Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Интервью


Николай Тестоедов:
Николай Тестоедов: готовы собирать спутники системы "Сфера" за три дня


8 октября 2021 года РИА Новости


Компания "Информационные спутниковые системы" имени академика Решетнёва" – крупнейший российский производитель спутников связи и единственный в России производитель навигационных космических аппаратов. С запуском спутников именно этого производителя в 2022 году начнется развертывание анонсированной президентом России Владимиром Путиным многофункциональной спутниковой системы "Сфера" из более чем 380 аппаратов. О планах развития орбитальной группировки навигационных спутников ГЛОНАСС, выполнении зарубежных контрактов, программе импортозамещения и переходе к серийному производству спутников системы "Сфера" в интервью специальному корреспонденту РИА Новости Дмитрию Струговцу рассказал гендиректор предприятия Николай Тестоедов.

Компания "Информационные спутниковые системы" имени академика Решетнёва" – крупнейший российский производитель спутников связи и единственный в России производитель навигационных космических аппаратов. С запуском спутников именно этого производителя в 2022 году начнется развертывание анонсированной президентом России Владимиром Путиным многофункциональной спутниковой системы "Сфера" из более чем 380 аппаратов. О планах развития орбитальной группировки навигационных спутников ГЛОНАСС, выполнении зарубежных контрактов, программе импортозамещения и переходе к серийному производству спутников системы "Сфера" в интервью специальному корреспонденту РИА Новости Дмитрию Струговцу рассказал гендиректор предприятия Николай Тестоедов.

– Расскажите, какие спутники пополнят группировку ГЛОНАСС в ближайшее время?

– В этом году наше предприятие завершит изготовление трех космических аппаратов "Глонасс-К", но их запуск будет проводиться только по оперативной необходимости. Поясню: в системе ГЛОНАСС сейчас работают 23 аппарата, перекрывая все потребности заказчиков. Кроме того, один аппарат "Глонасс-К" находится на летных испытаниях и через несколько месяцев войдет в строй. Соответственно, потребность в запуске нового спутника наступит только после выхода из строя одного из работающих в космосе аппаратов. Это и есть "оперативная необходимость".

Среди планов на следующий год у нас стоит запуск первого аппарата "Глонасс-К2". Мы ведем непрерывную работу по его подготовке к пуску, но к сожалению, возникли вопросы к работе бортовой математики. Для опытно-конструкторской работы над новым спутником это обычная ситуация, которую никак невозможно спрогнозировать. В отличие от спутников "Глонасс-К" и аппаратов предыдущего поколения "Глонасс-М", новый "Глонасс-К2" – многофункциональный аппарат, поэтому возникает необходимость наладить работу внутренней математики со всеми системами. Чем больше приборов, тем больше комбинаций надо отработать. Сам аппарат собран, обязательства по его изготовлению до конца года мы выдержим.

– Ранее сообщалось, что стоимость новых спутников "Глонасс-К2" будет в два раза выше, чем у их предшественников – "Глонасс-К". Почему так? Это связанно с установкой на спутник дополнительной аппаратуры, программой импортозамещения?

– Здесь комплекс причин. Во-первых, первые "Глонасс-К2" собираются еще на иностранной компонентной базе. Доллар вырос в два раза. В стоимость импортонезависимых аппаратов, которые пойдут с 2026 года, в свою очередь, необходимо внести работы по перепроектированию. Во-вторых, "Глонасс-К2" отличается от предшественников наличием дополнительной аппаратуры. Он даже физически в полтора раза тяжелее. В-третьих, выросли цены на комплектующие. Возьмите дефлятор 5% в год и умножьте на 10 лет, которые прошли с запуска первого "Глонасс-К". Только за счет умножения дефлятора вы уже получите двукратный рост. То есть произошедшее удвоение – это абсолютно естественный процесс.

– Так и не запущен на орбиту последний спутник системы ГЛОНАСС предыдущего поколения "Глонасс-М", у которого в этом году заканчивается срок наземного хранения.

– Мы продлили сроки хранения до конца этого года и продлим, если надо, до середины следующего. Учитывая, что у нас аналогичные аппараты гарантированно работают по полтора срока, мы абсолютно уверены, что и этот аппарат после запуска проработает гарантийный срок в семь лет.

– Начались ли работы по созданию спутников для высокоэллиптического сегмента ГЛОНАСС?

– Создание сегмента включено в подпрограмму ГЛОНАСС программы "Космическая деятельность России до 2030 года". Готовится контракт, прописываются тактико-технические требования на систему и космические аппараты. Рассчитываем, что финансирование работ начнется в этом году.

– Планируется ли провести какие-либо работы по проекту "Малый ГЛОНАСС", малым и дешевым навигационным спутникам?

– В ранее озвученной подпрограмме прописана научно-исследовательская работа по созданию платформы для малого навигационного аппарата. Работа по этой тематике тоже начинается с этого года.

– В течение нескольких лет предприятия ракетно-космической отрасли прорабатывают создание многофункциональной спутниковой системы "Сфера". Ваше предприятие в этой программе участвует с аппаратами "Марафон" и "Скиф" для, соответственно, предоставления услуг связи "интернету вещей" и широкополосного доступа в интернет. Финансирование системы "Сфера" еще не началось, а вы уже проработали облик спутников. Это ваша инициативная разработка?

– Да, мы инициативно разработали аванпроекты систем "Марафон" и "Скиф". В этом году "Роскосмосу" должны быть выделены субсидии на опытно-конструкторские работы по данному направлению. В рамках работ мы изготовим и запустим в следующем году спутник-демонстратор "Скиф" для защиты российского орбитальной-частотного ресурса, а также разработаем и изготовим первый опытный образец космического аппарата "Марафон" и пилотную партию из 5-6 аппаратов, обеспечим их запуск. Дальнейшее развертывание полноценных спутниковых группировок должно быть профинансировано в рамках нацпроекта "Цифровая экономика".

– Если система "Скиф" должна насчитывать 12 спутников, то "Марафон" – уже более 250. Однако у вашего предприятия нет опыта серийного производства малых космических аппаратов. Как планируется решать этот вопрос?

– Вопрос уже проработан. Отобрана и прошла обучение команда молодых специалистов – от проектантов, до технологов и экономистов. Обычно мы как действуем? Провели сборку космического аппарата, после чего отправляем его в барокамеру на 50 дней, затем – на вибростенд. Для крупносерийной сборки это не подходит. В этой связи у нас на предприятии была создана демонстрационная площадка: на одном рабочем месте спутниковой платформе добавляют бак, проверяют контакты, сравнивают проделанную работу с цифровым портретом, если все подключено правильно – передают на соседний стол. Там устанавливают, допустим, двигатели, проверяют контакты, дают тестовый сигнал. Когда убедились, что все работает, передают на следующее рабочее место. Таким образом спутник собирается за три дня. Весь процесс нам понятен и просчитан. Другое дело, что если тот же бак, допустим, необходимо делать 90 дней, и каждые три дня нужен новый бак, то, либо их нужно заранее изготовить, либо создать несколько рабочих мест и организовать параллельную сборку. Будем смотреть, что окажется выгоднее. Место для организации конвейерного производства у нас уже предусмотрено в новом корпусе предприятия.

– Много лет у вас на предприятии на хранении находится украинский спутник "Лыбидь", и непонятно, когда он полетит и полетит ли вообще. Какие-то изменения по ситуации с ним есть?

– Никаких.

– Канадская компания MDA продолжает финансировать его хранение?

– Да.

– Вопрос по еще по одному зарубежному контракту. Сообщалось, что возникли проблемы с получением содержащих американские компоненты комплектующих из Европы для производства ангольского спутника связи Angosat-2. Какова ситуация сейчас?

– Двадцать второго сентября полезная нагрузка космического аппарата Angosat-2 доставлена самолетом в Красноярск.

– Насколько это повлияет на сроки запуска? Пуск все еще планируется на весну 2022 года?

– Да, мы планируем запуск во втором квартале 2022 года.

– Действительно ли запуск российских телекоммуникационных спутников "Экспресс-АМУ3" и "Экспресс-АМУ7" перенесен с ноября на декабрь? По какой причине?

– Да, пуск ушел с ноября на первую половину декабря. Причиной стала небольшая техническая проблема. Прибор отремонтирован, последствия сбоя устранены.

– Какие перспективы развития спутниковой системы "Гонец"? Уже много лет нет определенности по облику космического аппарата нового поколения "Гонец-М1".

– Готовится заседание научно-технического совета "Информационные спутниковые системы" им. Решетнёва" по рассмотрению материалов эскизного проекта. Научно-технические советы АО "ИСС" и АО "Гонец" проведены с положительной оценкой материалов АО "ИСС".

– До одобрения нового облика спутников будете продолжать строить аппараты нынешнего поколения?

– Да. В сентябре произведем еще три аппарата "Гонец-М". Сама группировка низкоорбитальной спутниковой системы "Гонец" успешно работает, устойчиво поддерживается, может, поэтому никакой спешки у заказчика в отношении создания новых аппаратов не заметно. Имей место какие-то проблемы, заказчик бежал бы впереди паровоза по новому облику перспективного спутника.

– Как на предприятии идет процесс импортозамещения? К 2026 году все санкционные комплектующие успеваем заместить?

– Успеваем. Мы говорим только про спутники "Глонасс-К2", по которым развернута целевая работа. Остальные аппараты нашего производства будут "копировать" опробованные на навигационных аппаратах решения. И компонентная база, и микросборки, и отдельные подсистемы будут затем заимствоваться для других аппаратов. Все спутники "Глонасс-К2" с 2026 года будут изготовлены из российской элементной базы. Даже там, где российская промышленность не имеет технологических возможностей изготовить конкретную микросхему, заменим ее микросборкой, но отечественного производства.

Где-то из-за этого может прибавиться вес по сравнению с использованием иностранной компонентой базы, но наши лучшие в мире ракеты позволяют вывести на орбиту дополнительный груз, а там, где и этого окажется недостаточно, можем использовать ионные двигатели довыведения.
Если говорить о коммерческих аппаратах, то здесь наличие иностранной полезной нагрузки определяет заказчик. Здесь использование импортных комплектующих приемлемо.




комментарии (0):











Материалы рубрики

Наталия Михальченко
Известия
"У МКС есть запас прочности"
Екатерина Москвич
ТАСС
Гендиректор Центра им. Хруничева: в мире есть интерес к ракете "Ангара"
Екатерина Москвич
ТАСС
Рогозин: в приоритете у Роскосмоса стоит обеспечение гособоронзаказа

МИР 24
Полет нормальный: необходимы ли пилотам данные систем GPS?
Алексей Заквасин
RT
"Создать конкурентную технику": как в России продвигается разработка новых авиационных поршневых двигателей
Наталия Ячменникова
Российская Газета
Рогозин: Наш приоритет сегодня - орбитальная группировка наблюдения и связи

Ростех
Юрий Слюсарь: "Стране нужны самолеты"
Ольга Коленцова
Известия
"Мы проверим спутники Юпитера на наличие там жизни"




Роскосмос
О разработке нового пилотируемого корабля "Орёл"
Антонина Тихомирова
ФедералПресс
Авиаэксперт о региональных перелетах: "Неизбежно будут дорожать"
Ирина Цырулева
Известия
"Не допустим на рынок контрафактные авиазапчасти"

Роскосмос
Интервью Дмитрия Рогозина телеканалу "Россия 24" 3 марта

Роскосмос
Интервью Дмитрия Рогозина телеканалу RT
Ольга Божьева
MK.ru
Эксперт назвал последствия санкций ЕС против российской авиаотрасли
Ольга Божьева
МК
Придется пересесть с самолетов на поезда
Тимур Латыпов, Айрат Шамилов
Бизнес ONLINE
Николай Колесов: «Я занимаюсь КВЗ по паре часов каждый день. Ситуация действительно непростая»
Алексей Никольский
Ведомости
«Сейчас одной лишь низкой ценой выиграть конкуренцию невозможно»

Интерфакс
"На 2022 год смотрим с оптимизмом, если, конечно, с неба не полетят кирпичи"

Транспорт России
Отрасль развивается последовательно и динамично
Наталия Ячменникова
Российская Газета
Сможет ли искусственный интеллект предотвратить авиакатастрофы

Транспорт России
Поэтапное развитие
Мария Амирджанян
ТАСС
Гендиректор лоукостера "Победа": мы готовы забрать себе вообще всех лучших пилотов
Илья Вайсберг
АвиаСоюз
Юрий Михальчевский: "Жесткая конкуренция в образовании позволит выжить только сильнейшим вузам"
Мария Амирджанян
ТАСС
Глава "Аэрофлота": по итогам года группа увеличит перевозки на 50%
Екатерина Постникова
Известия
«Нас разочаровала пассивно-отстраненная позиция западных государств»

Интерфакс
Дмитрий Рогозин: ожидаем от NASA официального предложения продлить работу МКС
Антон Лавров
Известия
"Мы сделали ставку на нанесение массированных ударов"
Тимофей Дзядко, Артём Кореняко
РБК
Глава "Аэропортов регионов" - РБК: "QR-код - это неизбежное"
Илья Вайсберг
АвиаСоюз
МГТУ ГА открывает новые направления в подготовке авиационных специалистов

Еврорадио
Можно ли "запретить" Национальный аэропорт "Минск" санкциями ЕС?

Еврорадио
Не взлетит? На что может пересесть “Белавиа”, если Европа заберёт самолёты

РИА Новости
Андрей Богинский: ждем первый контракт на "Ансат" с VIP-салоном AURUS
Милена Синева
ТАСС
Глава "Вертолетов России": каким будет вертолет будущего - вопрос открытый
Антон Лавров
Известия
"Беспилотники помогают нам поражать цели в режиме реального времени"
Дмитрий Решетников
РИА Новости
Сергей Богатиков: в России испытан вооруженный ракетами беспилотный вертолет
Милена Синева, Мария Амирджанян
ТАСС
Глава Ростеха Чемезов: на Dubai Airshow 2021 мы показываем будущее авиации России
Артём Кореняко Подробнее на РБК: https://www.rbc.ru/business/11/11/2021/618cd3f69a7947ebc9274384
РБК
Глава Минпромторга о VIP-самолетах под брендом Aurus и будущих новинках в линейке SuperJet
Артём Кореняко, Петр Канаев
РБК
Глава "Уральских авиалиний" - РБК: "Живьем на растерзание не дадимся"
Инна Сидоркова
РБК
Глава ФСВТС — РБК: Брошенная США техника — проблема не только Афганистана
Илья Вайсберг
АвиаСоюз
Опираясь на традиции и опыт – устремленность в будущее!
Дмитрий Федюшко
ТАСС
Гендиректор "Рособоронэкспорта": рассматриваем Латинскую Америку как перспективный регион

РИА Новости
Дмитрий Рогозин: для плодотворного сотрудничества с НАСА санкции надо снять
Артем Рукавов
Интерфакс
Главный конструктор СККП: в ближайшие 10 лет ситуация с космическим мусором станет критической
Ольга Божьева
MK.ru
"Покупает самолетик и летает себе над тайгой без пилотского удостоверения"

РИА Новости
Николай Тестоедов: готовы собирать спутники системы "Сфера" за три дня

Интерфакс
Губернатор Магаданской области Сергей Носов: "Стоит задача восстановить сеть маршрутов малой авиации в регионе"
Дмитрий Струговец
РИА Новости
Федор Юрчихин: в Хьюстоне после терактов царила несвойственная тишина

РИА "СНГС"
Мне бы в небо
Наталья Дмитрак
ТАСС
"Радар ммс": система "Касатка" — искусственный интеллект для военной авиации России

РИА Новости
Денис Мантуров: самолет SuperJet в стиле Aurus – не за горами

 

 

 

 

Реклама от YouDo
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer