Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное



Главная Обзоры СМИ Интервью


Сергей Поздняков: на разработку нового скафандра требуется четыре года


13 августа 2019 года Дмитрий Струговец, РИА Новости


Научно-производственное предприятие "Звезда" — единственное предприятие в России, разрабатывающее скафандры, системы жизнеобеспечения для космонавтов, а также катапультные кресла, защитные шлемы и противоперегрузочные костюмы для летчиков Воздушно-космических сил. Как будет выглядеть российский скафандр нового поколения для работы в открытом космосе, во что одеть летчиков сверхзвукового пассажирского лайнера и как операция в Сирии повлияла на изменение обмундирования летчиков, в интервью специальному корреспонденту РИА Новости Дмитрию Струговцу рассказал генеральный директор — главный конструктор Научно-производственного предприятия "Звезда" Сергей Поздняков.

— Какие новинки представит НПП "Звезда" на авиакосмическом салоне МАКС-2019?
 
— Вместе с традиционной продукцией – катапультными креслами и скафандрами — будет представлено несколько новинок. Например, новый скафандр для экипажа перспективного пилотируемого корабля "Федерация". В надутом состоянии скафандр будет усажен в кресло "Чегет" для этого корабля. Макет самого кресла демонстрировался на прошлой выставке. Помимо того, мы вернулись к забытой тематике, которой занимались в 1980-х годах – производству кислородного оборудования для альпинистов. Сейчас планируем направление возродить, поэтому анонсируем на выставке эту продукцию. Также на нашем стенде будет представлена суперлегкая катапультная система, которую мы начали поставлять в Австрию. Она будет представлена в макете кабины австрийского учебного самолета Diamond и российского акробатического самолета.
 
— Расскажите подробнее о новом скафандре для корабля "Федерация".
 
— Испытания скафандра пока не начались. Но окончательный облик его понятен. Это будет многоразовый скафандр с долговечной полиуретановой оболочкой нескольких размеров и возможностью регулировки параметров под габариты разных космонавтов. Для быстрого надевания применена гермомолния. Скафандр изготовлен в традиционных для спасательных скафандров "Сокол КВ-2" корабля "Союз" цветах — белый и синий, хотя у нас были идеи сделать его, например, оранжевым. Название тоже пока оставляем традиционным "Сокол-М" — модернизированный, но к моменту завершения работ, возможно, придумаем новое имя.
 
— Недавно информационное пространство всколыхнуло заявление представителя ракетно-космической корпорации "Энергия", что экипаж "Федерации" может не дождаться помощи в случае аварийного приводнения в Тихом океане. Разрабатывается ли что-то на случай посадки перспективного корабля на воду?
 
— На случай приводнения корабля "Союз" у космонавтов в носимом аварийном запасе есть комплект специальных водонепроницаемых костюмов "Форель", которые надеваются при приводнении. Сейчас с теми же задачами для экипажа "Федерации" разрабатывается новый комплект подобного снаряжения из современных материалов. Также космонавты могут находиться на плаву в скафандре с использованием специального надувного плавательного средства "Нева" (прорезиненные надувные поплавки, надеваемые под мышки).
 
— Будет ли разрабатываться новый скафандр для выходов в открытый космос?
 
— К конструкции нынешнего скафандра "Орлан-МКС" накопилось большое количество предложений по нововведениям, как со стороны космонавтов, так и со стороны наших разработчиков. В частности, принято решение в следующей версии увеличить размеры входа в скафандр с целью расширения допустимых антропометрических параметров кандидатов в космонавты. Потенциально, размеры скафандра ограничены диаметрами имеющихся на МКС переходных люков – 800 мм. Несмотря на это ограничение, мы все же можем расширить имеющий вход. Планируем переделать ранец, в котором располагаются системы жизнеобеспечения, с точки зрения их компоновки для удобства при ремонте и обслуживании. Есть планы сделать легкосъемные и разноразмерные рукава, поскольку в использующейся сейчас системе регулировки длины на рукавах образуются складки, которые мешают и натирают космонавтам руки. Есть идея сделать индивидуальные перчатки, точно подогнанные под кисти космонавтов, для чего планируется использовать трехмерное сканирование рук. Это позволит повысить подвижность кисти в скафандре. Мы также давно подбираемся к созданию информационного экрана или проецированию информации на стекло шлема. Несколько лет назад испытывали прототип такого устройства, тогда он не совсем нас устроил по габаритам.
 
Собираемся убрать часть органов управления с пульта, размещенного на груди скафандра, и передать их функции бортовому компьютеру. Не исключаю, что попытаемся сделать композитную кирасу. Хотя с точки зрения радиационной защиты нынешняя алюминиевая кираса (жесткий корпус скафандра – ред.) дает дополнительную защиту жизненно важных органов.
 
Несмотря на такие серьезные изменения, общая концепция нового российского скафандра останется прежней, жесткая кираса с люком для входа сзади и мягкие оболочки для рук и ног. Даже американцы, которые сейчас делают новый скафандр, пошли по нашей схеме – со входом космонавта через дверь сзади.
 
— Есть ли планы разработать скафандр для высадки на Луну?
 
— Если говорить о перспективах полета на Луну, то скафандр "Орлан" следующего поколения можно будет использовать для высадки и работы на ее поверхности. Для этого в будущем скафандре постараемся сделать кирасу укороченной, чтобы была возможность заменять неподвижные штанины скафандра для выходов в открытый космос на штанины для передвижения по поверхности Луны. Сейчас такие штаны с шарнирами не нужны, ноги в открытом космосе используются только для фиксации космонавта в специальных устройствах "Якорь", благодаря которому у космонавта освобождаются обе руки для работы.
 
— Сейчас на МКС космонавты используют для работы в открытом космосе скафандры "Орлан-МКС". Но вместо трех скафандров, на станции имеется лишь два. Будет ли изготовлен запасной скафандр взамен потерянного в аварии на грузовом корабле "Прогресс" в 2016 году?
 
— Решение об изготовлении скафандра пока не принято. Напомню, изначально было сделано три скафандра, что соответствует принятым нормам безопасности при работе на станции. Один был потерян в аварии. Материалы и комплектующие закупались достаточно давно на всю партию скафандров. Некоторые элементы радиоэлектроники и материалы для внешней оболочки костюма сейчас не производятся, запасов нет, поэтому нужно заказывать их по новой. В этой связи мы обратились к Роскосмосу с предложением приступить к разработке нового поколения скафандра, а в качестве резервного продолжить использовать один из имеющихся на МКС скафандров предыдущего поколения "Орлан-МК". На разработку нового скафандра требуется порядка четырех лет. Если изготавливать копию потерянного "Орлана-МКС" с учетом замены соответствующих компонентов, работа займет два-три года. Сроки близкие, поэтому мы считаем, что лучше начать работу над перспективным проектом.
 
— Недавно сообщалось о возможности возобновления разработки в России аналога американской системы SAFER, реактивного ранца для спасения космонавтов, улетевших в открытый космос. Так ли это?
 
— В свое время нами были сделаны образцы такой установки, но на орбиту они не попали из-за катастрофы шаттла "Колумбия", на котором планировалось их выведение, и нехватки мест в российских грузовых кораблях. Несколько лет назад мы по собственной инициативе начали разрабатывать новую систему, изготовили ее макет. В связи с отсутствием финансирования работы заморожены до лучших времен. В новом скафандре мы предлагаем реализовать эту систему.
 
— Планируется ли внести изменения в носимый авариный запас космонавтов?
 
— Ведется разработка носимого аварийного запаса для экипажа "Федерации". Коренных изменений по сравнению с комплектом для "Союза" не предвидится, такие экзотические вещи, как рыболовные крючки, останутся. Но техническая часть будет современной: новые радиостанции, маячок с определением координат по ГЛОНАСС, светодиодные фонари.
 
— Сообщалось, что Россия окажет Индии помощь в реализации ее национальной пилотируемой программы. Учитывая, что многие системы обеспечения жизнедеятельности космонавтов производятся на вашем предприятии, поступало ли вам обращение оказать такую помощь?
 
— Индия разрабатывает собственные скафандры и системы жизнеобеспечения для пилотируемого корабля, с другой стороны, они наметили пуск на 2022 год, времени осталось немного. В этой связи нам поступил запрос от структур Роскосмоса осуществить поставку в Индию соответствующего оборудования.
 
— Помимо космической тематики, НПП "Звезда" разрабатывает широкий спектр продукции для авиации. Например, противоперегрузочные костюмы для военных летчиков. Несколько лет назад вновь была озвучена мысль о создании сверхзвукового пассажирского лайнера по примеру Ту-144. Обращались ли к НПП "Звезда" разработать системы жизнеобеспечения для таких самолетов?
 
— Задачи по обеспечению безопасности экипажа и пассажиров, как они были сформулированы для Ту-144, в свое время были успешно решены. Одна из основных мер — чтобы летчики не потеряли сознание и могли перевести самолет на безопасный эшелон по высоте. Для этого были разработаны специальные быстронадеваемые кислородные маски и высотно-компенсирующие жилеты, которые пилоты надевали под летную форму. Подобные вещи сейчас производятся для военной авиации и могут выпускаться для гражданских нужд, но пока на нас с такими предложениями не выходили.
 
— Еще одна тематика вашего предприятия – катапультные кресла. Проводится ли модернизация имеющихся в войсках катапультных кресел?
 
— Да. Такая модернизация ведется. Например, старые кресла для Су-24 и Су-25 снабжаются системой электроподогрева. В глубокой модернизации имеющихся кресел смысла пока нет. Их срок эксплуатации достигает до 40 лет, высказываются предложения о его дальнейшем продлении.
 
— Учитывая опыт боевых действий в Сирии, будут ли внесены изменения в снаряжение для летчиков военной авиации?
 
— В связи с сирийскими событиями вновь, как во времена Афганистана, актуальным стал вопрос о модернизации разгрузочного жилета для летчиков боевой авиации, размещения в нем сигнальных ракетниц, медицинских препаратов, питания и воды, гранат, пистолета и так далее. У вертолетчиков такие жилеты есть, но они не адаптированы к катапультированию из самолета на больших скоростях. Этим мы и занимаемся. Предварительные требования к жилету сформированы, изготовлен прототип. К осени планируется сформулировать окончательное техническое задание, и в следующем году представить жилет на испытания.



комментарии (0):









Материалы рубрики

Наталия Ячменникова
Российская газета
Борьба за пламенный мотор
Николай Проценко
EurAsia Daily
Авария в Жуковском — неизбежное следствие стихийной стройки
Дмитрий Струговец
РИА Новости
Сергей Поздняков: на разработку нового скафандра требуется четыре года
Юлия Козак
Красная звезда
Подъёмная сила крыльев России

РИА Новости
Имена ответственных за катастрофу MH17 известны и будут обнародованы
Дмитрий Струговец
РИА Новости
Роскосмос: летящий на МКС робот Skybot очень общительный, с юмором
Екатерина Москвич
ТАСС
Светлана Савицкая: меня дважды выгоняли из Центра подготовки космонавтов
Алексей Паньшин
РИА Новости
Открываем двигателю для МС-21 "окно" в Европу



Павел Коряшкин, Александр Белов
Интерфакс
У директорского корпуса не должно быть соблазна, что спишут все их долги
Виктория Иванова
РИА Новости
Украина манипулирует следствием по катастрофе MH17
Сергей Сафронов
РИА Новости
За пять лет и 200 млрд рублей авианосец будет построен
Александра Джорджевич
Новая газета
Мы пытаемся сразу найти виноватого, это неправильно
Алексей Самолетов
Звезда
Самолет с искусственным интеллектом, Ил-114 и замена МиГ-31: глава "МиГ" о будущем авиации
Наталья Вальханская
Звезда
О развитии авиации на примере Су-57 и подготовке летчиков: интервью генерал-лейтенанта Андрея Юдина
Алексей Самолетов
Звезда
Новейший транспортник Ил-112 и "народный" самолет Ил-114: глава "Ил" о последних разработках

Интерфакс
Глава "ИрАэро" Юрий Лапин: "Динамика авиационного рынка такая, что нельзя останавливать выбор только на SSJ-100"
Дмитрий Решетников
ТАСС
Гендиректор Рособоронэкспорта: Россия готова поставить С-400 новым заказчикам
Екатерина Мальцева
Интерфакс
Денис Мантуров: С-500 "Прометей" готова к серийному производству
Милена Синева
ТАСС
Первый замгендиректора КРЭТ: в два раза увеличим выпуск гражданской продукции к 2020 году
Алексей Паньшин
РИА Новости
Юрий Грудинин: "Ильюшин" создаст перспективный военный транспортник
Виктория Иванова
РИА Новости
Андрей Богинский: Россия произведет в 2019 году более 200 вертолетов
Екатерина Москвич
ТАСС
Глава ЦНИИ робототехники: лунные базы должны строить роботы
Илья Морозов
Интерфакс
Гендиректор "Главкосмоса": Россия готова строить модули МКС для других стран
Алексей Паньшин
РИА Новости
Илья Тарасенко: нас просят исправить модернизированные на Украине МиГи
Мария Амирджанян
ТАСС
Главной новинкой Московского авиасалона станет самолет МС-21
Ирина Цырулева
Известия
Денис Мантуров: "Мы смотрим на будущее программы SSJ-100 с оптимизмом"
Владимир Сосницкий
Красная звезда
С мечтой о небе в сердце
Милена Синева
ТАСС
Ученый ИМБП РАН: для межпланетных полетов мы посоветуем отбирать уже летавших космонавтов
Илья Вайсберг
Журнал "АвиаСоюз"
Airbus: полувековой полет
Илья Вайсберг
Журнал "АвиаСоюз"
Непрерывное движение вперед
Любовь Кондрашова
Губернские Ведомости
Генеральный директор АО «Аэропорт Южно-Сахалинск» Никита Полонский об основных направлениях развития предприятия
Алексей Нечаев, Дарья Рыночнова
Взгляд
Трагедия «Суперджета» обнажила провалы в подготовке гражданских летчиков
Николай Новичков, Дмитрий Федюшко
ТАСС
В России создан уникальный кластер по разработке высокоточного оружия
Яна Войцеховская
КоммерсантЪ - Санкт-Петербург
В тарифах Пулково нет “жира” для инвестиционной программы
Илья Морозов
Интерфакс-АВН
Главный конструктор НПО Энергомаш: мы готовы поставлять многоразовые двигатели для российских ракет
Екатерина Москвич
ТАСС
Сергей Крикалев: первыми на Луну полетят инженеры
Александр Милкус
Комсомольская правда
Глава "Роскосмоса" Дмитрий Рогозин: "На появление нового поколения космической техники у нас есть от силы 3,5 года"
Михаил Грунин
Журнал «Гражданская авиация»
Через 10 лет задачи усложнились многократно
Алексей Паньшин
РИА Новости
Ведутся работы по роботизации "Тора"
Сергей Сафронов
РИА Новости
Виктор Кладов: на выставке LIMA-2019 русские "украли" шоу
Сергей Сафронов
РИА Новости
Виктор Кладов: летчики ВВС Малайзии смогут "пощупать" Як-130 на LIMA-2019
Сергей Сафронов
РИА Новости
Треть экспорта российского оружия приходится на авиацию
Екатерина Мальцева
Интерфакс
Денис Мантуров: самолеты МС-21 обладают серьезным потенциалом на азиатском рынке
Яна Войцеховская
КоммерсантЪ
"Мы ориентируемся на опыт Жуковского"
Иван Сафронов, Александра Джорджевич
КоммерсантЪ
"Нельзя брать контракт, а потом думать, как же его выполнить"
Елизавета Кузнецова
КоммерсантЪ
"Пока самолет не летает — он полностью безопасен"
Илья Вайсберг
Журнал "АвиаСоюз"
Аэросила – это сила
Виктор Худолеев
"Красная звезда"
Мы гордимся нашими лётчиками!
Алена Павлова
Московский Комсомолец
Почему Boeing 737 MAX запретили летать в России: тайны авиакатастрофы
Милена Синева
ТАСС
"Печать микроорганов быстрее, чем на Земле". "Инвитро" об испытании биопринтера на МКС

 

 

 

 

Реклама от YouDo
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer