← Назад

Главная Обзоры СМИ Интервью

Глоток свободы: когда в Пулково придут новые лоукостеры


16 января 2020 года Виктория Саитова, РБК


Сегодняшние планы аэропорта Пулково по увеличению пассажиропотока благодаря режиму «открытого неба» во многом зависят от того, будет ли аэропорт интересен западным лоукостерам. В интервью РБК Петербург генеральный директор оператора аэропорта, компании «Воздушные ворота Северной столицы» (ВВСС) Леонид Сергеев рассказал, почему иностранные авиаперевозчики заинтересованы в рейсах из Пулково и почему жители российских регионов предпочтут летать в европейские города через Петербург, а не через Москву, как это в основном происходит сейчас.

ЧАСТИЧНАЯ СВОБОДА

— Изначально вы рассчитывали благодаря режиму «открытого неба» привлекать к 2025 году до 6 млн дополнительных пассажиров в год, однако небо «открыли» лишь частично. На что рассчитываете сейчас?

— Для Пулково по «седьмой свободе» открыты 30 стран, и только 9 из них — открыты частично. Сейчас иностранные перевозчики анализируют список государств и аэропортов, куда они смогут летать по новому режиму. Они поставят первые рейсы в летнее расписание 2020 года и в зимнее расписание 2020-2021 года. Когда авиакомпании протестируют направления из Пулково, получат данные о востребованности маршрутов, поймут, рентабельны ли эти рейсы, тогда они сформируют регулярную сетку полётов на 3-4 года. Когда появится постоянное расписание, мы поймем, насколько реалистичны наши ожидания.

— А каковы эти ожидания? На какие показатели по пассажиропотоку вы рассчитываете?

— При оптимистичном сценарии мы рассчитываем, что в 2025 году из Европы к нам могут прилететь максимум 5 млн пассажиров, из Азии — 2 млн, из стран СНГ — около 1,2 млн. Но это без учёта исключений, с которыми ввели режим «открытого неба».

— Изначально вы ожидали, что большинство новых пассажиров будут из Германии, Франции, Великобритании и Италии. Но Минтранс запретил иностранным лоукостерам летать в столицы многих стран ЕС. Как это повлияло на ваши экономические ожидания?

— Эти исключения не догма. Они позволяют соблюсти баланс интересов российских и иностранных перевозчиков. Во-первых, после того как будут обкатаны маршруты и сформированы пассажиропотоки, список стран по седьмой свободе может быть расширен.

Во-вторых, есть иностранные компании, которые могут летать в Россию и без «седьмой свободы» из тех стран, где имеют регистрацию. Например, немецкий лоукостер Eurowings, который развивает свою маршрутную сеть из аэропортов Дюссельдорфа и Гамбурга, может открыть полеты в Петербург в любое время.

ЗАГРАНИЦА НАМ ПОМОЖЕТ

— Если российские авиаперевозчики считают, что по маршрутам в рамках «открытого неба» нет потенциала, почему вы решили, что на эти направления будет спрос у иностранных авиакомпаний?

— Во-первых, не стоит забывать, что основные российские авиакомпании имеют базы в московских аэропортах и делают упор на развитие маршрутной сети именно там.

Во-вторых, у Пулково есть потенциал для развития международных направлений — мы знаем, сколько людей из Петербурга летает за границу через Москву и наоборот только потому, что в/из Пулково нет прямого рейса в нужном им направлении. Приход в Пулково иностранных перевозчиков на новые маршруты позволит пассажирам быстрее и комфортнее добраться до точки назначения и сэкономить на дополнительных расходах во время путешествия.

В-третьих, мы ориентируемся на успешный опыт аэропорта Владивостока, где действует режим «пятой свободы» одновременно с электронными визами.

В-четвертых, мы рассчитываем, что открытие новых маршрутов по «седьмой свободе» будет способствовать активному развитию региональных перевозок. При этом, жители регионов России смогут не только улететь из Санкт-Петербурга за границу, но и посмотреть город во время пересадки.

— Однако некоторые эксперты считают опыт Владивостока провальным. По их словам, из иностранных авиакомпаний в аэропорту работали только корейские и китайские перевозчики.

— Не соглашусь, что во Владивостоке была провальная программа. Как только ввели упрощенный визовый режим, который стал работать в комплексе с пятой степенью свободы, пассажиропоток за два года вырос с 1,6 до 2,6 млн пассажиров. Они добились таких показателей благодаря работе лоукостеров.

— У вас на сегодня уже есть конкретные договоренности с иностранными лоукостерами о том, что они поставят Пулково в свое летнее расписание?

— У нас были предварительные заявки от Wizz Air, Ryanair, easyJet, airBaltic и других лоукостеров. Наиболее проработанная сетка маршрутов из Пулково у венгерской Wizz Air. С остальными перевозчиками мы еще на стадии переговоров.

— То есть с Wizz Air у вас достигнуты официальные договорённости по «открытому небу»?

— Да, совсем скоро мы поделимся подробностями.

О КАЧЕСТВЕ УПРАВЛЕНИЯ

— Существует опасение, что «открытое небо» разорит российские авиакомпании, что в итоге может привести к резкому сокращению числа рейсов внутри России.

— Нет, такой сценарий невозможен. В России за 2018 год пассажиропоток в аэропортах составил 206,9 млн чел. Рынок Петербурга — 9%. Международные перевозки, которые приходятся на Пулково, составляют 3% от общего пассажиропотока аэропортов России, то есть около 7 млн. Как эта цифра может повлиять на 206,9 млн? Что касается российских авиаперевозчиков, я считаю, что у них есть все условия для того, чтобы развиваться в Пулково. По всем направлениям, которые представлены в списке по «седьмой свободе», российские авиакомпании могут поставить свои рейсы раньше и начать летать.

— По некоторым оценкам, полеты внутри России нерентабельны, что подтверждается многомиллиардными убытками, которые понесла российская авиационная отрасль по итогам восьми месяцев 2019 года.

— У меня встречный вопрос: почему иностранная авиакомпания-лоукостер, которая получает от меня тариф на 80% больше, чем российская, и которая заправляется топливом по такой же цене как российская (если не выше), которая столько же платит за лизинг, продает билеты в пять раз дешевле, чем российская — почему она при этом летает рентабельно? Я допускаю, что доступ к финансированию за рубежом полегче, кредитные ставки у них близки к нулевым, но это все равно не является главной составляющей себестоимости. Люди часто говорят о том, что якобы западный пассажир более богатый. Но существует вторая теория, которая говорит о том, что у человека, который сел в самолет, априори есть деньги.

ПРО МЕЖДУНАРОДНЫЙ ХАБ

— Стратегическая цель Пулково стать крупным авиахабом. При каких показателях эту цель можно будет считать достигнутой?

— Идеальная картина — когда пассажиропоток с 20 млн вырастает до 30-35 млн, и где-то в районе 20-30% из этого пассажиропотока будет трансфер. Сегодня пассажиры стыковочных рейсов составляют порядка 3% от общего трафика. Так что у Пулково большой потенциал.

— Кто составит трансферный пассажиропоток?

— Я думаю, у Петербурга есть все шансы стать хабом не только Северо-Запада, но и Северо-Востока России. Если мы создадим конкурентоспособное предложение по международным направлениям, это откроет возможность для россиян через нас полететь и посмотреть Париж, Рим и так далее. Сейчас они чаще всего летают через Москву, но так как режим «открытого неба» введен в Петербурге, у нас есть возможность привлечь лоукостеры, а им в свою очередь, выставить конкурентоспособные цены. Когда люди поймут, что, например, летать в Европу дешевле через Петербург, тогда они начнут активно использовать Пулково как пересадочный узел.

— Но ведь с точки зрения логистики для основной части населения России удобнее летать через Москву, поскольку Петербург находится дальше, чем Москва.

— Я бы сказал, что половине России все равно как лететь: через Москву или через Петербург. Сейчас у нас разбалансированная система — большая часть россиян использует для пересадки только столицу. Как отмечали в Правительстве, необходимо разработать сеть доступных региональных авиамаршрутов в обход московского авиаузла. Петербург географически выгодно расположен между Европой и Азией, поэтому отлично подходит для развития трансферных авиаперевозок.

— Люди летают через Москву, потому что расстояние до неё меньше, и соответственно билеты дешевле.

— Каждая авиакомпания устанавливает цены на билеты, исходя из собственной экономики и учитывая много факторов, не ограничивающихся одним лишь расстоянием. Стоимость билета складывается из дефицита или избытка провозных емкостей, постоянных и переменных расходов, целей по доходности, обязательств по кредитам и лизингу, типов самолетов на маршруте, аэропортовые сборов в пунктах вылета и прилета, затрат на рекламные активности и многих других. Все же, если пассажиру нужно будет лететь на 30 мин дольше, но при этом цена билета через Пулково будет ниже, он с большей вероятностью выберет Петербург.

— Получается, вам нужно привлечь пассажиров выгодными ценами, которые возможны в случае появления в Пулково лоукостеров. Но чтобы привлечь лоукостеры, нужен пассажиропоток. С чего начинать?

— С пассажиров. Мы будем реализовывать маркетинговую стратегию по продвижению города и аэропорта внутри страны и за рубежом. Туристические власти Санкт-Петербурга в том числе при поддержке Ростуризма уже ведут активную работу по развитию туристического потенциала Петербурга на международном рынке. Что касается перевозчиков, то они могут привлекать пассажиров за счет своих маркетинговых активностей. Уверен, что общими силами мы сможем достичь высоких результатов.
 

Справка:

Леонид Сергеев возглавляет ВВСС с 12 мая 2019 года. До этого он работал генеральным директором «Базэл Аэро» (один из крупнейших в России операторов аэропортов, управляет аэропортами Краснодара, Сочи и Анапы). До Сергеева гендиректором ВВСС был Владимир Якушев, который покинул компанию в мае 2019 года.




URL: http://www.aex.ru/fdocs/2/2020/1/16/31028/


Полная или частичная публикация материалов сайта возможна только с письменного разрешения редакции Aviation EXplorer.