Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Интервью


Мир после вируса — мир дронов? Эксперт раскрыл черты новой реальности


7 мая 2020 года РИА Новости


Вторжение беспилотников в нашу жизнь, по мнению экспертов, является одной из волн робототехнической революции, происходящей на наших глазах. Дроны легко справляются с множеством задач, невыполнимых ранее, с каждым днем становясь все более умелыми и незаменимыми. О тех, кто постучит к нам в дверь раньше андроидов, РИА Новости рассказал руководитель Центра беспилотных систем Самарского университета Давид Овакимян.

– Давид Николович, дроны уже изменили нашу жизнь?

– Конечно. Беспилотники окончательно перестали быть просто дорогими игрушками или узкоспециализированной экзотикой. Сегодня их применение меняет целые индустрии, переворачивает старые профессии и создает новые.

Главное преимущество беспилотных летательных аппаратов (БПЛА) – относительная дешевизна. Они не требуют дорогостоящей наземной инфраструктуры и большого персонала. Аппараты одной и той же комплектации можно использовать как для любительской съемки, так и для решения масштабных профессиональных задач.

Быстрая бесконтактная доставка грузов, экологический и промышленный мониторинг, сельское хозяйство, связь, картография, творчество, реклама и развлечения — вот лишь некоторые области, где гражданские беспилотники уже обосновались очень прочно. Дальнейшее развитие технологий только расширит их значение для нас. Думаю, можно смело заявить, что наступила новая технологическая эпоха — эпоха дронов.

– В чем еще беспилотники смогут помочь нам?

– Надо понимать, что дрон редко является просто дроном самим по себе: любое серьезное применение беспилотников предполагает их интеграцию в систему, объединяющую не только средства управления и обеспечения, но и средства обработки данных.

В идеале такая система может быть полностью автоматизирована, примеры чего легко найти уже сейчас. Система самостоятельно обеспечивает подзарядку дронов, ставит полетную задачу и позволяет качественно выполнять огромный спектр работ. Точечное распыление удобрений, борьба с очагами лесных пожаров, контроль качества кровельного или дорожного покрытия – при помощи дронов эти и, наверное, еще сотни других процессов вполне могут быть реализованы по принципу "включил и забыл".

Благодаря таким способностям перспективы беспилотников просто безграничны. При этом, уверен, текущая кризисная ситуация сильно подстегнет развитие в нашей области – активное повышение спроса уже началось.

Во время строгого карантина в Китае беспилотники справлялись не только с дезинфекцией улиц, но даже взяли на себя полицейские и санитарные функции: бесконтактно замеряли температуру, патрулировали улицы, преследуя нарушителей. Заметьте, что в большинстве случаев – полностью автономно. Насколько мне известно, сейчас подобные системы успешно тестируются в Москве и Московской области.

Во многих сферах деятельности мониторинг средствами беспилотников постепенно заменяет авиацию и даже спутники, поскольку оказывается намного более дешевым, оперативным, эффективным. Группировки дронов смогут полностью контролировать в реальном времени улицы и инфраструктуру мегаполисов, поля, плантации и заповедники, тысячекилометровые трубопроводы.

– Какие "профессии" дронов возникнут в ближайшем будущем?

– Несомненно, наибольший интерес будут вызывать автоматизированные охранные системы – от дронов-колясок до дронов-силовиков. Системы, реализованные на беспилотниках, могут выявлять, скажем, взрывчатку намного точнее и быстрее собак. Беспилотники-няньки способны ненавязчиво, но абсолютно надежно контролировать активность детей, так что поручить им присмотр за ребенком – идеальное решение многих проблем, на мой взгляд.

Вероятно, также быстро появятся и беспилотнки-спасатели. Они смогут обнаружить человека в беде, дадут сигнал в экстренные службы, доставят медикаменты, окажут психологическую поддержку, а при необходимости смогут эвакуировать раненного или помочь тонущему. Серьезным дополнением к телемедицине станут дроны скорой помощи: по результатам онлайн-консультации беспилотник доставит лекарства до пациента и заберет анализы.

Еще одна из интересных идей – дроны-тренеры. Представьте аппарат, летящий чуть впереди атлета и знающий его не просто в лицо, но на уровне биохимических показателей: он задает ритм и маршрут, анализирует состояние организма и технику движений, подбадривает и выступает соперником в беге.

На самом деле, можно долго фантазировать на этот счет, и, подозреваю, самые смелые прогнозы рано или поздно оправдаются. Я бы выделил два вектора "профессионального развития" дронов: во-первых, создание универсальных многофункциональных беспилотных платформ, и во-вторых, напротив, повышение узкоспециализированных навыков.

– Дроны заменят людей в каких-то специальностях?

– О замене говорить пока рано, но потесниться, наверное, придется многим профессионалам. В первую очередь тем, чья деятельность связана с большими рисками и работой на высоте – пожарным, монтажникам, промышленным альпинистам. В Китае и других странах уже сейчас дроны активно применяют на стройках, при отделке зданий или мытье окон.

Очень бурно, конечно, будут развиваться всевозможные дроны-доставщики. Их преимущества очевидны – скорость, гибкость, относительно низкие издержки. Недавно, например, я помог товарищу изящно сделать предложение своей девушке, доставив коптером кольцо на ее дачу, в разгар семейного торжества. Уже совсем скоро, думаю, подобные ситуации станут нормой и не будут никого удивлять.

Большой коммерческий потенциал, по всей видимости, у дронов-официантов, дронов-гидов и других систем, автоматизирующих сферу услуг. Кроме того, беспилотники станут просто незаменимыми в журналистике. Вероятно, они даже ощутимо потеснят самих работников медиа.

Я уже не говорю про аэротакси, которое сейчас тестируется в реальных городских условиях, например, в Нью-Йорке или Дубае. Перспективы дронов безграничны, но не думаю, что они будут массово отнимать у людей работу – скорее, они снимут с наших плеч целую гору привычных трудностей и малоэффективного труда.

– Какие проблемы решают сегодня разработчики дронов?

– Расширение функционала беспилотных систем сегодня активно ведется во всем мире, есть огромный запрос на интеллектуализацию дронов. Развитие программных средств обработки фото-, видеоизображений, так называемого машинного зрения – ключ к повышению автономности и эффективности беспилотников.

Сегодня технологии позволяют распознавать объекты по целому ряду признаков, например, идентифицировать человека можно не только по лицу, но и по походке, осанке, жестам. Возможно даже чисто визуальное ориентирование БПЛА на местности, без привязки к спутникам – это направление сейчас активно развивает наш университет.

Не менее важна разработка нетривиальных летных схем. К примеру, если "скрестить" коптеры, идеально приспособленные для тесных городских улиц, с дронами самолетного типа, имеющими высокую скорость и грузоподъемность, то получатся аппараты типа конвертопланов – очень перспективный вариант. Также в последнее время становятся актуальны дроны вертолетного типа.

Другое направление – повышение энергетической автономности аппаратов. Это достигается, например, за счет совмещения двигателей разных типов, оптимизированных для отдельных этапов полета. Интересное решение, позволяющее обеспечить работу аппарата почти неограниченное время – так называемые привязные дроны, питающиеся через кабель от наземного источника. Такие системы отлично зарекомендовали себя как мобильные ретрансляторы спутникового или GSM-сигнала.

Думаю, сейчас основные трудности носят вовсе не технический характер. Законодательство большого числа стран, и в том числе России, пока адаптируется к тому разнообразию возможностей, что приносят дроны. В ближайшее время, скорее всего, нас ожидают заметные подвижки в этом вопросе.

– Как беспилотники развиваются в России?

– Пока что наиболее развит промышленный мониторинг, особенно трубопроводов: в силу нормативно-правовых барьеров дроны еще далеки от городов. Производят БПЛА у нас около десятка компаний, причем примерно половина из них обеспечивает полный пакет услуг по разработке и эксплуатации дронов для агробизнеса — сейчас это направление дает наибольшие коммерческие перспективы.

Российские компании уверенно действуют как на внутреннем, так и на мировом рынке. При этом сохраняется серьезный задел для будущего роста, поскольку спрос только начинает развиваться.

К сожалению, на сегодняшний день производители отечественной электроники не очень конкурентоспособны, поэтому большинство разработчиков делают ставку на развитие интеллектуальных систем, на усовершенствование алгоритмов. В этой сфере у нас отличные позиции, поэтому есть все шансы, что в ближайшие пару лет нам удастся занять выгодное место на мировом рынке.

В Самарском университете мы решаем весь спектр задач, которые определяют итоговые возможности дрона – от фундаментальных исследований до внедрения в практику. Созданные нами образцы БПЛА активно используются как летающие лаборатории, на которых тестируются новые типы полезной нагрузки.

Оснащая дрон гиперспектрометром, к примеру, мы получаем возможность точечно определять состав вещества, что позволит контролировать процессы в сельском хозяйстве с точностью почти до листика. Другая инновация – микрогазохроматограф – позволяет проводить быстрый и качественный химический анализ атмосферы, буквально на лету.

Надо отметить, что среди учащихся интерес к БПЛА активно растет год от года – причем, как к сугубо научному аспекту индустрии, так и к бизнесу. Недавно один из наших студентов победил в конкурсе Фонда содействия инновациям, предложив сервис для быстрой коммуникации между эксплуатантами дронов и госорганами, регулирующими движение воздушного транспорта. Полезная вещь, с которой, вероятно, многие из нас скоро познакомятся на практике.

Большое значение приобретают учебные курсы, готовящие операторов гражданских дронов – пока что в стране их практически нет. Сегодня мы одни из немногих, кто занимается подготовкой кадров для работы с гражданскими БПЛА, в рамках дополнительного образования и повышения квалификации. Уже сейчас наши выпускники – в основном, сотрудники природоохранных и коммунальных служб, земельного надзора – успешно используют дроны в своей работе.

Думаю, в ближайшее время подобная практика станет обыденной и более-менее повсеместной. Никто не может так быстро и качественно, как дроны, справиться с задачами, требующими неутомимости и взгляда с высоты птичьего полета. Таких задач всегда было много, а теперь, уверен, станет еще больше.



комментарии (0):









Материалы рубрики

Елена Карьгина
ТАСС
Первый замглавы Ростеха: энергетики получат "большую" газовую турбину в 2022 году
Анастасия Свиридова, Александр Пинчук
Красная звезда
"Зонтик" над Россией – в крепких руках
Александр Тихонов
Красная звезда
Чтобы господство в воздухе оставалось за нами

РИА Новости
Игорь Хамиц: космический "Орел" сможет не только летать, но и плавать
Герман Костринский
КоммерсантЪ
"В лучшем случае сработаем в ноль"
Алексей Паньшин
РИА Новости
Олег Мутовин: МС-21 устойчив даже на критических режимах полета
Дмитрий Струговец
РИА Новости
Дмитрий Лоскутов: количество желающих отправиться в космос не уменьшается
Ольга Божьева
Московский Комсомолец
Эксперт назвал страны, с которыми Россия намерена возобновить авиасообщение



Екатерина Мальцева, Павел Коряшкин
Интерфакс-АВН
Глава ФСВТС: появился новый партнер, который впервые вошел в пятерку главных покупателей нашего вооружения
Мария Кокорева, Тимофей Дзядко
РБК
Глава "Уральских авиалиний" — РБК: "Пытаемся убедить пассажиров летать"
Александр Пинчук
Красная звезда
Труженики неба берут новые высоты
Дмитрий Решетников
ТАСС
Роскосмос: участие человека в экспедициях в дальний космос принципиально важно

Мир24
Пристегните ремни: эксперт рассказал о новых правилах авиаперелетов
Ольга Божьева
Московский Комсомолец
Первый замминистра транспорта рассказал о новых правилах полетов
Дмитрий Струговец
РИА Новости
Оборонный заказ выполняется несмотря на COVID-19
Анна Терская
Слово и дело
Авиаэксперт оценил достоверность теории о том, что самолеты летали быстрее 40 лет назад
Юрий Кобаладзе, Светлана Сорокина
Эхо Москвы
Полёты и отпуска во сне и наяву
Ольга Божьева, Сергей Вальченко
Московский Комсомолец
Эксперт оценил меры Путина по поддержке российской авиаотрасли
Алексей Паньшин
РИА Новости
В создании сверхзвукового лайнера мы можем быть лидерами
Дмитрий Решетников
ТАСС
Роскосмос: вероятность, что где-то есть подобная земной жизнь, достаточно велика

Актуальные комментарии
Выживут не все: как государство будет спасать авиакомпании

РИА Новости
Мир после вируса — мир дронов? Эксперт раскрыл черты новой реальности
Екатерина Москвич
ТАСС
Гендиректор РКЦ "Прогресс": создавать возвращаемые ступени ракеты "Союз-5" не планируется
Андрей Веселов
Lenta.ru
"Каждый день думаю о погибших"
Наталия Ячменникова
Российская газета
Коронавирус может изменить систему вузовского образования
Алексей Паньшин
РИА Новости
Гражданская авиация после кризиса уже не будет прежней
Николай Явдолюк
БИЗНЕС Online
Коронавирус ударил по перелетам, но не по продажам: кто покупает самолеты и вертолеты?
Андрей Ванденко
ТАСС
Роман Троценко: это надолго
Герман Костринский, Юрий Барсуков
КоммерсантЪ
"Неправильно ставить коммерсанта в ситуацию, когда его точно посадят"
Алексей Паньшин
РИА Новости
Михаил Гордин: полностью электрические самолеты появятся до 2035 года
Александр Милкус
Комсомольская правда
Глава Роскосмоса Дмитрий Рогозин: "Наши многоразовые ракеты будут возвращаться по-самолетному"
Анна Иванова
РБК Новосибирск
В S7 рассказали о падении пассажиропотока и актуальных мерах поддержки
Юлия Козак
Красная звезда
Здесь готовили первый полёт человека в космос. Научно-исследовательскому испытательному центру авиационно-космической медицины и военной эргономики – 85 лет
Ирина Казьмина
Forbes
"Есть два сценария": совладелец Шереметьево Александр Пономаренко о возобновлении международных полетов и последствиях пандемии
Илья Морозов
Интерфакс-АВН
Дмитрий Лоскутов: Меры безопасности из-за коронавируса не повлияют на выполнение контрактов "Главкосмоса"
Ольга Божьева
Московский Комсомолец
Эксперт оценил масштабы коронавирусного кризиса авиабизнеса: "Кошмар на долгие годы"
Екатерина Москвич
ТАСС
Замглавы Роскосмоса: при подготовке ракеты к старту главный контролер — совесть
Илья Вайсберг
Журнал "АвиаСоюз"
Airbus наращивает темпы производства
Мария Агранович, Наталия Ячменникова
Российская газета
МАИ университеты

Известия
Эксперт оценил риски банкротства авиакомпаний в России из-за коронавируса
Ирина Казьмина, Юлия Варшавская
Forbes
Женщина за штурвалом. Первое интервью Татьяны Филевой, совладелицы S7 Airlines

РИА Новости
Коити Ваката: Япония хотела бы регулярно присутствовать на МКС
Андрей Красильников
РИА Новости
Павел Власов: космонавты смогут дать отпор диким зверям в тайге
Александр Лычавко
The Village Беларусь
"Беларуские власти говорят ужасные вещи": Эксперт о том, что не так с Belavia и где наши лоукосты
Илья Морозов
Интерфакс
Сергей Кузнецов: "Ангара" поможет исследовать другие планеты и галактику
Милена Синева
ТАСС
Глава РКК "Энергия": окололунная станция позволит полететь к Луне, Марсу и астероидам
Кирилл Веприков
Интерфакс
ИМБП РАН: до полетов человека на Марс – не меньше десяти лет
Николай Проценко
Взгляд
Запад стремится уничтожить технологические достижения России
Дмитрий Струговец
РИА Новости
Андрей Охлопков: "Ангара" — умничка, а не ракета
Екатерина Москвич
ТАСС
Первый замглавы Роскосмоса: федеральные заказы приносят 70% выручки предприятий корпорации

 

 

 

 

Реклама от YouDo
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer