Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное



Главная Обзоры СМИ Интервью


"В робота "Федора" заложены секретные возможности"


22 августа 2019 года Анна Урманцева, Известия


Перед роботом «Федором», отправляющимся сегодня, 22 августа, на МКС, поставлено шесть секретных задач, которые будут выполнены в копирующем режиме, — рассказал «Известиям» Евгений Дудоров, исполнительный директор научно-производственного объединения «Андроидная техника», специалисты которой создали андроида. Специально для того, чтобы космонавтам было весело общаться с роботом, в его разговорные сценарии введены неожиданные ответы. Вместе с «Федором» летит комплект кабелей для подключения, экзоскелет и шлем для реализации копирующего режима, а также подробная инструкция.

— 22 августа в 6.38 утра с Байконура на МКС отправится антропоморфный робот «Федор» (FEDOR, Final Experimental Demonstration Object Research — «Финальный экспериментальный демонстрационный объект исследований». — «Известия»). Почему было решено отправить его именно сейчас?

— Для нас это неожиданное решение. Здесь сыграло роль сочетание нескольких факторов. Одним из главных явилось то, что корабль Союз МС-14 летит в беспилотном режиме. Так получилось потому, что у него новый ракетоноситель — Союз 2.1а. Раньше его использовали для грузовых кораблей, а все остальные летали с ракетоносителем Союз-ФГ. Так как это новая стыковка, и есть риск, то решили запустить корабль в беспилотном режиме и заодно испытать робота.

— Он будет как-то наблюдать за полетом или даже участвовать в нем?

— Да, и выдавать информацию о наблюдаемых процессах, озвучивать ее. У него свои датчиковые системы, — он будет получать информацию от них. Робот абсолютно полнофункциональный. В истории космонавтики такого еще не было, чтобы машина отправлялась в космос не как груз, а как член экипажа.

— Мы увидим картинку с его камер?

— Нет. Он не состыкован с кораблем. То, что «Федор» увидит, мы сможем просмотреть только потом. Но вот то, что он будет говорить, услышим в реальном времени.

— Он узнает человека, который откроет люк после стыковки с МКС?

— Такой задачи не ставилось. Но в планах у нас она есть.

— «Федор» говорит только на русском?

— Пока да. Но зато его ответы не всегда предсказуемы. Это просьба «Роскосмоса». Чтобы космонавтам было весело с ним общаться. Так что в его ответы заложены недокументированные возможности. Так называемые пасхалки. Посмотрим, как это всё отработает.

— «Федор» — это же русский робот. Он пользуется ненормативной лексикой?

— Нет. Мы все любим и ценим русский язык, но ненормативная лексика — это всё же удел человека.

— Какой у него рост и вес?

— 182 см и 106 кг. То есть это полноценный «человек».

— Сначала «Федор» был торсовым роботом. Потом у него появились ноги. Сейчас он летит с ногами. Они нужны ему в космосе?

— В данной миссии необходимости в ногах нет. Но мы хотели бы понять некоторые моменты для будущего. Во-первых, за счет этих педипуляторов наладить якорение, чтобы он был зацеплен в какой-то части корабля и не перемещался в пространстве. Во-вторых, следующее поколение роботов должно будет уметь автономно покидать космический корабль. Поэтому сейчас мы и решили доставить его в этой компоновке.

— Что еще летит вместе с «Федором»? Запчасти для него есть?

— С ним летит инструкция — около ста страниц, в нее входит информация о том, каким образом работать с роботом, как его подключать, какие задачи будут выполняться. Эти задачи держатся в секрете. Их шесть, и все в копирующем режиме. Управлять роботом будет Александр Скворцов, поможет ему второй космонавт — Алексей Овчинин. В запчастях на МКС надобности нет. Если что-то сломается, починить это на МКС будет крайне проблематично. С андроидом летит еще задающее устройство копирующего типа в ложементе, — это шлем и что-то вроде упрощенного экзоскелета. Также есть набор кабелей для подключения — силовой и информационный. Ими «Федора» соединят с человеком, ноутбуком и батареей. Еще мы приложили две батареи.

— Какие именно батареи используются?

— Это батареи от скафандра «Орлан», которые хорошо показали себя при работе в открытом космосе, на поверхности МКС. Они питают всю систему жизнеобеспечения космонавта. На самом деле для миссии робота нужна только одна батарея. Вторая — запасная. Но если что, на станции есть еще четыре.

— Внутри «Федора» только российские компоненты или есть иностранные?

— Пока есть импортные. Металл, конечно, весь наш, и пластик. Все детали напечатаны на 3D-принтере. Дизайн также полностью наш. Из двигателей, которых всего 48, российских — 32. Коллекторные двигатели мы используем швейцарские, чтобы приводить в действие захваты. Но на будущих роботах уже будут отечественные. Редукторы пока, к сожалению, немецкие. Датчики — есть российские, а есть немецкого и американского производства. Компьютерная техника — тоже, к сожалению, иностранная.

— А можно было бы поставить нашу?

— Нельзя. Там есть своя специфика. Мы не можем поставить полноценный компьютер с системами электропитания и охлаждения. Поэтому ищем самые передовые решения, которые позволяют иметь минимальный габарит, вес, самую высокую эффективность и производительность, а также поменьше использовать вспомогательное оборудование.

— Так что же вы поставили?

— Одноплатный компьютер, их в России, к сожалению, не производят. Такие используют, например, для майнинга, для интернета вещей. Это может быть игровой компьютер, но все же нестандартный. По сути, это графический ускоритель. Он не требует внешнего охлаждения.

— А были уже ситуации, когда вы не могли продолжить работу из-за отказов иностранных компаний поставлять нужные для «Федора» компоненты?

— Да, такие ситуации были. Одна немецкая компания отказалась работать с нами по поставке двигателей. Пришлось разработать их самим. Сейчас их производим уже серийно.

— Как они называются?

— Бесколлекторные моментные двигатели. Та же ситуация с датчиками и контроллерами. Мы их уже разрабатываем сами.

— Существует ли уже потомок «Федора»?

— Сейчас мы согласовываем в РКК «Энергия» два проекта. Один называется «Испытатель» — это усовершенствованный «Федор», который, как раньше задумывалось, полетит на корабле «Федерация». И ему там предстоит решить большое количество задач. Андроид серьезно готовится работать на научной аппаратуре космического назначения. Все будет сделано на российских комплектующих, которые мы должны сначала испытать, потом зарегистрировать.

— А второй проект?

— Он называется «Теледроид». Это торсовый дроид, который установят на поверхности МКС и он в копирующем режиме станет выполнять набор действий.

— А «Федор» не умеет выходить в открытый космос?

— Нет. Мы не устанавливали этому роботу компонентную базу, которая способна выдержать, во-первых, отрицательные температуры, а во-вторых, работать в условиях вакуума и солнечной радиации.

— Так почему же отклонили проект «Косморобот», который, как планировалось, должен был работать на поверхности МКС и вроде бы уже готов?

— Я комментировать это не могу, не знаю. Моя оценка такова: работу следовало бы продолжать. Проект «Косморобот» достаточно долго вынашивался. Ему на сегодняшний день два года. Там довольно много уже сделано, и наши специалисты частично в нем задействованы. Головным исполнителем является РКК «Энергия», соисполнителем — ЦНИИ робототехники и технической кибернетики. А мы, «Андроидная техника», являемся соисполнителем у ЦНИИ РТК и РКК «Энергия», то есть мы ниже на ступеньку. Надеюсь, в дальнейшем данная работа трансформируется и не пропадает зря.

— Ну или вместо косморобота будет теледроид?

— Это параллельные проекты, у которых разные задачи. Теледроид будет сделан с учетом всех факторов: он сможет работать при низких (в тени МКС) и высоких температурах, в лучах Солнца. Мы будем отводить тепло. Робот сможет работать в вакууме — все элементы будут функционировать. И также мы учтем фактор солнечной радиации.

— Сколько продлится этот проект?

— Три года. Будет создано несколько роботов, часть из них уничтожится на земле.

— Зачем?

— Ну мы же будем проводить критические испытания, нам нужно понимать при каких условиях робот сможет разрушиться. А потом один робот полетит, а другой останется на Земле, чтобы в случае неисправности в космическом полете мы могли бы отработать эту неисправность на Земле.

— А у «Федора» есть двойник?

— Нет. Он такой один. Скорее всего, после завершения полета «Федор» будет помещен в музей как первый полноценный андроид, слетавший в космос. Но это на усмотрение «Роскосмоса».



комментарии (0):










Материалы рубрики

Дмитрий Струговец
РИА Новости
Павел Шутов: безаварийный год повысил космическую репутацию России
Виктория Саитова
РБК
Глоток свободы: когда в Пулково придут новые лоукостеры
Елена Медведева
Sibnet.ru
Авиапром испугался: почему новый «Кукурузник» не взлетит
Сергей Вальченко
Армейский стандарт
Прорыв к четвертому поколению
Алексей Паньшин
РИА Новости
Авария Су-57 сделает его более совершенным
Андрей Красильников
РИА Новости
Вячеслав Шуршаков: человек сможет слетать на Марс только раз в жизни
Ирина Цырулева
Известия
"Не каждый станет покупать Apple"

РИА Новости
Анатолий Жихарев: дальняя авиация — гибкий инструмент ядерной триады



Алексей Рамм
Известия
"Для гражданской авиации наши летчики представляют ценность"
Олег Божов
Московский Комсомолец
Командующий дальней авиацией рассказал о полетах "за три моря"
Борис Клин
Известия
Главное о героях: как обычный авиарейс может потребовать необычного мужества
Александр Пинчук
Красная звезда
В воздухе и космосе им равных нет
Алексей Песляк
ТАСС
Глава НПО "Энергомаш": российские ракетные двигатели дешевле, чем зарубежные аналоги
Герман Костринский
КоммерсантЪ
"Отката, возврата назад не будет". Глава Росавиации Александр Нерадько о национальных интересах, сертификатах и фантиках
Елена Карьгина, Артур Шайхутдинов
ТАСС
Директор по международному сотрудничеству Ростеха: Россия готова делиться технологиями
Алексей Песков
Военно-промышленный курьер
Катастрофа "Курска" могла стоить жизни летчикам
Сергей Сафронов
РИА Новости
Александр Михеев: Россия поставит Турции второй полк С-400
Дмитрий Решетников
ТАСС
Александр Блошенко: следующий шаг для человечества — это Луна
Елена Герцен
Сахалин P.S.
На волне перемен

Журнал "Вертолетная индустрия"
«ПАНХ» завтра – надежность, молодость, интеллект
Александр Тихонов
Красная звезда
Крылатые транспортники не подведут
Александр Белов, Екатерина Мальцева
Интерфакс
Анатолий Сердюков: не надо рисовать апокалипсис, авиастроение будет жить
Алексей Паньшин
РИА Новости
Александр Охонько: возможности VRT500 намного шире американского Robinson
Илья Вайсберг
Журнал "АвиаСоюз"
Россия в мировом авиационном сообществе
Герман Костринский
КоммерсантЪ
Отмена роялти за перелет над Россией назрела давным-давно
Кирилл Вышинский
РИА Новости
"Люди Донбасса". Интервью со "свидетелем" по делу МН17 Владимиром Цемахом
Алексей Паньшин
РИА Новости
Обнаружим любую МБР, и агрессора настигнет ответный удар
Илья Вайсберг
Журнал "АвиаСоюз"
«Якутия»: от Арктики до Японии
Елена Гриценко
ТАСС
Глава "Концерна КЭМЗ": туристов в горы Дагестана повезем на "летающем лимузине"
Илья Вайсберг
Журнал "АвиаСоюз"
"Диверсификация в авиастроении – один из приоритетов в деятельности коллегии ВПК РФ"
Алексей Паньшин
РИА Новости
Сергей Хохлов: создаем операционную систему для самолета МС-21
Олег Фаличев
Военно-промышленный курьер
Какие разработки корпорации "Тактическое ракетное вооружение" скрывает фюзеляж Су-57
Инна Сидоркова, Кирилл Сироткин
РБК
Закрыть полностью страну технически невозможно
Алексей Паньшин
РИА Новости
Работаем над улучшением двигателя для МС-21
Алексей Паньшин
РИА Новости
Авиастроение, вероятно, ждет масштабная реформа
Алексей Паньшин
РИА Новости
Выпустим столько "наследников" Ан-2, сколько потребуется
Константин Сивков
Военно-промышленный курьер
Бочка с бензином – новая фигура пилотажа
Карина Степанова
РИА Новости
Светлана Петрова: Грузия накопила долг в миллион долларов за аэронавигацию
Екатерина Москвич
ТАСС
Начальник ЦПК имени Гагарина: на МАКС мы расскажем, что стать космонавтом не страшно
Галина Волынец
Известия
"Работа пилота основана на путешествиях"
Галина Волынец
Известия
Чешский пилот Иван Яноуш: "Все молодые летчики в России хотят работать в "Аэрофлоте"

Интерфакс
Гендиректор "Аэрофлота": я бы ставил вопрос не о приватизации "Победы", а о том, почему нет больше лоукостеров в стране
Екатерина Мальцева
Интерфакс
Денис Мантуров: строительство первой партии модернизированных "стратегов" Ту-160М уже идёт
Анна Урманцева
Известия
"В робота "Федора" заложены секретные возможности"
Шамиль Байбеков
Транспорт России
Программный тренд авиаотрасли. Региональный вектор – новые рабочие места и миллиарды экономии.
Наталия Ячменникова
Российская газета
Будем летать
Наталия Ячменникова
Российская газета
Борьба за пламенный мотор
Николай Проценко
EurAsia Daily
Авария в Жуковском — неизбежное следствие стихийной стройки
Дмитрий Струговец
РИА Новости
Сергей Поздняков: на разработку нового скафандра требуется четыре года
Юлия Козак
Красная звезда
Подъёмная сила крыльев России

 

 

 

 

Реклама от YouDo
Сервис подбора сантехников: ремонтируем однорычажного смесителя для кухни, выбирай YouDo!
Организация мероприятий: оформить зал в Москве недорого, подробнее здесь.
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer