Главная Обзоры СМИ Интервью

Игорь Бакарас:
Опасные астероиды сможем отслеживать не ранее 2030 года

21 августа 2020 года Дмитрий Струговец, РИА Новости

В начале июля Международная космическая станция провела маневр уклонения от угрожавшего ей космического мусора. Учитывая количество таких объектов на орбите, а по открытым данным, мусора размером от 1 сантиметра в поперечнике насчитывается около 600-700 тысяч единиц, обеспечение безопасности станции и российской орбитальной группировки становится все более важной задачей. О том, как работает российская система слежения за спутниками и мусором на орбите, можно ли с ее помощью обнаружить угрожающие Земле астероиды и запущенный в космос автомобиль Tesla, в интервью специальному корреспонденту РИА Новости Дмитрию Струговцу рассказал начальник информационно-аналитического центра ЦНИИмаш (головной научный институт Роскосмоса) Игорь Бакарас.

— Вы возглавляете автоматизированную систему предупреждения об опасных ситуациях в околоземном космическом пространстве (АСПОС ОКП). Расскажите, что это такое? Как работает система?
— Система создана по заказу госкорпорации "Роскосмос", в 2015 году успешно прошла межведомственные испытания и с 1 января 2016 года введена в эксплуатацию. Основными задачами АСПОС ОКП являются, во-первых, сбор, обработка и анализ информации о космических объектах, представляющих потенциальную опасность для пилотируемых и автоматических космических аппаратов. Во-вторых, оперативное доведение до потребителей информации о фактах возникновения и прогнозе развития опасных ситуаций в околоземном космическом пространстве, включая сближения пилотируемых и других космических аппаратов российской орбитальной группировки с потенциально опасными космическими объектами. В-третьих, прогнозирование рисков сходов с орбит и районов падения космических объектов. В-четвертых, установление фактов разрушения космических объектов.

— В начале года стало известно, что система получила название "Млечный путь". Это так?
— На самом деле название "Млечный путь" относится к перспективной системе информационно-аналитического обеспечения безопасности космической деятельности в околоземном космическом пространстве, создание которой планируется не ранее 2030 года. Работы по формированию концепции создания данной системы, стратегической целью которой является обеспечение устойчивости и безопасности космической деятельности России в условиях растущего техногенного засорения околоземного космического пространства, а также развитие технологии мониторинга опасных сближений с Землей небесных тел естественного происхождения – комет и астероидов, близятся к завершению.

— Может ли сейчас система засечь летящие к Земле опасные астероиды?
— В настоящий момент мониторинг естественных небесных тел не входит в зону ответственности АСПОС ОКП. Основным назначением системы является обеспечение безопасности космической деятельности путем формирования предупреждений об опасных ситуациях в околоземном космическом пространстве и выдачи их потребителям. Под околоземным космическим пространством понимается сфера с нижней границей, проходящей на уровне 100 километров над поверхностью Земли (экваториальный радиус Земли 6378 километров плюс 100 километров), и верхней границей на высоте 44 164 километра (радиус геостационарной орбиты 42 164 километра плюс 2000 километров).

— Какие средства необходимы системе, чтобы отслеживать потенциально опасные астероиды?
— Для того чтобы эффективно наблюдать за астероидами, необходимо иметь средства, способные обнаруживать опасные объекты на достаточно большом расстоянии от Земли, примерно 30 миллионов километров. В настоящее время АСПОС ОКП не располагает специализированными оптико-электронными средствами, позволяющими в обзорном режиме наблюдать небесные тела естественного происхождения в области дальнего космоса.

В целях противодействия угрозам астероидно-кометной опасности прорабатывается вопрос создания в рамках перспективной системы "Млечный путь" Российского центра малых небесных тел. При разработке технического задания на создание Центра будут определены требования к системе как по дальности обнаружения, так и по минимальному размеру потенциально опасных для Земли небесных тел естественного происхождения.

— Таким образом, российскими средствами не виден и запущенный к Марсу Илоном Маском автомобиль Tesla?
— Оптические средства, которые в настоящий момент включены в состав АСПОС ОКП, не могут наблюдать космические объекты на таком далеком расстоянии от Земли. Кроме того, указанный объект не относится к объектам, входящим в сферу интересов АСПОС ОКП.

— Какие средства наблюдения сейчас входят в состав системы АСПОС ОКП?
— Одним из основных структурных элементов системы, обеспечивающих ее первичной информацией об обстановке в околоземном космическом пространстве, является комплекс специализированных оптико-электронных средств. По сути, это территориально разнесенные наблюдательные пункты, размещенные на территории России и за ее пределами. В каждом таком пункте могут находиться несколько специализированных телескопов. Самый восточный наблюдательный пункт на территории России расположен вблизи города Уссурийска в Приморском крае, самый западный – в поселке Научный в Крыму. Один из специализированных пунктов в рамках соглашения между правительствами Российской Федерации и Бразилии размещен недалеко от города Итажуба на территории Бразильской астрофизической обсерватории Пико-Дос-Диас. В будущем планируется размещение очередного специализированного пункта за рубежом.

Результатами наблюдений являются измерения координат космических объектов и космических аппаратов. Помимо координатных измерений аппаратурой комплекса фиксируется блеск космического аппарата, по изменениям которого можно судить о работоспособности системы ориентации или о нештатной ситуации на борту.

Результаты обработки информации позволяют осуществлять уточнение параметров движения космических объектов, обнаруживать новые космические объекты, образовавшиеся в ходе запусков или разрушения объектов в космическом пространстве.

— Сближения космического мусора с российскими спутниками и МКС на какие дистанции считаются опасными?
— Для оценки угрозы столкновения космических аппаратов, в том числе и МКС, с космическими объектами устанавливаются зоны безопасности для этих аппаратов. Если в результате прогноза какой-либо космический объект попадает в такую зону, то рассчитывается вероятность их столкновения, которая зависит от положения и скорости объектов относительно друг друга, размеров сближающихся объектов, точности определения и прогнозирования параметров их движения.

Сближение двух космических объектов считается опасным, если рассчитанное значение вероятности столкновения превышает вероятность 1:1000000.

В правилах полета МКС устанавливаются пороги зон риска столкновений: желтый и красный. При этом желтый порог определяется условием, что достоверная вероятность столкновения находится между значениями 1:100000 и 1:10000, а красный порог характеризуется вероятностью столкновения, превышающей 1:10000. Указанные критерии — пороговые значения вероятности — были выбраны на основании результатов проведенных исследований.

— Средства АСПОС ОКП осуществляют непрерывный мониторинг околоземного космического пространства или периодический?
— Основными ограничениями для непрерывного мониторинга наблюдательными средствами являются относительно небольшое количество телескопов (на данный момент 36) и возможность их работы только в ночное время суток при отсутствии облачности и других мешающих факторов. Для увеличения эффективности работы системы необходимо дальнейшее развитие средств мониторинга, состав которых необходимо расширять не только путем увеличения количества телескопов, но и за счет включения в состав системы радиолокационных средств, способных работать в круглосуточном режиме.

Рассматривается возможность создания специализированного космического сегмента мониторинга околоземного космического пространства, включающего в свой состав космические аппараты, оснащенные высокочувствительной оптико-электронной аппаратурой. Такое развитие предполагается в рамках создания системы "Млечный путь", которая должна обеспечить глобальный охват, оперативность и полноту мониторинга околоземного космического пространства.

Су-57 - это умный самолет с умным оружием

Интерфакс
Наши инвестпроекты могут позволить корпорации к 2023-2024 годам увеличить EBITDA в 2-3 раза

Главной задачей на 2021 год становится сохранение коллектива
Ольга Божьева
Московский Комсомолец
Эксперт оценил инициативу не пускать в самолет пассажиров без прививки
Наталия Ячменникова
Российская газета
Летать быстрее звука
Светлана Бурмистрова, Тимофей Дзядко, Максим Талавринов
Мы продолжим поставлять детали Boeing
РИА Новости
"Морской старт" могут установить возле острова Русский
Александр Пинчук
Красная звезда
Уровень подготовки лётного и инженерно-технического состава армейской авиации неуклонно растёт

Ксения Ульянова
Агентство городских новостей "Москва"
Число попыток контрабанды на Внуковской таможне с начала года из-за пандемии снизилось на треть
Алексей Песков
Военно-промышленный курьер
На чем летать малой авиации?
Светлана Рябова