Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Интервью


Сергей Карутин: новый сегмент ГЛОНАСС повысит точность навигации в Восточном полушарии


2 октября 2020 года Екатерина Москвич, ТАСС


В октябре с космодрома Плесецк запланирован запуск навигационного спутника "Глонасс-К". Аппарат уже доставлен на космодром, с ним ведутся работы по подготовке к пуску. Это будет третий спутник этой серии в орбитальной группировке. О создании высокоорбитального космического комплекса ГЛОНАСС, повышении точности навигации и увеличении электронно-компонентной базы в соответствующих аппаратах в интервью ТАСС рассказал генконструктор ГЛОНАСС Сергей Карутин.

— Какие основные задачи выполняет ГЛОНАСС?

— В 2020 году завершается очередное десятилетие развития отечественной глобальной навигационной спутниковой системы — ГЛОНАСС. Начавшееся в 2006 году восстановление группировки дает видимые результаты, сегодня нашу повседневную жизнь сложно представить без сплошного искусственного радионавигационного поля, которое орбитальная группировка ГЛОНАСС предоставляет потребителям в глобальном масштабе с 2011 года.

Сегодня сигналы ГЛОНАСС используются для спасения жизней при дорожно-транспортных происшествиях, мониторинге и диспетчеризации воздушного, наземного и водного транспорта, синхронизации сетей подвижной сотовой связи и элементов энергосистемы страны, управления дорожной и сельскохозяйственной техникой и многих других.

Восстановление орбитальной группировки в 2011 году обеспечило полную навигационную независимость Российской Федерации. Несмотря на то что ГЛОНАСС предоставляет потребителям четыре типа навигационных услуг, всех интересует именно базовая. Это вполне объяснимо — она используется всеми потребителями, поэтому хочется рассказать о перспективах именно ее развития.

— В каком составе сейчас работает группировка ГЛОНАСС?

— Базовая навигационная услуга предоставляется посредством орбитальной группировки из 24 космических аппаратов (КА) в трех орбитальных плоскостях на средних круговых орбитах. Равномерное распределение КА по плоскостям обеспечивает глобальное мгновенное и всепогодное определение местоположения, параметров вектора скорости и ускорения потребителей, а также их временную синхронизацию.

Основу группировки составляют аппараты второго поколения — спутники "Глонасс-М", разработанные в 2003 году. Они демонстрируют фантастическую работоспособность, уже 14 космических аппаратов работают дольше гарантийного срока активного существования, четыре спутника в этом году празднуют 13-летнюю годовщину на орбите. Это превзошло все ожидания, ведь они не просто оказывают услугу, они успешно эксплуатируются расчетами Воздушно-космических сил Российской Федерации, которые обеспечивают постоянное повышение точности базовой услуги.

— Насколько улучшилась точность навигации?

— В 2014 году погрешность навигации за счет аппаратов составляла 1,4 м, но работа по повышению точности не останавливается ни на один день. 30 января этого года данные спутники обеспечили снижение погрешности до 0,9 м, а в течение недели погрешность не превышала 1,15 м.

Более того, запущенный 16 марта предпоследний спутник "Глонасс-М" показал точность предоставления базовой услуги 0,38 м на суточном интервале, его лучший недельный результат — 0,63 м

Необходимо отметить, что именно создание спутников "Глонасс-М" позволило потребителям во всем мире впервые получить навигационную услугу в двух диапазонах частот, что необходимо для снижения влияния ионосферы на точность навигации. Прием сигналов в двух диапазонах позволяет осуществлять навигацию в условиях возмущения этого слоя атмосферы во время магнитных бурь, вызванных солнечной активностью. Возмущения ионосферы приводят к увеличению погрешности навигации и временной синхронизации в несколько раз. 

— В октябре планируется запуск спутника "Глонасс-К", чем он отличается от предыдущего поколения?

— На космодроме Плесецк готовится к запуску аппарат третьего поколения "Глонасс-К", он предоставит потребителям еще больше возможностей — новый сигнал в третьем частотном диапазоне. Новый сигнал — точнее и информативнее. Поэтому поэтапное обновление орбитальной группировки позволит гарантированно повысить качество базовой навигационной услуги.

— А выполняемые задачи чем-то отличаются?

— Первые космические аппараты данного поколения были запущены в 2011 и 2014 годах и позволили нам отработать технологии создания навигационных спутников в негерметичном исполнении, когда бортовая аппаратура находится вне гермоконтейнера космического аппарата. Подобное решение позволило более чем в полтора раза снизить массу спутника. Этот резерв обеспечил расширение функциональных возможностей космического аппарата. 

Теперь аппараты "Глонасс" несут важную и благородную миссию бортового ретранслятора системы КОСПАС-SARSAT — поиска и спасания терпящих бедствие морских и воздушных судов.

С 1982 года система спасла уже более 50 тыс. жизней, и что интересно: практически сразу после запуска в ходе летных испытаний спутником был принят сигнал бедствия от потерпевшего крушение вертолета, и все пассажиры были спасены

— В 2021 году планируется первый запуск спутника "Глонасс-К2". Повысит ли он точность навигации?

— Опыт, полученный при создании аппаратов третьего поколения ("Глонасс-К"), позволил разработать космический аппарат четвертого поколения "Глонасс-К2". Это уникальный космический аппарат — он предоставит гражданским потребителям пять навигационных сигналов, точность навигационного обеспечения за счет этого спутника будет менее 0,3 м, срок активного существования — не менее десяти лет.

— Как продвигается работа по импортозамещению комплектующих спутников?

— Невозможно пройти мимо вопроса обеспечения импортонезависимости, переход на использование отечественной электронной компонентной базы (ЭКБ) открыл нам возможность определять ее функционал, и огромную помощь нам оказывает в этой работе Минпромторг России. За прошедшие шесть лет в изготавливаемой сейчас бортовой аппаратуре доля ЭКБ отечественного производства уже достигла величины более 95%.

— Ранее генеральный директор компании "Информационные спутниковые системы им. М.Ф. Решетнёва" (входит в госкорпорацию "Роскосмос") Николай Тестоедов анонсировал создание нового сегмента спутниковой системы ГЛОНАСС. Когда ожидается первый запуск по программе?

— Наш традиционный фокус на потребителя сохраняется, проведенные исследования показывают растущие потребности в навигационных услугах в сложных условиях, при которых КА виден под углами более 25° над линией горизонта. Для удовлетворения потребностей потребителей в качественных услугах с помощью новых кодовых сигналов в 2021 году начнется создание высокоорбитального космического комплекса (ВКК) ГЛОНАСС. С запуском первого спутника в 2025 году и полным развертыванием группировки из шести космических аппаратов в трех плоскостях к концу 2027 года будет на 25% повышена точность навигации в Восточном полушарии.

 В качестве основы для построения высокоорбитального космического комплекса будет использоваться прекрасно зарекомендовавшая себя платформа спутника "Глонасс-К", о которой уже подробно сказано выше.

— Существует какой-то контроль качества оказываемых навигационных услуг?

— Мы уделяем большое внимание контролю качества навигационных услуг ГЛОНАСС, и для решения данной задачи создана система контроля и подтверждения характеристик системы. Она включает сеть станций мониторинга сигналов ГЛОНАСС за рубежом, а также специализированные радиотелескопы, способные проводить анализ структуры и мощности радиосигналов у поверхности Земли. Результаты этого объективного мониторинга подтверждают правильность выбранных технических решений.

— Наблюдались ранее попытки создать помехи для работы российской навигационной системы?

— Важным вопросом является защита навигационных диапазонов частот от несанкционированных помеховых воздействий, и контроль за электромагнитной обстановкой в них стал для нас приоритетнейшей задачей, которую в первую очередь предстоит решать в нормативном поле.

В ближайшие годы запланирована большая работа по созданию комплексной системы нормативно-правового регулирования в сфере навигационной деятельности, выпуск целого ряда ключевых документов, гарантирующего потребителям требуемый уровень качества услуг со стороны операторов системы.

— В прошлом году был разработан Стандарт эксплуатационных характеристик ГЛОНАСС. Зачем он нужен?

— Этот основополагающий документ устанавливает значения достигнутых навигационных характеристик ГЛОНАСС с существенным гарантированным запасом, которые в сочетании с условиями приема сигналов и априорными оценками характеристик аппаратуры потребителя могут позволить потребителю оценить для себя конечные характеристики при решении конкретной задачи.

Стандарт является основой для проведения сертификации услуг ГЛОНАСС, а также для разработки стандартов более низкого уровня на конкретные образцы НАП, системы на основе ГЛОНАСС, для разработки международных стандартов Международной организации гражданской авиации (ИКАО), Международной морской организации (ИМО) и др.

Использование унифицированной номенклатуры эксплуатационных параметров и методик их расчета всеми ГНСС, включая ГЛОНАСС, GPS, Galileo и BDS, является общепринятой мировой практикой. Аналогичные стандарты уже опубликованы для GPS, Galileo и BDS и постоянно обновляются.

— Как в ближайшее время планируется улучшать точность навигации ГЛОНАСС?

— Одной из важнейших задач 2020 года является гармонизация потребительского интерфейса ГЛОНАСС. Выше было отмечено влияние среды распространения на точность навигации, поэтому готовятся к опубликованию новые редакции интерфейсных контрольных документов (ИКД) ГЛОНАСС, которые описывают параметры взаимодействия между аппаратами "Глонасс" и навигационной аппаратурой потребителя.

Предполагается, что повышение точности ГЛОНАСС будет достигнуто за счет введения в резервные разряды кадров навигационных сообщений дополнительной информации. В частности, будут введены математические модели вычисления ионосферных и тропосферных задержек. Параметры модели ионосферы будут включены в состав навигационного сообщения, а тропосферной модели требуется только информация о широте расположения навигационного приемника и сезоне года.

Изменения ИКД для сигналов с частотным и кодовым разделением для передачи дополнительной информации обеспечат обратную совместимость для бессбойной работы существующего парка навигационной аппаратуры потребителя и передачу параметров тропосферы и ионосферы в дополнительных разрядах.




комментарии (0):











Материалы рубрики


Общественное телевидение России
Тариф семейный
Глеб Ирисов
ТАСС
Замглавы ОАК: наращиваем компетенции по строительству военно-транспортных самолетов
Арсений Гришин
Военно-промышленный курьер
ЦИАМ обещает взлет
Милена Синева
ТАСС
Глава "Техмаша" Александр Кочкин: многим нашим разработкам до сих пор нет аналогов в мире
Милена Синева, Роман Азанов
ТАСС
"Шах и мат". Конструктор Стрелец: новый истребитель превзойдет все мировые аналоги
Милена Синева
ТАСС
Генконструктор Иноземцев о двигателе ПД-14, вернувшем Россию в высшую лигу мировой авиации
Екатерина Постникова 4182 ДОГОВОР ПО ОТКРЫТОМУ НЕБУ
Известия
"Оснований для того, чтобы Россия вернулась в ДОН, нет"

РИА Новости
Сергей Чемезов: у Checkmate уникальное сочетание летных характеристик




РИА Новости
Дмитрий Шугаев: доля авиационных заказов в портфеле ФСВТС превышает 50%
Елена Березина
Российская Газета
Мантуров рассказал о новых самолетах, ситуации в автопроме и углеродном следе
Екатерина Москвич
ТАСС
Начальник ЦПК: от полетов на невесомость на МАКС из-за пандемии пришлось отказаться
Евгений Ключарев
Интерфакс
Глава Red Wings: безубыточная эксплуатация МС-21 вполне реальна

РИА Новости
Сергей Поздняков: впервые на МАКС покажем прототип нового скафандра
Вячеслав Иванов, Глеб Ирисов
ТАСС
Замглавы концерна "Алмаз-Антей": наши новые разработки — ответы на угрозы авиабезопасности

РИА Новости
Сергей Смирнов: в России идет работа над истребителем шестого поколения
Елена Карьгина, Милена Синева
ТАСС
Замглавы ОДК Ремизов: нам нужна поддержка спроса на самолеты с российскими двигателями

РИА Новости
Глеб Вареница: покажем на МАКС новую авиаракету "два в одном"
Айгуль Абдуллина
КоммерсантЪ
"Гадать в сегодняшней непредсказуемой ситуации невозможно"

МИР 24
В небо по расписанию: почему задерживаются авиарейсы?

Ростех
Профессии Ростеха: инженер-конструктор авиационной техники
Татьяна Байкова, Екатерина Постникова
Известия
"Балансируем на грани гонки вооружений в космосе"

Интерфакс
Губернатор Псковской области Михаил Ведерников: "В течение полугода приступим к проектированию нового терминала аэропорта"
Наталия Дмитрак
ТАСС
"Радар ммс": электробеспилотник-вертолет и конвертоплан для Арктики появятся к 2022 году
Наталия Ячменникова
Российская Газета
Научный подлет
Ирина Цырулева Елена Лихоманова
Известия
"Бесконечно повышать тарифы невозможно"
Дмитрий Дриз
КоммерсантЪ
"Космос - это не бездумное соперничество"

РИА Новости
Роман Жиц: мы создаем экосистему для частной космонавтики в России

РИА Новости
Дмитрий Рогозин: стараемся поменьше шутить, побольше двигаться вперед
Екатерина Москвич
ТАСС
Глава Роскосмоса Дмитрий Рогозин: годы МКС по большому счету сочтены
Инна Сидоркова, Петр Канаев, Вячеслав Козлов
РБК
Сергей Чемезов - РБК: "Совсем жесткие санкции - это, по сути, война"
Сергей Домущий
Радиус
Приведет ли "белорусский казус" к блокировке европейских авиаперевозок
Ольга Божьева
Московский комсомолец
В России объяснили, можно ли обвинить Белоруссию в воздушном терроризме

Страхование сегодня
Рынок авиастрахования – жесткой посадки пока удаётся избегать
Тимофей Дзядко, при участии Артём Кореняко
РБК
"Авиакомпаниям нужно закрываться или повышать цены"
Кирилл Веприков, Александр Белов
Интерфакс
Первый замгендиректора "Роскосмоса": сейчас украсть деньги на стройке "Восточного" невозможно
Марина Найденкова
Вечерняя Москва
"Двадцать рублей за километр": когда москвичи смогут передвигаться на летающем такси
Наталия Ячменникова
Российская газета
Дорога в космос часто пролегает именно через авиацию
Евгений Гайва
Российская газета
Сила небесная
Марина Юршина
Профиль
"Отчитываемся не за деньги, а за спасенные жизни"
Милена Синева
ТАСС
Нет права на ошибку
Максим Талавринов  
Известия
"На рынке авиаперевозок на Дальнем Востоке конкуренция невозможна"
Тимофей Дзядко
РБК
Ожидаем восстановление рынка в 2022 году
Галина Дудина
КоммерсантЪ
"Напряжение давно наросло так, что дополнительно оттенков уже не замечаешь"

Интерфакс
Президент Международной ассоциации аэропортов: сейчас делить нечего, только убытки
Виталий Барсуков
Независимая газета
Новый аэропорт Краснодар – ключевой транспортный проект на Юге России

Российская газета
От Земли до Луны

Интерфакс
"Авиационный рынок в 2021 г. будет расти, работы для авиакомпаний просто море"
Дмитрий Струговец
РИА Новости
Невозможно говорить о прибыльности SpaceX
Юрий Бурылин
Транспорт России
Верю в новые взлёты
Дмитрий Струговец, Иван Сураев
РИА Новости
Частные сверхзвуковые джеты взлетят в середине XXI века

 

 

 

 

Реклама от YouDo
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer