Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное



Главная Обзоры СМИ Интервью


Игорь Радугин:
Ничего нового в конструкции многоразовой ракеты нет


14 сентября 2018 года Дмитрий Струговец, РИА Новости


На днях в российской ракетно-космической отрасли произошло неординарное событие — первый заместитель генерального конструктора — главный конструктор средств выведения ракетно-космической корпорации "Энергия" (входит в Роскосмос) Игорь Радугин, который руководил разработкой новой российской ракеты-носителя "Союз-5" и сверхтяжелой ракеты, покинул свой пост и в понедельник, 10 сентября, перешел на работу в молодую частную компанию S7 Space (входит в группу компаний S7), которая владеет проектом "Морской старт". Компания S7 Space многократно критиковала Роскосмос и РКК "Энергия" за то, что новый носитель "Союз-5" еще на этапе эскизного проектирования технологически устарел и представляет собой подросшую и потолстевшую версию ракеты "Зенит". Кроме того, в техническом задании на ракету не оговаривались требования к экономической эффективности, что, по мнению S7 Space, критически важно для работы на рынке пусковых услуг. Технологическим прорывом и способом снижения стоимости стало бы создание многоразовой ракеты по аналогии с американским носителем Falcon 9 Илона Маска. О своих задачах в частной космической компании S7 Space, планах создания первой российской многоразовой ракеты и феномене Илона Маска в своем первом интервью в новой должности специальному корреспонденту РИА Новости Дмитрию Струговцу рассказал заместитель генерального директора S7 Space по средствам выведения Игорь Радугин.

— Почему вы решили перейти в S7 Space и какие задачи там будете решать? Что вас, человека с большим опытом работы в космической отрасли, привлекло перейти в частную компанию?

— Во-первых, основные направления работ, которые относятся к моей компетенции в S7 Space, являются логическим продолжением того, чем я занимался последнее время в ракетно-космической корпорации "Энергия" — разработка перспективной многоцелевой ракеты-носителя среднего класса "Союз-5" и различные варианты ее применения, в том числе для запусков с плавучего космодрома "Морской старт".

Во-вторых, практика последних десятилетий как у нас, так и за рубежом, показывает, что реализация негосударственных коммерческих проектов, особенно в условиях частной компании, может проводиться с большей динамикой без необходимости прохождения многочисленных бюрократических процедур по сравнению с выполнением государственных заказов. Это, безусловно, является привлекательной стороной работы в компании S7 Space.

— Вы перешли в S7 один или с командой?

— Я пришел один, но рассчитываю, что за мной придет несколько наиболее компетентных специалистов, с которыми мы работали вместе.

— В декабре 2017 года владелец группы S7 Владислав Филев обозначил интерес к многоразовым носителям. Затем компания S7 Space многократно говорила о необходимости создания для "Морского старта" именно многоразовой ракеты. Значит ли это, что именно вам будет поручено создание такого носителя?

— Да, в перспективные планы компании S7 Space входит разработка ракеты-носителя с многоразовым возвращаемым блоком первой ступени, и эта работа будет входить в сферу моей ответственности как главного конструктора средств выведения.

— Многоразовыми носителями занимались еще в СССР. Были проекты в США и других странах. Но именно в последние годы интерес к этой теме резко возрос. Как вы считаете, это связано только с феноменом Илона Маска или это объективный процесс? Стоят ли за этим новые технологические возможности и новые потребности рынка космических пусков?

— Да, вопросами спасения первых ступеней ракет-носителей как в СССР, так и за рубежом, начали заниматься еще в 70-е годы прошлого века. Помимо обширных проектных исследований, в США дошли до практической отработки возвращения и спасения твердотопливных ускорителей первой ступени многоразового транспортного космического корабля "Спейс Шаттл". Правда, до повторного применения ускорителей дело не дошло.

Возрастание же интереса к работам компании SpaceX в последнее время связано с их главным достижением — практической реализацией экономически эффективного цикла межполетного обслуживания и повторного применения жидкостного ракетного блока первой ступени ракеты-носителя Falcon 9.

Востребованность такого типа ракет-носителей определяется величиной снижения общих затрат на запуск по сравнению с аналогичным одноразовым носителем. Рекламируемая величина снижения до 50% является значительным успехом компании в конкурентной борьбе на рынке средств выведения.

Что касается применения новых технологий в многоразовом блоке первой ступени, то, по-моему, ничего принципиально нового в конструкции систем возвращения и посадки блока нет. Все технические решения так или иначе реализовывались раньше, включая ракетодинамический маневр и посадочные устройства, использовавшиеся при мягких посадках автоматических станций и пилотируемых кораблей на поверхность Луны.

— Илон Маск использует в носителе Falcon 9 ракетодинамическую схему возвращения и посадки первой ступени, то есть посадку с помощью собственных двигателей. В космическом Центре Хруничева разрабатывали, в том числе при вашем участии, крылатый многоразовый блок. На ваш сегодняшний взгляд, какой путь предпочтительнее?

— Разработка проекта многоразового ускорителя первой ступени "Байкал" в ГКНПЦ им. М.В. Хруничева и НПО "Молния", который вы, видимо, имеете в виду, преследовала прежде всего цель создания возвращаемого к месту старта ракетного блока первой ступени для всеазимутальной, то есть имеющей возможность запускаться под любым углом к стартовому меридиану, ракеты-носителя легкого класса. Естественно, что исходя из этого требования, чтобы избежать строительства многочисленных посадочных комплексов блока первой ступени, была выбрана самолетная схема блока, обеспечивающая возвратный полет с использованием турбореактивного двигателя. Необходимо заметить, что целевое назначение такого класса ракеты-носителя, равно как и необходимость достижения всеазимутальности, для решения каких-то целевых задач в то время не обсуждались.

Для ракеты-носителей среднего и тяжелого классов, к которым относятся и Falcon 9 и "Союз-5", необходимости в запусках с любым возможным азимутом стрельбы нет. В этом случае более эффективным с экономической точки зрения, а также более простым по конструкции и в эксплуатации является многоразовый блок, использующий ракетодинамический маневр при возвратном полете и вертикальную посадку на специально подготовленную площадку с использованием ракетных двигателей.

—  В какие сроки может быть разработана и создана новая многоразовая ракета для проекта "Морской старт"?

— Сроки создания новой ракеты-носителя составляют от пяти до семи лет. Если появятся новые возможности сокращения сроков, то это прежде всего связано с тем, что частная компания и коммерческие заказы позволяют обходиться без длительных бюрократических процедур. В принципе, это дает большой резерв по сокращению сроков разработки. Сейчас точно назвать сроки трудно, но мы планируем уложиться в 5-6 лет, может быть, сделаем все быстрее. Более конкретно можно будет говорить после первой проектной стадии. Хотелось бы напомнить, что Илон Маск делал свою многоразовую ракету около 10 лет




комментарии (0):








Материалы рубрики

Илья Морозов
Интерфакс-АВН
Главный конструктор НПО Энергомаш: мы готовы поставлять многоразовые двигатели для российских ракет
Екатерина Москвич
ТАСС
Сергей Крикалев: первыми на Луну полетят инженеры
Александр Милкус
Комсомольская правда
Глава "Роскосмоса" Дмитрий Рогозин: "На появление нового поколения космической техники у нас есть от силы 3,5 года"
Михаил Грунин
Журнал «Гражданская авиация»
Через 10 лет задачи усложнились многократно
Алексей Паньшин
РИА Новости
Ведутся работы по роботизации "Тора"
Сергей Сафронов
РИА Новости
Виктор Кладов: на выставке LIMA-2019 русские "украли" шоу
Сергей Сафронов
РИА Новости
Виктор Кладов: летчики ВВС Малайзии смогут "пощупать" Як-130 на LIMA-2019
Сергей Сафронов
РИА Новости
Треть экспорта российского оружия приходится на авиацию



Екатерина Мальцева
Интерфакс
Денис Мантуров: самолеты МС-21 обладают серьезным потенциалом на азиатском рынке
Яна Войцеховская
КоммерсантЪ
"Мы ориентируемся на опыт Жуковского"
Иван Сафронов, Александра Джорджевич
КоммерсантЪ
"Нельзя брать контракт, а потом думать, как же его выполнить"
Елизавета Кузнецова
КоммерсантЪ
"Пока самолет не летает — он полностью безопасен"
Илья Вайсберг
Журнал "АвиаСоюз"
Аэросила – это сила
Виктор Худолеев
"Красная звезда"
Мы гордимся нашими лётчиками!
Алена Павлова
Московский Комсомолец
Почему Boeing 737 MAX запретили летать в России: тайны авиакатастрофы
Милена Синева
ТАСС
"Печать микроорганов быстрее, чем на Земле". "Инвитро" об испытании биопринтера на МКС
Федор Боровиков
Российская газета
Выиграет тот, кто уйдет в цифровизацию
Иван Сафронов
КоммерсантЪ
"Группировка будет развернута в любом случае: с нашим участием или без него"
Екатерина Мальцева
Интерфакс
Глава "Вертолетов России": Локализация Ка-226Т в Индии - это проект на 8-10 лет
Екатерина Мальцева
Интерфакс-АВН
Россия уже начала производство С-400 для Индии
Милена Синева
ТАСС
Космонавт Тарелкин: эксперимент SIRIUS — начало технической подготовки к лунным миссиям
Алексей Паньшин
РИА Новости
Юрий Слюсарь: ВКС России получат первый серийный Су-57 в этом году
Мария Амирджанян
ТАСС
Недостатка инвесторов в нацпроекты мы не испытываем
Екатерина Мальцева
Интерфакс
Вице-президент ОАК по ВТС: Истребитель пятого поколения Су-57 может пойти на экспорт

Транспорт России
ЦСР ГА: новые решения для отрасли

РИА Новости
Поисковой работы хватит и на внуков
Александра Джорджевич
КоммерсантЪ
"Политическая ситуация в Венесуэле нас весьма и весьма беспокоит"

Бизнес России
50 лет во главе "Гидромаша"
Дмитрий Струговец
РИА Новости
Анатолий Петрукович: сотрудничество в исследованиях космоса выгодно всем
Наталия Ячменникова
Российская газета
Рейс 2018: разбор полета
Наталия Ячменникова
Российская газета
Полеты в коридорах
Сергей Нестеренко
Аргументы и факты
МС-21: страха нет. Российский самолет полетит на отечественных композитах
Инна Сидоркова
РБК
Рогозин — РБК: "Формула "космос вне политики" не работает"
Алексей Заквасин
RT
"Мы сделаем шаг вперёд"

РИА Новости
За девять лет Аэрофлот претерпел настоящую цифровую трансформацию
Александра Джорджевич, Иван Сафронов
КоммерсантЪ
"Нет нерешаемых задач, есть просто плохие решения"
Алексей Паньшин, Дмитрий Струговец
РИА Новости
Кирилл Сыпало: модель перспективного транспортника "Слон" мы уже продули
Илья Вайсберг
Журнал "АвиаСоюз"
Общественный совет при Росавиации: обсуждение актуальных проблем отрасли
Беседовала Елена Шепелева
КоммерсантЪ
"В 13 городов из Ростова летаем только мы"
Олег Починюк
"Красная звезда"
Морская авиация ВМФ наращивает усилия по совершенствованию подготовки лётного состава

РИА Новости
Не надо путать прямой угол с температурой кипения
Валерия Комарова, Петр Канаев
РБК
Мы с ужасом ждем точки в споре с Минтрансом
Александра Джорджевич, Иван Сафронов
КоммерсантЪ
Глава "Энергомаша" Игорь Арбузов: Двигатели — одна из немногих ниточек, которые связывают нас с США
Наталия Ячменникова
Российская Газета
Стою у трапа электролета...
Ксения Семенова
Sakhalin.info (Сахалин.инфо)
Полетим на Шумшу и в Таиланд: Константин Сухоребрик о борьбе и планах "Авроры"
Екатерина Мальцева
Интерфакс
Мы готовы заменить парк МиГ-29 на новые МиГ-35
Елизавета Кузнецова
КоммерсантЪ - Приложение (Business Guide)
Главное, чтобы было дело, а деньги всегда найдутся
Елизавета Кузнецова
КоммерсантЪ - Приложение (Business Guide)
"ЦАГИ должен способствовать внедрению фундаментальных исследований в промышленность"

"Русский космос"
Президент агентства Хироши Ямакава рассказал о перспективах международного сотрудничества
Наталия Ячменникова
Российская газета
Слетевший с орбиты

 

 

 

 

Реклама от YouDo
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer