Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Интервью


Первый замглавы Роскосмоса: федеральные заказы приносят 70% выручки предприятий корпорации


17 февраля 2020 года Екатерина Москвич, ТАСС


За 2019 год просроченная задолженность Роскосмоса снизилась на 10 млрд рублей. Среди предприятий, которые имеют долги, — Центр им. М.В. Хруничева и РКК "Энергия". При этом в прошедшем году госкорпорация смогла рассчитаться практически со всеми долгами Центра Хруничева по поставкам ракетной техники, которые накопились с 2011 по 2019 год. В свою очередь РКК "Энергия" 2019 год завершила без убытков, несмотря на выплату больших процентов по кредитам. О размещении гособоронзаказа, выводе из кризиса РКК "Энергия" и Центра Хруничева и других финансовых итогах 2019 года в интервью ТАСС рассказал первый заместитель генерального директора Роскосмоса по экономике и финансам Максим Овчинников.

— Какие основные итоги 2019 года вы можете подвести?

— По тематике госкорпорации состоялось 25 пусков. Планировалось произвести на 12 больше, но по ряду причин пуски были перенесены на более поздний срок: где-то по просьбе заказчика, где-то из-за неготовности космических аппаратов, а где-то просто из-за отсутствия оперативной необходимости. Важно, что все пуски безаварийные!

— Ранее Дмитрий Рогозин сообщил, что просроченная дебиторская задолженность была сокращена до 35 млрд рублей. Какие основные долги она включает?

— На начало 2019 года просроченная дебиторская задолженность составляла почти 46 млрд рублей. За год нам удалось ее сократить до 35 млрд, то есть более чем на 10 млрд. При этом нужно учитывать, что из этих 35 млрд порядка 20 млрд рублей — это просроченная дебиторская задолженность по первой очереди строительства космодрома Восточный, которая может быть урегулирована только по результатам судебных разбирательств. На сегодняшний день идут суды с подрядчиками, которые осуществляли строительство первой очереди. Пока эти судебные разбирательства не будут завершены, эта дебиторская задолженность не может быть устранена. Поэтому напрямую влиять на сокращение этой задолженности госкорпорация не может.

Осталось менее 15 млрд рублей просроченной дебиторской задолженности, с которой мы можем работать. В ближайшие год-два  задолженность будет сведена к нулю

— За счет чего удалось снизить просроченную долговую нагрузку более чем на 10 млрд рублей?

— Мы выстроили очень жесткую систему контроля за размещением и исполнением государственного оборонного заказа, в том числе за приемкой просроченных этапов, которых на начало 2019 года насчитывалось более 50. Руководством были утверждены планы-графики размещения новых заданий и приемки этапов по текущим и просроченным контрактам, каждую неделю осуществляется контроль их исполнения. Все это позволило принять более 30 просроченных этапов в 2019 году на сумму 10 млрд рублей. При этом мы избежали появления существенных просрочек по текущим контрактам.

Также мы пересмотрели подходы к формированию этапов по контрактам. Если раньше госкорпорацией заключались контракты с длительностью отдельных этапов два, три и более лет, то теперь мы выделяем в них подэтапы и сдаем работы по мере того, как завершаются отдельные работы. Это позволяет старые контракты подробить по частям и принимать тот объем работ, который уже выполнен, что также снижает дебиторскую задолженность предприятий отрасли.

Для обеспечения выполнения мероприятий по размещению государственного оборонного заказа и своевременной сдачи работ по контрактам в госкорпорации в 2019 году внедрены показатели деятельности, нацеленные на обеспечение надлежащей финансовой дисциплины и своевременного заключения контрактов.  Порядка трети заработной платы руководящего персонала госкорпорации зависит от достижения этих показателей.

В совокупности обозначенные меры позволяют получить положительный результат как в снижении просроченной дебиторской задолженности предприятий, так и в своевременной контрактации.

— Гособоронзаказ на 2020 год уже законтрактован?

— До конца декабря 2019 года госкорпорацией с опережением заключено почти 50% контрактов 2020 года, при этом в мае мы планируем завершить контрактацию полностью. Этот результат кратно превосходит аналогичные показатели 2018 года — контрактация 2020 года завершится раньше более чем на шесть месяцев.

В этом году мы ставим перед собой амбициозную цель — законтрактовать практически все работы 2021 года до конца текущего

Это позволит кратно увеличить скорость доведения средств до предприятий, обеспечить равномерность их финансирования в течение года, повысить контролируемость дебиторской задолженности.

— Ведется ли борьба с остатками на лицевых счетах?

— В 2019 году госкорпорацией доведено до предприятий отрасли 97% от запланированных лимитов бюджетных средств. Этот показатель на 1 процентный пункт выше, чем в 2018-м.

Наблюдается незначительное снижение остатков на лицевых счетах головных предприятий, несмотря на рост общих объемов финансирования, что говорит об улучшении финансовой дисциплины. Даже незначительное снижение позитивно, потому что в конце года мы вынуждены были большой объем средств доводить до промышленности. Мы понимаем, что рост остатков на лицевых счетах у наших предприятий в конце 2019 года кратковременный и связан с тем, что основная масса средств федерального бюджета до предприятий доводилась в прошлом году во второй половине года.

Для улучшения ситуации осуществляется постоянный контроль остатков на счетах головных исполнителей, идет работа по внедрению единой системы отраслевого казначейства, установлены специальные показатели результативности для отдельных должностных лиц.

— Удалось ли Роскосмосу выйти на прибыль в прошлом году?

— В 2018 году мы вышли на положительные показатели по чистой прибыли. Если в 2017 году был убыток порядка 16 млрд рублей, то в 2018 году мы получили 2,5 млрд рублей чистой прибыли. Положительный финансовый результат достигнут впервые с момента создания госкорпорации "Роскосмос".

— Основная часть выручки обеспечивается за счет пусковых компаний?

— Тут нельзя сказать однозначно, потому что все наши предприятия разные и у них разный профиль деятельности. Если мы говорим о самой госкорпорации, то вся выручка формируется за счет внешнеэкономической деятельности: пусковые услуги и пилотируемые программы. "Энергомаш", например, основную выручку получает также по международной деятельности от продажи двигателей.

В консолидации госкорпорации есть прибористы, производители двигателей, средств выведения и космических аппаратов. Как правило, выручка формируется в основном по работам в рамках федеральных программ и заказов — это серийные поставки и опытно-конструкторские работы по перспективным направлениям. Выручка по таким направлениям составляет около 70% от общих объемов. Порядка 11% консолидированной выручки — это внебюджетные заказы на российском рынке.

— Сокращается ли задолженность Центра им. Хруничева?

— В 2018–2019 годах мы провели гигантскую  работу по снижению задолженности Центра Хруничева перед банками. Удалось реструктурировать всю задолженность Центра Хруничева до 2029 года, причем оплата по основному долгу начинается с 2022–2023 года. Сейчас центр платит только проценты по кредитам. Остальная часть равными долями будет гаситься с 2022 по 2029 год. Это позволило Хруничеву, по сути дела, выжить.

При этом мы за полтора года (2018–2019) снизили долговую нагрузку предприятия почти на 30 млрд рублей. 15 млрд снизила госкорпорация за счет собственных сил, еще порядка 12 млрд — за счет поддержки правительства Российской Федерации.

Сейчас Центром Хруничева реализуется план финансового оздоровления, который предполагает компактизацию производственных мощностей, оптимизацию численности — численность предприятия оптимизирована более чем на 1 тыс. человек за полтора года. Также планируется завершить перенос всего цикла производства ракеты-носителя "Ангара" в Омск. Это позволит снизить издержки и оптимизировать производственный процесс.

Отдельно мы реализуем план продажи всех непрофильных активов Центра Хруничева и вместе с правительством Москвы создаем Национальный космический центр. Экономический эффект для Центра Хруничева в рамках указанных мероприятий составит около 25–30 млрд рублей. Это позволит погасить практически всю задолженность предприятия перед банками в 2024–2025 году, а не в 2029-м, как мы это предполагали ранее.

— А в РКК "Энергия" как обстоят дела?

— В РКК "Энергия" тоже сложное состояние дел, которое вызвано рядом неудачных проектов, реализованных до 2017 года: это проект "Морской старт", принесший предприятию убыток в районе 21 млрд рублей, ну и неудачи, связанные с запуском спутников "Ангосат" и "Египтсат".

Мы также работаем по реструктуризации задолженности предприятия перед банками. Сейчас формируем план финансового оздоровления и будем пристально следить за его исполнением.

— Есть какой-то срок, когда этот план должен быть представлен?

— Он уже представлен в госкорпорацию. Я думаю, в конце февраля — середине марта мы должны будем обеспечить его утверждение и вынести на рассмотрение наблюдательного совета.

— Что госкорпорация планирует делать в сфере экономического развития предприятий отрасли?

— Мы поставили себе и предприятиям жесткие цели по снижению затрат и повышению производительности труда. За три года предприятия должны снизить непроизводственные затраты минимум на 15%. Для каждого генерального директора предприятия, наряду с исполнением государственного оборонного заказа, это наиболее приоритетные задачи на ближайшую перспективу. В 2019 году, по предварительным данным (окончательные данные будут после аудита отчетности предприятий), производительность труда по отрасли выросла на 15%.

Правлением госкорпорации утвержден план по оптимизации деятельности, который предусматривает мероприятия по сокращению затрат, оптимизации управления имуществом, повышению операционной эффективности предприятий отрасли, а также автоматизации ключевых бизнес-процессов.

Внедрен контроль инвестиционной деятельности предприятий. Инвестиционный проект может быть реализован только в случае подтверждения его экономической эффективности. Мы должны быть уверены, что каждый вложенный рубль даст необходимую отдачу.

По всем предприятиям ведется тщательный экономический анализ. В случае выявления каких-либо проблем госкорпорация обеспечивает необходимую поддержку предприятию, а также ставит задачи по оптимизации деятельности предприятия генеральному директору. Только за 2019 год госкорпорацией предоставлено финансирование предприятиям на 5,5 млрд рублей.

Отдельный вопрос — активизация деятельности на международных рынках. За 2019 год госкорпорацией проведена масштабная работа по снижению стоимости пусковых услуг для международного рынка. Мы добились неплохих результатов и собираемся осуществлять эту работу на постоянной основе. Это позволит как минимум сохранить позиции на рынке пусковых услуг в условиях роста конкуренции на международном рынке.



комментарии (0):













Материалы рубрики

Андрей Коршунов
Известия
Генеральный конструктор КБ «Салют» имени В.М. Мясищева Сергей Кузнецов — о развитии новой российской тяжелой ракеты и ее модификациях
Денис Кайыран
РИА Новости
Алексей Варочко: выходим на серийное производство ракет "Ангара"
Роман Гусаров
NEWS.ru
Наследник Ан-24 самолет «Ладога»: когда полетит, зачем нужен

ФАУ "ЦАГИ"
105 лет: полет успешный
Мария Гришкина
86.ru
«Дико для мужчин видеть девушку в такой профессии»: история югорчанки, которая работает авиамехаником
Наталия Ячменникова
Российская газета
Как готовить специалистов по борьбе с кибератаками на самолеты

Транспорт России
Виталий Савельев: голосовать на выборах – значит разделять ответственность за будущее России
Андрей Коршунов
Известия
«Парение в невесомости Гагарин впервые испытал уже после полета в космос»



Надежда Алексеева, Алина Лихота, Екатерина Кийко
RT
Арктическая навигация: специалист ААНИИ — о развитии БПЛА в Северном Ледовитом океане
Андрей Смирнов
Pro Космос
Юрий Борисов: «Ракета «Амур-СПГ» и сверхлегкий носитель будут многоразовыми»
Наталия Славина
Российская газета
Новое поколение авиации: на чем будем летать. Интервью с академиком Сергеем Чернышевым
Андрей Коршунов
Известия
«На станции будут отрабатываться технологии для полетов на Луну или Марс»
Роман Гусаров
NEWS.ru
Вслед за вылетевшей из самолета дверью «улетает» и доверие к «Боингу»

NEWS.ru
Самолет МС-21 научили приземляться на автомате: почему это так важно
Евгений Гайва
Российская газета
Василий Десятков: Десятки аэропортов модернизируют в России в ближайшие годы
Мария Амирджанян
ТАСС
Генеральный директор "Яковлева": импортозамещенный МС-21 может получить новые версии
Вячеслав Терехов
Интерфакс
Научный руководитель Института астрономии РАН: космический мусор становится все более опасным
Артем Кореняко, Ирина Парфентьева
РБК
Глава «Победы» — РБК: «Приходится уходить на запасные аэродромы»
Евгений Гайва
Российская газета
Глава Росавиации: В этом году в Россию стало летать больше иностранных авиакомпаний
Мария Амирджанян
ТАСС
Замглавы Минпромторга: производство беспилотников будет только расти
Георгий Султанов, Анна Носова
ТАСС
Глава "Швабе" Вадим Калюгин: стремимся сделать наши БПЛА более устойчивыми к РЭБ
Наталия Ячменникова
Российская газета
Александр Блошенко: Мы впервые в истории садимся на Южный полюс Луны
Виктор Лошак
Ростех; Коммерсантъ
Вадим Бадеха: «Нет ничего более технически интересного, чем авиационный двигатель»

Интерфакс
Гендиректор аэропорта "Храброво" Александр Корытный: "Хотим вписать Калининград в накатанную авиатрассу между Китаем, Москвой и Петербургом"
Тимофей Дзядко, Артем Кореняко
РБК
Глава Внуково — РБК: «В ближайшие 10 лет не будет пассажиров в Европу»

Ростех
Евгений Солодилин: «Задачу, которую перед нами поставили акционеры, мы выполнили»
Наталия Ячменникова
Российская газета
Ректор МАИ Михаил Погосян - о том, какие профессии будут популярны в ближайшие пять лет, и почему стране нужны инженеры с креативным мышлением
Екатерина Москвич
ТАСС
Анна Кикина: космонавты летят в космос, чтобы жить
Мария Амирджанян
ТАСС
Гендиректор ОАК Слюсарь: испытания SSJ New с российскими двигателями начнутся осенью
Георгий Казачков, Гулия Леваненкова, Евгения Коткова
ТАСС
Посол Белоруссии в РФ: самолет "Ладога" сможет конкурировать с Airbus и Boeing

Известия
Заместитель генерального директора холдинга Т1 Алексей Волынкин: «Наша цель — запуск первой частной ракеты в космос уже в этом году»
Виталий Корнеев, Елена Новицкая
ТАСС
Глава оператора Пулково Леонид Сергеев: мы стали аэропортом №2 в России
Екатерина Москвич
ТАСС
Глава SR Space: в течение года мы перейдем от ракеты "Небо" к первому полету "Космоса"
Юлия Живикина
РБК
«Иллюзий нет, но справимся»: что происходит с авиакомпаниями в России
Артем Рукавов
Интерфакс
Гендиректор SR Space: идут работы над ракетой-носителем Cosmos с возможным возвратом первой ступени
Наталия Ячменникова
Российская газета
Александр Книвель - о том, когда в России появится полноценная отрасль беспилотных авиационных систем
Катерина Алабина
Известия
«Мы первыми в мире отправим арт-объект на орбиту»
Андрей Герман
MASHNEWS
Летать охота. Запад закрывает глаза на поставки авиационных запчастей в Россию
Андрей Ванденко
ТАСС
Юлия Пересильд: это космос, детка!
Андрей Ванденко
ТАСС
Космонавт Антон Шкаплеров: себя играть легко
Зоя Игумнова
Известия
Герой России Евгений Тарелкин: «Если вы хотите стать миллионером, то вам точно не в космонавты»
Екатерина Москвич
ТАСС
Борисов: работа на РОС и полет на Луну — ключевые направления пилотируемой космонавтики
Наталия Ячменникова
Российская газета
Следующая станция - РОС. Главный конструктор Владимир Кожевников раскрывает уникальность новой Российской орбитальной станции
Александр Белов, Артем Рукавов
Интерфакс
Первый замгендиректора "Роскосмоса": наращивание спутниковой группировки - приоритет номер один
Екатерина Москвич
ТАСС
Глава Центра Хруничева: изготовление ракет "Ангара" — стратегический приоритет предприятия
Павел Зюзин
РИА "Новости"
Сергей Пономарев: участники эксперимента "SIRIUS-23" "полетят" на Луну

Бизнес News
Портфель заказов "Гидромаша" на 2023 год вырос более чем на 15%

Интерфакс
Орнитологическая обстановка в аэропортах за год значительно улучшилась
Милена Синева, Роман Азанов
ТАСС
Глава Рособоронэкспорта: Россия готова сотрудничать с Индией по истребителю 5-го поколения
Екатерина Москвич
ТАСС
Главный конструктор РОС: новая орбитальная станция будет практически "вечной"

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer