Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Интервью


Дмитрий Лоскутов: количество желающих отправиться в космос не уменьшается


11 июня 2020 года Дмитрий Струговец, РИА Новости


В эти дни АО "Главкосмос" (входит в госкорпорацию "Роскосмос") отмечает 35-летие со дня образования. Компания была создана в СССР для продвижения на внешние рынки ракетно-космической техники и организации международного сотрудничества. Сейчас "Главкосмос" координирует деятельность операторов пусковых услуг российских ракет "Союз", "Протон" и "Ангара". С недавних пор компания также отвечает за коммерческие полеты космических путешественников на российских пилотируемых космических кораблях "Союз". О последствиях банкротства компании OneWeb для России, помощи Индии в реализации национальной пилотируемой программы в интервью специальному корреспонденту РИА Новости Дмитрию Струговцу рассказал генеральный директор "Главкосмоса" Дмитрий Лоскутов.

— Какие основные задачи ставит перед собой компания в год своего 35-летия?

— В наших планах реализация текущих контрактов, поиск новых возможностей и партнеров, новых направлений работы. "Главкосмос" за свою 35-летнюю историю не раз доказывал свою способность к нестандартным подходам в решении самых нетривиальных задач.

Мы неплохо закончили 2019 год в экономическом смысле. Выручка компании по итогам 2019 года увеличилась на 62,2% по отношению к аналогичному показателю в 2018 году и составила почти 14 миллиардов рублей, а размер чистой прибыли "Главкосмоса" за тот же период составил 416,1 миллиона рублей, что на 39,9% выше этого показателя за 2018 год. К сожалению, не в наших силах бороться со спадом мировой экономики в связи с пандемией, но мы будем максимально стараться сохранить положительную динамику в экономике компании.

"Главкосмос" не стал исключением и ощутил на себе влияние эпидемии новой коронавирусной инфекции, однако подчеркну, что принятые нами меры позволили обеспечить эффективную и бесперебойную работу в этих непростых условиях. Уверен, что мы выйдем из этого испытания еще более сильной и сплоченной командой.

— Идет ли прибыль, которую приносит "Главкосмосу" космическая деятельность, на создание новой космической техники?

— Вся чистая прибыль, которую получает "Главкосмос" в качестве оператора внешнеэкономической деятельности (у нас, кстати, нет госконтрактов), передается в виде дивидендного потока его единственному акционеру – госкорпорации "Роскосмос". Соответственно, Роскосмос принимает решение о том, как будут расходоваться полученные средства в рамках существующей стратегии развития российской космической отрасли.

— Ваша компания начала заниматься контрактами на коммерческие туристические полеты в космос на российских "Союзах". Насколько интересно и перспективно направление космического туризма?

— Само по себе освоение космоса началось с мечты о том, что человек, покоривший земные просторы, моря и океаны, однажды сможет покорить и космическое пространство, проложит дорогу к звездам и новым планетам. Писатели и поэты облекали мечту в литературные формы, а технические и научные специалисты подходили к этой мечте с точки зрения ее практического воплощения. Именно поэтому сегодня количество людей, желающих отправиться в космос, ничуть не уменьшается.

Следует понимать, что сегодня человечество находится в самом начале своего пути к звездам. Ведь на заре становления авиации мало кто мог позволить себе полет на аэроплане, да и сегодня на планете есть великое множество людей, которые никогда не летали на самолете просто потому, что не могут себе этого позволить с финансовой точки зрения.

С коммерческими полетами в космос происходит ровно то же самое. Многие хотели бы полететь в космос, но готовы платить за это значительно меньше необходимой суммы. Так что экономика массовых полетов в космос пока не складывается.

Если считать оплаченные за свой счет полеты на легендарных "Союзах", то пока еще есть шансы попасть на "доску почета" первой десятки частных путешественников-первопроходцев. Именно поэтому работа на рынке коммерческих полетов человека в космос является очень специфичной: необходимо работать с определенными социальными стратами, заниматься таргетированной рекламой, предугадывать потребности возможных клиентов. Это задача нетривиальная, но интересная, тем более что участники космического полета затем смогут капитализировать свой уникальный опыт — к ним будет приковано внимание, без преувеличения, всего мира.

Вернусь к перспективам массового космического туризма. Думаю, что этот сегмент получит свое развитие прежде всего в сфере суборбитальных полетов. Но в целом тема коммерческих пилотируемых полетов перспективна, и это направление необходимо развивать. Естественно, потенциально это очень прибыльный рынок, работающий еще и на имидж государства, на лидерство в космической сфере, развитие производства, науки и культуры. В конечном счете цель — сделать доступ в космос надежным, не слишком дорогим и безопасным.

— Высказывал ли кто-либо из туристов, оплативших полет за свой счет, или участников космического полета, за которых платило государство, желание выйти в открытый космос? Какова стоимость такого удовольствия?

— Любой выход в открытый космос – это крайне ответственная и опасная операция, требующая специальной подготовки, отдельно изготавливаемого снаряжения, учета в программе работы Международной космической станции, контроля как со стороны сопровождающего напарника, так и с самой станции и из Центра управления полетами. Так что это не будет легкой прогулкой. Серьезных заявок пока не было, но, в принципе, подготовить участника космического полета к внекорабельной деятельности возможно. Разумеется, это приведет к удорожанию стоимости полета.

— Сейчас группа индийских граждан проходит подготовку в Центре подготовки космонавтов. Сообщалось, что, кроме подготовки экипажа, российская сторона поможет Индии в создании системы жизнеобеспечения для их космического корабля. О каких конкретно системах идет речь и в каком состоянии находится решение этих вопросов?

— Действительно, наше партнерство с Индией не ограничивается только подготовкой индийских космонавтов. Так, 25 октября 2019 года "Главкосмос" и Центр пилотируемых космических полетов Индийской организации космических исследований подписали контракт по оценке возможности использования российского летного оборудования в системах жизнеобеспечения и обеспечения теплового режима для пилотируемого космического корабля "Гаганьян" ("Небесный корабль"). Реализация этого контракта уже подходит к концу. Рассчитываем на развитие взаимодействия по различным аспектам индийской космической программы.

— С недавних пор компания International Launch Services (ILS), которая занимается маркетинговым продвижением ракет "Протон" и "Ангара" на внешних рынках, находится в ведении "Главкосмоса". Какие работы по продвижению этих ракет осуществляются сейчас? Можно ли рассчитывать на новые контракты на "Протоны"? Появились ли новые контракты на "Ангару"?

— Было бы неправильным говорить, что ILS находится в ведении "Главкосмоса". Мы существенно повысили степень взаимодействия с этой дочерней компанией Космического центра им. Хруничева.

Новая команда ILS совмещает в себе глубокое знание рынка пусковых услуг, американского и европейского законодательства в области экспортного контроля и обладает серьезным опытом продвижения ракет-носителей тяжелого класса. Они системно и гибко подходят к работе с заказчиками и, как и мы, не любят говорить о предварительных договоренностях с кем-либо, равно как и о ходе текущих переговоров. Могу лишь сказать, что такие переговоры ведутся.
Важным аспектом партнерства с ILS становится кросс-маркетинг ракет-носителей "Союз" и "Протон", о порядке которого сейчас договариваются американская компания и наше дочернее предприятие "Главкосмос Пусковые Услуги".

— Компания OneWeb, заказавшая у России 21 ракету "Союз", подала заявку о банкротстве. Каковы перспективы возобновления пусков спутников OneWeb? Что теперь делать с оставшимися ракетами? Какие финансовые риски имеются у России в этом случае?

— Мне не хотелось бы говорить о перспективах OneWeb в сослагательном наклонении, согласитесь, это не очень этично – публично обсуждать партнера или строить некие допущения о его дальнейшей судьбе. Напрямую "Главкосмос" взаимодействует с компаниями Arianespace и Starsem в рамках выполнения этого контракта, а OneWeb является клиентом именно французской компании Arianespace. Подчеркну: у "Главкосмоса" нет прямых контрактных отношений с OneWeb.

Вместе с тем, с учетом сложившихся отношений, руководство OneWeb при строгом соблюдении имеющейся нормативно-правовой базы своевременно информировало все заинтересованные стороны об имеющихся проблемах и мерах, включая подачу заявки о реструктуризации своих финансовых обязательств в рамках главы 11 Кодекса США о банкротстве. Мы оценили этот шаг и очень признательны OneWeb за это проявление деловой порядочности.

Подавляющая часть средств в рамках данного контракта нашими предприятиями уже получена, и почти вся материально-техническая часть до конца текущего года должна была быть произведена. Так что в худшем случае часть наших предприятий выручит меньше средств, чем планировалось, а Arianespace, видимо, будет вынуждена искать нагрузку под эти носители. Ну а в лучшем случае проект OneWeb получит второе дыхание, возможно, с участием новых инвесторов.

Как бы то ни было, мы надеемся на финансовое оздоровление OneWeb и, разумеется, были бы заинтересованы продолжить работу в рамках этого комплексного и значимого международного проекта.



комментарии (0):









Материалы рубрики

Алексей Паньшин
РИА Новости
Истребитель 6 поколения "МиГ" и "Сухой" создадут вместе
Екатерина Москвич
ТАСС
Замглавы Роскосмоса: на Восточный доставлено 8 тыс. тонн технологического оборудования
Герман Костринский
КоммерсантЪ
"Мы сокращаем производство вдвое"
Елена Карьгина
ТАСС
Первый замглавы Ростеха: энергетики получат "большую" газовую турбину в 2022 году
Анастасия Свиридова, Александр Пинчук
Красная звезда
"Зонтик" над Россией – в крепких руках
Александр Тихонов
Красная звезда
Чтобы господство в воздухе оставалось за нами

РИА Новости
Игорь Хамиц: космический "Орел" сможет не только летать, но и плавать
Герман Костринский
КоммерсантЪ
"В лучшем случае сработаем в ноль"



Алексей Паньшин
РИА Новости
Олег Мутовин: МС-21 устойчив даже на критических режимах полета
Дмитрий Струговец
РИА Новости
Дмитрий Лоскутов: количество желающих отправиться в космос не уменьшается
Ольга Божьева
Московский Комсомолец
Эксперт назвал страны, с которыми Россия намерена возобновить авиасообщение
Екатерина Мальцева, Павел Коряшкин
Интерфакс-АВН
Глава ФСВТС: появился новый партнер, который впервые вошел в пятерку главных покупателей нашего вооружения
Мария Кокорева, Тимофей Дзядко
РБК
Глава "Уральских авиалиний" — РБК: "Пытаемся убедить пассажиров летать"
Александр Пинчук
Красная звезда
Труженики неба берут новые высоты
Дмитрий Решетников
ТАСС
Роскосмос: участие человека в экспедициях в дальний космос принципиально важно

Мир24
Пристегните ремни: эксперт рассказал о новых правилах авиаперелетов
Ольга Божьева
Московский Комсомолец
Первый замминистра транспорта рассказал о новых правилах полетов
Дмитрий Струговец
РИА Новости
Оборонный заказ выполняется несмотря на COVID-19
Анна Терская
Слово и дело
Авиаэксперт оценил достоверность теории о том, что самолеты летали быстрее 40 лет назад
Юрий Кобаладзе, Светлана Сорокина
Эхо Москвы
Полёты и отпуска во сне и наяву
Ольга Божьева, Сергей Вальченко
Московский Комсомолец
Эксперт оценил меры Путина по поддержке российской авиаотрасли
Алексей Паньшин
РИА Новости
В создании сверхзвукового лайнера мы можем быть лидерами
Дмитрий Решетников
ТАСС
Роскосмос: вероятность, что где-то есть подобная земной жизнь, достаточно велика

Актуальные комментарии
Выживут не все: как государство будет спасать авиакомпании

РИА Новости
Мир после вируса — мир дронов? Эксперт раскрыл черты новой реальности
Екатерина Москвич
ТАСС
Гендиректор РКЦ "Прогресс": создавать возвращаемые ступени ракеты "Союз-5" не планируется
Андрей Веселов
Lenta.ru
"Каждый день думаю о погибших"
Наталия Ячменникова
Российская газета
Коронавирус может изменить систему вузовского образования
Алексей Паньшин
РИА Новости
Гражданская авиация после кризиса уже не будет прежней
Николай Явдолюк
БИЗНЕС Online
Коронавирус ударил по перелетам, но не по продажам: кто покупает самолеты и вертолеты?
Андрей Ванденко
ТАСС
Роман Троценко: это надолго
Герман Костринский, Юрий Барсуков
КоммерсантЪ
"Неправильно ставить коммерсанта в ситуацию, когда его точно посадят"
Алексей Паньшин
РИА Новости
Михаил Гордин: полностью электрические самолеты появятся до 2035 года
Александр Милкус
Комсомольская правда
Глава Роскосмоса Дмитрий Рогозин: "Наши многоразовые ракеты будут возвращаться по-самолетному"
Анна Иванова
РБК Новосибирск
В S7 рассказали о падении пассажиропотока и актуальных мерах поддержки
Юлия Козак
Красная звезда
Здесь готовили первый полёт человека в космос. Научно-исследовательскому испытательному центру авиационно-космической медицины и военной эргономики – 85 лет
Ирина Казьмина
Forbes
"Есть два сценария": совладелец Шереметьево Александр Пономаренко о возобновлении международных полетов и последствиях пандемии
Илья Морозов
Интерфакс-АВН
Дмитрий Лоскутов: Меры безопасности из-за коронавируса не повлияют на выполнение контрактов "Главкосмоса"
Ольга Божьева
Московский Комсомолец
Эксперт оценил масштабы коронавирусного кризиса авиабизнеса: "Кошмар на долгие годы"
Екатерина Москвич
ТАСС
Замглавы Роскосмоса: при подготовке ракеты к старту главный контролер — совесть
Илья Вайсберг
Журнал "АвиаСоюз"
Airbus наращивает темпы производства
Мария Агранович, Наталия Ячменникова
Российская газета
МАИ университеты

Известия
Эксперт оценил риски банкротства авиакомпаний в России из-за коронавируса
Ирина Казьмина, Юлия Варшавская
Forbes
Женщина за штурвалом. Первое интервью Татьяны Филевой, совладелицы S7 Airlines

РИА Новости
Коити Ваката: Япония хотела бы регулярно присутствовать на МКС
Андрей Красильников
РИА Новости
Павел Власов: космонавты смогут дать отпор диким зверям в тайге
Александр Лычавко
The Village Беларусь
"Беларуские власти говорят ужасные вещи": Эксперт о том, что не так с Belavia и где наши лоукосты
Илья Морозов
Интерфакс
Сергей Кузнецов: "Ангара" поможет исследовать другие планеты и галактику
Милена Синева
ТАСС
Глава РКК "Энергия": окололунная станция позволит полететь к Луне, Марсу и астероидам
Кирилл Веприков
Интерфакс
ИМБП РАН: до полетов человека на Марс – не меньше десяти лет

 

 

 

 

Реклама от YouDo
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer