← Назад

Главная Обзоры СМИ Интервью

Командующий дальней авиацией рассказал о полетах "за три моря"


22 декабря 2019 года Олег Божов, Московский Комсомолец


23 декабря в России отмечается День дальней авиации. Ровно 105 лет назад императорским указом Николая II было утверждено постановление Военного совета о формировании эскадры бомбардировщиков «Илья Муромец». Это решение стало отправной точкой в истории создания тяжелой бомбардировочной авиации не только в нашей стране, но и во всем мире. Накануне профессионального праздника «дальников» на вопросы «МК» ответил командующий дальней авиацией, Герой России, заслуженный военный летчик генерал-лейтенант Сергей КОБЫЛАШ.

За 105 лет дальняя авиация России прошла большой путь от первой эскадры четырехмоторных бипланов «Илья Муромец» до современных реактивных и турбовинтовых самолетов. Сегодня на вооружении — модернизированные дальние бомбардировщики Ту-22М3, сверхзвуковые стратегические ракетоносцы с крылом изменяемой стреловидности Ту-160 и Ту-160М, четырехмоторные турбовинтовые стратегические бомбардировщики Ту-95МС и Ту-95МСМ, а также самолеты-заправщики Ил-78.

— Сергей Иванович, без тяжелых бомбардировщиков-ракетоносцев не обходился практически ни один крупный военный конфликт в мире. Наша дальняя авиация участвовала в боевых действиях в Афганистане, в операции по принуждению Грузии к миру. А не так давно ее возможности были продемонстрированы при нанесении ударов по террористам в Сирии…

— Да, в ноябре 2015 года наши дальние и стратегические бомбардировщики, взлетевшие с аэродромов на территории России, нанесли массированные удары новыми крылатыми ракетами авиационного базирования X-101 и авиационными бомбами по объектам боевиков террористической организации «Исламское государство» (запрещена в России) на территории Сирии.

Хочу подчеркнуть, что эта операция стала первым боевым применением российских «стратегов» — Ту-160 и самолетов семейства Ту-95. В 2015–2017 годах самолеты дальней авиации ВКС России неоднократно привлекались к нанесению авиационных ударов по позициям и объектам террористов на территории Сирии.

— Говорят, модернизированные Ту-160М помимо новых крылатых ракет Х-101 и Х-102 получат еще и гиперзвуковые «Кинжалы». А за счет специальной вычислительной системы, установленной на их борту, даже неуправляемые бомбы будут применяться как высокоточное оружие?

— Наши самолеты и их вооружение постоянно совершенствуются. Дальнейшее развитие дальней авиации осуществляется не только за счет модернизации бомбардировщиков Ту-160, Ту-95МС, Ту-22МЗ с продлением срока их службы, но также и за счет создания перспективного авиационного комплекса дальней авиации — стратегического бомбардировщика пятого поколения. Новый самолет будет дозвуковым. Он сможет решать все задачи дальней авиации. Ожидается, что к 2040 году будет создан стратегический бомбардировщик шестого поколения, который станет уже беспилотным.

— За каждым полетом «дальников» над нейтральными водами пристально наблюдают наши оппоненты. Их пытаются сопровождать иностранные истребители. Много шуму в СМИ наделала недавняя история погони новейших американских истребителей F-35, которые над Японским морем пытались взять на сопровождение наш Ту-160 — самый быстрый в мире тяжелый бомбардировщик. Экипаж Ту-160 тогда просто включил форсаж и легко оторвался от преследователей, посрамив американцев. Такие дальние полеты продолжатся?

— Сейчас такие полеты уже перестали быть событием. Они становятся нормальной учебной практикой для большинства экипажей стратегической авиации. Патрулирование осуществляется в регионах активного судоходства и экономической деятельности России. Полеты на воздушное патрулирование над нейтральными водами Арктики, Атлантики, Тихого океана, Черного и Балтийского морей выполняются как с базовых, так и с оперативных аэродромов.

В 2018 году мы слетали в Венесуэлу в составе полноценной авиационной группы — пары стратегических ракетоносцев Ту-160 и обеспечивающих воздушных судов. Уже в Венесуэле, после соответствующей подготовки, наши экипажи выполнили специальный полет над акваторией Карибского моря с взлетом и посадкой на аэродроме Майкетия. Экипажи получили ценный опыт полетов в удаленных географических районах планеты, а также в условиях южных широт.

В октябре 2019 года два Ту-160 выполнили беспосадочный перелет с авиабазы Энгельс, что в Саратовской области, на аэродром Ватерклоф в Южно-Африканской Республике. Полет проходил в рамках соглашения о военном сотрудничестве России и ЮАР. Это была хорошая возможность обмена опытом между летным составом двух стран.

Маршрут пролегал в воздушном пространстве над акваториями Каспийского и Аравийского морей, а также над Индийским океаном. Самолеты летели более 13 часов, преодолели свыше 11 тысяч километров с дозаправкой топливом в воздухе.

Один из ракетоносцев, выполнивших этот межконтинентальный полет, носит имя Василия Решетникова — нашего легендарного командующего дальней авиацией. Василию Васильевичу 23 декабря, прямо в день рождения дальней авиации, исполняется 100 лет! И это символично, что один из самых мощных в мире стратегических ракетоносцев накануне его юбилея пронес на своих крыльях имя этого выдающегося гражданина и патриота.

Все наши дальние полеты проходят в соответствии с общепринятыми правилами и нормами международного права, не нарушая ничьих воздушных границ. Мы летали, летаем и будем летать. А если это кому-то в мире не нравится — что ж… Могу лишь посоветовать: привыкайте!



URL: http://www.aex.ru/fdocs/2/2019/12/23/30980/


Полная или частичная публикация материалов сайта возможна только с письменного разрешения редакции Aviation EXplorer.