Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Интервью


Борис Елисеев:
Коронавирус может изменить систему вузовского образования


2 мая 2020 года Наталия Ячменникова, Российская газета


Можно ли в режиме онлайн научиться ремонтировать самолеты? Как коронавирус отразится на вузовских перечнях специальностей и направлений подготовки? И что ждет государственные образовательные стандарты? Об этом "РГ" рассказал ректор Московского государственного технического университета гражданской авиации профессор Борис Елисеев.

Борис Петрович, вот уже полтора месяца вузы обучают студентов на дистанте. С теорией все понятно. Но ведь в подготовке авиационных инженеров, диспетчеров, техников огромное значение имеет практика. Что с ней?

Борис Елисеев: Для будущего авиатора очень важно, чувствовать "железо" пальцами. Это априори. Но дистанционные технологии можно успешно применять и здесь. Специалисты нашего учебно-методического управления совместно с кафедрами постоянно работают над оптимальными методами организации практик. Например, кафедра управления воздушным движением и Московский центр УВД ФГУП "Госкорпорации по ОрВД" согласовали проведение практики бакалавров по направлению подготовки "Аэронавигация" в режиме онлайн. Делу помогает и то, что учебные места диспетчеров в университетском учебном центре - точная копия реального рабочего места диспетчера.

А как, допустим, с инженерами по обслуживанию авиадвигателей?

Борис Елисеев: У нас есть мощный союзник - современная учебно-тренажерная база, которая позволяет значительно сократить освоение современной авиатехники и организовать практику в дистанционном режиме. Возьмем практику тренажерной подготовки по той же кафедре двигателей летательных аппаратов. Она имеет четкую хронологическую структуру по изучению процедур технического обслуживания Airbus A320, Boeing 737 NG. Включая практические занятия по поиску компонентов систем самолета и процедур технического обслуживания в документации.

Кстати, ИКАО требует, чтобы вся документация по воздушным судам изучалась исключительно на языке разработчика?

Борис Елисеев: Да, только на английском. Без вариантов. Для размещения на электронном ресурсе технической документации по типу самолета, обучающего материала, схем, видеороликов, фотографий и прочего используется облачное хранилище на Google Drive. В любое время можно скачать на свой компьютер. Практические задания выдаются индивидуально на ресурсе ВКонтакте. Студенты занимаются самостоятельным изучением и переводом технической документации, а готовые отчеты по заданиям высылаются на электронную почту преподавателя.

Это понятно. Но разве возможно организовать на удаленке технологическую, ремонтную практику?

Борис Елисеев: Вот это, конечно, нет. Здесь онлайн просто исключен. Какой выход? Если дистанционный формат обучения будет продлен, то занятия, которые требуют работы с лабораторным и другим оборудованием, будут перенесены. Если какие-либо элементы учебного плана не могут быть реализованы в текущем учебном году, то внесем соответствующие изменения в расписание и перенесем эти занятия на будущий.

Как только появиться возможность, сразу вернемся в наши учебные авиационно-технические центры, на самолеты в мастерские и учебные полигоны. Там созданы все условия, воздушные суда с работающими системами и двигателями. И стоянки просторные, можно соблюдать так называемую социальную дистанцию. Преподаватели могут работать с минимальными группами обучающихся. Легко организовать любой вид и уровень практики для студентов и особенно курсантов. Мы не теряем оптимизма.

Выпускники этого года практику прошли?

Борис Елисеев: Да, студенты-выпускники успешно прошли все предусмотренные практики. А вот защищать дипломные работы они будут, скорее всего, дистанционно. У вуза уже есть такой опыт. Четыре года назад госкомиссия в Москве принимала защиты дипломных работ дистанционно. Студенты находились в наших филиалах высшего образования в Иркутске и Ростове на Дону.

Знаете, когда имеется опыт, отработана методика, приняты соответствующие локальные акты, есть и полная уверенность, что с задачей коллектив университета справится. К слову необходимость решения именно этой проблемы, заставило в свое время МГТУ ГА заняться системной разработкой электронной информационно-образовательной среды, которая обеспечивает освоение обучающимися образовательных программ в полном объеме независимо от места нахождения. Технология была внедрена и успешно функционирует.

Университет имеет шесть филиалов, где учатся не студенты, а курсанты. И получают они не высшее, а среднее профессиональное образование. Есть ли у них сейчас проблемы, с которыми, скажем, столкнулась средняя школа: не у всех дома есть компьютеры, сбоит Интернет и т.д.?

Борис Елисеев: Проблемы, конечно, есть. Но они все решаемые. Как правовед - управленец с 40-летним стажем, из которых двадцать пять приходится на гражданскую авиацию, я высоко оцениваю квалифицированную и оперативную работу, которую делают юристы федеральных органов исполнительной власти по регулированию работы образовательных учреждений в такой сложный период.

Как работа в новых условиях повлияла на преподавателей и персонал вуза? Как скажется на оплате труда?

Борис Елисеев: Мы максимально ограничили количество выходящих на работу. Огромная нагрузка легла на ректорат, деканов. Еженедельно проводятся видеоконференции с директорами филиалов, анализируем проблемы. Меры принимаются оперативно.

В общежитии университета осталось более ста студентов, которым некуда ехать. Это в основном иностранные граждане. Вчера закончила работу бригада медиков из Центральной клинической больницы гражданской авиации. Три дня тестировали студентов на наличие зловредного вируса. Слава Богу, все здоровы..

Зарплата у преподавателей меньше не станет. Но главная проблема - резкое падение поступающих средств от приносящей доход деятельности. Наши экономисты провели предварительный расчет недополученных доходов по университетскому комплексу. Получилась весьма приличная сумма. Соответствующие письма с приложением расчетов уже направлены в Минтранс и Росавиацию.

Какие уроки дистанционки вы видите как ректор? Закончится пандемия: забудем о дистанте как о дурном сне? Или начнется его широкое и повсеместное внедрение?

Борис Елисеев: Многие выводы очевидны. Не для всех специальностей это безапелляционно приемлемо. Особенно для технических, транспортных вузов. Но огромный опыт в использовании элементов электронного обучения с применением дистанционных технологий не должен быть утрачен.

На мой взгляд, должны начаться тектонические подвижки во всей системе законодательства, регулирующего образовательную деятельность. В федеральном законодательстве, подзаконных, а затем и ведомственных актах. Надо предметно анализировать возможности и перспективы различных областей образования. Серьезной трансформации, на мой взгляд, должно подвергнуться содержание государственных образовательных стандартов, на основании анализа лучших практик следует изменить перечни специальностей и направлений подготовки .Это огромная работа для ученых методологов и юристов.

Представляется, что система образования в университетских комплексах гражданской авиации России наиболее адаптирована к подобным переменам. Почему? Потому что она базируется не только на национальном праве, но и на нормах и рекомендуемой практике Международной организации гражданской авиации - ИКАО.




комментарии (0):









Материалы рубрики

Елена Карьгина
ТАСС
Первый замглавы Ростеха: энергетики получат "большую" газовую турбину в 2022 году
Анастасия Свиридова, Александр Пинчук
Красная звезда
"Зонтик" над Россией – в крепких руках
Александр Тихонов
Красная звезда
Чтобы господство в воздухе оставалось за нами

РИА Новости
Игорь Хамиц: космический "Орел" сможет не только летать, но и плавать
Герман Костринский
КоммерсантЪ
"В лучшем случае сработаем в ноль"
Алексей Паньшин
РИА Новости
Олег Мутовин: МС-21 устойчив даже на критических режимах полета
Дмитрий Струговец
РИА Новости
Дмитрий Лоскутов: количество желающих отправиться в космос не уменьшается
Ольга Божьева
Московский Комсомолец
Эксперт назвал страны, с которыми Россия намерена возобновить авиасообщение



Екатерина Мальцева, Павел Коряшкин
Интерфакс-АВН
Глава ФСВТС: появился новый партнер, который впервые вошел в пятерку главных покупателей нашего вооружения
Мария Кокорева, Тимофей Дзядко
РБК
Глава "Уральских авиалиний" — РБК: "Пытаемся убедить пассажиров летать"
Александр Пинчук
Красная звезда
Труженики неба берут новые высоты
Дмитрий Решетников
ТАСС
Роскосмос: участие человека в экспедициях в дальний космос принципиально важно

Мир24
Пристегните ремни: эксперт рассказал о новых правилах авиаперелетов
Ольга Божьева
Московский Комсомолец
Первый замминистра транспорта рассказал о новых правилах полетов
Дмитрий Струговец
РИА Новости
Оборонный заказ выполняется несмотря на COVID-19
Анна Терская
Слово и дело
Авиаэксперт оценил достоверность теории о том, что самолеты летали быстрее 40 лет назад
Юрий Кобаладзе, Светлана Сорокина
Эхо Москвы
Полёты и отпуска во сне и наяву
Ольга Божьева, Сергей Вальченко
Московский Комсомолец
Эксперт оценил меры Путина по поддержке российской авиаотрасли
Алексей Паньшин
РИА Новости
В создании сверхзвукового лайнера мы можем быть лидерами
Дмитрий Решетников
ТАСС
Роскосмос: вероятность, что где-то есть подобная земной жизнь, достаточно велика

Актуальные комментарии
Выживут не все: как государство будет спасать авиакомпании

РИА Новости
Мир после вируса — мир дронов? Эксперт раскрыл черты новой реальности
Екатерина Москвич
ТАСС
Гендиректор РКЦ "Прогресс": создавать возвращаемые ступени ракеты "Союз-5" не планируется
Андрей Веселов
Lenta.ru
"Каждый день думаю о погибших"
Наталия Ячменникова
Российская газета
Коронавирус может изменить систему вузовского образования
Алексей Паньшин
РИА Новости
Гражданская авиация после кризиса уже не будет прежней
Николай Явдолюк
БИЗНЕС Online
Коронавирус ударил по перелетам, но не по продажам: кто покупает самолеты и вертолеты?
Андрей Ванденко
ТАСС
Роман Троценко: это надолго
Герман Костринский, Юрий Барсуков
КоммерсантЪ
"Неправильно ставить коммерсанта в ситуацию, когда его точно посадят"
Алексей Паньшин
РИА Новости
Михаил Гордин: полностью электрические самолеты появятся до 2035 года
Александр Милкус
Комсомольская правда
Глава Роскосмоса Дмитрий Рогозин: "Наши многоразовые ракеты будут возвращаться по-самолетному"
Анна Иванова
РБК Новосибирск
В S7 рассказали о падении пассажиропотока и актуальных мерах поддержки
Юлия Козак
Красная звезда
Здесь готовили первый полёт человека в космос. Научно-исследовательскому испытательному центру авиационно-космической медицины и военной эргономики – 85 лет
Ирина Казьмина
Forbes
"Есть два сценария": совладелец Шереметьево Александр Пономаренко о возобновлении международных полетов и последствиях пандемии
Илья Морозов
Интерфакс-АВН
Дмитрий Лоскутов: Меры безопасности из-за коронавируса не повлияют на выполнение контрактов "Главкосмоса"
Ольга Божьева
Московский Комсомолец
Эксперт оценил масштабы коронавирусного кризиса авиабизнеса: "Кошмар на долгие годы"
Екатерина Москвич
ТАСС
Замглавы Роскосмоса: при подготовке ракеты к старту главный контролер — совесть
Илья Вайсберг
Журнал "АвиаСоюз"
Airbus наращивает темпы производства
Мария Агранович, Наталия Ячменникова
Российская газета
МАИ университеты

Известия
Эксперт оценил риски банкротства авиакомпаний в России из-за коронавируса
Ирина Казьмина, Юлия Варшавская
Forbes
Женщина за штурвалом. Первое интервью Татьяны Филевой, совладелицы S7 Airlines

РИА Новости
Коити Ваката: Япония хотела бы регулярно присутствовать на МКС
Андрей Красильников
РИА Новости
Павел Власов: космонавты смогут дать отпор диким зверям в тайге
Александр Лычавко
The Village Беларусь
"Беларуские власти говорят ужасные вещи": Эксперт о том, что не так с Belavia и где наши лоукосты
Илья Морозов
Интерфакс
Сергей Кузнецов: "Ангара" поможет исследовать другие планеты и галактику
Милена Синева
ТАСС
Глава РКК "Энергия": окололунная станция позволит полететь к Луне, Марсу и астероидам
Кирилл Веприков
Интерфакс
ИМБП РАН: до полетов человека на Марс – не меньше десяти лет
Николай Проценко
Взгляд
Запад стремится уничтожить технологические достижения России
Дмитрий Струговец
РИА Новости
Андрей Охлопков: "Ангара" — умничка, а не ракета
Екатерина Москвич
ТАСС
Первый замглавы Роскосмоса: федеральные заказы приносят 70% выручки предприятий корпорации

 

 

 

 

Реклама от YouDo
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer