Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Интервью


Игорь Бакарас:
Опасные астероиды сможем отслеживать не ранее 2030 года


21 августа 2020 года Дмитрий Струговец, РИА Новости


В начале июля Международная космическая станция провела маневр уклонения от угрожавшего ей космического мусора. Учитывая количество таких объектов на орбите, а по открытым данным, мусора размером от 1 сантиметра в поперечнике насчитывается около 600-700 тысяч единиц, обеспечение безопасности станции и российской орбитальной группировки становится все более важной задачей. О том, как работает российская система слежения за спутниками и мусором на орбите, можно ли с ее помощью обнаружить угрожающие Земле астероиды и запущенный в космос автомобиль Tesla, в интервью специальному корреспонденту РИА Новости Дмитрию Струговцу рассказал начальник информационно-аналитического центра ЦНИИмаш (головной научный институт Роскосмоса) Игорь Бакарас.

— Вы возглавляете автоматизированную систему предупреждения об опасных ситуациях в околоземном космическом пространстве (АСПОС ОКП). Расскажите, что это такое? Как работает система?
— Система создана по заказу госкорпорации "Роскосмос", в 2015 году успешно прошла межведомственные испытания и с 1 января 2016 года введена в эксплуатацию. Основными задачами АСПОС ОКП являются, во-первых, сбор, обработка и анализ информации о космических объектах, представляющих потенциальную опасность для пилотируемых и автоматических космических аппаратов. Во-вторых, оперативное доведение до потребителей информации о фактах возникновения и прогнозе развития опасных ситуаций в околоземном космическом пространстве, включая сближения пилотируемых и других космических аппаратов российской орбитальной группировки с потенциально опасными космическими объектами. В-третьих, прогнозирование рисков сходов с орбит и районов падения космических объектов. В-четвертых, установление фактов разрушения космических объектов.

— В начале года стало известно, что система получила название "Млечный путь". Это так?
— На самом деле название "Млечный путь" относится к перспективной системе информационно-аналитического обеспечения безопасности космической деятельности в околоземном космическом пространстве, создание которой планируется не ранее 2030 года. Работы по формированию концепции создания данной системы, стратегической целью которой является обеспечение устойчивости и безопасности космической деятельности России в условиях растущего техногенного засорения околоземного космического пространства, а также развитие технологии мониторинга опасных сближений с Землей небесных тел естественного происхождения – комет и астероидов, близятся к завершению.

— Может ли сейчас система засечь летящие к Земле опасные астероиды?
— В настоящий момент мониторинг естественных небесных тел не входит в зону ответственности АСПОС ОКП. Основным назначением системы является обеспечение безопасности космической деятельности путем формирования предупреждений об опасных ситуациях в околоземном космическом пространстве и выдачи их потребителям. Под околоземным космическим пространством понимается сфера с нижней границей, проходящей на уровне 100 километров над поверхностью Земли (экваториальный радиус Земли 6378 километров плюс 100 километров), и верхней границей на высоте 44 164 километра (радиус геостационарной орбиты 42 164 километра плюс 2000 километров).

— Какие средства необходимы системе, чтобы отслеживать потенциально опасные астероиды?
— Для того чтобы эффективно наблюдать за астероидами, необходимо иметь средства, способные обнаруживать опасные объекты на достаточно большом расстоянии от Земли, примерно 30 миллионов километров. В настоящее время АСПОС ОКП не располагает специализированными оптико-электронными средствами, позволяющими в обзорном режиме наблюдать небесные тела естественного происхождения в области дальнего космоса.

В целях противодействия угрозам астероидно-кометной опасности прорабатывается вопрос создания в рамках перспективной системы "Млечный путь" Российского центра малых небесных тел. При разработке технического задания на создание Центра будут определены требования к системе как по дальности обнаружения, так и по минимальному размеру потенциально опасных для Земли небесных тел естественного происхождения.

— Таким образом, российскими средствами не виден и запущенный к Марсу Илоном Маском автомобиль Tesla?
— Оптические средства, которые в настоящий момент включены в состав АСПОС ОКП, не могут наблюдать космические объекты на таком далеком расстоянии от Земли. Кроме того, указанный объект не относится к объектам, входящим в сферу интересов АСПОС ОКП.

— Какие средства наблюдения сейчас входят в состав системы АСПОС ОКП?
— Одним из основных структурных элементов системы, обеспечивающих ее первичной информацией об обстановке в околоземном космическом пространстве, является комплекс специализированных оптико-электронных средств. По сути, это территориально разнесенные наблюдательные пункты, размещенные на территории России и за ее пределами. В каждом таком пункте могут находиться несколько специализированных телескопов. Самый восточный наблюдательный пункт на территории России расположен вблизи города Уссурийска в Приморском крае, самый западный – в поселке Научный в Крыму. Один из специализированных пунктов в рамках соглашения между правительствами Российской Федерации и Бразилии размещен недалеко от города Итажуба на территории Бразильской астрофизической обсерватории Пико-Дос-Диас. В будущем планируется размещение очередного специализированного пункта за рубежом.

Результатами наблюдений являются измерения координат космических объектов и космических аппаратов. Помимо координатных измерений аппаратурой комплекса фиксируется блеск космического аппарата, по изменениям которого можно судить о работоспособности системы ориентации или о нештатной ситуации на борту.

Результаты обработки информации позволяют осуществлять уточнение параметров движения космических объектов, обнаруживать новые космические объекты, образовавшиеся в ходе запусков или разрушения объектов в космическом пространстве.

— Сближения космического мусора с российскими спутниками и МКС на какие дистанции считаются опасными?
— Для оценки угрозы столкновения космических аппаратов, в том числе и МКС, с космическими объектами устанавливаются зоны безопасности для этих аппаратов. Если в результате прогноза какой-либо космический объект попадает в такую зону, то рассчитывается вероятность их столкновения, которая зависит от положения и скорости объектов относительно друг друга, размеров сближающихся объектов, точности определения и прогнозирования параметров их движения.

Сближение двух космических объектов считается опасным, если рассчитанное значение вероятности столкновения превышает вероятность 1:1000000.

В правилах полета МКС устанавливаются пороги зон риска столкновений: желтый и красный. При этом желтый порог определяется условием, что достоверная вероятность столкновения находится между значениями 1:100000 и 1:10000, а красный порог характеризуется вероятностью столкновения, превышающей 1:10000. Указанные критерии — пороговые значения вероятности — были выбраны на основании результатов проведенных исследований.

— Средства АСПОС ОКП осуществляют непрерывный мониторинг околоземного космического пространства или периодический?
— Основными ограничениями для непрерывного мониторинга наблюдательными средствами являются относительно небольшое количество телескопов (на данный момент 36) и возможность их работы только в ночное время суток при отсутствии облачности и других мешающих факторов. Для увеличения эффективности работы системы необходимо дальнейшее развитие средств мониторинга, состав которых необходимо расширять не только путем увеличения количества телескопов, но и за счет включения в состав системы радиолокационных средств, способных работать в круглосуточном режиме.

Рассматривается возможность создания специализированного космического сегмента мониторинга околоземного космического пространства, включающего в свой состав космические аппараты, оснащенные высокочувствительной оптико-электронной аппаратурой. Такое развитие предполагается в рамках создания системы "Млечный путь", которая должна обеспечить глобальный охват, оперативность и полноту мониторинга околоземного космического пространства.



комментарии (0):











Материалы рубрики

Глеб Ирисов
ТАСС
Замглавы ОАК: наращиваем компетенции по строительству военно-транспортных самолетов
Арсений Гришин
Военно-промышленный курьер
ЦИАМ обещает взлет
Милена Синева
ТАСС
Глава "Техмаша" Александр Кочкин: многим нашим разработкам до сих пор нет аналогов в мире
Милена Синева, Роман Азанов
ТАСС
"Шах и мат". Конструктор Стрелец: новый истребитель превзойдет все мировые аналоги
Милена Синева
ТАСС
Генконструктор Иноземцев о двигателе ПД-14, вернувшем Россию в высшую лигу мировой авиации
Екатерина Постникова 4182 ДОГОВОР ПО ОТКРЫТОМУ НЕБУ
Известия
"Оснований для того, чтобы Россия вернулась в ДОН, нет"

РИА Новости
Сергей Чемезов: у Checkmate уникальное сочетание летных характеристик

РИА Новости
Дмитрий Шугаев: доля авиационных заказов в портфеле ФСВТС превышает 50%



Елена Березина
Российская Газета
Мантуров рассказал о новых самолетах, ситуации в автопроме и углеродном следе
Екатерина Москвич
ТАСС
Начальник ЦПК: от полетов на невесомость на МАКС из-за пандемии пришлось отказаться
Евгений Ключарев
Интерфакс
Глава Red Wings: безубыточная эксплуатация МС-21 вполне реальна

РИА Новости
Сергей Поздняков: впервые на МАКС покажем прототип нового скафандра
Вячеслав Иванов, Глеб Ирисов
ТАСС
Замглавы концерна "Алмаз-Антей": наши новые разработки — ответы на угрозы авиабезопасности

РИА Новости
Сергей Смирнов: в России идет работа над истребителем шестого поколения
Елена Карьгина, Милена Синева
ТАСС
Замглавы ОДК Ремизов: нам нужна поддержка спроса на самолеты с российскими двигателями

РИА Новости
Глеб Вареница: покажем на МАКС новую авиаракету "два в одном"
Айгуль Абдуллина
КоммерсантЪ
"Гадать в сегодняшней непредсказуемой ситуации невозможно"

МИР 24
В небо по расписанию: почему задерживаются авиарейсы?

Ростех
Профессии Ростеха: инженер-конструктор авиационной техники
Татьяна Байкова, Екатерина Постникова
Известия
"Балансируем на грани гонки вооружений в космосе"

Интерфакс
Губернатор Псковской области Михаил Ведерников: "В течение полугода приступим к проектированию нового терминала аэропорта"
Наталия Дмитрак
ТАСС
"Радар ммс": электробеспилотник-вертолет и конвертоплан для Арктики появятся к 2022 году
Наталия Ячменникова
Российская Газета
Научный подлет
Ирина Цырулева Елена Лихоманова
Известия
"Бесконечно повышать тарифы невозможно"
Дмитрий Дриз
КоммерсантЪ
"Космос - это не бездумное соперничество"

РИА Новости
Роман Жиц: мы создаем экосистему для частной космонавтики в России

РИА Новости
Дмитрий Рогозин: стараемся поменьше шутить, побольше двигаться вперед
Екатерина Москвич
ТАСС
Глава Роскосмоса Дмитрий Рогозин: годы МКС по большому счету сочтены
Инна Сидоркова, Петр Канаев, Вячеслав Козлов
РБК
Сергей Чемезов - РБК: "Совсем жесткие санкции - это, по сути, война"
Сергей Домущий
Радиус
Приведет ли "белорусский казус" к блокировке европейских авиаперевозок
Ольга Божьева
Московский комсомолец
В России объяснили, можно ли обвинить Белоруссию в воздушном терроризме

Страхование сегодня
Рынок авиастрахования – жесткой посадки пока удаётся избегать
Тимофей Дзядко, при участии Артём Кореняко
РБК
"Авиакомпаниям нужно закрываться или повышать цены"
Кирилл Веприков, Александр Белов
Интерфакс
Первый замгендиректора "Роскосмоса": сейчас украсть деньги на стройке "Восточного" невозможно
Марина Найденкова
Вечерняя Москва
"Двадцать рублей за километр": когда москвичи смогут передвигаться на летающем такси
Наталия Ячменникова
Российская газета
Дорога в космос часто пролегает именно через авиацию
Евгений Гайва
Российская газета
Сила небесная
Марина Юршина
Профиль
"Отчитываемся не за деньги, а за спасенные жизни"
Милена Синева
ТАСС
Нет права на ошибку
Максим Талавринов  
Известия
"На рынке авиаперевозок на Дальнем Востоке конкуренция невозможна"
Тимофей Дзядко
РБК
Ожидаем восстановление рынка в 2022 году
Галина Дудина
КоммерсантЪ
"Напряжение давно наросло так, что дополнительно оттенков уже не замечаешь"

Интерфакс
Президент Международной ассоциации аэропортов: сейчас делить нечего, только убытки
Виталий Барсуков
Независимая газета
Новый аэропорт Краснодар – ключевой транспортный проект на Юге России

Российская газета
От Земли до Луны

Интерфакс
"Авиационный рынок в 2021 г. будет расти, работы для авиакомпаний просто море"
Дмитрий Струговец
РИА Новости
Невозможно говорить о прибыльности SpaceX
Юрий Бурылин
Транспорт России
Верю в новые взлёты
Дмитрий Струговец, Иван Сураев
РИА Новости
Частные сверхзвуковые джеты взлетят в середине XXI века

ComNews
"Ростех" идет по пути трансформации

 

 

 

 

Реклама от YouDo
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer