

— Илон Маск использует в носителе Falcon 9 ракетодинамическую схему возвращения и посадки первой ступени, то есть посадку с помощью собственных двигателей. В космическом Центре Хруничева разрабатывали, в том числе при вашем участии, крылатый многоразовый блок. На ваш сегодняшний взгляд, какой путь предпочтительнее?

— Разработка проекта многоразового ускорителя первой ступени "Байкал" в ГКНПЦ им. М.В. Хруничева и НПО "Молния", который вы, видимо, имеете в виду, преследовала прежде всего цель создания возвращаемого к месту старта ракетного блока первой ступени для всеазимутальной, то есть имеющей возможность запускаться под любым углом к стартовому меридиану, ракеты-носителя легкого класса. Естественно, что исходя из этого требования, чтобы избежать строительства многочисленных посадочных комплексов блока первой ступени, была выбрана самолетная схема блока, обеспечивающая возвратный полет с использованием турбореактивного двигателя. Необходимо заметить, что целевое назначение такого класса ракеты-носителя, равно как и необходимость достижения всеазимутальности, для решения каких-то целевых задач в то время не обсуждались.

Для ракеты-носителей среднего и тяжелого классов, к которым относятся и Falcon 9 и "Союз-5", необходимости в запусках с любым возможным азимутом стрельбы нет. В этом случае более эффективным с экономической точки зрения, а также более простым по конструкции и в эксплуатации является многоразовый блок, использующий ракетодинамический маневр при возвратном полете и вертикальную посадку на специально подготовленную площадку с использованием ракетных двигателей.

—  В какие сроки может быть разработана и создана новая многоразовая ракета для проекта "Морской старт"?

— Сроки создания новой ракеты-носителя составляют от пяти до семи лет. Если появятся новые возможности сокращения сроков, то это прежде всего связано с тем, что частная компания и коммерческие заказы позволяют обходиться без длительных бюрократических процедур. В принципе, это дает большой резерв по сокращению сроков разработки. Сейчас точно назвать сроки трудно, но мы планируем уложиться в 5-6 лет, может быть, сделаем все быстрее. Более конкретно можно будет говорить после первой проектной стадии. Хотелось бы напомнить, что Илон Маск делал свою многоразовую ракету около 10 лет




комментарии (0):








Материалы рубрики


"Русский космос"
Президент агентства Хироши Ямакава рассказал о перспективах международного сотрудничества
Наталия Ячменникова
Российская газета
Слетевший с орбиты
Иван Сафронов
КоммерсантЪ
"Я думал, что представляю масштабы бедствия"
Наталия Ячменникова
Российская Газета
К Марсу на атомном ядре
Анна Раткогло
РИА Новости
Ладислав Батик: купить летающий автомобиль можно будет уже в 2021 году
Жанна Манукян
РИА Новости
Максим Литвинов: хочу, чтобы российско-китайский самолет поднялся в небо
Александр Темнов
ТАСС
Мы предложили Роскосмосу $2,5 млрд за ракеты, а в ответ — тишина
Дмитрий Решетников, Максим Филимонов
ТАСС
"Эти 20 минут своей жизни я запомню навсегда"



Иван Сафронов, Александра Джорджевич
КоммерсантЪ
"Не может быть на десять самолетов заказано десять ракет"
Наталия Ячменникова
Российская газета
Переложить рули
Анна Урманцева
Известия
"Риск до конца не убрать"
Дмитрий Струговец
РИА Новости
Павел Шутов: авария "Союза" — шок для всего рынка космического страхования
Юрий Гаврилов
Российская газета
"Фантом" не догоняет
Алексей Паньшин
РИА Новости
Михаил Гордин: появление гиперзвуковых лайнеров возможно к 50-м годам
Роман Крецул Алексей Рамм
Известия
Дрон в боевых условиях
Дмитрий Веклич, Николай Власов
Интерфакс
Я намерен укреплять наши отношения и держать земные противоречия подальше от космоса
Петр Захаров
Военно-промышленный курьер
Прорваться на Запад со своей техникой невозможно
Алексей Виноградов
Вечерняя Москва
Вертолетных дел мастер
Дмитрий Струговец
РИА Новости
Ничего нового в конструкции многоразовой ракеты нет
Олег Смирнов
Polit.ru
"Аэрофлот", который нельзя потерять
Дмитрий Струговец
РИА Новости
Первый транспортный беспилотник появится в России к 2019 году
Екатерина Стихина
Деловой квартал
10 лет рейсу Екатеринбург — Хельсинки. Как пережить два кризиса
Наталия Ячменникова
Российская газета
МАИ университеты
Екатерина Мальцева
Интерфакс-АВН
Глава ОАК: скажут в космос полететь - полетим в космос
Елена Слободян
Аргументы и Факты
"Выпускники училищ и летать-то не умеют". Почему в России нехватка пилотов?
Алексей Паньшин
РИА Новости
Россия нашла способы привлечения новых партнеров по ВТС
Екатерина Мальцева
Интерфакс-АВН
Спрос на российское вооружение в мире постоянно растет
Татьяна Власенко
Новый Компаньон
Нас вынуждают вернуть "Морской старт" государству
Дмитрий Решетников
ТАСС
"Мы сами с усами". Дмитрий Рогозин готов работать с NASA только на паритетных началах
Анна Юдина, Артур Шайхутдинов
ТАСС
Летчик-испытатель: истребитель Су-57 сможет управлять группой беспилотников
Дмитрий Струговец
РИА Новости
Подписан контракт на поставку США еще 6 ракетных двигателей
Инна Сидоркова
РБК
10–15 лет назад такого и во сне нельзя было представить
Илья Вайсберг
Журнал "АвиаСоюз"
Партнерство с Россией – один из приоритетов для компании Airbus
Анна Юдина
ТАСС
Рассчитываю, что в этом году мы закроем "грехи прошлого"
Маргарита Костив
РИА Новости
Россия откажется от устаревших экспериментов на МКС
Александра Качалова
Интерфакс
Трансферные перевозки – драйвер нашего роста
Юлия Гарднер
Российская газета
Запасной аэродром
Сергей Вальченко
Московский Комсомолец
Экс-генконструктор "Антонова" ответил Украине: Россия наладит производство Ан-124 за два года
Кирилл Бабушкин
ФедералПресс
Челябинцам повезло с разгерметизацией самолета: в США женщину вытянуло за борт
Екатерина Каткова
Газета.Ru
Космос как предчувствие: Boeing собрался на Марс

ТАСС
Публичная презентация МС-21 может состояться в Китае
Илья Вайсберг
Журнал "АвиаСоюз"
Славная история, надежная репутация
Мария Амирджанян, Анна Юдина, Дмитрий Решетников
ТАСС
Мы обсуждаем вопрос привлечения частного капитала в компанию

БИЗНЕС Online
В какой-то момент КВЗ перестал реагировать на вызовы. Расслабился...
Дмитрий Струговец
РИА Новости
Планируем готовить космонавтов к посадке на Луну и Марс
Игорь Попов
Forbes
Самолет на $20 млрд. Как Россия и Китай создают дальнемагистральный лайнер
Татьяна Кузнецова
ТАСС
Большой аэропорт в Крыму должен быть один

РИА Новости
Новый Superjet будет более российский, но для глобального рынка
Илья Вайсберг
Журнал "АвиаСоюз"
Российская система сертификации состоялась и признана в авиационном сообществе
Илья Вайсберг
Журнал "АвиаСоюз"
Экспериментальная авиация: от первого полета до серийного производства

 

 

 

 

Реклама от YouDo
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer