← Назад

Главная Обзоры СМИ Интервью

Подъёмная сила крыльев России


12 августа 2019 года Юлия Козак, Красная звезда


За последние несколько лет на авансцену Российской армии вышли Военно-воздушные силы, которые по праву считаются одним из наиболее мобильных родов войск и демонстрируют успехи на всех без исключения фронтах. Дальняя авиация продолжает не только расширять географию воздушного патрулирования, побывав за последние два года в Индонезии и Венесуэле, но и состав задействованных экипажей. В этой связи не лишним будет вспомнить и событие, чуть меньше месяца назад красной строкой вписанное в летопись российских Военно-воздушных сил – уникальные совместные полёты с лётчиками Народно-освободительной армии Китая в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Военно-транспортная и армейская авиация продолжает, как и во все времена, оказывать помощь гражданскому населению в борьбе с разбушевавшейся стихией.Подключившись к тушению крупных лесных пожаров в Красноярском крае и Иркутской области, только за неделю работы самолёты и вертолёты совершили сотни вылетов, сбросив тысячи тонн воды на очаги возгорания. А об успехах оперативно-тактической авиации в последние годы напоминать и вовсе излишне – они известны всему миру. Именно вклад экипажей наших истребителей, бомбардировщиков, штурмовиков в борьбу с международным терроризмом позволил вернуться в свои дома жителям Сирии, где сегодня наконец-то налаживается мирная жизнь. О том, как достигается столь высокий уровень боевой выучки и профессионального мастерства наших военных лётчиков и каким будет дальнейшее развитие военной авиации в свете поступления новой техники в войска, – наш разговор с командующим Военно-воздушными силами – заместителем главнокомандующего Воздушно-космическими силами генерал-лейтенантом Сергеем ДРОНОВЫМ.

– Сергей Владимирович, не секрет, что те успехи, которые за последние годы всему миру продемонстрировали наши ВВС, – это результат серьёзной боевой подготовки. Расскажите, как совершенствуется программа, какие задачи отрабатывают военные летчики в ходе учений и других мероприятий? Как учитывается опыт, полученный в Сирийской Арабской Республике?
 
– Хочу отметить, что в современных условиях действительно большое внимание уделяется качеству проведения мероприятий оперативной и боевой подготовки. Наиболее масштабные из них широко освещаются в СМИ. При этом упор делается на совместную подготовку авиации с другими видами и родами войск Вооружённых Сил. По большому счёту ни одно такого рода мероприятие не проходит без участия авиации.
 
В ходе учений осуществляется перебазирование авиации на оперативные аэродромы, проводятся учебные воздушные бои, перехваты воздушных целей и удары по наземным объектам с применением авиационных средств поражения, осуществляется десантирование личного состава и техники ВДВ.
 
На земле особое внимание уделяется ускоренной подготовке авиационной техники к вылету, организации всестороннего обеспечения полётов.
 
Что касается боевого опыта, полученного в Сирийской Арабской Республике, то он досконально изучается в командовании Военно-воздушных сил, военно-научных организациях и центрах боевого применения и подготовки лётного состава. На основе его анализа вырабатываются рекомендации, которые и внедряются в практику боевой подготовки.
 
– Одна из не менее актуальных тем – это новейшие и перспективные образцы, которые сегодня поступают в войска. Какая техника стоит на вооружении в частях ВВС, в чём её особенности и преимущества?
 
– Вы правы, Военно-воздушные силы сегодня ни на шаг не отстают от процессов всеобщей модернизации, которая происходит в армии. Дальнюю авиацию пополняют модернизированные стратегические ракетоносцы Ту-160, Ту-95МС и дальние бомбардировщики Ту-22М3. Самолёты-штурмовики Су-25СМ3, фронтовые бомбардировщики Су-34, многоцелевые самолёты Су-30СМ, Су-35С поступают на вооружение в части оперативно-тактической авиации. Спланирована и поставка самолётов поколения 4++ МиГ-35С, а также пятого поколения Су-57. Армейскую авиацию усилят встающие в строй вертолёты Ка-52, Ми-28НМ, Ми-35М, Ми-8 и Ми-26 различных модификаций, ожидают здесь и Ми-38.
 
Поступающие образцы авиационной техники оборудуются новейшими системами индивидуальной защиты. Большое внимание уделяется повышению выживаемости в воздухе, снижению радиолокационной заметности, автоматизации процессов управления самолётом и применения вооружения.
 
Все образцы проходят апробацию в ходе боевых действий в специальной операции, по результатам оперативно проводятся необходимые доработки.
 
– На недавно прошедшем Международном военно-техническом форуме «Армия-2019» были представлены перспективные образцы такой вертолётной техники, как Ми-28НМ, Ми-26Т2-В, Ми-38. Расскажите, что это за вертолёты, насколько они востребованы? Как проходят испытания и когда их можно ожидать в войсках?
 
– Боевой вертолёт Ми-28НМ обеспечивает всепогодность боевого применения, возможность одновременного использования двух ракет по двум разным целям, причём позволяет применять управляемое ракетное вооружение, реализующее принцип «пустил–забыл», повышена оперативность поиска наземных и воздушных объектов.
 
Тяжёлый вертолёт Ми-26Т2-В оснащён авионикой, позволяющей выполнять полёты в любое время суток, модернизированным цифровым комплексом средств связи, средствами электронной индикации и новым навигационно-пилотажным комплексом.
 
Ми-38 – транспортно-десантный вертолёт, имеет современный пилотажно-навигационный комплекс, систему спутниковой навигации, навигационный метеолокатор. Его поставки в войска, как и Ми-28НМ, начнутся уже в этом году.
 
– Вы уже упомянули в нашей беседе самолёты поколения 4++ МиГ-35 и 5-го поколения Су-57, которые сейчас проходят испытания. Расскажите, какими возможностями они обладают? Как проходят испытания и когда их можно ожидать в войсках?
 
– Основное отличие МиГ-35 от уже стоящих на вооружении многофункциональных самолётов поколения 4++ Су-30СМ и Су-35С – это экономичность. Стоимость его лётного часа примерно в полтора раза ниже, чем у современных самолётов семейства Сухих.
 
Су-57 отличают многофункциональность, сверхманёвренность, режим длительного сверхзвукового крейсерского полёта, максимальная автоматизация процессов управления самолётом и применения оружия. По своим возможностям он превосходит самолёты 5-го поколения иностранных ВВС.
 
Государственные испытания МиГ-35 планируется завершить в конце 2021 года, Су-57 – уже в этом году. По их окончании предусмотрены серийные закупки. Хочу напомнить: по результатам совещаний в Сочи Верховным Главнокомандующим поставлена задача перевооружить три полка на самолёты Су-57.
 
– Поскольку наша встреча проходит в дни проведения Армейских международных игр – 2019, где своё мастерство и профессионализм демонстрируют разные военные специалисты, не могу не спросить вас о конкурсе лётчиков. «Авиадартс», пожалуй, одно из самых зрелищных состязаний наряду с «Танковым биатлоном», за что заслуженно получил широкую популярность. Существует даже мнение, что именно он явился родоначальником всех армейских игр…
 
– Да, действительно. «Авиадартс» – конкурс по воздушной выучке лётных экипажей – проводится с 2013 года. В 2014-м он стал международным, а с 2015-го проводится в рамках Армейских международных игр. В нём принимают участие лётчики всех родов авиации, и проводится он в три этапа. На первом проверяется физическая подготовленность, на втором – техника пилотирования, на третьем оцениваются результаты боевого применения по наземным целям.
 
– Мы пристально следим за ходом «Авиадартса», который в этом году проходит у нас под Рязанью – на аэродроме Дягилево и полигоне Дубровичи. Расскажите о тех, кто представляет нашу страну в этом состязании. Какие лётчики вошли в состав команды, на какой технике они летают, как проходили подготовка и отборочные этапы?
 
– Всего было отобрано 115 лётчиков. Наша команда традиционно представлена во всех номинациях и выступает на истребителях Су-30СМ, Су-35С, штурмовиках Су-25СМ3, бомбардировщиках Су-34, транспортных самолётах Ил-76МД, дальних бомбардировщиках Ту-22М3, вертолётах Ми-28Н, Ка-52, Ми-8.
 
Отбор участников конкурса проходил в три этапа. На первом определялись лучшие экипажи родов авиации в авиационных соединениях и воинских частях, затем – в объединениях. На третьем, всероссийском этапе соревнования проводились под руководством главнокомандующего Воздушно-космическими силами. Его победители и призёры отстаивают сегодня честь страны на АрМИ. Конечно же, этому предшествовала серьёзная подготовка, которая проходила на авиационном полигоне Дубровичи и аэродроме Дягилево с июня.
 
– А на какой технике выступают наши соперники и как вы оцениваете результаты, которые демонстрируют российские лётчики в сравнении с ними?
 
– В конкурсе «Авиадартс» с нами состязаются команды из Белоруссии, Казахстана и Китая. Только китайские лётчики выступают на своей технике: истребителях Цзянь-10; бомбардировщиках Цзянь-хун-7А; самолётах дальней авиации Хун-6к; транспортных самолетах Юнь-9. Отмечу, что российская команда достойно представляет Воздушно-космические силы в конкурсе.
 
– Сергей Владимирович, модернизация вооружения, о котором уже шла речь, – дело, безусловно, важное. Но наряду с ним не менее значимым является кадровый вопрос. Расскажите, как проходит сегодня подготовка офицерских кадров для ВВС, насколько программа обучения отвечает современным требованиям, в том числе для работы на технике, которая только поступает в войска? На какие должности распределяются молодые кадры?
 
– Офицерские кадры для Военно-воздушных сил готовят Военный учебно-научный центр «Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» и Краснодарское высшее военное авиационное училище лётчиков имени Героя Советского Союза А.К. Серова.
 
И если в Краснодаре осуществляется подготовка лётного состава для всех родов авиации, то в Воронеже проходят обучение офицеры – слушатели оперативно-тактического уровня подготовки – будущие командиры авиационных полков и дивизий, и курсанты – будущие офицеры, специалисты в области обеспечения полётов авиации.
 
Филиал Военно-воздушной академии в Сызрани готовит лётчиков армейской авиации, в Челябинске – авиационных штурманов и офицеров по боевому управлению авиацией.
 
Обучение будущих офицеров-специалистов длится в среднем 5 лет, лётчиков и штурманов – на несколько месяцев дольше. Затем лётный состав назначается на должности помощников командиров кораблей, лётчиков, штурманов, лётчиков-операторов и старших лётчиков. Обеспечивающий состав – на инженерно-технические и командные должности в подразделения, обеспечивающие полёты авиации.
 
Анализ поступающих из войск отзывов на молодых офицеров показывает, что уровень их подготовки отвечает современным требованиям и позволяет в короткий срок осваивать новую технику.
 
– В Краснодарское училище лётчиков в конце июля поступили на лётную специальность девушки уже третьего набора. Расскажите, как проявляют себя в ходе обучения девочки, с каким успехами они осваивают программу? Какова вероятность их распределения в различные рода авиации (такое желание будущие лётчицы озвучили Верховному Главнокомандующему в ходе «Прямой линии»)?
 
– Действительно, с 2017 года в Краснодарском высшем военном авиационном училище лётчиков обучаются курсанты-девушки. С марта 2020 года они приступят к первым своим учебным полётам. Хочу отметить, что программа обучения одинакова для всех: и для юношей, и для девушек. Своим старанием и ответственностью будущие лётчицы зарекомендовали себя исключительно с положительной стороны. Они амбициозны, у них очень высокая мотивация на лётную работу. Средние оценки учебных групп девушек-курсантов, полученные в ходе экзаменационных сессий, самые высокие на факультете и составляют не ниже 4,7 балла. При этом они ни разу не получили неудовлетворительных оценок.
 
Активны курсанты-девушки и в мероприятиях образовательной, научной и спортивной деятельности. Благодаря таким высоким результатам Главным командованием ВКС принято решение о включении в экспериментальную группу, приступающую к выполнению полётов уже со 2-го курса, и 13 курсантов-девушек.

Также проработан вопрос обучения будущих лётчиц на самолёты оперативно-тактической авиации. На сегодняшний день три девушки выразили такое желание. В связи с тем, что к лётчикам оперативно-тактической авиации предъявляются более строгие требования к состоянию здоровья, окончательное решение будет принято после прохождения ими врачебно-лётной комиссии.



URL: http://www.aex.ru/fdocs/2/2019/8/12/30580/


Полная или частичная публикация материалов сайта возможна только с письменного разрешения редакции Aviation EXplorer.