← Назад

Главная Обзоры СМИ Интервью

Гендиректор "Главкосмоса": Россия готова строить модули МКС для других стран


18 июня 2019 года Илья Морозов, Интерфакс


Компания "Главкосмос" является оператором внешнеэкономической деятельности Госкорпорации "Роскосмос", продвигая на международном рынке достижения отечественной космической отрасли иностранным партнерам. Об основных направлениях развития и перспективах международного сотрудничества в этой сфере в эксклюзивном интервью корреспонденту "Интерфакса" Илье Морозову рассказал генеральный директор АО "Главкосмос" Дмитрий Лоскутов.

- Дмитрий Владимирович, насколько вы удовлетворены имеющимся пакетом контрактов? Какие рынки считаете наиболее перспективными для продвижения российских компетенций в области пусковых услуг?
 
- АО "Главкосмос", в первую очередь, - коммерческая компания, основной целью которой является извлечение прибыли. Несмотря на достаточно неплохой портфель заказов, мы не можем позволить себе сидеть сложа руки и довольствоваться тем, что имеется, тем более в условиях растущей конкуренции на международных рынках и появления новых игроков, новых продуктов, технологий.
 
Говоря про пусковые услуги, следует отметить, что созданная для их продвижения с использованием ракет-носителей (РН) семейства "Союз-2" в 2017 году дочерняя компания АО "Главкосмос Пусковые Услуги" успешно работает на международном рынке, уже реализовала некоторые проекты и имеет неплохой портфель контрактов на будущее.
 
Надеемся, что повышению российской доли на рынке пусковых услуг будет способствовать более тесная координация действий с компанией International Launch Services (ILS), в состав совета директоров которой недавно вошли представители АО "Главкосмос". Как вы знаете, ILS имеет эксклюзивное право на маркетинг пусковых услуг с использованием РН "Протон" и "Ангара" на международном рынке. Совместная работа ILS с "Главкосмос Пусковые Услуги" должна обеспечить гибкость нашего предложения при выборе потенциальным заказчиком средства доставки полезной нагрузки на орбиту.
 
Сегодня мы совместно с другими предприятиями отрасли участвуем в проводимой Госкорпорацией "Роскосмос" работе по формированию маркетинговой стратегии в области пусковых услуг. Планируем расширить перечень стран-партнеров за счет таких регионов, как Юго-Восточная Азия, Ближний Восток, Латинская Америка, Африка. В то же время продолжим сотрудничество с нашими традиционными партнерами из стран Европы, Америки, Азии.
 
- Выступая на Всемирном космическом конгрессе, среди основных вызовов, стоящих перед современной космонавтикой, вы назвали надежность, безопасность полетов и их стоимость. Насколько мы конкурентоспособны на международном рынке, если исходить из этих критериев?
 
- Надежность, безопасность и стоимость – это основополагающие элементы функционирования любой высокотехнологичной отрасли, а космической – в особенности.
 
Сегодня отечественная ракетно-космическая техника остается одной из самых надежных и безопасных в мире, что достигается благодаря накопленному опыту по ее разработке, созданию и эксплуатации, а также путем внедрения в производство новых технологий.
 
Приведу несколько примеров. Россия обладает уникальными компетенциями в области создания ракетных двигателей – это основа основ для доступа в космос. Отечественные двигатели производства АО "НПО "Энергомаш" до сих пор используются на американских РН, и если бы не политические факторы, то это сотрудничество развивалось бы еще в течение долгого времени.
 
Другой пример – наш пилотируемый корабль "Союз-МС". Уверен, еще долго не будет более надежной техники для обеспечения полета человека в космос. Корабль оснащен системами, которые позволяют спасти жизни космонавтов даже во время экстремальных ситуаций.
 
Конечно, стоит отметить, что появление новых технологий, новых компаний на космическом рынке приводит к снижению стоимости доступа в космос. Нам есть куда двигаться в этом направлении, чтобы оставаться конкурентоспособными. Госкорпорация "Роскосмос" и предприятия отрасли разрабатывают пути снижения стоимости производимой продукции и услуг. Это непростая, комплексная работа, но она ведется и принесет результат.
 
- Американские компании, например, SpaceX, умеют хорошо подавать свои продукты, хотя за красивыми картинками и громкими проектами Илона Маска четко видна одна цель – сделать пилотируемые и беспилотные запуски дешевле. Чем мы можем ответить на это?
 
- Как я уже говорил, стоимость доступа в космос имеет однозначную тенденцию к снижению. Это связано не только с деятельностью SpaceX, но и с другими факторами, в первую очередь, с появлением новых технологий.
 
Но важно понимать, что за громкими заявлениями и красочными рекламными кампаниями по созданию новых продуктов должно быть солидное экономическое обоснование. Не всегда новое – значит лучшее и более эффективное. О чем я говорю? Давайте вернемся снова к пусковым услугам. Сейчас много новых проектов по созданию сверхлегких носителей. Масса выводимой полезной нагрузки снижается, растет количество небольших космических аппаратов (КА), и считается, что сверхлегкие ракеты значительно потеснят традиционные носители в этой нише.
 
Да, конкуренция вырастет, у заказчика будет больше выбора, но рынок по-прежнему будет нуждаться в надежном и регулярном доступе в космос.
 
И в этом плане технологии отечественных средств выведения являются весьма конкурентоспособными. Например, РН "Союз-2.1а" с использованием разгонного блока "Фрегат" позволяет реализовывать сложные кластерные миссии с выводом на три разные орбиты в рамках одного пуска. Это дает заказчикам конкурентное преимущество по цене запуска по сравнению со сверхлегкими носителями за счёт эффекта "экономии на масштабе": средняя стоимость запуска одного космического аппарата в кластере существенно ниже, чем целевое выведение идентичного КА.
 
Конечно, нам есть, что улучшать, в том числе в плане совершенствования подхода к иностранному заказчику. Мы стремимся быть более клиентоориентированными, более открытыми для рынка. Сейчас недостаточно иметь только хороший качественный продукт или услугу, ее необходимо также красиво упаковать, преподать в понятном и интересном для заказчика ключе, выработать политику открытой коммуникации с потребителями и партнерами на всех этапах оказания услуг. Вы видите, что отрасль в целом движется в этом направлении, регулярно проводятся мероприятия для иностранных коллег, оперативно даются развернутые ответы на вопросы общественности касательно деятельности Госкорпорации "Роскосмос", предприятий отрасли, их планов.
 
- На том же Всемирном космическом конгрессе в Абу-Даби вы пригласили другие страны к более активному участию в проекте МКС. Есть ли интерес со стороны иностранных агентств к этому проекту? Как, на ваш взгляд, могло бы выглядеть такое сотрудничество?
 
- Основные направления развития международного сотрудничества в области пилотируемой космонавтики связаны сегодня, прежде всего, с определением планов по использованию МКС после 2024 года. В следующем году планируется отправка на МКС многофункционального лабораторного модуля "Наука", в 2021 году – стыковочного модуля, а в 2022 году – научно-энергетического модуля. Это означает, что в ближайшие три года российский сегмент МКС станет полностью автономным и самодостаточным.
 
И наше желание – продолжать развивать этот проект. Поэтому по поручению главы Госкорпорации "Роскосмос" Дмитрия Рогозина на всех международных мероприятиях, связанных с пилотируемой космонавтикой, мы призываем иностранных коллег активно принимать участие в развитии инфраструктуры МКС, переходить от этапов отправки национальных космонавтов и проведения научных экспериментов к созданию собственных модулей. Для этого российские специалисты готовы оказать всю необходимую помощь в создании, отправке и стыковке с МКС национальных модулей. Станция еще не выработала свой уникальный профессиональный и технологический ресурс, и предполагаю, что она будет эксплуатироваться как минимум до 2028 года, и такие переговоры ведутся.
 
- Мы готовы, при поступлении соответствующего запроса, построить для другой страны модуль МКС? Есть ли к этому интерес у зарубежных партнеров?
 
Российская сторона не только готова, но и всячески выступает за расширение международного присутствия на МКС, в том числе за счет разработки и создания национальных модулей. Необходимые производственные, инженерные мощности для этого, вне всякого сомнения, на отечественных предприятиях ракетно-космической отрасли имеются. Поэтому мы рассчитываем на интерес наших иностранных партнеров к сотрудничеству по этим вопросам.
 
Сегодня мы проводим работы по подготовке и отправке на МКС первого национального астронавта Объединенных Арабских Эмиратов. Завтра мы можем начать обсуждение выполнения любого заказа на производство космической техники.
 
Уверен, что без международной кооперации в области дальнейшего освоения космоса не обойтись. Один из примеров – космическая пилотируемая программа Индии. В настоящий момент обсуждается участие российских специалистов в этом проекте в части разработки систем пилотируемого корабля и подготовки индийских космонавтов ("гаганавтов").
 
- Недавно вы провели переговоры с представителями космических агентств Люксембурга, Алжира, ЮАР, Судана и рядом частных компаний. Что конкретно интересует эти страны?
 
Подобные переговоры мы проводим на каждом международном мероприятии, будь то выставка или конференция. К участию в таких мероприятиях мы тщательно готовимся, рассказываем партнерам о достижениях и возможностях российской космической промышленности, ищем взаимные точки интереса для выстраивания долгосрочного сотрудничества. Некоторые страны только делают первые шаги на космическом рынке, активно интересуются всеми аспектами его развития.
 
Анонсировать конкретные договоренности и раскрывать детали переговоров пока преждевременно. Могу заверить, что процесс поиска потенциальных заказчиков идет постоянно.
 
Если говорить о проектах, которые будут реализованы в ближайшее время, то в начале июля этого года в рамках миссии "Метеор-М" №2-2 с космодрома "Восточный" будут запущены более 30 малых космических аппаратов из США, Финляндии, Германии, Франции и других стран. В 2020 году в космос отправятся два спутника GRUS и космический аппарат префектуры Фукуи, которые станут частью группировки AxelGlobe корпорации "Axelspace".
 
- В России идет работа над рядом перспективных проектов: "Союз-5", семейство "Ангара", сверхтяжелая ракета "Енисей", многоразовый корабль, недавно носивший имя "Федерация" – что из этого интересует зарубежных партнеров?
 
- Российская космическая промышленность не стоит на месте. Ведется разработка нового пилотируемого корабля, который будет способен доставить космонавтов на Луну. Упомянутые Вами новые средства выведения должны обеспечить работы на околоземных и окололунных орбитах, исследования дальнего космоса. Фиксируем интерес зарубежных партнеров ко всем этим проектам, однако указанные амбициозные задачи по плечу далеко не каждому государству, поэтому и степень внимания разная – кто-то проявляет интерес в сугубо познавательных целях, а кто-то – в рамках изучения возможностей многостороннего сотрудничества, прежде всего, по лунной тематике.
 
Считаю, что одна из наших важнейших задач – внимательно отслеживать и прогнозировать тенденции развития мирового рынка космических услуг с тем, чтобы заложить в перспективную ракетно-космическую технику еще на этапе создания эскизного проекта те характеристики, которые позволят ей быть востребованной и конкурентоспособной через несколько лет. Это в конечном счете должно привести к увеличению спроса на российскую продукцию и услуги в области космической деятельности со стороны иностранных партнеров.



URL: http://www.aex.ru/fdocs/2/2019/6/18/30430/


Полная или частичная публикация материалов сайта возможна только с письменного разрешения редакции Aviation EXplorer.