Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Интервью


Глава РКК "Энергия": окололунная станция позволит полететь к Луне, Марсу и астероидам


2 марта 2020 года Милена Синева, ТАСС


Российская лунная программа должна быть реализована до 2040 года. Пока Роскосмос окончательно не решил, будет ли Россия осваивать спутник Земли сама или в рамках международного сотрудничества. Но уже ясно: в XXI веке люди намерены вернуться на Луну, чтобы там остаться и закрепиться. О создании около Луны посещаемой станции, а также о том, какие корабли и ракеты будут доставлять людей и грузы к Луне, рассказал в интервью ТАСС гендиректор Ракетно-космической корпорации "Энергия" Николай Севастьянов.

— Нужно ли создавать станцию на орбите Луны?

— Если летать с продолжительностью пребывания на поверхности Луны от одних до трех суток и с высадкой одного-двух космонавтов, то можно обойтись без окололунной станции. Так было в американской программе "Аполлон" 50 лет назад.

Но если нужно обеспечить длительное пребывание на Луне в разных областях больших групп космонавтов-астронавтов для строительства лунных баз и проведения обширных работ, то окололунная станция позволит значительно улучшить логистику миссий.

Наличие окололунной станции можно сравнить с промежуточным лагерем при освоении Эвереста. Физически, наверное, можно сразу добраться от подножия горы до вершины, но это потребует гигантских усилий отдельных альпинистов. При этом они весь путь должны нести с собой грузы, необходимые для жизнедеятельности. Промежуточный лагерь позволяет накапливать необходимые ресурсы на промежуточных высотах и подготовиться к более эффективному восхождению больших групп альпинистов. Промежуточные базы и порты также используются при освоении Арктики и Антарктики.

Задачи исследования и освоения Луны сегодня рассматриваются значительно более широко, чем, скажем, 50 лет назад. Для их решения необходима эффективная транспортная инфраструктура, которая обеспечит доступ в различные наиболее интересные районы поверхности Луны, необходимую длительность миссий, оптимальную (непереразмеренную) грузоподъемность ракет, а также в перспективе — применение многоразовых средств. Решение как раз состоит в создании транзитной станции на орбите Луны.

На окололунной станции будут находиться ресурсы, доставляемые с Земли, а также находящийся в режиме ожидания ранее доставленный, лунный взлетно-посадочный комплекс (ЛВПК). Прилетев на окололунную станцию, космонавты будут переходить в ЛВПК, осуществлять посадку на Луну, при этом корабль будет ожидать экипаж в составе лунной станции, используя ее энергетические возможности.

Саму концепцию окололунной станции мы (РКК "Энергия") предложили еще в 2006 году. Эта концепция также была представлена на главной конференции NASA в Хьюстоне. Тогда эта идея подверглась критике, так как многие считали, что можно сразу с Земли лететь на Марс. Но сегодня NASA приняло новую концепцию, которая предусматривает использование окололунной станции, поскольку она позволяет значительно расширить возможности, накапливая необходимые ресурсы для последовательного создания межпланетных комплексов достаточной размерности как для пилотируемых полетов к Луне, так и к Марсу и астероидам.

— Какие сейчас рассматриваются схемы полета к Луне?

— Сейчас есть две практические схемы. Прямая, когда корабль с экипажем прибывает на низкую окололунную орбиту (примерно 200 км) совместно с ЛВПК. Космонавты переходят в ЛВПК и высаживаются на Луну. Но для этого нужно привозить все ресурсы с собой. Требуется очень высокая грузоподъемность ракеты, как это было в американской программе "Аполлон". Это позволило присутствовать двум астронавтам не более трех суток на поверхности Луны.

Второй путь — иметь окололунную станцию, например на высоте 10 тыс. км. Это устойчивая орбита, не требующая высоких затрат на поддержание орбиты станции. Значительно снижаются требования к ракете по грузоподъемности. Значительно снижаются риски. Можно привезти с собой дополнительные ресурсы, можно заранее доставить туда ЛВПК, чтобы после прилета экипаж спокойно мог высадиться на Луну, отработать программу до 30 суток, а затем вернуться на окололунную станцию, перейти на корабль и вернуться на Землю.

— Могут ли Россия или США вести освоение Луны в одиночку?

— США не будут вести программу Gateway в одиночку. Скорее, они видят ее как продолжение программы МКС и будут привлекать партнеров из Европы, Японии, Канады и др. Россия пока не присоединилась к этому проекту. Рассматриваются два варианта: либо в одиночку, либо совместно. Безусловно, совместное владение станцией значительно снизит риски освоения Луны и повысит эффективность инвестиций стран-участниц. В этом случае партнеры смогут использовать взаимные ресурсы. Кроме того, будет обеспечено резервирование транспортной системы, что особенно важно.

— Что РКК "Энергия" может предложить зарубежным партнерам по линии проекта Gateway?

— РКК "Энергия" не уполномочена что-то предлагать, это входит в полномочия Роскосмоса. Что касается технической части, то РКК "Энергия" может создать модуль, способный стать частью окололунной станции, а также пилотируемый корабль "Орел", который предназначен для полетов в дальний космос, в том числе и на окололунную орбиту. Также "Энергия" является головной организацией по созданию сверхтяжелой ракеты (СТК). Комбинация СТК, ПТК и модуля может быть российским вкладом в международную окололунную станцию.

— Если рассматривать вариант с созданием станции около Луны, на какой орбите она будет размещаться?

— Американцы предлагают размещать ее на орбите NRHO, это орбита с перигеем примерно 3 тыс. км и апогеем более 70 тыс. км. Чем она удобна? Для того чтобы туда долететь, нужны наименьшие энергетические затраты. Но она неустойчива, и ее требуется постоянно поддерживать. Поэтому в американской концепции Gateway первым модулем на станцию доставляется двигательная установка на электрореактивной тяге, что позволит экономить топливо для поддержки орбиты. Эта орбита может быть использована как для высадки на Луну, так и как отлетная орбита к астероидам и Марсу.

Однако электродвигательная установка при необходимости позволит формировать и более выгодную для освоения Луны орбиту, например круговую (10 тыс. км). Эта орбита очень устойчива и не требует постоянной поддержки.

— Может ли станция около Луны строиться на принципах, заложенных сотрудничеством по линии МКС?

— Это, может быть, наиболее удобный на сегодня организационный подход. Он долго формировался. В рамках создания МКС отработаны не только организационно-технические, но и финансовые и правовые принципы. Если данный подход будет использован, то это будет наиболее быстрый путь к совместному созданию окололунной станции.

— Из каких модулей станция может состоять? Могут ли доработанные российские модули МКС стать основой лунной базы?

— Старые модули, которые создавались ГНПЦ им. Хруничева под станции "Салют", "Мир" и российский сегмент (РС) МКС, мы использовать не сможем. Но технологии, которые разработаны РКК "Энергия" для нового научно-энергетического модуля, который должен войти в состав РС МКС после 2023 года, могут позволить на его базе создать окололунный модуль. Здесь использован современный цифровой приборный состав, а также новые технологии при создании конструкции модуля. Этот модуль может стать основой для российского сегмента окололунной станции.

— Какие ракеты должны будут использоваться для создания посещаемой окололунной базы?

— Для доставки экипажа на орбиту Луны и лунного взлетно-посадочного комплекса, а также модуля для окололунной станции, нужно использовать сверхтяжелые ракеты-носители. Для доставки других грузов, таких как научное оборудование и топливо, можно также использовать ракеты полутяжелого и тяжелого класса с меньшей грузоподъемностью.

— Может ли быть как-то задействована ракета "Союз-5" в лунной программе? На каком этапе создания находится эта ракета?

— Ракета "Союз-5" создается как коммерческая, но технологии (диаметр баков 4,1 м, двигатель РД-171 с тягой 800 т) будут применены и для создания сверхтяжелого носителя. По сути, первая ступень РН "Союз-5" будет использоваться как ускоритель РН СТК. Таких ускорителей будет шесть, и центральный модуль будет работать на базе двигателя РД-181 с тягой 400 т. Также РН "Союз-5" сможет выводить на орбиту Луны аппараты небольшой массы, например научные зонды.

— Корабль "Орел" станет единственным пилотируемым российским кораблем в лунной программе или идут работы по модернизации корабля "Союз" под лунный вариант?

— ПТК "Орел" разрабатывается для дальнего космоса, в том числе для полетов к Луне, а "Союз" пока будет эксплуатироваться для полетов на околоземные орбиты к МКС, в том числе для коммерциализации пилотируемых полетов на орбиту Земли.

— Ранее Дмитрий Рогозин заявил о создании "лунного лифта" — транспортного лунного модуля, который сможет совершать посадку на поверхность естественного спутника Земли и затем взлетать. Основное назначение аппарата — доставка грузов как со станции на Луну, так и обратно. Расскажите подробнее об этом проекте.

— Речь идет о том, что если будет создана окололунная станция, то взлетно-посадочный комплекс может иметь частично многоразовую основу. Космонавты будут прилетать на станцию, пересаживаться в ЛВПК, совершать посадку на Луну, работать нужное время и взлетать, стыковаться со станцией, чтобы затем пересесть на корабль "Орел" и вернуться на Землю. Это и есть основная идея "лифта", о котором говорил наш руководитель.



комментарии (0):











Материалы рубрики


ЦАГИ
Пришло время добиться импортонезависимости
Регина Яфарова
Татар-Информ
Пилот Дамир Юсупов: "К тому, что о полете будут снимать фильм, я был морально готов"
Екатерина Москвич
ТАСС
Юрий Борисов: Россия обладает всеми мощностями для серийного изготовления спутников
Светлана Носенкова
"Русский космос"
Лаборатория дальних полетов
Екатерина Москвич 
ТАСС
Гендиректор ИСС Решетнева: мы разрабатываем пять спутниковых группировок для "Сферы"

Московский авиационный институт
Стартап-студия МАИ: Как воплотить в жизнь инженерную идею, а потом на её основе построить бизнес?

Московский авиационный институт
Как стать лучшим на студенческой олимпиаде "Я — профессионал": лайфхаки победителя

Московский авиационный институт
Сетевые программы обучения: за что МАИ получил премию "Авиастроитель года"



Николай Баратаев
Известия
Глава группы ФТК Иван Поминов: Технологические ключи должны находиться в руках государства
Наталия Лескова
Московский авиационный институт
Олег Алифанов: "Луна, безусловно, должна стать нашим приоритетом"
Денис Ильюшенков
Ведомости, Ростех
Сергей Чемезов: "Стране нужны самолеты, и они обязательно будут"
Евгений Гайва
Российская газета
Денис Мантуров: В гражданском самолетостроении появились проекты нового поколения

Роскосмос
Министр Анголы Мариу Аугушту да Силва Оливейра о сотрудничестве с Россией в космосе
Денис Гриценко
Известия
На крути своя: новая математическая модель поможет быстрее заменить МКС
Екатерина Москвич
ТАСС
Гендиректор НПП "Звезда": первый шаг создания лунного скафандра сделан
Виктор Бурдин
Forbes
Питер Фостер — об IPO, рейсах в Россию, разделении Air Astana и FlyArystan
Михаил Ростовский
МК.ru
Вице-премьер Денис Мантуров: "По сценарию Ирана мы не пойдем"
Милена Синева, Роман Азанов, Мария Амирджанян 
ТАСС
Глава ОАК: планируем рост гражданского сектора и создание боевых платформ нового поколения

РИА Новости
Олег Шилов: работаем над наращиванием производства боевых дронов
Ольга Коленцова
Известия
"Космический мусор может нести угрозу жизни людей на МКС"

Московский авиационный институт
Авиационный учебный центр МАИ: поставить будущее на крыло
Наталия Ячменникова
Российская Газета
Кто будет строить российские самолёты? Интервью с ректором МАИ Михаилом Погосяном
Наталия Ячменникова
Российская Газета
Ректор МГТУ ГА Борис Елисеев - о подготовке операторов беспилотников, влиянии санкций на подготовку авиаторов и выходе России из Болонской системы
Евгений Гайва
Российская Газета
Министр транспорта Виталий Савельев: Авиакомпании держатся, предпосылок для банкротства нет

MK.ru
Оценены претензии ИКАО к безопасности зарегистрированных в России самолетов
Олег Сапожков
КоммерсантЪ
"Очень надеюсь, что сегодняшняя ситуация подействует отрезвляюще"
Тимофей Дзядко, Артём Кореняко
РБК
Совладелец Внуково - РБК: "Люди пересели на железную дорогу и автобусы"
Наталия Михальченко
Известия
"У МКС есть запас прочности"
Екатерина Москвич
ТАСС
Гендиректор Центра им. Хруничева: в мире есть интерес к ракете "Ангара"
Екатерина Москвич
ТАСС
Рогозин: в приоритете у Роскосмоса стоит обеспечение гособоронзаказа

МИР 24
Полет нормальный: необходимы ли пилотам данные систем GPS?
Алексей Заквасин
RT
"Создать конкурентную технику": как в России продвигается разработка новых авиационных поршневых двигателей
Наталия Ячменникова
Российская Газета
Рогозин: Наш приоритет сегодня - орбитальная группировка наблюдения и связи

Ростех
Юрий Слюсарь: "Стране нужны самолеты"
Ольга Коленцова
Известия
"Мы проверим спутники Юпитера на наличие там жизни"

Роскосмос
О разработке нового пилотируемого корабля "Орёл"
Антонина Тихомирова
ФедералПресс
Авиаэксперт о региональных перелетах: "Неизбежно будут дорожать"
Ирина Цырулева
Известия
"Не допустим на рынок контрафактные авиазапчасти"

Роскосмос
Интервью Дмитрия Рогозина телеканалу "Россия 24" 3 марта

Роскосмос
Интервью Дмитрия Рогозина телеканалу RT
Ольга Божьева
MK.ru
Эксперт назвал последствия санкций ЕС против российской авиаотрасли
Ольга Божьева
МК
Придется пересесть с самолетов на поезда
Тимур Латыпов, Айрат Шамилов
Бизнес ONLINE
Николай Колесов: «Я занимаюсь КВЗ по паре часов каждый день. Ситуация действительно непростая»
Алексей Никольский
Ведомости
«Сейчас одной лишь низкой ценой выиграть конкуренцию невозможно»

Интерфакс
"На 2022 год смотрим с оптимизмом, если, конечно, с неба не полетят кирпичи"

Транспорт России
Отрасль развивается последовательно и динамично
Наталия Ячменникова
Российская Газета
Сможет ли искусственный интеллект предотвратить авиакатастрофы

Транспорт России
Поэтапное развитие
Мария Амирджанян
ТАСС
Гендиректор лоукостера "Победа": мы готовы забрать себе вообще всех лучших пилотов
Илья Вайсберг
АвиаСоюз
Юрий Михальчевский: "Жесткая конкуренция в образовании позволит выжить только сильнейшим вузам"

 

 

 

 

Реклама от YouDo
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer