Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное



Главная Обзоры СМИ Интервью


Кирилл Макаров:
Обнаружим любую МБР, и агрессора настигнет ответный удар


30 октября 2019 года Алексей Паньшин, РИА Новости


Уже сегодня сплошное радиолокационное поле системы предупреждения о ракетном нападении (СПРН) России позволяет обнаружить любую межконтинентальную баллистическую ракету, однако возможности СПРН постоянно совершенствуются – строятся новые станции, модернизируются существующие, разрабатываются перспективные системы обнаружения. Генеральный директор НПК Научно-исследовательского института дальней радиосвязи Кирилл Макаров в интервью обозревателю РИА Новости Алексею Паньшину рассказал о планах по строительству загоризонтных РЛС нового поколения "Контейнер", о модернизации единственного радиооптического комплекса распознавания космических объектов "Крона", а также о продлении сроков службы станций типа "Воронеж".

— Кирилл Владимирович, расскажите об основных направлениях деятельности института.
— Мы традиционно занимаемся образцами вооружений для технической основы системы воздушно-космической обороны и СПРН. Последние наши разработки это дециметровые станции высокой заводской готовности. При распаде СССР часть станций СПРН осталась за границей, была уничтожена, и нам нужно было срочно восстанавливать сплошное радиолокационное поле по периметру границ РФ для обнаружения пусков межконтинентальных баллистических ракет, поэтому было принято решение о разработке новых станций. Они разрабатываются в метровом диапазоне, ими занимается РТИ имени академика Минца, и дециметровом — наш институт дальней радиосвязи. Первый пилотный проект – это станция метрового диапазона в Лехтуси, а дальше пошла серия станций, в том числе нашей разработки.

Второе наше направление – это станции загоризонтного обнаружения. Это направление идет еще из Советского Союза, где создавались такие станции, как "Дуга". Они предназначались для обнаружения баллистических ракет, но сделать это было сложно, потому что станция получала информацию после третьего отражения от ионосферы. Сейчас, учитывая тот задел, мы создаем семейство загоризонтных РЛС типа "Контейнер". Первая станция прошла предварительные испытания и находится на государственных испытаниях, мы надеемся, что до конца 2019 года первый "Контейнер" будет передан Вооруженным силам.

Мы создаем станции поверхностной волны для обнаружения кораблей и воздушных объектов. Это станции типа "Подсолнух". Они уже находятся в эксплуатации, стоят на трех направлениях – на Дальнем Востоке, на Каспии и на Балтике. Кроме того, мы занимаемся разработками новых направлений – это радиофотоника и связанные с ней технологии, а также терагерцовое излучение.

— Какие типы целей может обнаруживать РЛС "Контейнер"?
— Новая РЛС "Контейнер" предназначена для обнаружения всех типов аэродинамических целей. К ним относятся самолеты боевой, стратегической авиации, крылатые ракеты, гиперзвуковые летательные аппараты и так далее. Станция использует явление отражения радиоволн декаметрового диапазона от ионосферы. Но у этой РЛС есть так называемая мертвая зона. Она составляет 900 километров, поэтому было принято решение о расположении станции в глубине страны, это позволяет находиться станции в безопасности и контролировать воздушное пространство сопредельных государств.

— Сколько всего таких станций планируется?
— Вообще, их планируется четыре. Первая на западе, вторая на востоке. Кроме того, планируется создание станций для северо-западного и южного направлений.

— Последние заявления США вынуждают Россию реагировать адекватно. Я имею в виду космические угрозы. В настоящее время работает радиооптический комплекс распознавания космических объектов "Крона". Будет ли он модернизирован? Или, быть может, появится что-то новое на его замену?
— Контролем космического пространства занимается не только "Крона", а все РЛС высокой заводской готовности — что станции нашей разработки, что РЛС разработки РТИ имени Минца. Но "Крона" — это более детальный мониторинг космического пространства. Она находится на боевом дежурстве, проводится ее модернизация, она постоянно контролирует космическое пространство и при помощи нее ведется каталог космических объектов.

— Уже неоднократно сообщалось, что сплошное радиолокационное поле системы предупреждения о ракетном нападении практически воссоздано. Расскажите об этом поподробнее. Что это значит?
— Мы должны понимать, что это поле существует для обнаружения межконтинентальных ракет. Это те ракеты, которые есть и у нас, и у наших партнеров в шахтных установках или на подводных лодках. На сегодня такое поле создано, и оно замкнуто, но задача была поставлена верховным главнокомандующим создать двухдиапазонное поле – метровое и дециметровое. На сегодняшний день есть участки метрового поля, есть – дециметрового. А сейчас для того, чтобы осуществить полное перекрытие, мы создаем свою станцию в Мурманске, а РТИ имени Минца завершает создание станции в Воркуте. Но существующее ныне радиолокационное поле, это должны знать все наши партнеры, обнаружит любую межконтинентальную баллистическую ракету, и агрессора настигнет ответный удар.

— На сколько лет вперед вы оцените потенциал РЛС типа "Воронеж"? Сколько лет они смогут удовлетворять потребностям военных по своим ТТХ?
— Согласно руководящим документам, срок службы станции 10 лет. Но это не значит, что через 10 лет те миллиарды, которые были затрачены на их создание, уйдут в песок и они перестанут жить. Постоянно проводится модернизация. Первой станции в Лехтуси был продлен срок службы на пять лет. Максимальный срок службы этих станций, заложенный конструкторами, около 25 лет. Потом нужно будет создавать РЛС по новой технологии, потому что поменяются средства воздушно-космического нападения, их тактика и так далее. Мы к этому идем. Мы в каждой станции вводим новые элементы, что в перспективе позволит создать принципиально новую систему. Уже сейчас каждая станция не похожа на предыдущую.

— У вас на сайте есть несколько интересных проектов, в частности, "Подсолнух-Э" и "Лагуна". Есть ли заказчики на них?
— Есть часть стран, которые заинтересованы в приобретении таких комплексов. Но конкретных заказов пока нет. Мы думаем, что в течение двух лет мы на какие-то контракты выйдем.

— Работаете ли вы в направлении малых РЛС?
— Мы работаем над определенной станцией для обнаружения низколетящих целей, в числе которых дроны, способные нести угрозу.

— Сможет ли такая станция обнаруживать самодельные беспилотники, которые не может засечь РЛС системы противовоздушной обороны?
— Мы никогда не специализировались на создании РЛС обнаружения аэродинамических целей по каким-либо сигналам, этим занимается радиотехническая разведка. Мы занимаемся радиолокационной разведкой. Любой материал имеет эффективную поверхность рассеивания, пусть он деревянный, пусть пластиковый. То, что мы делаем, позволит обнаруживать в том числе и такие беспилотники.

— Как обстоит вопрос с импортозамещением, учитывая критически важные сферы, в которых работает ваша продукция?
— Это серьезный вопрос для всех предприятий, которые работают в сфере гособоронзаказа. Мы занимаемся этим. Что-то мы можем замещать, это в районе 70 процентов, но что-то мы пока заместить не можем. Тем не менее, в соответствии с федеральной программой имортозамещения, институт пытается перейти на отечественное оборудование.

— Когда будет осуществлен переход на сто процентное применение отечественной продукции?
— Трудно поставить какой-то рубеж, мы делаем для этого все возможное.

— Что предпринимаете в рамках диверсификации?
— Наш институт всю жизнь занимался созданием частей систем вооружений для армии. Это наша основная работа. Но если рассматривать то, что мы делаем для гражданского рынка, то это, к примеру, посадочный локатор, который может применяться на различных аэродромах. Сейчас, как я уже упоминал, мы в начале пути по изучению свойств терагерцового диапазона. В рамках этой работы мы пытаемся создать досмотровый комплекс, который позволит обнаруживать запрещенные к провозу предметы, в том числе взрывчатые вещества, оружие, которые пытается пронести человек куда-либо. Сейчас в аэропортах и на железнодорожных вокзалах стоят подобные комплексы, но они используют рентгеновское излучение, которое влияет на человека. А создаваемый комплекс практически не влияет на человека. Кроме того, он устанавливается скрытно, то есть человек не будет видеть, контролируют его или нет. У него намного больше дальность действия, чем у рентгеновских систем. Но это пока только разработка. У нас есть лабораторная установка, до конца года попытаемся привести ее в демонстрационное исполнение, чтобы предлагать заказчикам.



комментарии (0):











Материалы рубрики

Илья Вайсберг
Журнал "АвиаСоюз"
Россия в мировом авиационном сообществе
Герман Костринский
КоммерсантЪ
Отмена роялти за перелет над Россией назрела давным-давно
Кирилл Вышинский
РИА Новости
"Люди Донбасса". Интервью со "свидетелем" по делу МН17 Владимиром Цемахом
Алексей Паньшин
РИА Новости
Обнаружим любую МБР, и агрессора настигнет ответный удар
Илья Вайсберг
Журнал "АвиаСоюз"
«Якутия»: от Арктики до Японии
Елена Гриценко
ТАСС
Глава "Концерна КЭМЗ": туристов в горы Дагестана повезем на "летающем лимузине"
Илья Вайсберг
Журнал "АвиаСоюз"
"Диверсификация в авиастроении – один из приоритетов в деятельности коллегии ВПК РФ"
Алексей Паньшин
РИА Новости
Сергей Хохлов: создаем операционную систему для самолета МС-21



Олег Фаличев
Военно-промышленный курьер
Какие разработки корпорации "Тактическое ракетное вооружение" скрывает фюзеляж Су-57
Инна Сидоркова, Кирилл Сироткин
РБК
Закрыть полностью страну технически невозможно
Алексей Паньшин
РИА Новости
Работаем над улучшением двигателя для МС-21
Алексей Паньшин
РИА Новости
Авиастроение, вероятно, ждет масштабная реформа
Алексей Паньшин
РИА Новости
Выпустим столько "наследников" Ан-2, сколько потребуется
Константин Сивков
Военно-промышленный курьер
Бочка с бензином – новая фигура пилотажа
Карина Степанова
РИА Новости
Светлана Петрова: Грузия накопила долг в миллион долларов за аэронавигацию
Екатерина Москвич
ТАСС
Начальник ЦПК имени Гагарина: на МАКС мы расскажем, что стать космонавтом не страшно
Галина Волынец
Известия
"Работа пилота основана на путешествиях"
Галина Волынец
Известия
Чешский пилот Иван Яноуш: "Все молодые летчики в России хотят работать в "Аэрофлоте"

Интерфакс
Гендиректор "Аэрофлота": я бы ставил вопрос не о приватизации "Победы", а о том, почему нет больше лоукостеров в стране
Екатерина Мальцева
Интерфакс
Денис Мантуров: строительство первой партии модернизированных "стратегов" Ту-160М уже идёт
Анна Урманцева
Известия
"В робота "Федора" заложены секретные возможности"
Шамиль Байбеков
Транспорт России
Программный тренд авиаотрасли. Региональный вектор – новые рабочие места и миллиарды экономии.
Наталия Ячменникова
Российская газета
Будем летать
Наталия Ячменникова
Российская газета
Борьба за пламенный мотор
Николай Проценко
EurAsia Daily
Авария в Жуковском — неизбежное следствие стихийной стройки
Дмитрий Струговец
РИА Новости
Сергей Поздняков: на разработку нового скафандра требуется четыре года
Юлия Козак
Красная звезда
Подъёмная сила крыльев России

РИА Новости
Имена ответственных за катастрофу MH17 известны и будут обнародованы
Дмитрий Струговец
РИА Новости
Роскосмос: летящий на МКС робот Skybot очень общительный, с юмором
Екатерина Москвич
ТАСС
Светлана Савицкая: меня дважды выгоняли из Центра подготовки космонавтов
Алексей Паньшин
РИА Новости
Открываем двигателю для МС-21 "окно" в Европу
Павел Коряшкин, Александр Белов
Интерфакс
У директорского корпуса не должно быть соблазна, что спишут все их долги
Виктория Иванова
РИА Новости
Украина манипулирует следствием по катастрофе MH17
Сергей Сафронов
РИА Новости
За пять лет и 200 млрд рублей авианосец будет построен
Александра Джорджевич
Новая газета
Мы пытаемся сразу найти виноватого, это неправильно
Алексей Самолетов
Звезда
Самолет с искусственным интеллектом, Ил-114 и замена МиГ-31: глава "МиГ" о будущем авиации
Наталья Вальханская
Звезда
О развитии авиации на примере Су-57 и подготовке летчиков: интервью генерал-лейтенанта Андрея Юдина
Алексей Самолетов
Звезда
Новейший транспортник Ил-112 и "народный" самолет Ил-114: глава "Ил" о последних разработках

Интерфакс
Глава "ИрАэро" Юрий Лапин: "Динамика авиационного рынка такая, что нельзя останавливать выбор только на SSJ-100"
Дмитрий Решетников
ТАСС
Гендиректор Рособоронэкспорта: Россия готова поставить С-400 новым заказчикам
Екатерина Мальцева
Интерфакс
Денис Мантуров: С-500 "Прометей" готова к серийному производству
Милена Синева
ТАСС
Первый замгендиректора КРЭТ: в два раза увеличим выпуск гражданской продукции к 2020 году
Алексей Паньшин
РИА Новости
Юрий Грудинин: "Ильюшин" создаст перспективный военный транспортник
Виктория Иванова
РИА Новости
Андрей Богинский: Россия произведет в 2019 году более 200 вертолетов
Екатерина Москвич
ТАСС
Глава ЦНИИ робототехники: лунные базы должны строить роботы
Илья Морозов
Интерфакс
Гендиректор "Главкосмоса": Россия готова строить модули МКС для других стран
Алексей Паньшин
РИА Новости
Илья Тарасенко: нас просят исправить модернизированные на Украине МиГи
Мария Амирджанян
ТАСС
Главной новинкой Московского авиасалона станет самолет МС-21
Ирина Цырулева
Известия
Денис Мантуров: "Мы смотрим на будущее программы SSJ-100 с оптимизмом"
Владимир Сосницкий
Красная звезда
С мечтой о небе в сердце

 

 

 

 

Реклама от YouDo
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer