Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Интервью


Сергей Чемезов:
Глава Ростеха Чемезов: на Dubai Airshow 2021 мы показываем будущее авиации России


12 ноября 2021 года Милена Синева, Мария Амирджанян, ТАСС


В преддверии Dubai Airshow 2021 глава госкорпорации "Ростех" Сергей Чемезов рассказал в интервью ТАСС о передовых возможностях и конкурентных преимуществах российских гражданских авиалайнеров и боевых машин, авиабеспилотниках, выводимых Россией на международных рынок, а также о перспективах программы создания легкого тактического истребителя Checkmate и первого отечественного электрического самолета.

Одна из наиболее авторитетных международных выставок — Dubai Airshow 2021 — стартует 14 ноября в Объединенных Арабских Эмиратах. Россия в этом году подготовила для посетителей авиасалона поистине эксклюзивную программу, полную премьер и прорывных решений. Впервые на зарубежной выставке будут продемонстрированы сразу шесть натурных образцов вертолетной техники. Дебютантами станут ударные вертолеты Ми-28НЭ и Ка-52, многоцелевая машина Ми-171А2 и модернизированный легкий вертолет Ка-226Т "Альпинист".

В линейке гражданской авиации Ростех впервые представит на иностранной выставке российский флагман МС-21-310 с новыми российскими двигателями ПД-14, а также новый бизнес-джет на базе Superjet в стилистике Aurus. Также в этой стилистике будет продемонстрирована бизнес-версия вертолета "Ансат". Самой ожидаемой премьерой российской экспозиции станет прототип первого российского однодвигательного истребителя пятого поколения Checkmate, доставленный в Дубай на самолете Ан-124 "Руслан".

В преддверии Dubai Airshow 2021 глава госкорпорации "Ростех" Сергей Чемезов рассказал в интервью ТАСС о передовых возможностях и конкурентных преимуществах российских гражданских авиалайнеров и боевых машин, авиабеспилотниках, выводимых Россией на международных рынок, а также о перспективах программы создания легкого тактического истребителя Checkmate и первого отечественного электрического самолета.

— Сергей Викторович, Dubai Airshow — одна из наиболее представительных авиационных выставок, неудивительно, что Ростех принимает в ней участие. Скажите, что планируете показать на выставке впервые? 

— Dubai Airshow — традиционное место встречи ведущих мировых производителей и своего рода витрина для потенциальных заказчиков. По значимости выставка стоит в одном ряду с авиасалоном в Ле-Бурже или Singapore Airshow. 

В этом году мы представляем новинки производства Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК), "Вертолетов России". Это — флагман гражданской авиации МС-21, новый бизнес-джет на базе Superjet в стилистике Aurus, самолет пятого поколения Checkmate, широкая линейка вертолетной техники. Ряд машин мы показываем за рубежом впервые.

— Почему именно эти машины?

— Это машины, за которыми будущее авиации. МС-21 — среднемагистральный лайнер нового поколения. У него много преимуществ: широкий просторный салон, современные двигатели, крыло из композитов, бортовые системы последнего поколения. Таким набором могут похвастаться только лучшие самолеты мира. Лайнер комфортный и экономичный — это главные качества машины. Для самолета МС-21-310, оснащенного новыми российскими двигателями ПД-14, это первый зарубежный визит. Хотим показать лайнер в деле, поэтому он будет участвовать в летной программе.

Бизнес-суперджет — это другой сегмент. Самолет получил новый комфортабельный салон, высокоскоростной спутниковый интернет, пассажиры могут управлять мультимедийными возможностями, освещением и температурой в салоне со смартфона. На борту — полноценная душевая кабина. С технической точки зрения — возросла дальность, она превышает 7 тыс. км. У самолета семь новых топливных баков. Он может совершить перелет из Москвы во Владивосток без посадки, к примеру. Опциональный встроенный трап с электрическим приводом расширит возможности базирования самолета и повысит его автономность. Бизнес-версию в прежней комплектации уже используют несколько иностранных и российских клиентов. Уверен, новая конфигурация борта также вызовет интерес в мире, в том числе в странах Персидского залива.

— А самим самолетом со смартфона управлять когда можно будет?

— (Улыбается.) Не исключаю, что технически это может быть реализуемо. Современные самолеты, такие как МС-21 или бизнес-суперджет, — это, можно сказать, крылатые цифровые системы, очень умные машины. Но управлять самолетом все-таки должны профессионалы.

— А что же Checkmate? Какой интерес к самолету вы прогнозируете в регионе?

— У Checkmate есть ряд несомненных преимуществ. Это малая заметность, передовая бортовая электроника, в том числе радар с АФАР (активная фазированная антенная решетка), и очень эффективная система РЭБ. Еще один плюс — открытая архитектура и возможность адаптации машины под конкретного заказчика. Среди однодвигательных самолетов пятого поколения и машин предыдущих поколений сопоставимыми характеристиками может похвастаться только главный конкурент Checkmate — F-35. Однако в отличие от последнего наш самолет экономически выгоднее. Совокупность этих свойств делает этот самолет уникальным и привлекательным, в том числе для стран Ближнего Востока.

— На самолет уже есть заказы? 

— Были переговоры с иностранными делегациями, сейчас формируем для них предложения по облику самолета. Часть потенциальных заказчиков хотят получить машину, адаптированную под свои нужды. Это зависит от географии применения, финансовых возможностей и ряда других факторов.

В Checkmate впервые реализован модульный принцип — он может быть сконфигурирован оптимальным способом под конкретного клиента. Благодаря этому заказчик платит только за базовую машину и нужные ему опции. 

— Вы рассматриваете иностранные инвестиции в проект?

— На данном этапе машина создается за счет собственных средств при поддержке Минпромторга России. Тем не менее при интересе наших партнеров мы открыты к участию иностранного капитала в проекте.

— На какой стадии находится проект сегодня?

— Идет активная работа по проекту. Технический облик машины в целом сформирован, выстраивается кооперация. 

— Вы упомянули, что в этом году Ростех покажет на выставке широкую линейку вертолетов. О каких машинах идет речь?

— Прежде всего, это наши гражданские вертолеты: легкий многоцелевой Ка-226Т, бизнес-версия "Ансата" в стилистике бренда Aurus и его медицинская версия. В медицине есть понятие "золотой час" — это первый час, за который очень важно доставить критического пациента в больницу. Медицинский "Ансат" — легкий и скоростной вертолет — помогает не только уложиться в это время, но и провести на борту необходимый комплекс реанимационных мероприятий. Вертолет уже используется в России, показывает прекрасные результаты в санитарной авиации.

Также впервые на выставку привезем боевой модернизированный Ми-28НЭ. Это серьезная ударная машина с современным бортовым оборудованием и вооружением. Еще покажем разведывательно-ударный Ка-52. Его особенность — тандемное расположение экипажа. В боевой обстановке это дает совершенно иную слаженность работы между летчиком и оператором систем. Вертолет выполнен по соосной схеме, поэтому он очень тихий. Это полезное качество для разведывательных операций. Кроме того, впервые на Ближнем Востоке покажем многоцелевой Ми-171А2. 

— Прошлогодний конфликт в Нагорном Карабахе наглядно продемонстрировал возможности беспилотных летательных аппаратов (БЛА). Что Россия готова предложить иностранным покупателям в этом сегменте?

— Очевидно, что часть задач, которые ранее решали дорогие ударные самолеты, могут выполнить относительно "доступные" беспилотные аппараты. Мы внимательно проанализировали локальные конфликты последних лет и учли их опыт. Сегодня наша компания-спецэкспортер "Рособоронэкспорт" предлагает БЛА практически всех существующих классов. На выставке, к примеру, представят продукцию "Кронштадта": скоростной ударный "Гром" или разведывательно-ударный комплекс "Орион-Э" — экспортный вариант комплекса, который уже поставляется в российскую армию. Также можно будет увидеть БЛА радиолокационного дозора "Гелиос-РЛД". Он способен находиться в воздухе около суток, непрерывно передавая информацию о ситуации в небе.

— На рынке БЛА много сильных игроков, для России же это новый сегмент. Какие шансы потеснить других производителей на ближневосточном рынке?

— Мы не боимся конкуренции, для нас это дополнительный стимул. Да, где-то мы пока в роли догоняющих, но у нас есть и сильные стороны.

Часто мы предлагаем нетривиальные решения. К примеру, специалисты Zala Aero из группы компаний "Калашников" разработали разведывательный БЛА вертикального взлета и посадки Zala VTOL. Это "умный" БЛА с элементами искусственного интеллекта. Он может передавать "картину боя" в HD-качестве, самостоятельно сопровождать цель, барражировать и не упускать ее из вида на протяжении нескольких часов.

Еще пример — КУБ-БЛА. Барражирующий боеприпас можно запускать с транспортно-десантных катеров и кораблей специального назначения. Он развивает скорость до 130 км/ч, может выполнять миссии в составе ведомого роя. Основной этап государственных испытаний для этого изделия уже пройден. В этом сегменте мы одни из мировых лидеров.

Отмечу, что многие образцы, которые мы предлагаем на внешний рынок, испытаны в реальных боевых условиях и доказали свою надежность и эффективность. В отличие от некоторых конкурентов, которые дальше испытательного полигона не летали. 

Страны Ближнего Востока — одни из главных потребителей военной техники, в ближайшие несколько лет эта тенденция сохранится. Перспективы отечественных БЛА на этом рынке, считаю, очень хорошие.

— Вернемся к классической боевой авиации. Какие военные самолеты вызывают наибольший интерес у стран Ближнего Востока? Ростех продвигает эту продукцию?

— Прежде всего, назову Су-57. Это единственный в мире тяжелый истребитель пятого поколения, предлагаемый на экспорт. Это кардинально другие боевые возможности: малая заметность, высокая скорость, боевая нагрузка, маневренность, поэтому интерес к самолету соответствующий. Также интерес вызывают МиГ-35, транспортные Ил-76МД-90А, заправщики Ил-78М-90А, конечно же, Су-35 и Су-30.

Преимущества российских истребителей на Dubai Airshow можно будет увидеть в деле. В летной программе выступит авиационная группа высшего пилотажа "Русские витязи" на Су-30. Самолеты этого типа — прекрасный пример успеха российских продуктов на международном рынке. Мы, кстати, сейчас испытываем модернизированную версию — Су-30СМ2. Интерес к самолетам зависит от пожеланий конкретного заказчика, его планов на модернизацию ВВС и финансовых возможностей. С иностранными коллегами мы работу ведем.

— В зарубежных СМИ Су-57 часто критикуют…

— Значит, видят в нем конкурента. Бульварные заголовки не влияют на боевые возможности самолета. Если смотреть на эту машину в деле, то половина вопросов отпадает сама собой. Например, про мощность двигателей.

Некоторые нападки ничего, кроме улыбки, не вызывают. Недавно, в частности, в зарубежной прессе прозвучало, что Су-57 никогда не будет поставляться в войска! Но самолет уже производится серийно и поставляется в российскую армию. Такие информационные атаки на наш ОПК — это тоже проявление недобросовестной конкуренции. 

— Денис Мантуров заявил, что в ближайшем будущем Россия не планирует поставлять гражданские самолеты за рубеж. Тем не менее к самолетам проявляют интерес иностранные заказчики? Возможно, ведутся переговоры на дальнюю перспективу?

— Тот же МС-21 ничем не уступает последним модификациям Boeing семейства 737 или Airbus семейства 320 и даже имеет ряд преимуществ. Интерес к проекту за рубежом очень большой. При этом иностранные заказчики смотрят прежде всего на результаты эксплуатации на внутреннем рынке. Поэтому на первом этапе важно создать образцовую модель взаимодействия производителя с эксплуатантами, которая сможет впечатлить иностранных партнеров и будет не хуже, чем у Boeing или Airbus.

Сейчас надо завершить сертификацию МС-21 и начать поставки авиакомпаниям. Параллельно авиастроителями организуется качественная система послепродажной поддержки, чтобы наладить поставку запчастей, техническое обслуживание и подготовку экипажей. Это позволит избежать проблем, с которыми сталкивались эксплуатанты Superjet в прошлом, на начальном этапе вывода машины на рынок.

В части Superjet, кстати, тоже сделан большой шаг вперед — сформирован пул запасных частей, организуются сервисные центры, налажена логистика между производителем и сервисными операторами. На складе в Жуковском, к примеру, хранится около 15 тыс. номенклатурных номеров — это более 1 млн единиц различного авиационно-технического имущества. Время подбора на складе не превышает 20 минут. Объем ежедневных операций — порядка 200 единиц по приемке и отгрузке агрегатов со склада.

В целом SSJ сегодня — это основной самолет для российских региональных перевозок. Общая доля пассажиров, перевезенных на Superjet, среди всех региональных авиалайнеров сейчас составляет более 60%. Самолет совершил более 8 тыс. посадок.

Словом, сейчас мы закладываем фундамент доверия. Потенциальные партнеры в других странах внимательно наблюдают за нашими действиями. 

— На выставке в Дубае в 2019 году было озвучено, что Як-130 будет модернизирован и получит новые боевые возможности. На какой стадии этот проект сейчас?  

— Самолет действительно модернизируется. Он получит новые качества, которые значительно расширят его сферу применения, в первую очередь — в боевой обстановке. Потенциал у машины хороший, но какие-либо подробности озвучивать рано.

— Как катастрофа экспериментального Ил-112В отразится на производстве других машин и на программе Ил-114 с двигателем ТВ-117? Какие выводы комиссии?

— Катастрофа в Кубинке для всех стала трагедией. Надо понимать, что самолет был экспериментальным. Машина проходила испытания — это всегда рискованный процесс. Сейчас очень важно найти причины и сделать необходимые выводы. Для этого комиссия по расследованию происшествия продолжает работу. Программы Ил-112В и Ил-114-300 будут продолжены с учетом результатов расследования.

— Во всем мире набирают популярность проекты электрических самолетов. Возможно ли создание отечественного электрического самолета?

— Это реально. На последнем МАКС можно было увидеть первые российские образцы таких машин. Эти самолеты имеют меньший углеродный след и целый ряд других преимуществ. Но есть и сложности, которые предстоит преодолеть, в первую очередь — с системой питания, которая должна состоять из целого ряда элементов, от обычных аккумуляторов до суперконденсаторов и системы управления. Наши компании ведут разработки в области электрификации воздушных судов. По ряду агрегатов уже есть хороший технический задел.

Добавлю, что мы начали разработку авиадвигателей на водородном топливе. Сформирована рабочая группа проекта, начаты опытно-конструкторские работы. Мы видим в этом направлении большой потенциал.




комментарии (0):











Материалы рубрики


Еврорадио
Можно ли "запретить" Национальный аэропорт "Минск" санкциями ЕС?

Еврорадио
Не взлетит? На что может пересесть “Белавиа”, если Европа заберёт самолёты

РИА Новости
Андрей Богинский: ждем первый контракт на "Ансат" с VIP-салоном AURUS
Милена Синева
ТАСС
Глава "Вертолетов России": каким будет вертолет будущего - вопрос открытый
Антон Лавров
Известия
"Беспилотники помогают нам поражать цели в режиме реального времени"
Дмитрий Решетников
РИА Новости
Сергей Богатиков: в России испытан вооруженный ракетами беспилотный вертолет
Милена Синева, Мария Амирджанян
ТАСС
Глава Ростеха Чемезов: на Dubai Airshow 2021 мы показываем будущее авиации России
Артём Кореняко Подробнее на РБК: https://www.rbc.ru/business/11/11/2021/618cd3f69a7947ebc9274384
РБК
Глава Минпромторга о VIP-самолетах под брендом Aurus и будущих новинках в линейке SuperJet



Артём Кореняко, Петр Канаев
РБК
Глава "Уральских авиалиний" - РБК: "Живьем на растерзание не дадимся"
Инна Сидоркова
РБК
Глава ФСВТС — РБК: Брошенная США техника — проблема не только Афганистана
Илья Вайсберг
АвиаСоюз
Опираясь на традиции и опыт – устремленность в будущее!
Дмитрий Федюшко
ТАСС
Гендиректор "Рособоронэкспорта": рассматриваем Латинскую Америку как перспективный регион

РИА Новости
Дмитрий Рогозин: для плодотворного сотрудничества с НАСА санкции надо снять
Артем Рукавов
Интерфакс
Главный конструктор СККП: в ближайшие 10 лет ситуация с космическим мусором станет критической
Ольга Божьева
MK.ru
"Покупает самолетик и летает себе над тайгой без пилотского удостоверения"

РИА Новости
Николай Тестоедов: готовы собирать спутники системы "Сфера" за три дня

Интерфакс
Губернатор Магаданской области Сергей Носов: "Стоит задача восстановить сеть маршрутов малой авиации в регионе"
Дмитрий Струговец
РИА Новости
Федор Юрчихин: в Хьюстоне после терактов царила несвойственная тишина

РИА "СНГС"
Мне бы в небо
Наталья Дмитрак
ТАСС
"Радар ммс": система "Касатка" — искусственный интеллект для военной авиации России

РИА Новости
Денис Мантуров: самолет SuperJet в стиле Aurus – не за горами

РИА Новости
Михаил Гордин: мы первыми испытали в полете сверхпроводящий электромотор

РИА Новости
Владимир Соловьев: новую станцию можем начать строить с 2027 года

РИА Новости
Владимир Соловьев: полет модуля "Наука" сопровождался трудностями
Лидия Мисник
Газета.ru
"Война будущего начнется в космосе". Большое интервью Дмитрия Рогозина
Глеб Ирисов
ТАСС
Гендиректор "Навигатора": можем сделать невидимыми на "Флайтрадаре" военные самолеты
Екатерина Москвич
ТАСС
Рогозин: первые прототипы спутников для программы "Сфера" будут созданы к концу 2022 года
Екатерина Мальцева
Интерфакс
Денис Мантуров: началась сборка опытных образцов нового стратегического бомбардировщика ПАК ДА
Сергей Бабкин
ТАСС
Глава НПО машиностроения: разрабатываем космический мини-аппарат с локатором на базе АФАР
Николай Новичков
ТАСС
От беспилотников к цивилизации роботов. Генконструктор "Кронштадта" о будущем БЛА в России

РИА Новости
Сергей Богатиков: рой ударных беспилотников планируется базировать на Ил-76
Тимофей Дзядко, Артём Кореняко
РБК
"Государство не должно ничего компенсировать"

Общественное телевидение России
Тариф семейный
Глеб Ирисов
ТАСС
Замглавы ОАК: наращиваем компетенции по строительству военно-транспортных самолетов
Арсений Гришин
Военно-промышленный курьер
ЦИАМ обещает взлет
Милена Синева
ТАСС
Глава "Техмаша" Александр Кочкин: многим нашим разработкам до сих пор нет аналогов в мире
Милена Синева, Роман Азанов
ТАСС
"Шах и мат". Конструктор Стрелец: новый истребитель превзойдет все мировые аналоги
Милена Синева
ТАСС
Генконструктор Иноземцев о двигателе ПД-14, вернувшем Россию в высшую лигу мировой авиации
Екатерина Постникова 4182 ДОГОВОР ПО ОТКРЫТОМУ НЕБУ
Известия
"Оснований для того, чтобы Россия вернулась в ДОН, нет"

РИА Новости
Сергей Чемезов: у Checkmate уникальное сочетание летных характеристик

РИА Новости
Дмитрий Шугаев: доля авиационных заказов в портфеле ФСВТС превышает 50%
Елена Березина
Российская Газета
Мантуров рассказал о новых самолетах, ситуации в автопроме и углеродном следе
Екатерина Москвич
ТАСС
Начальник ЦПК: от полетов на невесомость на МАКС из-за пандемии пришлось отказаться
Евгений Ключарев
Интерфакс
Глава Red Wings: безубыточная эксплуатация МС-21 вполне реальна

РИА Новости
Сергей Поздняков: впервые на МАКС покажем прототип нового скафандра
Вячеслав Иванов, Глеб Ирисов
ТАСС
Замглавы концерна "Алмаз-Антей": наши новые разработки — ответы на угрозы авиабезопасности

РИА Новости
Сергей Смирнов: в России идет работа над истребителем шестого поколения
Елена Карьгина, Милена Синева
ТАСС
Замглавы ОДК Ремизов: нам нужна поддержка спроса на самолеты с российскими двигателями

РИА Новости
Глеб Вареница: покажем на МАКС новую авиаракету "два в одном"
Айгуль Абдуллина
КоммерсантЪ
"Гадать в сегодняшней непредсказуемой ситуации невозможно"

 

 

 

 

Реклама от YouDo
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer