Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Интервью


Михаил Погосян:
МАИ университеты


16 марта 2020 года Мария Агранович, Наталия Ячменникова, Российская газета


Будущий авиационный конструктор: кто он? Как готовить сегодня инженеров-самолетостроителей? Когда появятся управляющие дирижаблями и регулировщики дронов? И как студенту попасть на Байконур? Об этом и не только рассказывает ректор МАИ академик Михаил Погосян.

Михаил Асланович, начнем с самого "горячего" вопроса: в связи с угрозой коронавируса Минобрнауки рекомендовало вузам переходить на дистанционное обучение. Вуз готов к такому повороту событий?

Михаил Погосян: Безусловно. В МАИ есть развитая система онлайн-обучения, позволяющая эффективно осуществлять образовательную деятельность практически в полном объеме. Хочу отметить, что онлайн-образование - это целая среда, которая позволяет не просто удаленно давать знания, но и сохранять полный контакт студента с преподавателем. Кстати, с начала марта наши иностранные студенты, не имеющие возможности въехать в Россию, уже перешли на дистанционную форму обучения. А вчера, в соответствии с рекомендациями Минобрнауки, мной принято решение о переводе на онлайн-обучение всех студентов.

Инженерная подготовка дает человеку комплексный взгляд на проблему. Срабатывают системность, логика

"Молодежь, на самолет!", "Овладевай авиационной техникой!"… Это самые популярные лозунги из 30-х годов прошлого века, когда создавался Московский авиационный институт. А какие сегодня, спустя 90 лет, лозунги в МАИ?

Михаил Погосян: С 30-х годов авиастроение, а с начала 60-х - космос стали главными приоритетами развития высокотехнологичных отраслей индустрии. Эти позиции они сохраняют, но сегодня развитие аэрокосмической промышленности неразрывно связано с информационными технологиями. С одной стороны, это расширяет возможности, но с другой - усложняет задачу выбора профессиональной и образовательной траектории. Поэтому привлечь талантливую молодежь в университет можно, только проектируя вместе будущее в индустрии высоких технологий.

Ваш нынешний абитуриент - кто он?

Михаил Погосян: Современная молодежь выбирает не столько систему образования, сколько свое будущее. Раньше была "устойчивая траектория полета" с четко очерченными возможностями: вуз - распределение - работа на одном из предприятий авиакосмической отрасли. Теперь возможностей намного больше: в МАИ идут за знаниями и навыками, которые позволят быть гибкими в карьере. Добиваться успехов как на предприятиях оборонно-промышленного комплекса, авиакосмической индустрии, IT-компаниях, так и в малом бизнесе. Инженерная подготовка дает возможность проявить себя человеку в самых разных областях. Именно это всегда было отличительной особенностью и преимуществом МАИ. Мы готовим специалистов, которые могут решать задачи будущего. Готовим элиту инженерных кадров.

МАИ вошел в тройку лидеров по подготовке специалистов в области IT-технологий среди московских вузов. Какие самые популярные направления на стыке IT и авиации?

Михаил Погосян: За последние два года у нас появились новые программы в сфере информационных технологий: искусственный интеллект, кибербезопасность инфокоммуникации, управление цифровым производством, виртуальная реальность, интернет вещей. Мы смотрим, как эти технологии могут раскрыться в реальных разработках в области авиации, космоса и других направлениях.

Еще одно из быстро развивающихся направлений - математическое моделирование. Здесь у МАИ большой опыт работы по сертификации авиационных комплексов. Решение сложных задач математического моделирования требует подготовки специалистов, которые могут наряду с инженерными задачами глубоко понимать возможности современных информационных технологий.

Даже супертехнологии живут сегодня от силы года три. Как вы подгоняете вузовские программы?

Михаил Погосян: Наше конкурентное преимущество - ориентация на тесное взаимодействие с индустриальными партнерами. Собираем междисциплинарные команды с участием молодежи, где есть и инженеры по конкретным направлениям, айтишники, экономисты, которые могут посмотреть комплексно на развитие новых проектов. Разрабатываем краткосрочные курсы, позволяющие за 1-3 месяца получить базовые знания в новой области, а потом самостоятельно развиваться в этом направлении. Так формируется новая образовательная среда, которая воспитывает не столько инженера, сколько человека, успешного в цифровом мире, в постоянно меняющейся среде.

К каким принципиально новым технологиям вы готовите своих студентов?

Михаил Погосян: Управление жизненным циклом изделий, моделирование - эти технологии уже появились и позволяют оптимизировать сложные технические процессы. Существенное увеличение вычислительных мощностей суперкомпьютеров позволяет решать принципиально новые задачи на самых ранних этапах разработки. Говоря о новых технологиях в производстве, я бы отметил развитие аддитивных технологий, композитных конструкций, роботизацию производства, повышение уровня электрификации инженерных систем, интеграцию авионики, развитие систем искусственного интеллекта... Все это сделает возможным прогнозирование отклонений поведения конструкций от штатных режимов работы.

Будущее космических технологий видится в создании глобальных информационных спутниковых систем, автоматических космических аппаратов, спутниковых группировок, обеспечивающих оказание комплексных космических услуг.

Сегодня ценится не просто диплом, но и дополнительные навыки?

Михаил Погосян: Безусловно. Индивидуальная образовательная траектория - современный тренд. Важен не просто диплом, например, инженера-механика по самолетостроению, но и навыки проектирования под заданную стоимость. Управление проектами - еще один плюс к диплому инженера. Один из важнейших факторов конкурентоспособности в нашей отрасли - сервис продукции, управление жизненным циклом изделий. Это только небольшая часть знаний вокруг базовых программ, которая определяет индивидуальную траекторию каждого студента.

Атлас новых профессий дает прогноз до 2035 года: появятся управляющий дирижаблями, регулировщик дронов, разработчик инфраструктуры для воздухоплавания… Это возможно?

Михаил Погосян: Мы сейчас как раз работаем над созданием образа транспортной инфраструктуры будущего. На большей части нашей страны невысокая плотность населения, и чтобы обеспечить связанность территории, необходимы в том числе инновационные транспортные средства, включая и дирижабли нового поколения, и беспилотники.

А у вас есть личный прогноз на ближайшие пять лет: кто будет наиболее востребован в авиакосмической отрасли?

Михаил Погосян: Можно даже не сомневаться: будут востребованы специалисты по тем новым направлениям, о которых я уже говорил. Наряду с этим важной задачей является проектирование транспортных систем с использованием беспилотных технологий. Гиперзвук, сверхзвуковые технологии будут определять конкурентоспособность индустрии в ближайшие пять лет. А уже после 2030 года начнутся более революционные изменения.

Какие?

Михаил Погосян: Возможно, появятся нетрадиционные аэродинамические компоновки летательных аппаратов. Для этого нужны люди, которые смогут видеть картину будущего, формировать перечень критических технологий. Которые обладают комплексным видением, междисциплинарными знаниями и не боятся новых задач.

Пятая часть студентов-маевцев - целевики. Кто заказывает вам специалистов?

Михаил Погосян: Основные заказчики: Объединенная авиастроительная корпорация, "Вертолеты России", "Технодинамика", "Роскосмос", министерство обороны. Новые правила целевого приема, которые повышают ответственность и студента, и работодателя, конечно, заставили многих более ответственно подойти к выбору будущей профессии.

До 2024 года количество иностранных студентов в наших вузах должно увеличиться в два раза. В МАИ в прошлом году приняли 600 иностранцев. Чему они учатся?

Михаил Погосян: Авиастроение, космос, двигателестроение, IT. По этим направлениям подготовки у нас есть также англоязычные программы. Кроме того, мы уделяем большое внимание программам двойных дипломов с ведущими университетами, в первую очередь - КНР. Развивается филиал МАИ на Байконуре.

Ректору важно найти именно "своего" студента?

Михаил Погосян: Мы стремимся к тому, чтобы в МАИ студенты приходили осознанно. Проводим профориентационные мероприятия, в которые вовлечено более 25 тысяч школьников: олимпиады, проектные команды, тематические смены в "Артеке" и "Сириусе", посещение предприятий. И это дает хорошие результаты. Средний ЕГЭ у наших абитуриентов вырос больше чем на 10 баллов. В прошлом году открыли школу при МАИ - Предуниверсарий для 8-11-х классов, где уже более 150 школьников. В нынешнем примем еще около 200. Интерес колоссальный.

А как вы отбираете тех, кто идет в Предуниверсарий?

Михаил Погосян: Следим за теми, кто участвует в профильных олимпиадах, приходим с лекциями и мастер-классами в школы. Мозг старшеклассника уже заточен на ЕГЭ, его сложно заинтересовать "с нуля". Поэтому наша аудитория - основная школа, а иногда и первоклассники. Мы рассказываем, какие возможности дают авиация и космос, какие технологии будут определять развитие в будущем, показываем шоу дронов, вместе делаем модели самолетов, ракет и беспилотников.

Вопрос ребром

Среди выпускников МАИ помимо 23 летчиков-космонавтов и легендарных авиаконструкторов есть и дипломаты, и артисты, и писатели. Как вам кажется, почему?

Погосян | Инженерная подготовка дает человеку комплексный взгляд на проблему. Срабатывают системность, логика, основанная на хорошей математической подготовке. Но не менее важны среда и атмосфера творческого взаимодействия, которыми уже 90 лет славится МАИ. У нас раскрываются таланты, и успеха может добиться каждый, кто по-настоящему увлечен своим делом.




комментарии (0):









Материалы рубрики

Илья Морозов
Интерфакс-АВН
Дмитрий Лоскутов: Меры безопасности из-за коронавируса не повлияют на выполнение контрактов "Главкосмоса"
Ольга Божьева
Московский Комсомолец
Эксперт оценил масштабы коронавирусного кризиса авиабизнеса: "Кошмар на долгие годы"
Екатерина Москвич
ТАСС
Замглавы Роскосмоса: при подготовке ракеты к старту главный контролер — совесть
Илья Вайсберг
Журнал "АвиаСоюз"
Airbus наращивает темпы производства
Мария Агранович, Наталия Ячменникова
Российская газета
МАИ университеты

Известия
Эксперт оценил риски банкротства авиакомпаний в России из-за коронавируса
Ирина Казьмина, Юлия Варшавская
Forbes
Женщина за штурвалом. Первое интервью Татьяны Филевой, совладелицы S7 Airlines

РИА Новости
Коити Ваката: Япония хотела бы регулярно присутствовать на МКС



Андрей Красильников
РИА Новости
Павел Власов: космонавты смогут дать отпор диким зверям в тайге
Александр Лычавко
The Village Беларусь
"Беларуские власти говорят ужасные вещи": Эксперт о том, что не так с Belavia и где наши лоукосты
Илья Морозов
Интерфакс
Сергей Кузнецов: "Ангара" поможет исследовать другие планеты и галактику
Милена Синева
ТАСС
Глава РКК "Энергия": окололунная станция позволит полететь к Луне, Марсу и астероидам
Кирилл Веприков
Интерфакс
ИМБП РАН: до полетов человека на Марс – не меньше десяти лет
Николай Проценко
Взгляд
Запад стремится уничтожить технологические достижения России
Дмитрий Струговец
РИА Новости
Андрей Охлопков: "Ангара" — умничка, а не ракета
Екатерина Москвич
ТАСС
Первый замглавы Роскосмоса: федеральные заказы приносят 70% выручки предприятий корпорации
Наталия Ячменникова
Российская газета
Кабина пилотов: Кто там?
Дмитрий Решетников
ТАСС
Гендиректор РКК "Энергия": разработка нового корабля стала научно-техническим вызовом
Алексей Паньшин
РИА Новости
Денис Мантуров: изготовление С-400 для Индии уже началось
Екатерина Москвич, Дмитрий Решетников
ТАСС
Рогозин: решивший списать модуль "Наука" подпишет себе "смертный приговор"
Илья Копелевич
BFM
Глава компании «Геоскан» — о дронах, блиндажной экономике и российских технологиях в голливудских блокбастерах
Дмитрий Струговец
РИА Новости
Павел Шутов: безаварийный год повысил космическую репутацию России
Виктория Саитова
РБК
Глоток свободы: когда в Пулково придут новые лоукостеры
Елена Медведева
Sibnet.ru
Авиапром испугался: почему новый «Кукурузник» не взлетит
Сергей Вальченко
Армейский стандарт
Прорыв к четвертому поколению
Алексей Паньшин
РИА Новости
Авария Су-57 сделает его более совершенным
Андрей Красильников
РИА Новости
Вячеслав Шуршаков: человек сможет слетать на Марс только раз в жизни
Ирина Цырулева
Известия
"Не каждый станет покупать Apple"

РИА Новости
Анатолий Жихарев: дальняя авиация — гибкий инструмент ядерной триады
Алексей Рамм
Известия
"Для гражданской авиации наши летчики представляют ценность"
Олег Божов
Московский Комсомолец
Командующий дальней авиацией рассказал о полетах "за три моря"
Борис Клин
Известия
Главное о героях: как обычный авиарейс может потребовать необычного мужества
Александр Пинчук
Красная звезда
В воздухе и космосе им равных нет
Алексей Песляк
ТАСС
Глава НПО "Энергомаш": российские ракетные двигатели дешевле, чем зарубежные аналоги
Герман Костринский
КоммерсантЪ
"Отката, возврата назад не будет". Глава Росавиации Александр Нерадько о национальных интересах, сертификатах и фантиках
Елена Карьгина, Артур Шайхутдинов
ТАСС
Директор по международному сотрудничеству Ростеха: Россия готова делиться технологиями
Алексей Песков
Военно-промышленный курьер
Катастрофа "Курска" могла стоить жизни летчикам
Сергей Сафронов
РИА Новости
Александр Михеев: Россия поставит Турции второй полк С-400
Дмитрий Решетников
ТАСС
Александр Блошенко: следующий шаг для человечества — это Луна
Елена Герцен
Сахалин P.S.
На волне перемен

Журнал "Вертолетная индустрия"
«ПАНХ» завтра – надежность, молодость, интеллект
Александр Тихонов
Красная звезда
Крылатые транспортники не подведут
Александр Белов, Екатерина Мальцева
Интерфакс
Анатолий Сердюков: не надо рисовать апокалипсис, авиастроение будет жить
Алексей Паньшин
РИА Новости
Александр Охонько: возможности VRT500 намного шире американского Robinson
Илья Вайсберг
Журнал "АвиаСоюз"
Россия в мировом авиационном сообществе
Герман Костринский
КоммерсантЪ
Отмена роялти за перелет над Россией назрела давным-давно
Кирилл Вышинский
РИА Новости
"Люди Донбасса". Интервью со "свидетелем" по делу МН17 Владимиром Цемахом
Алексей Паньшин
РИА Новости
Обнаружим любую МБР, и агрессора настигнет ответный удар
Илья Вайсберг
Журнал "АвиаСоюз"
«Якутия»: от Арктики до Японии
Елена Гриценко
ТАСС
Глава "Концерна КЭМЗ": туристов в горы Дагестана повезем на "летающем лимузине"

 

 

 

 

Реклама от YouDo
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer