Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Интервью


Герберт Ефремов:
Фантастам такое в голову не приходит


20 сентября 2020 года Игорь Елков, Российская газета


О награждении орденом Святого апостола Андрея Первозванного конструктор ракетной и космической техники Герберт Ефремов узнал накануне видеоконференции с президентом.

"В пятницу в семь вечера мне сообщили, что предстоит разговор по видеосвязи с Владимиром Владимировичем", - рассказал по телефону корреспонденту "РГ" легендарный оружейник.

Герберт Александрович, Трамп заявил, что все "технологии гиперзвука" русские украли у американцев. Если бы у вас была возможность в режиме видеоконференции поговорить еще и с президентом США, то что бы ему сказали?

Герберт Ефремов: Трамп сказал, что русским сдал эти "секреты" Обама. Только Барак Обама - президент США с 2009 года. Наши эксперименты по этим делам начинали в советское время, когда Обама был подростком. Он еще в школу ходил, а мы уже экспериментировали с гиперзвуком.

Когда камеры выключили, вы пообщались с Путиным наедине. То, что вы ему сказали, полагаю, секрет. Но на какую тему у вас с президентом была беседа, сказать можете?

Герберт Ефремов: Говорили о будущем.

О будущем вашего "НПО машиностроения", которое создает эти прорывные системы и технологии?

Герберт Ефремов: Не только. О будущем страны, мира. И всего, с чем связаны наши возможности. Это единственный человек из руководителей нашей страны, а я с некоторыми из первых лиц общался, который понял, что не нужно гоняться за цифрами. Как обычно рассуждают? У наших оппонентов, допустим, есть тысяча ракет - и мы столько должны произвести. А так отвечать на вызовы не надо! Сделай это по-своему, похитрее. И он это отлично понимает. Например, в свое время мы создали ракету "Метеорит". Хотя первоначально на вызов со стороны США - на тысячи американских "томагавков" - начали отвечать созданием аналогичных дозвуковых ракет. Мы же предложили сверхзвуковую ракету, которая отвечала условиям нашей страны. И один "Метеорит" был по эффективности равен десяткам "томагавков".

"Метеорит" летел на высоте 22 - 25 км. Вражеские радары его не видели. А видели ложную цель, которую он буксировал. И это была настоящая "невидимка": первый "Стелс" в мире. На нем еще стоял генератор искусственной ионизации окружающей среды. И все это - на ракете, которую начали создавать в СССР еще в 1976 году!А в годы перестройки готовый проект был уничтожен. Доводы конструкторов о том, что десяток "метеоритов" успешно заменяют большое число дозвуковых крылатых ракет, наверху не услышали. А сегодня вас слышат?

Герберт Ефремов: Этим и отличается Путин. Он великолепный аналитик.

Его назвали в честь писателя-фантаста. Но фантазии о будущем Герберту скоро наскучили - проекты были интереснее

С вашим участием и под вашим руководством создали десятки систем. Для обывателя слишком велик объем информации. Назовите три из них: важных, удивительных, интересных.

Герберт Ефремов: Давайте не три, а пять. Итак, П‑5: челомеевская крылатая ракета, в работе над которой и я принимал участие, когда пришел к Челомею молодым специалистом. Далее: противокорабельная П‑6. Упомянул бы еще "Гранит", "Метеорит" и УР‑100Н УТТХ.

Вы ученик Владимира Николаевича Челомея, а нынешний руководитель "НПО машиностроения" Александр Леонов - ваш. Так?

Герберт Ефремов: У меня учеников нет. И я не ученик Челомея. У нас не учатся, а работают. И все сами осваивают в процессе. В условиях окружающей новизны. И мой сменщик Александр Георгиевич Леонов, конструктор и разработчик, продолжает в том же духе.

Вас мама назвала в честь Герберта Уэллса. Хорошо к фантастике относитесь?

Герберт Ефремов: Плохо! Начинал читать, но потом уже не мог. Наши дела более интересные, чем фантастика. Тебе ставят задачу, которую еще в мире никто не решал. А решить нужно. Вот ты вместе с коллективом специалистов из разных отраслей и ломаешь голову: сочиняешь, придумываешь. Какой тут писатель-фантаст справится!? В нашем деле ты сам обязан быть почище любого фантаста.




комментарии (0):











Материалы рубрики

Глеб Ирисов
ТАСС
Замглавы ОАК: наращиваем компетенции по строительству военно-транспортных самолетов
Арсений Гришин
Военно-промышленный курьер
ЦИАМ обещает взлет
Милена Синева
ТАСС
Глава "Техмаша" Александр Кочкин: многим нашим разработкам до сих пор нет аналогов в мире
Милена Синева, Роман Азанов
ТАСС
"Шах и мат". Конструктор Стрелец: новый истребитель превзойдет все мировые аналоги
Милена Синева
ТАСС
Генконструктор Иноземцев о двигателе ПД-14, вернувшем Россию в высшую лигу мировой авиации
Екатерина Постникова 4182 ДОГОВОР ПО ОТКРЫТОМУ НЕБУ
Известия
"Оснований для того, чтобы Россия вернулась в ДОН, нет"

РИА Новости
Сергей Чемезов: у Checkmate уникальное сочетание летных характеристик

РИА Новости
Дмитрий Шугаев: доля авиационных заказов в портфеле ФСВТС превышает 50%



Елена Березина
Российская Газета
Мантуров рассказал о новых самолетах, ситуации в автопроме и углеродном следе
Екатерина Москвич
ТАСС
Начальник ЦПК: от полетов на невесомость на МАКС из-за пандемии пришлось отказаться
Евгений Ключарев
Интерфакс
Глава Red Wings: безубыточная эксплуатация МС-21 вполне реальна

РИА Новости
Сергей Поздняков: впервые на МАКС покажем прототип нового скафандра
Вячеслав Иванов, Глеб Ирисов
ТАСС
Замглавы концерна "Алмаз-Антей": наши новые разработки — ответы на угрозы авиабезопасности

РИА Новости
Сергей Смирнов: в России идет работа над истребителем шестого поколения
Елена Карьгина, Милена Синева
ТАСС
Замглавы ОДК Ремизов: нам нужна поддержка спроса на самолеты с российскими двигателями

РИА Новости
Глеб Вареница: покажем на МАКС новую авиаракету "два в одном"
Айгуль Абдуллина
КоммерсантЪ
"Гадать в сегодняшней непредсказуемой ситуации невозможно"

МИР 24
В небо по расписанию: почему задерживаются авиарейсы?

Ростех
Профессии Ростеха: инженер-конструктор авиационной техники
Татьяна Байкова, Екатерина Постникова
Известия
"Балансируем на грани гонки вооружений в космосе"

Интерфакс
Губернатор Псковской области Михаил Ведерников: "В течение полугода приступим к проектированию нового терминала аэропорта"
Наталия Дмитрак
ТАСС
"Радар ммс": электробеспилотник-вертолет и конвертоплан для Арктики появятся к 2022 году
Наталия Ячменникова
Российская Газета
Научный подлет
Ирина Цырулева Елена Лихоманова
Известия
"Бесконечно повышать тарифы невозможно"
Дмитрий Дриз
КоммерсантЪ
"Космос - это не бездумное соперничество"

РИА Новости
Роман Жиц: мы создаем экосистему для частной космонавтики в России

РИА Новости
Дмитрий Рогозин: стараемся поменьше шутить, побольше двигаться вперед
Екатерина Москвич
ТАСС
Глава Роскосмоса Дмитрий Рогозин: годы МКС по большому счету сочтены
Инна Сидоркова, Петр Канаев, Вячеслав Козлов
РБК
Сергей Чемезов - РБК: "Совсем жесткие санкции - это, по сути, война"
Сергей Домущий
Радиус
Приведет ли "белорусский казус" к блокировке европейских авиаперевозок
Ольга Божьева
Московский комсомолец
В России объяснили, можно ли обвинить Белоруссию в воздушном терроризме

Страхование сегодня
Рынок авиастрахования – жесткой посадки пока удаётся избегать
Тимофей Дзядко, при участии Артём Кореняко
РБК
"Авиакомпаниям нужно закрываться или повышать цены"
Кирилл Веприков, Александр Белов
Интерфакс
Первый замгендиректора "Роскосмоса": сейчас украсть деньги на стройке "Восточного" невозможно
Марина Найденкова
Вечерняя Москва
"Двадцать рублей за километр": когда москвичи смогут передвигаться на летающем такси
Наталия Ячменникова
Российская газета
Дорога в космос часто пролегает именно через авиацию
Евгений Гайва
Российская газета
Сила небесная
Марина Юршина
Профиль
"Отчитываемся не за деньги, а за спасенные жизни"
Милена Синева
ТАСС
Нет права на ошибку
Максим Талавринов  
Известия
"На рынке авиаперевозок на Дальнем Востоке конкуренция невозможна"
Тимофей Дзядко
РБК
Ожидаем восстановление рынка в 2022 году
Галина Дудина
КоммерсантЪ
"Напряжение давно наросло так, что дополнительно оттенков уже не замечаешь"

Интерфакс
Президент Международной ассоциации аэропортов: сейчас делить нечего, только убытки
Виталий Барсуков
Независимая газета
Новый аэропорт Краснодар – ключевой транспортный проект на Юге России

Российская газета
От Земли до Луны

Интерфакс
"Авиационный рынок в 2021 г. будет расти, работы для авиакомпаний просто море"
Дмитрий Струговец
РИА Новости
Невозможно говорить о прибыльности SpaceX
Юрий Бурылин
Транспорт России
Верю в новые взлёты
Дмитрий Струговец, Иван Сураев
РИА Новости
Частные сверхзвуковые джеты взлетят в середине XXI века

ComNews
"Ростех" идет по пути трансформации

 

 

 

 

Реклама от YouDo
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer